Научная статья на тему 'Особенности развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг'

Особенности развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / СЕТЬ МАГАЗИНОВ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миколаускайте Любовь Витальевна

Представлена информация об особенностях развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг»

2011 История №1(13)

УДК 99(470)« 18»

Л.В. Миколаускайте

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В ГОРНО-АЛТАЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

В 1953-1964 гг.

Представлена информация об особенностях развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг. Ключевые слова: торговля, сеть магазинов, промышленные и продовольственные товары.

Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, укрепление колхозов и повышение их доходности, рост показателей материального положения трудящихся создали благоприятные условия для развития торговли в 1953-1964 гг. Через сеть магазинов было улучшено обеспечение населения продуктами питания, предметами первой необходимости и домашнего обихода, был создан так называемый «социальный комфорт» для населения СССР. Для жителей ГорноАлтайской автономной области роль торговой организации в обозначенный период является наиболее актуальной. Это диктовалось тем, что уровень торговли в данном регионе был ниже, чем в среднем по стране. В связи с этим представляется важным рассмотреть особенности развития торговли в Горно-Алтайской автономной области в 1953-1964 гг.

По оценкам исследователей Н.М. Киселева, М.Ф. Саруева, В.А. Демидова и др., в ГорноАлтайской автономной области материальное благосостояние не только городских, но и сельских жителей улучшалось. Это связано с тем, что правительством страны в 1958 г. были проведены преобразования в социальной сфере. Была повышена зарплата низкооплачиваемым рабочим и служащим. В сельском хозяйстве шло списание с колхозов всей задолженности по обязательным поставкам и передавалась техника из МТС, что также влияло на благосостояние колхозников. В Горно-Алтайской автономной области заработная плата рабочих и служащих повысилась с 1953 по 1964 г. в два раза. Среднегодовая зарплата одного промышленного рабочего области за указанный

период возросла более чем в 3,5 раза. Значительную надбавку к заработной плате получили учителя, медицинские и другие работники области.

Мероприятия правительства, осуществленные по подъему сельского хозяйства, создали прочную основу для систематического улучшения материального положения колхозников. Все это подтверждалось, прежде всего, ростом стоимости трудодня. В пересчете на деньги стоимость одного трудодня рабочего в колхозах области в 1961 г. по сравнению с 1953 г. выросла более чем в 8 раз.

В связи с увеличением доходов стал повышаться и уровень спроса населения. Так, по области за исследуемый период товарооборот государственной и кооперативной торговли возрос на 61 млн руб., или на 60 % [1. Л. 75]. В целом же по Сибири товарооборот за указанный период вырос более чем в два раза [2. Т. 5. С. 265]. Решение вопросов снабжения шло через магазины и лавки, ларьки без продавцов. Что касается последнего, то «торговля без продавцов» сокращала время, затрачиваемое на покупки, позволяла на тех же площадях торговых помещений увеличивать товарооборот, повышала производительность труда торговых работников и уменьшала издержки обращения [3. С. 204]. В целях приближения товаров к населению организовывалась и развозная торговля, и торговля по заказам работников отгонного животноводства. И уже к началу 50-х годов во всех крупных населенных пунктах были открыты торговые точки. Так, в Шебалинском районе были 1 районный магазин, 5 - сельских, 1 - книжный, 3 -хозяйственных, 7 - продовольственных, 45 - киосков и неспециализированных магазинов. За весь

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ 10-01-61104 а/Т.

Л.В. Миколаускайте

же указанный период было открыто по области 29 чайных и столовых, 35 товарных складов, 60 магазина, 40 киосков и ларьков.

В торговую сеть, для увеличения продажи, внедрялись такие прогрессивные формы торговли, как открытая выкладка тканей, показ готовой верхней одежды, перевод торговых предприятий на ленточный график работы, введение бригадной материальной ответственности и другие мероприятия. Номенклатура продаж была традиционной: мука, крупы, хлеб, сахар, мясо, колбасные изделия, галантерея и др. За 1957-1958 гг. в Горно-Алтайской автономной области был значительно увеличен сбыт продовольственных товаров населению. Продажа сахара увеличилась на 2 707 тыс. руб., кондитерских изделий - на 3040 тыс. руб., рыбы и продукции из нее - на 320 тыс. руб. Сбыт мяса и колбасных изделий - на 990 тыс. руб., молока и кисломолочных продуктов - на 412 тыс. руб., растительного масла на 220 тыс. руб. Наряду с ростом продаж продовольственной продукции, отмечался рост продаж и промышленных товаров. Так, сбыт хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных тканей увеличился на 3416 тыс. руб., верхней одежды - на 11326 тыс. руб., обуви на - 7829 тыс. руб., радиоприемников - на 200 тыс. руб., мотоциклов и велосипедов - на 455 тыс. руб. и др. [4. Л. 67]. Отмечено, что в течение 1959 г. населению области было продано различных промышленных товаров на сумму более 434 млн руб., или на 52217,0 тыс. руб. больше соответствующего периода прошлого года.

В целом, в указанный период план розничного товарооборота системой Горно-Алтайторга был выполнен на 105%, по общественному питанию -на 104,5%. Системой потребительской кооперации план розничного товарооборота был выполнен на 95,7 % и по общественному питанию - на 93,2% [4. Л. 68]. Несмотря на то, что показатели сбыта продукции населению через торговую сеть росли, наблюдались не только перебои в доставке продукции населению и плохое изучение спроса на товары, но в и низкая культура торговли. В ряде мест имелись перебои в торговле товарами повседневного спроса. В таких районах, как Турачак-ский, Майминский и Усть-Канский, в продаже не было товаров повседневного спроса, в том числе спичек, хозяйственного мыла, муки. Кроме этого, в районном центре Майминского района иногда не было не только соли и керосина, но даже хлеба. В г. Горно-Алтайске на протяжении длительного

периода срывалась выпечка хлеба, в результате чего создавались огромные очереди у хлебных магазинов. Отмечалось к тому же очень низкое качество выпекаемого хлеба. Почти во всех районных центрах недостаточно использовались возможности по выпечке хлебобулочных изделий, особенно баранок и саек. В целом план выпечки хлеба за девять месяцев 1956 г. был выполнен всего лишь на 91,5 %.

Торговая сеть с большими перебоями обеспечивала население известью и мебелью, тогда как предприятия местной промышленности сбывало свою продукцию за пределами республики. Одновременно ассортимент изделий местной промышленности далеко не полностью удовлетворял возрастающие потребности населения, к тому же зачастую предприятия срывали свои производственные программы и не выполняли договорных обязательств по поставке торгующим организациям товаров широкого потребления. Так, например, мебельная фабрика города Горно-Алтайска недопоставила облпотребсоюзу 200 столов, 600 стульев, 50 буфетов и 50 диванов. Руководители торговых организаций мирились с этим и не предпринимали должных мер в деле выполнения договоров. Это приводило к тому, что не были полностью обеспечены потребности в товарах и, как правило, в продаже отсутствовали строительные материалы, лес, кирпич и др. Вместе с этим вследствие плохого изучения спроса населения правлением областного потребительского союза в ряд аймаков завозились товары, которые не пользовались спросом. Так, например, в село Эликманар было завезено 13 тыс. штук напильников, которые реализовывались несколько лет.

Огромное значение имела культура торговли. В данном вопросе имелись серьезные нарушения принципов торговли и культурного обслуживания покупателей. В магазинах, лавках и на предприятиях общественного питания государственной и кооперативной торговой сети отмечались грубость, невнимание к покупателям, нарушение правил приличия, обсчеты покупателей. Так, например, заведующий магазином № 2 Горно-Алтай-торга Астахов продавал колбасу по 25 руб. за килограмм, вместо фактической стоимости 15 руб. Имелось достаточно фактов, когда товары повышенного спроса продавались по знакомству [5. Л. 13]. Растрата и хищение по системе облпотребсоюза достигали до 840 тыс. руб. [1. Л. 76]

Таким образом, в 50-60-е гг. в Горном Алтае население расширило возможности приобретения товаров и продуктов. Развертывалась торговая сеть, увеличивался ассортимент товаров, доступными становились бытовая техника, мебель. Однако из-за отдаленности региона от центра, отсутствия местной промышленности, бедности населения уровень покупательной способности Горного Алтая был ниже, чем в целом по стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. 33. Оп. 6. Д. 166.

2. История Сибири с древнейших времен до наших дней / Ред. А.П. Окладников, В.И. Шунков. Л., 1969. Т. 5: Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму.

3. Алексеев В.В., Букин С.С. Индустриальное освоение Сибири: Опыт послевоенных пятилеток. 1946-1960 гг. Новосибирск, 1989.

4. КПДА РА. Ф.33 Оп. 6. Д. 199.

5. КПДА РА. Ф. 33. Оп. 6. Д. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.