Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие социально-бытовых навыков у детей / дети с расстройствами аутистического спектра.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Семернина Виктория Александровна, Данадаева Анна Ивановна

в статье рассматриваются особенности развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Показаны трудности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок с расстройством аутистического спектра при осваивании социально-бытовых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Семернина Виктория Александровна, Данадаева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА

Лихачева К.Н.1, Семернина В.А.2, Данадаева А.И.3

1Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;

2Семернина Виктория Александровна - тьютор;

3Данадаева Анна Ивановна - тьютор, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Показаны трудности и проблемы, с которыми сталкивается ребенок с расстройством аутистического спектра при осваивании социально-бытовых навыков.

Ключевые слова: развитие социально-бытовых навыков у детей, дети с расстройствами аутистического спектра.

УДК 373.2

Бейкер и Брюс Л. Отмечали, что «социально-бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, присваиваемые обществом человеку в различных ситуациях как обязательные».

У аутичного ребенка отсутствует мотивация к овладению социально-бытовыми навыками, что во многом связано с нарушениями взаимодействия с окружающим миром, страхами, пресыщаемостью и истощаемостью в контактах. Сложность обучения главным образом связана с нарушением контакта, страхами и трудностью произвольного сосредоточения. Также, необходимо отметить, что аутичные дети зачастую испытывают проблемы с освоением культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания из-за того, что они не вполне контролируют свое тело.

Для аутичного ребенка домашние предметы - первые объекты, на основе которых строятся контакты с ним, в этом кроется основная сложность обучения ребенка с аутизмом бытовым навыкам. Если контакт с аутичным ребенком довольно хрупкий, не нужно выдвигать много требований, потихоньку подключая его к действиям как пассивного участника и отмечая, «как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю».

Дети с РАС чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки, и традиции. Ребенок может легче принять новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка.

При обучении аутичного ребенка бытовым навыкам важна зрительно-пространственная организация, то есть составление расписания занятий. Составление примерного распорядка дня, еженедельного расписании и размещение данных расписания на видном для ребенка месте может стать существенным шагом на пути самоорганизации аутичного ребенка.

Таким образом, дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. Поэтому важную роль в развитии навыков в быту играют вспомогательные средства: игры, упражнения помощь взрослых и родителей.

Список литературы

1. Виневская А. Развитие ребенка с аутизмом/А. Виневская, 2017. 220 с.

2. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е.В. Моржина. М.:

Теревинф, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.