ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ С
ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Зеленова О.А.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, ассистент кафедры специальной психологии
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN STUDENTS WITH
DISABILITIES
Zelenova O.
Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, Assistant of the Department of Special Psychology
Аннотация
В статье раскрыта актуальность изучения социального интеллекта у студентов с инвалидностью. Представлены результаты исследования данного феномена. Отмечено, что большинство студентов с инвалидностью имеют низкий уровень развития социального интеллекта. Данная статья будет интересна специалистам, работающим со студентами с инвалидностью.
Abstract
The article reveals the relevance of studying social intelligence in students with disabilities. The results of the study of this phenomenon are presented. It is noted that the majority of students with disabilities have a low level of social intelligence. This article will be of interest to specialists working with students with disabilities.
Ключевые слова: социальный интеллект, студенты с инвалидностью, социальное взаимодействие.
Keywords: social intelligence, students with disabilities, social interaction.
Способность взаимодействовать с социумом является одной из основных для формирования и реализации личности в современно мире. Именно социальный интеллект определяет развитие данной способности.
Социальный интеллект - это способность человека на базе интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт прогнозировать развитие межличностных ситуаций и поведение участников взаимодействия [3].
Изучением социального интеллекта занимались такие ученые, как: Дж. Гилфорд, М. Салливен, Д. Векслер, Э Торндайк и др. Особенности развития социального интеллекта студентов представлены в работах М.А. Вышквыркиной, А.М. Кама-ловой, А.И. Кашфразыевв, В.Н. Куницыной и др. [2]. Исследования показывают, что студенты с инвалидностью часто испытывают трудности в выстраивании отношений с окружающими людьми, что связано с отсутствием у них навыков социального взаимодействия, а также с самоизоляцией из-за страха быть отвергнутыми.
Нами было проведено исследование социального интеллекта по тесту Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» [1], в котором приняли участие десять студентов с инвалидностью в возрасте от 18 лет до 21 года, обучающиеся на факультете психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Рассмотрим результаты исследования по каждому субтесту.
По решению субтеста №1 у одного респондента выявлен низкий уровень. Это указывает на то, что данный студент часто попадает в конфликт-
ные ситуации, т.к. он неверно представляет себе результаты поступков окружающих его людей. Также респондент плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
У четырех респондентов по результатам прохождения субтеста №1 выявлен среднеслабый уровень. Студенты плохо понимают связь между поведением и его последствиями, они могут совершать ошибки и даже попадать в конфликтные ситуации. Они знают общепринятые нормы и правила поведения, но часто не соблюдают их.
По решению субтеста №1 у трех респондентов выявлен средний уровень, это говорит нам о том, что студенты умеют предвидеть последствия поведения людей, но могут ошибаться, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя самым неожиданным и нетипичным образом. У данных студентов снижена способность к расшифровке невербальных сообщений.
У одного респондента по итогам прохождения субтеста №1 выявлен средний уровень, т.е. студент способен прогнозировать дальнейшие действия и поступки людей. Также респондент умеет предсказывать события на основе анализа чувств, мыслей и намерений участников общения. Умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормативных ролевых моделей и правил находится на среднем уровне.
По итогу прохождения субтеста №2 пять респондентов имеют среднеслабый уровень. Это говорит нам о том, что данные студенты плохо владеют невербальным языком. В общении они ориентируются на вербальное содержание речи. Респонденты неправильно учитывают невербаль-
ные реакции, сопровождающие собеседника, поэтому могут ошибаться в понимании смысла его слов.
У пяти респондентов при решении субтеста №2 выявлен средний уровень, т.е. данные студенты способны правильно оценивать чувства и намерения людей по их невербальным проявлениям. Респонденты придают большое значение невербальному общению, уделяют пристальное внимание невербальным реакциям участников общения.
По решению субтеста №3 у четырех респондентов выявлен низкий уровень. Данные студенты плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера отношений между людьми и контекста ситуации общения. Респонденты часто «говорят невпопад» и неверно интерпретируют слова собеседника.
Три респондента по итогу прохождения субтеста №3 имеют среднеслабый уровень, т.е. студенты плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения. Такие люди способны найти подходящий тон общения в разных ситуациях взаимодействия.
По решению субтеста №3 у одного респондента выявлен средний уровень. Это указывает на то, что студент обладает слабой чувствительностью к характеру взаимоотношений с людьми, что мешает ему быстро и правильно понимать речевую экспрессию поведения в контексте определенной ситуации. Респондент способен находить соответствующий тон общения с разными людьми и в разных ситуациях.
Два респондента по итогу прохождения субтеста №3 имеют среднесильный уровень. Данные студенты умеют проявлять ролевую пластичность, также они обладают высокой чувствительностью во взаимоотношениях.
По итогу прохождения субтеста №4 у шести респондентов выявлен среднеслабый уровень. Это свидетельствует о том, что студенты испытывают трудности в осуществлении анализа ситуаций межличностного взаимодействия.
По решению субтеста №4 четыре респондента имеют средний уровень, т.е. студенты умеют ана-
лизировать разные ситуации взаимодействия, понимают логику их развития, способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Логически рассуждая, они могут предугадать, как человек будет вести себя в дальнейшем, и найти причины определенного поведения.
Общий уровень развития социального интеллекта определяется на основе композитной оценки результатов исследования по каждому субтесту.
По результатам композиционной оценки низкий уровень развития социального интеллекта выявлен у 90% респондентов, это говорит нам о том, что данные студенты не способны выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения, они плохо понимают отношения. Средне-слабый уровень развития социального интеллекта имеют 10% респондентов, это свидетельствует о том, что у данных студентов способности к познанию поведения ниже среднего. Средний, средне-сильный и высокий уровень развития социального интеллекта не выявлен ни у одного респондента.
Таким образом, исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что для данной выборки студентов необходимо разработать программу, направленную на повышение уровня социального интеллекта. На занятиях по данной программе мы рекомендуем использовать следующие методы работы: групповая дискуссия, парная форма работы, психогимнастика, анализ конкретных ситуаций, метод игры (имитационная и ролевая игры), аутотренинг, рефлексия.
Список литературы
1. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта / Психология мышления. М., 1965. 456с.
2. Кудинова И. Б. Социальный интеллект как предмет исследования / Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132-142.
3. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч.1. С.-Пб., 1995. С. 4861.
4. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб: Иматон, 1996. 50 с.