Научная статья на тему 'Особенности развития татарского национального компонента в образовательной сфере республики Башкортостан'

Особенности развития татарского национального компонента в образовательной сфере республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЕ ШКОЛЫ / ТАТАРОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / TATAR SCHOOLS / TATAR-SPEAKING POPULATION / MINISTRY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарифуллин И. З.

В статье рассматриваются проблемы татарского национального образования в республике Башкортостан с период с конца 80-х гг. XX в. до 2012 г. На основе статистических данных и неиспользованных еще ни в одной работе источников раскрывается динамика развития и место татарского языка в образовательной сфере республики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of the Tatar national component in the educational sphere of the Republic of Bashkortostan

In article problems of the Tatar national education in the Republic of Bashkortostan about the period since the end of the 80th of the XX century till 2012 are considered. On the basis of statistical data and unused still in one work of sources dynamics of development and a place of the Tatar language in the educational sphere of the republic reveals

Текст научной работы на тему «Особенности развития татарского национального компонента в образовательной сфере республики Башкортостан»

УДК 316.334(045

И.З.Гарифуллин

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В статье рассматриваются проблемы татарского национального образования в республике Башкортостан с период с конца 80-х гг. XX в. до 2012 г. На основе статистических данных и неиспользованных еще ни в одной работе источников раскрывается динамика развития и место татарского языка в образовательной сфере республики.

Ключевые слова: татарские школы, татароязычное население, министерство образования.

Garifullin Elnar Zulfatovich FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE TATAR NATIONAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL SPHERE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In article problems of the Tatar national education in the Republic of Bashkortostan about the period since the end of the 80th of the XX century till 2012 are considered. On the basis of statistical data and unused still in one work of sources dynamics of development and a place of the Tatar language in the educational sphere of the republic reveals.

Keywords: Tatar schools, Tatar-speaking population, the Ministry of Education.

Современное татароязычное население республики составляет по некоторым данным 1,5 млн. человек. Помимо собственно самих татар, в это число входит большое количество западных (татароязычных) башкир, в этнокультурном и языковом плане не отличающихся от первых. Как и для татар родным языком для них является татарский. У этой огромной массы населения, в численном плане не уступающего наиболее многочисленной этнической группе в республике - русским, на сегодняшний день имеется множество нерешенных этнокультурных проблем, важнейшей из которых является проблема в сфере национального школьного образования. Для начала рассмотрим предисторию этого вопроса.

В период первого этапа башкиризации (определяемого исследователями как целенаправленная политика по изменению этноязыковой идентичности татароязычного населения республики), то есть с конца 1970 г. до середины 1987 г., повсеместно наблюдалось массовое закрытие татарских школ. «Ненормальное положение сложилось в Башкирии, где сначала были ликвидированы школы с преподаванием на татарском языке, а затем не стало школ и с обучением на других местных языках. Теперь положение приходится поправлять» [1, с. 116].

Численность обучавшихся на татарском языке уменьшилось в республике с 111000 в 1978 г. до 21000 в 1987 г. [2, p.571], то есть в 5,5 раза. Естественно, это произошло за счет сокращения численности татарских школ в западной части республики за счет перевода их на башкирский язык обучения. Кроме того во многих школах этой части БАССР башкирский язык был введен в качестве родного языка.

В период этнической мобилизации, благодаря усилиям зарождавшегося татарского национального движения, были восстановлены татарские школы в районах западного Башкортостана, закрытые в предшествовавший период, а также в крупных городах республики (в том числе и в Уфе), ликвидированные как в рамках башкиризации татар, так и в рамках построения «единой советской нации». В частности, в каждом районе столицы Башкирской республики было открыто по нескольку школ, где преподавался татарский язык. Также открылись и татарские дошкольные учреждения. Такие же татарские детские сады были и созданы и в ряде городов западного Башкортостана, например, подобное учреждение дошкольного и младшешкольного образования было открыто в г. Белебее в 1992 году на базе детского сада № 6 [3].

В итоге к 1992 г. в республике по данным Министерства народного просвещения насчитывалось 506 татарских школ, а к 1996 г. их число составило 614, достигнув максимального показателя за весь постсоветский период. Однако столь разительные успехи скрывали ряд нюансов, которые необходимо учитывать при рассмотрении данного вопроса. Во-первых, подавляющее большинство татарских школ располагалось в сельской местности. Например, на 1 сентября 1992/1993 учебного года в городах республики было 40 башкирских и лишь 1 татарская школа [4, с.27]. Во-вторых, темпы открытия татарских школ, даже согласно официальной статистике, заметно отставали от открытия башкирских школ. Скажем, в том же 1992 г. в республике действовало 799 башкирских школ и 506 татарских. В 1995 г. - соответственно 878 и 534, в 1996 г. - 897 и 614.

В дальнейшем начинают проявляться все более негативные и деструктивные тенденции в сфере школьного образования в республике, которые вначале замедлили, а затем и вовсе приостановили процесс восстановления национальных, в частности, татарских школ.

Сокращение числа татарских школ в конце концов достигло таких масштабов, что Министерство образования Республики Башкортостан перешло к практике приписок в этой сфере. В результате, как закономерный итог, официальная статистика резко расходится с реальной ситуацией. Сопоставив данные, полученные в ходе выездных исследований, с официальными данными Минобразования РБ, татарские объединения пришли к следующим результатам [данные приведены в таблице 2].

Как видим, фактические данные, полученные в ходе этих исследований, серьезно отличались от сведений, приводимых Министерством образования республики. В таблице 2 четко разделены сведения как по собственно татарским школам, где преподавание по ряду предметов ведется на татарском языке, так и по русскоязычным школам, где татарский язык изучается как отдельный предмет. В течение 2000-х гг. число татарских школ продолжало неуклонно снижаться. Дополнительным поводом для этого послужили сфальсифицированные итоги переписи населения 2002 г., когда искусственным образом была снижена численность татарского населения республики. Факт фальсификации был убедительно доказан рядом отечественных и зарубежных исследователей

[5, с.6]. Искусственное снижение численности татарского населения позволило легитимизировать дальнейшую политику выдавливания татарского национального образования из образовательной системы республики. Главная проблема была в том, что после этого башкирский язык татароязычным школьникам стал преподаваться не как государственный, а как родной язык. То есть родной татарский язык полностью исключался из школьной программы. Данная деятельность шла в русле национальной политики, проводимой в республике. Она была направлена на изменение этноязыковой идентичности татароязычного населения Башкортостана. К примеру, если в «Балтачевском районе в 1998/99 уч. году функционировали 39 школ с обучением и изучением татарского языка как предмета, то в 2006/07 уч. году их насчитывалось лишь 4. В 2009/10 уч. году в Республике Башкортостан школ с обучением на родном языке и его изучением как предмета насчитывалось: на башкирском языке - 1763, татарском - 962» [7, с.23].

Исходя из названных выше особенностей статистики Министерства образования РБ нетрудно предположить, что из 339 татарских школ к 2008 г. не менее четверти из них существовали лишь на бумаге.

После смены руководства республики в июле 2010 г. общий курс на башкиризацию татарского населения постепенно сходит на нет. Однако тенденция сокращения татарских школ продолжается, причиной этого является политика Министерства образования РФ, направленная на сокращение расходов на образование и ликвидацию малокомплектных (в основном сельских) школ. «За два последних года (то есть за 2010-2012 г. - И. Г.) закрылась 51 татарская школа, перестали изучать родной язык почти 4500 детей» [8]. Вместе с тем предпринимаются определенные попытки отойти от порочной практики преподавания башкирского языка в качестве родного детям татарской национальности. В частности, в ряде школ крупных городов и районов западного Башкортостана татарский язык был возвращен в школьную программу. Вместе с тем ясно, что данных действий явно недостаточно для преодоления негативных явлений прошлого и решения этнокультурных проблем в сфере школьного образования татароязычного населения республики.

Табл. 1

Изучение татарского языка в школах республики с 1992 по 2005 год

19921993 19931994 19941995 19951996 1996 -1997 19971998 19981999 19992000 20002001 20012002 20022003 20032004 20042005

Число уч-ся татар 171533 182716 200491 207088 212358 216399 219127 217863 211242 202508 190854 179086 166164

Обучение на тат. яз. в % 23284 13,4 % 25638 14% 25125 12,5% 22936 11,1% 25005 11,8% 25890 11,96% 23894 10,9 % 23264 10,6% 21408 10,1% 19214 9,48 % 16272 8,5 % 14752 8,3 % 16444 9,9 %

Изуч. тат. как предмет 44551 25,9 % 53092 29 % 83090 41,4 % 74811 36,1 % 79325 37,3 % 84257 38,93 % 93508 42,7 % 99850 45,8 % 100123 47,4% 98238 48,5 % 95199 49,9 % 89072 49,7 % 82934 50,1

Всего изуч. тат.яз. в % 67836 39,5 % 78730 43,1 % 108215 53,9 % 97747 47,2 % 104330 49,1 % 110147 50,9 % 117357 53,6 % 123114 56,5 % 121531 57,5 % 117452 58 % 111471 58,4 % 103824 58 % 99378 59,8 %

Кол-во тат школ 506 508 508 534 614 604 576 560 534 494 458 449 450

Кол-во шк. где тат. изуч. как предмет 427 529 529 590 513 553 613 644 687 736 765 760 757

Всего школ с изуч. тат.яз. 933 1037 1037 1124 1127 1157 1189 1204 1221 1230 1223 1209 1207

Таблица составлена по данным текущего архива Министерства образования РБ

Табл. 2

Список литературы и источников

1.Из доклада Е.К.Лигачева на февральском пленуме ЦК КПСС // Правда, 28.02.1988 // Халим А Гомеремнец ун кене (на тат. яз.). Тольятти, 1996. - С. 116

2. Gorenburg Dm. Identity change in Bashkortostan: Tatars into Bashkirs and back / / Ethnic and Racial Studies, 1999. Vol. 22. №3, - P.554-580.

3. Куанычлы яцалык / / Идель-Урал. № 11, 1992 г.

4. Сафин Ф.Г., Сафин И.Ф. Национально-языковые проблемы татар в сфере школьного образования в Башкортостане / / Национально-культурный проблемы татар Башкортостана: Тезисы республиканской научной конференции. - Казань: Магариф, 2003. - С.25-47.

5. Ксавье Ле Торривеллек Татары и башкиры: история в зеркальном отражении // Башкирия / Башкортостан: пространство, политика, механизмы выживания. Уфа, 2002. - С.26.

6. Горенбург Дм. Татары - башкиры - снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане / / Обретая себя. Серия Башкортостан в зарубежных исследованиях. - С.103-126.

7 Горбачев А.А. Языковая политика в Башкортостане в сфере школьного образования (19702010 гг.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Горбачев Алексей Александрович; [Место защиты: Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан].- Казань, 2012.28 с.

8. В Башкирии все меньше татарских школ и самих татар / / Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты». 19 апреля, 2012.

l.Iz doklada E.KLigacheva na fevral'skom plenume CK KPSS // Pravda, 28.02.1988 // Halim A. Gomeremne; un kene (na tat jaz.). Tol'jatti, 1996. - S. 116

2. Gorenburg Dm. Identity change in Bashkortostan: Tatars into Bashkirs and back / / Ethnic and Racial Studies, 1999. Vol. 22. №3, - P.554-580.

3. Kuanychly ja;alyk // Idel'-Ural. № 11, 1992 g.

4. Safin F.G., Safin I.F. Nacional'no-jazykovye problemy tatar v sfere shkol'nogo obrazovanija v Bashkortostane // Nacional'no-kul'turnyj problemy tatar Bashkortostana: Tezisy respublikanskoj nauchnoj konferencii. - Kazan': Magarif, 2003. - S.25-47.

5. Ksav'e Le Torrivellek Tatary i bashkiry: istorija v zerkal'nom otrazhenii // Bashkirija / Bash-kortostan: prostranstvo, politika, mehanizmy vyzhivanija. Ufa, 2002. -S.26.

6. Gorenburg Dm. Tatary - bashkiry - snova tatary: izmenenija jetnicheskoj identichnosti v Bashkortostane // Obretaja sebja. Serija Bashkortostan v zarubezhnyh issledovanijah. - S.103-126.

7 Gorbachev A.A. Jazykovaja politika v Bashkortostane v sfere shkol'nogo obrazovanija (1970-2010 gg.): avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskih nauk: 07.00.02 / Gorbachev Aleksej Aleksandrovich; [Mesto zashhity: Institute istorii im. Sh.Mardzhani Akademii nauk Respubliki Tatarstan].- Kazan', 2012.- 28 s.

8. V Bashkirii vse men'she tatarskih shkol i samih tatar // Bashkirskoe regional'noe prilozhenie k gazete «Argumenty i fakty». 19 aprelja, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.