Научная статья на тему 'Особенности развития технических способностей подростков'

Особенности развития технических способностей подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СПОСОБНОСТИ / SKILLS / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / TECHNICAL ABILITIES / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ФИЗИКА / PHYSICS / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITIES / RESEARCH ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першина Ольга Павловна

Развитие способностей обучающихся одна из ключевых задач общеобразовательного учреждения. Сейчас, в связи с бурным развитием техники и технологий, особое место в структуре способностей личности занимают технические способности. Необходимость их развития нашла свое отражение и в государственном заказе на личность, зафиксированном в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования. Под техническими способностями школьников мы понимаем индивидуально-психические качества личности, взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга и определяющие успешность человека к техническим видам деятельности. К таким качествам относят: комбинаторную способность, техническую наблюдательность, техническое мышление, точность и живость пространственных представлений, мотивацию к технической деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время дети с ранних лет окружены техникой и проявляют к ней интерес, технические способности формируются у них гораздо позже, чем музыкальные, математические или физические, поскольку обладают большей комплексностью и требуют достаточного развития психических функций, развивающихся в более зрелом возрасте. Потому особое внимание к развитию технических способностей школьников необходимо уделять в средней школе. В статье рассмотрены особенности развития технических способностей подростков в условиях общеобразовательного учреждения, в качестве эффективных средств их формирования рассматриваются техническое творчество, исследовательская и проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Першина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT FEATURES OF TEENAGERS’ TECHNICAL ABILITIES

The development of student’s skills is one of the main tasks of general educational institution. Nowadays, according to rapid development of technique and technology, technical abilities take the particular place in the structure of abilities. The necessary of their development found it is reflection in the state order of the personality which was fixed, in the state standard of general education. We mean that students’ technical abilities are individual mental qualities of a personality. They are interrelated show themselves independently and determine the man’s success to technical types of activity. These qualities are combinatorial capacity, technical observation and thinking, accuracy and vividness of spatial representations and motivation to technical activities. Despite that today children from childhood are surrounded by the equipment and interested in it, technical abilities are formed much later than musical, mathematical or physical. They have more complexity and are required sufficient development of mental functions, which develop in adulthood. So, special attention to the students’ technical abilities should be paid in the high school. In this article are viewed the development features of teenagers’ technical abilities in the circumstances of general educational institution. Technical creativity, research and project activities are considered, as an effective mean of their formation.

Текст научной работы на тему «Особенности развития технических способностей подростков»

УДК 373.51

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Першина Ольга Павловна, аспирант

Балтийский федеральный университет им И. Канта (236041, Россия, Калининград, улица Александра Невского, дом 14, e-mail: ollekta@gmail.com)

Аннотация. Развитие способностей обучающихся - одна из ключевых задач общеобразовательного учреждения. Сейчас, в связи с бурным развитием техники и технологий, особое место в структуре способностей личности занимают технические способности. Необходимость их развития нашла свое отражение и в государственном заказе на личность, зафиксированном в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования. Под техническими способностями школьников мы понимаем индивидуально-психические качества личности, взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга и определяющие успешность человека к техническим видам деятельности. К таким качествам относят: комбинаторную способность, техническую наблюдательность, техническое мышление, точность и живость пространственных представлений, мотивацию к технической деятельности. Несмотря на то, что в настоящее время дети с ранних лет окружены техникой и проявляют к ней интерес, технические способности формируются у них гораздо позже, чем музыкальные, математические или физические, поскольку обладают большей комплексностью и требуют достаточного развития психических функций, развивающихся в более зрелом возрасте. Потому особое внимание к развитию технических способностей школьников необходимо уделять в средней школе. В статье рассмотрены особенности развития технических способностей подростков в условиях общеобразовательного учреждения, в качестве эффективных средств их формирования рассматриваются техническое творчество, исследовательская и проектная деятельность.

Ключевые слова: образование, способности, технические способности, подростковый возраст, общеобразовательное учреждение, физика, математика, информатика, внеурочная деятельность, дополнительное образование, исследовательская деятельность, проектная деятельность

THE DEVELOPMENT FEATURES OF TEENAGERS' TECHNICAL ABILITIES

© 2017

Pershina Olga Pavlovna, Post-Graduate Student Immanuel Kant Baltic Federal University (236041, Russia, Kaliningrad, Aleksandra Nevskogo st., 14, e-mail: ollekta@gmail.com)

Abstract. The development of student's skills is one of the main tasks of general educational institution. Nowadays, according to rapid development of technique and technology, technical abilities take the particular place in the structure of abilities. The necessary of their development found it is reflection in the state order of the personality which was fixed, in the state standard of general education. We mean that students' technical abilities are individual mental qualities of a personality. They are interrelated show themselves independently and determine the man's success to technical types of activity. These qualities are combinatorial capacity, technical observation and thinking, accuracy and vividness of spatial representations and motivation to technical activities. Despite that today children from childhood are surrounded by the equipment and interested in it, technical abilities are formed much later than musical, mathematical or physical. They have more complexity and are required sufficient development of mental functions, which develop in adulthood. So, special attention to the students' technical abilities should be paid in the high school. In this article are viewed the development features of teenagers' technical abilities in the circumstances of general educational institution. Technical creativity, research and project activities are considered, as an effective mean of their formation.

Keywords: Education, Skills, Technical Abilities, Adolescence, Educational Institution, Physics, Mathematics, Computer Science, Extracurricular Activities, Additional Education, Research Actions, Project Activities

Развитие способностей обучающихся - одна из ключевых задач общеобразовательного учреждения.

В связи с бурным развитием техники и технологий с каждым годом растет спрос работодателей на профессии, связанные с технической сферой, круг которых очень широк: программист, инженер, архитектор, механик, системный администратор, SEO-специалист, художник компьютерной графики и т.д.

Эти изменения нашли свое отражение и государственном заказе на личность, зафиксированном в Федеральных Государственных образовательных стандартах, где предъявляются следующие требования к программам основного общего образования: формирование и развитие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, представлений роли физики для развития техники и технологий, осознание необходимости применения достижений технологий для рационального природопользования, осознание роли техники и технологий для развития общества; формирование целостного представления о сфере техники, понимание физических основ и принципов действия машин и механизмов и т.д.

Таким образом, необходимость развития технических способностей школьников в общеобразовательном учреждении обусловлена требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Проблеме развития способностей посвящены работы отечественных (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн,

A.А. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Г.С. Васильева, Л.М. Митина, Н.И. Карасева и др.) и зарубежных (Г. Айзенк, Д. Куксон, А. Мак-Нитт, Дж. Стейк, Г. Элисон и т.д.) ученых. Проблеме развития технических способностей - работы М.Г. Давлетшина, А.В. Дерягина, Е.С. Рапацевича, О.Г. Ридецкой, Н.Г. Левитова,

B.Ю. Шурыгина и др. Особенности развития и обучения школьников подросткового возраста рассматривались в работах А.В. Пертовского, Н.С. Лукина, А.Г. Хрипковой, В.А. Крутецкого и др.

Несмотря на это, в научной литературе до сих пор нет единого подхода к пониманию термина «технические способности», структуре технических способностей, их измерению и развитию.

В настоящее время дети с ранних лет окружены техникой и проявляют к ней интерес, но, несмотря на это, технические способности формируются у них гораздо позже, чем музыкальные, математические или физические, поскольку обладают большей комплексностью и требуют достаточного развития психических функций, которые развиваются в более зрелом возрасте. Потому особое внимание к развитию технических способностей школьников необходимо уделять в средней школе.

Под техническими способностями школьников мы понимаем индивидуально-психические качества личности, взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга и определяющие успешность человека к техническим видам деятельности. Так, В.А. Крутецкий к таким качествам относит: комбинаторную способность, техни-

ческую наблюдательность, техническое мышление, точность и живость пространственных представлений [1].

Так, согласно И.Ю. Кулагиной [2], для обучающихся средней школы характерно активное развитие всех познавательных процессов и логического мышления, в этом возрасте возникает тесная взаимосвязь между невербальными и вербальными формами мышления. Важнейшей педагогической задачей на этом возрастном этапе является активное целенаправленное развитие технического и аналитического мышления, наблюдательности, пространственного воображения, образной памяти и других компонентов технических способностей.

У подростков в процессе формирования мышления усиливается производительность, самоконтроль, активно включаются процессы интеграции, способность к саморазвитию. Происходят значительные качественные изменения мыслительных операций, тогда как в более раннем возрасте они были не осознаны, статичны, не обобщены, существовали автономно [3].

Несмотря на то, что ведущий тип деятельности в подростковом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками, подросток все еще продолжает оставаться школьником и учебная деятельность для него по-прежнему сохраняет свою актуальность [4; 5].

В процессе учебной деятельности обучающиеся средней школы расширяют знания в области техники и технологий на новых для них предметах: химия, физика, технология, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ, география, биология, иногда астрономия и черчение.

Так, на уроках черчения, технологии и геометрии формируются графические знания и навыки обучающихся, что способствует развитию пространственного мышления и воображения, расширению знаний о правилах построения чертежей, формулах расчета геометрических характеристик простых фигур [6]. В качестве средств чтения чертежей на уроках черчения выделяются моделирование и конструирование, которые в свою очередь являются ценными в психологическом плане, помогают школьникам в дальнейшем делать субъективные открытия, формировать новые способы получения знаний [7].

На уроках технологии деятельность школьников направлена на самостоятельный поиск, обработку и представление информации в графической форме. В процессе выполнения творческих проектов подростки знакомятся с инструментами и техникой, способах и правилах их использования, формируют представления об общих правилах выполнения чертежей: чертежном шрифте, линиях, нанесения размеров, масштабах [8].

Школьники учатся анализировать сведения о чертежах в системе аксонометрических и прямоугольных проекций, техническом рисунке, выполняют графические рисунки, развивая навыки и умения построения чертежей из нескольких геометрических тел, выполняют графический анализ состава изображений.

Такие занятия способствуют:

1) развитию пространственных представлений;

2) формированию умения анализировать форму и графический состав изображаемых предметов, положение предметов относительно друг друга и в пространстве, различать пропорции и величину;

3) развитию технической наблюдательности, глазомера, образной памяти, умению замечать наиболее характерные признаки предметов;

4) формированию технического и аналитического мышления обучающихся;

5) развитию политехнического кругозора путем знакомства учащихся с различными видами техники, общетехническими сведениями, основами производственной деятельности;

6) умению воплощать свои идеи в форму, строить чертежи и рисовать с натуры.

На уроках информатики и ИКТ обучающиеся знакомятся с принципами действия современных информаци-

онно-коммуникационных технологий, учатся представлению информации в различных системах исчисления, знакомятся с основами программирования, изучают теорию графов и алгоритмов, знакомятся с логикой построения систем управления базами данных, обучаются основным правилам по обеспечению своей информационной безопасности, знакомятся с графическими редакторами.

На уроках физики учатся пользоваться техническими приборами, представлять результаты своих измерений в форме графиков, рисунков и таблиц, приобретают знания о принципах действия технических устройств, учатся пользоваться измерительными приборами, проводить экспериментальные исследования.

Большое достоинство подросткового возраста - готовность к освоению новых видов учебной деятельности, способствующей развитию у них «чувства взрослости». Обучающихся привлекает сложность учебного материала, формы самостоятельной работы на учебных занятиях, возможность самостоятельно строить свою учебно-познавательную деятельность. Советский педагог и психолог В.В. Давыдов полагал, что у подростка необходимо целенаправленно формировать учебные действия, позволяющие овладеть экспериментированием и конструированием, что обеспечит исследовательский, творческий характер учебно-познавательной деятельности [9].

Одна из доминирующих потребностей подростка

- познавательная, при удовлетворении которой у него формируется устойчивый познавательный интерес к учебным предметам. Школьники этого возраста с удовольствием занимаются исследовательской деятельностью.

При организации исследовательской деятельности подростков необходимо учитывать ее направленность. Одних обучающихся привлекает теоретический, описательный материал, отдельные научные факты, других

- необходимость разбираться в сущности предметов и явлений, третьих - практическая направленность изучаемого материала [10]. Кроме того, учащиеся могут быть склонны к репродуктивной или исследовательской, творческой деятельности.

Кроме познавательной деятельности, важное значение для положительного отношения подростка к изучаемому материалу имеет понимание значимости приобретаемых знаний, прежде всего, для развития его личности. Если подросток не видит жизненного значения учебных предметов, у него может сформироваться негативное отношение к изучаемому материалу.

Особое место для подростка имеет система оценки знаний. Для одних обучающихся положительные оценки - способ занять достойное место в кругу сверстников, для других - заслужить уважения родителей и преподавателей, для третьих - способ подтверждения своих знаний и умений, подтверждения своих способностей.

В мнемической деятельности подростков также происходят значительные изменения: главной установкой для запоминания материала является его понимание, тогда как в младшем возрасте - повторение [11]. Развивается внимание: быстрая переключаемость, увеличение объема, ярко выражена избирательность внимания.

Еще одно направление в развитии «взрослости» подростка - социально-моральное, осуществляющееся в условиях его сотрудничества с взрослым, когда подросток выступает в роли его помощника и начинает на него равняться. Чем больше подросток включен в такую деятельность, чем больше взрослые ему доверяют в этой деятельности, тем лучше формируется социально-моральная взрослость.

Интеллектуальная взрослость, или взрослость подростка в познавательной сфере выражается в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Благодаря этому подросток стремится выходить за пределы школьной

программы, изучать дополнительную литературу, посе- скую деятельность в школе? // Муниципальное образо-щать кружки и секции дополнительного образования. У вание: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. подростков проявляются интересы к науке, искусству, религии, технике, не всегда связанные с будущей профессией.

Возвращаясь к вопросу формирования технических способностей, отметим, что с учетом возрастных особенностей подростков, одним из наиболее эффективных средств формирования является включение подростка в исследовательскую деятельность, техническое творчество [12]. Именно в этой деятельности, выбранной с учетом интересов и склонностей обучающегося, у подростка появляются наиболее благоприятные взаимоотношения с педагогом, раскрываются его таланты и внутренний потенциал.

Таким образом, технические способности подростков в общеобразовательном учреждении можно развивать:

1) в рамках основных курсов математики, информатики и ИКТ, физики, технологии;

2) в секциях дополнительного образования технической направленности;

3) в рамках внеурочной деятельности.

Одно из наиболее эффективных средств их формирования в общеобразовательном учреждении - включение подростка в проектную и исследовательскую деятельность, техническое творчество, выбранную с учетом его интересов и склонностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с

2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Трикста: Акад. Проект, 2011. -419 с.

3. Матяш Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей: Учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 148 с.

4. Вагнер И.В. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. -2014. - № 7-2 (26). - С. 53-55

5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, 2010. -623с.

7. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, 2010. -384 с.

8. Мандель Б.Р. возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, 2012. -350 с.

9. Амелькин В.И. К вопросу о способности личности к техническому творчеству // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2009. -№ 2.-С. 145-148.

10. Живанова В.А. Психологическая модель интереса студентов к научно-техническому творчеству // Вестник тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 314-322

11. Гликман И.З. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. // ЭБС Znanium.com: [Электронный ресурс]. -Адрес доступа: www/ znanium.com

12. Якушева Н.М. Поисковая деятельность в школе.

Как правильно организовать поисково-исследователь-_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.