Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЕСТИ ИНОЯЗЫЧНУЮ БЕСЕДУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ОПЫТЕ ПЕДПРАКТИК МАГИСТРАНТОВ ВГСПУ)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЕСТИ ИНОЯЗЫЧНУЮ БЕСЕДУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ОПЫТЕ ПЕДПРАКТИК МАГИСТРАНТОВ ВГСПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности развития умений / ведение иноязычной беседы / старшеклассники (обучающиеся старших классов) / магистранты / будущие педагоги / features of the skill development / conducting a foreign language conversation / high school students / undergraduates / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна

В статье представлены результаты исследования проблемы развития умений вести иноязычную беседу у старшеклассников в ходе организации педагогических практик магистрантов Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в общеобразовательных школах г. Волгограда. Целью исследования стало выявление особенностей развития умений вести иноязычную беседу у 170 обучающихся старших классов, характеризующих их готовностью организовывать интервью, круглый стол, дискуссию при "живом" общении на английском языке или при использовании e-learning на уроках в дистанционном режиме. Исследование осуществлялось на основе авторской методики (профессора Е.В. Мещеряковой) организации производственных педагогических практик магистрантов ВГСПУ будущих педагогов, целью которой являлось развитие умений вести беседу на английском языке у обучающихся 10-11 классов, и включало решение следующих задач магистрантами-практикантами: определение сферы интересов старшеклассников, начиная от простых развлечений и заканчивая профессиональной направленностью; разделение школьников по группам в соответствии с выявленными интересами и языковым уровнем; разработка магистрантами алгоритма организации иноязычной беседы для самостоятельной работы школьников (над интервью, круглым столом, дискуссией) в соответствии с выделенными группами интересов старшеклассников и уровнем их готовности к иноязычному общению. На основании результатов проведенного исследования делаются выводы о том, что для достижения цели современного образования развитие у старшеклассников умений вести иноязычную беседу, необходимы новые форматы обучения иностранному языку на основе актуальных интересов обучающихся с учетом уровня их языковой подготовки, стимулирующих к саморазвитию у школьников интереса к иноязычному общению; привлечение к целенаправленной активной практической деятельности магистрантов будущих педагогов в периоды педпрактик на основе специальной методики целесообразно в связи с более близкими возрастными границами и молодежными интересами школьников и студентов (магистрантов), способствующими лучшему пониманию и повышению качества обучения иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the problem study of developing the ability to conduct a foreign language conversation among high school students during the teaching practice for master's students of the Volgograd State Social Pedagogical University in secondary schools in Volgograd. The purpose of the study is to identify the foreign language conversation skill development among 170 high school students, to characterize their readiness to organize an interview, round table, discussion during “live” communication in English or when using e-learning in the classroom. The research was carried out on the basis of the author's methodology (Professor E.V.Meshcheryakova) during the pedagogical practice for VGSPU undergraduates, the purpose of which was to develop the conversation skills among 10-11 graders, and included solving the following tasks by undergraduates: 1 determining the interest sphere for high school students, starting from simple entertainment and ending with professional orientation; 2 division of schoolchildren into groups in accordance with the identified interests and language level; 3 algorithm preparation by undergraduates for organizing a foreign-language conversation done independently by schoolchildren (interviews, round tables, discussions) in accordance with the selected groups of interests and their level of readiness for foreign-language communication. The results of the study conclude that in order to achieve the goal of modern education to develop skills to conduct a foreign language conversation among high school students, new formats of teaching a foreign language are needed based on the actual interests of students, taking into account the level of their language training, stimulating self-development among schoolchildren due to their interest in foreign language communication; involvement in purposeful active practical activity of undergraduates (teachers to be) in the periods of teaching practice based on the specified methodology is appropriate, due to the closer age boundaries and youth interests of schoolchildren and students (undergraduates), contributing to a better understanding and improvement of the quality of teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЕСТИ ИНОЯЗЫЧНУЮ БЕСЕДУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ОПЫТЕ ПЕДПРАКТИК МАГИСТРАНТОВ ВГСПУ)»

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии Мещерякова Елена Владиленовна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ВЕСТИ ИНОЯЗЫЧНУЮ БЕСЕДУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА

ОПЫТЕ ПЕДПРАКТИК МАГИСТРАНТОВ ВГСПУ)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы развития умений вести иноязычную беседу у старшеклассников в ходе организации педагогических практик магистрантов Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в общеобразовательных школах г. Волгограда. Целью исследования стало выявление особенностей развития умений вести иноязычную беседу у 170 обучающихся старших классов, характеризующих их готовностью организовывать интервью, круглый стол, дискуссию при "живом" общении на английском языке или при использовании e-learning на уроках в дистанционном режиме. Исследование осуществлялось на основе авторской методики (профессора Е.В. Мещеряковой) организации производственных педагогических практик магистрантов ВГСПУ - будущих педагогов, целью которой являлось развитие умений вести беседу на английском языке у обучающихся 10-11 классов, и включало решение следующих задач магистрантами-практикантами: - определение сферы интересов старшеклассников, начиная от простых развлечений и заканчивая профессиональной направленностью; -разделение школьников по группам в соответствии с выявленными интересами и языковым уровнем; - разработка магистрантами алгоритма организации иноязычной беседы для самостоятельной работы школьников (над интервью, круглым столом, дискуссией) в соответствии с выделенными группами интересов старшеклассников и уровнем их готовности к иноязычному общению. На основании результатов проведенного исследования делаются выводы о том, что для достижения цели современного образования - развитие у старшеклассников умений вести иноязычную беседу, необходимы новые форматы обучения иностранному языку на основе актуальных интересов обучающихся с учетом уровня их языковой подготовки, стимулирующих к саморазвитию у школьников интереса к иноязычному общению; привлечение к целенаправленной активной практической деятельности магистрантов - будущих педагогов - в периоды педпрактик на основе специальной методики целесообразно в связи с более близкими возрастными границами и молодежными интересами школьников и студентов (магистрантов), способствующими лучшему пониманию и повышению качества обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: особенности развития умений, ведение иноязычной беседы, старшеклассники (обучающиеся старших классов), магистранты, будущие педагоги.

Annotation. The article presents the results of the problem study of developing the ability to conduct a foreign language conversation among high school students during the teaching practice for master's students of the Volgograd State Social Pedagogical University in secondary schools in Volgograd. The purpose of the study is to identify the foreign language conversation skill development among 170 high school students, to characterize their readiness to organize an interview, round table, discussion during "live" communication in English or when using e-learning in the classroom. The research was carried out on the basis of the author's methodology (Professor E.V.Meshcheryakova) during the pedagogical practice for VGSPU undergraduates, the purpose of which was to develop the conversation skills among 10-11 graders, and included solving the following tasks by undergraduates: 1 -determining the interest sphere for high school students, starting from simple entertainment and ending with professional orientation; 2 - division of schoolchildren into groups in accordance with the identified interests and language level; 3 - algorithm preparation by undergraduates for organizing a foreign-language conversation done independently by schoolchildren (interviews, round tables, discussions) in accordance with the selected groups of interests and their level of readiness for foreign-language communication. The results of the study conclude that in order to achieve the goal of modern education to develop skills to conduct a foreign language conversation among high school students, new formats of teaching a foreign language are needed based on the actual interests of students, taking into account the level of their language training, stimulating self-development among schoolchildren due to their interest in foreign language communication; involvement in purposeful active practical activity of undergraduates (teachers to be) in the periods of teaching practice based on the specified methodology is appropriate, due to the closer age boundaries and youth interests of schoolchildren and students (undergraduates), contributing to a better understanding and improvement of the quality of teaching foreign languages.

Key words: features of the skill development, conducting a foreign language conversation, high school students, undergraduates, future teachers.

Введение. Проблема развития умений вести иноязычную беседу у старшеклассников в течение значительного времени продолжает оставаться достаточно актуальной.

В соответствии с ФГОС ООО по окончании средней школы выпускник должен обладать метапредметными умениями, среди которых выделяются умения иноязычного общения [91.

Исследователи (Н.Д. Гальскова, П.Б. Гурвич, Е.И. Пассов, К.А. Тагирова, А.В. Хуторской и др.) отводят важность развитию умений иноязычного общения, считают, что умение вести беседу - это талант, а умение вести беседу на иностранном языке - талант еще более уникальный и очень необходимый. По этой причине одной из основных задач обучения иностранному языку в настоящее время называют практическое умение вести иноязычную беседу, как важную составляющую востребованной коммуникативной компетентности Г61. Другими словами, мы должны учить наших детей умению общаться, выражать свои мысли устно и письменно, а также понимать собеседника. Сегодня разрабатываются различные подходы и педагогические средства обучения учащихся общению, развитию умений вести иноязычную беседу: ролевые игры (подготовленные и неподготовленные), групповая работа в порядке обсуждения текстов, событий и высказываний, чьего-либо мнения о прочитанном тексте (также подготовленном и неподготовленном), реализация различных проектов с последующей их презентацией, работа в парах над составлением разного вида диалогов, разнообразных игр, которые побуждают учащихся высказываться без подготовки во время игр, разговоров в классе.

Одним из перспективных подходов к развитию умений ведения иноязычной беседы является компетентностный подход, который позволяет рассматривать исследуемое явление и как личностное качество и как один из важных результатов умений к иноязычному общению в целом и коммуникативной компетентности. В современной педагогической науке рассматриваются различные аспекты развития умений вести иноязычную беседу, подчеркиваются возможности для учеников на уроках английского языка, стимулирующие к рассказу на иностранном языке и иноязычному разговору с учителем и определенным количеством учеников в условиях, когда каждый оратор может говорить несколько раз без предварительной подготовки [1,С. 49].

На основании результатов теоретического анализа исследуемой проблемы, следует отметить, что о развитии умений вести иноязычную беседу обучающимися исследователи и практики судят по интересу к плодотворности выполняемой ими работы на уроках английского языка и в ходе самостоятельной подготовки, поскольку благодаря заинтересованности в общении на иностранном языке, учащиеся начинают демонстрировать требуемые умения в монологических и диалогических высказываниях в ходе иноязычной беседы \4, С. 191. Развитию умений вести иноязычную беседу способствует коммуникативная деятельность учеников, позволяющая говорящему в конкретной ситуации общения научиться понимать смысл сказанного, а также стремления старшеклассников к отстаиванию своих мыслей, аргументации, анализу высказываний сверстников, которые эффективно влияют как на развитие умений общения, так и коммуникативных способностей обучающихся [6, С. 54].

Цель исследования - выявление особенностей развития умений вести иноязычную беседу у обучающихся старших классов магистрантами ВГСПУ - будущими педагогами - в периоды производственных практик в общеобразовательных школах.

Изложение основного материала статьи. Исследование было проведено, под руководством автора статьи магистрантами ВГСПУ в периоды производственных педагогических практик с обучающимися 10-11 классов общеобразовательных школ города Волгограда в количестве 170 человек. От всех старшеклассников (совершеннолетних) магистрантами было получено письменное согласие на проведение исследования. Согласие на проведение исследования с несовершеннолетними старшеклассниками было получено от их родителей и законных представителей. Исследование осуществлялось в период осенней и весенней производственных педагогических практик магистрантов Института иностранных языков (ИИЯ) ВГСПУ, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Языковое образование (иностранные языки)» в общеобразовательных организациях: МОУ "Гимназия № 1 Центрального района Волгограда", МОУ "Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда", МОУ "Гимназия № 5 Ворошиловского района Волгограда", МОУ «Средняя школа № 5» Краснооктябрьского района Волгограда" и др.

Осуществлялось исследование на основе авторской методики (профессора В.В.Мещеряковой) по организации производственных педагогических практик магистрантов ВГСПУ - будущих педагогов, целью которой являлось развитие умений вести беседу на английском языке у обучающихся 10-11 классов. Сферы интересов старшеклассников определялись с помощью специально разработанных анкет "Ваши интересы" и "Ваша будущая профессия", проведенных посредством Интернет-опросов, результаты которых подтверждались анализом индивидуальных бесед со старшеклассниками и их родителями, которые включали как вопросы о простых развлечениях и хобби, так и о будущей профессиональной направленности. Старшеклассники были условно разделены на три группы в соответствии с их выявленными интересами и языковым уровнем, которые были важны для подбора языкового материала, распределения формата проведения иноязычной беседы и при разработке магистрантами алгоритма организации иноязычной беседы для самостоятельной подготовки школьниками (интервью, круглого стола или дискуссии). Оценивалась педагогическая производственная практика магистрантов - будущих педагогов - представителем кафедры педагогики ВГСПУ - насколько старшеклассники активно и содержательно общались на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по английскому языку - и представителем кафедры английской филологии ВГСПУ - насколько старшеклассникам удалось развить умения вести иноязычную беседу и продемонстрировать свои собственные достижения в динамике в каждой из трех групп по проведению (интервью, круглого стола или дискуссии) по специально разработанной шкале по десятибалльной системе. В экспертную группу результатов старшеклассников входили помимо представителей вуза сами магистранты, работающие со старшеклассниками в качестве практикантов-учителей английского языка, и учителя-предметники английского языка от

Предварительный анализ опроса показал, что большая часть современных учащихся старшей школы характеризуется недостаточными умениями ведения иноязычной беседы по разным причинам: из-за недостаточного языкового уровня, стеснительности при общении и отсутствия на уроках английского языка тем, на которые им было бы интересно беседовать со сверстниками.

Проведение данного исследования магистрантами ВГСПУ поэтому и началось с выявления актуальных интересов старшеклассников, обнаруженных по результатам анкетирования "Ваши интересы" и "Ваша будущая профессия" и индивидуальных бесед со старшеклассниками и их родителями.

Для развития умений ведения иноязычной беседы учителями традиционно используется немалый арсенал педагогических средств[2, 3, 8], но мы выделили для нашего исследования только ведущие педагогические средства -интервью, круглый стол и дискуссия, как свидетельствует наш личный научный и практический опыт, наиболее других активизирующие развитие умений ведения иноязычной беседы у старшеклассников разной языковой подготовки. Образовательный процесс строился в очном режиме (off-line) и в дистанционном (on-line); e-learning, соответственно, были использованы электронные Web 2.0 сервисы, подкасты, блоги, интернет-проекты, интеллект-карты, инфографика для визуализации учебного материала.

Для развития умений ведения иноязычной беседы у старшеклассников магистранты-практиканты обращались к нам за консультациями, во время которых мы рекомендовали накапливать личностный опыт иноязычного общения на интересующие их темы, постепенно добавляя к монологическим высказываниям диалогические с эпизодической аргументацией, обучая элементам ответно-речевых реакций, преодолевая, как языковой, так и психологический барьеры, чтобы для старшеклассников иноязычное общение перестало представлять трудности.

Мы советовали магистрантам-практикантам развивать умения вести иноязычную беседу у старшеклассников с помощью Модулей с различными речевыми иноязычными образцами ведения спонтанных бесед: «words describing relations between parents and children» и др. Г41.

Магистранты по нашим рекомендациям стали использовать для третьей гр-уппы старшеклассников, испытывающих наибольшие затруднения в ведении иноязычной беседы, интервью как наиболее простой вид беседы, поскольку к интервью подготовка осуществляется заранее по определенной схеме: сообщение, вопрос-ответ, например, об интересной поездке в новые красивые места и своих ярких впечатлениях о ней или о выбранной будущей профессии и чем она заинтересовала. Мы также обращали внимание магистрантов-практикантов при развитии умений вести иноязычную беседу у старшеклассников на предметно-образную наглядность, поскольку этот процесс более эффективен, если он опирается на визуальную ясность. Например, уместно использование картинок, мультипликационных фильмов, блогов, подкастов или различных предметов, что всегда интересно для обучающихся, в том числе и старшей школы. В качестве примера предложим ситуацию «в магазине», в которой участники могут не только общаться на английском языке, но и «покупать» и даже «трогать» предметы Г51. Именно поэтому, если у учащегося имеется наглядная опора: фотографии с экскурсии, сувениры, одноклассники могут подробнее расспросить обо всем интересующем. Магистранты готовили к организации и проведению интервью полностью класс. Все готовили вопросы и ответы. Кто-то заучивал новые слова и словосочетания.

Магистранты предварительно знакомили старшеклассников с этическими правилами интервью, как вида беседы: обращаться вежливо по имени, благодарить всегда за ответ и др., поскольку важно обучать школьников культуре общения с самого начала обучения языку Г5, С. 671.

Для второй группы старшеклассников магистрантами был организован "Круглый стол" - это известное и популярное педагогическое средство, которое было использовано для иноязычного обсуждения - комбинированного, включающего как заранее подготовленное обсуждение с изучением или повторением новых иностранных слов, лексических единиц, так и спонтанные высказывания более сильных учащихся об интересном художественном фильме, к которому старшеклассники неоднозначно относятся; о проблеме, возникшей в классе или школе и путях ее преодоления; о престижности профессий и куда лучше пойти дальше учиться и др. Этот вид деятельности организовывался магистрантами вместе со старшеклассниками по их выбору. Учитывался языковой уровень учащихся и их выявленные интересы, как при предварительной подготовке к "Круглому столу", так и стимулируя к высказываниям старшеклассников без подготовки.

Первая группа старшеклассников, которые хорошо учатся по разным предметам, занимаются дополнительно, была подготовлена магистрантами-практикантами к самостоятельной организации и проведению дискуссии - более сложному виду ведения бе седы, в котором участники не просто заучивали к беседе слова, не высказывались фрагментарно и согласно клише, а самостоятельно размышляли на английском языке и выражали свои собственные мысли, суждения, обсуждали спонтанно разные точки зрения.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- у современных старшеклассников недостаточно развиты умения ведения иноязычной беседы как важной составляющей иноязычного общения, иноязычной компетенции, требуемых образовательными стандартами;

- особенности развития умений вести иноязычную беседу заключаются: в определении интересов старшеклассников; разделении их по группам в соответствии с выявленными интересами и языковым уровнем; в подготовке старшеклассниками под руководством магистрантов - будущих педагогов - иноязычных бесед: интервью (для менее подготовленных), круглого стола (для средней подготовленности), дискуссии (для готовящихся к поступлению в вузы и иноязычному общению).

Таким образом, для достижения цели современного образования - развитие умений вести иноязычную беседу у старшеклассников - необходимы новые форматы обучения иностранному языку на основе изучения актуальных интересов обучающихся и с привлечением к активной практической деятельности магистрантов - будущих педагогов - в периоды педпрактик в общеобразовательных школах, способствующей лучшему взаимопониманию и повышению качества обучения иностранным языкам.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -М.: «Академия», 2006. - 356 с.

2. Гурвич, П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога / П.Б. Гурвич // Иностранный язык в школе. - 1973. -№ 5. - С. 156.

3. Конышева, A.B. Современные методы обучения английскому языку / A.B. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011.-303 с.

4. Мещерякова, Е.В. Модули реализации практического курса английского языка / Е.В. Мещерякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2018. -№ 10 (133). - С. 80-84

5. Мещерякова, Е.В. Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности / Е.В. Мещерякова, Ю.В. Мещерякова, У.А. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№63-1.-С. 198-201

6. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010,- 568 с.

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - С. 193-200

8. Тагирова, К.А. Учебная дискуссия как средство развития неподготовленной речи у учащихся старших классов на уроке иностранного языка / К.А. Тагирова, М.К. Халимбекова // Актуальные научные исследования в современном мире. -2021.-3-6 (71).-С. 225-227

9. ФГОС основного общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17.12. - 2010. - № 1897 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/

10. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской // Эйдос. - URL: "http://www.ei-dos.ru/journal/2002/0423.htm/"

Педагогика

УДК 159.9

кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Агеева Ульяна Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В

ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе учебной деятельности. Самооценка связана с удовлетворением одной из самых значимых потребностей человека по пирамиде Маслоу с потребностью в самоутверждении себя как человека, личности, индивидуальности. Оценка социума оказывает влияние на формирование самооценки личности, а также оценки различных сфер жизнедеятельности, таких как общение, поведение, учебная и трудовая деятельность, переживаемые чувства. Самооценка - это субъективная оценка и восприятие собственной ценности, качеств и способностей, отношение к себе,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.