Научная статья на тему 'Особенности развития смысложизненной сферы студентов-гуманитариев как будущих профессионалов'

Особенности развития смысложизненной сферы студентов-гуманитариев как будущих профессионалов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семиков B. A.

Статья посвящена изучению смысложизненной сферы студентов гуманитарного факультета Ульяновского государственного университета как аспекта их профессионализации. Представлены результаты эмпирического исследования различий по показателям смысложизненных ценностей и установок студентов с первого по пятый курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MEANING-OF-LIFE SPHERE DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN STUDENTS AS FUTURE PROFESSIONALS

The article is devoted to examining the meaning-of-life sphere as the aspect of forming the professionalism of humanitarian students, studying in Ulyanovsk state university. There are presented some practical research results here, concerning differences in indices of meaning-of-life values and attitudes of the students from one to five courses.

Текст научной работы на тему «Особенности развития смысложизненной сферы студентов-гуманитариев как будущих профессионалов»

что основная идея данной стратегии противоречит идее государственного образовательного стандарта, «задающего извне» рамки предполагаемой деятельности, по-видимому, фрагментарное применение свободной стратегии возможно в рамках иных основных «клеток» матрицы.

Таким образом, рассматриваемая с позиций полипарадигмального подхода педагогическая подготовка преподавателей системы последипломного педагогического образования и процесс ее совершенствования должны включать в себя: овладение на методологическом уровне идеей полипарадигмальности современного образования;

осознание принципиальной возможности реализации взаимодействия «учитель — учащиеся» (взаимодействие первого плана) в рамках любой из десяти возможных «ячеек» полипарадигмальной матрицы и таких их сочетаний, которые не противоречат совместительному и компенсаторному принципам; освоение деятельности по «обучению» учителей реализации их профессиональной деятельности в рамках любой из десяти «ячеек» полипарадигмальной матрицы и любого их сочетания, «разрешенного» совместительным и компенсаторным принципами (в зависимости от заказа конкретного слушателя и в соответствии с ним). Здесь термин «обучение» является условным, точнее - это организация учебно-игровых ситуаций квазипрофессионального взаимодействия учителей с учащимися и совершенствованию этого взаимодействия в его же ходе;

формирование субъектного умения выбирать «для себя», для совершенствования собственного профессионализма, оптимальные «ячейки» полипарадигмальной матрицы и (или) их оптимальные сочетания.

Литература _

1. Змеев С.И. Основы андрагогики. М., 1999

2. Киктев C.B. Совершенствование подготовки преподавателей системы последипломного профессионального педагогического образования // Личность. Культура. Общество, 2006. Т.8, вып. 1. С. 225-234;

3. Киктев C.B. Последипломное образование: подготовка преподавателей // Высшее образование в России, 2006. № 4. С. 140-143;

4. Киктев C.B. О теории последипломного профессионального образования // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 131-133;

5. Киктев C.B. Методологические основы совершенствования подготовки преподавателей системы последипломного педагогического образования // Альма матер. 2007. № 2. С. 54-56.

6. Киктев C.B. Субъекты системы последипломного профессионального педагогического образования // Наука и школа. 2007. № 5. С. 34-36.

7. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. Chicago, 1980.

© Киктев C.B., 2008

В.А. Семиков

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ КАК БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

В последние годы в отечественной научной литературе проблема профессионализма разрабатывается особенно интенсивно. Этому способствует ряд факторов, в числе которых, с одной стороны, переломный характер развития нашего общества, настоятельно требующий повышения уровня квалификации специалистов в различных реформируемых сферах жизнедеятельности, а с дру-

гой— влияние ряда гуманитарных наук, стремящихся по-своему подойти к этой проблеме. Особое место здесь принадлежит акмеологии, в рамках которой само понятие профессионализма является одним из базовых и трактуется как одно из важнейших качеств человека, приобретаемое им на определенном уровне развития, — человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

Актуальность проблемы становления и развития профессионализма очевидна. В любом обществе всегда придавалось серьезное значение настоящим профессионалам, то есть людям, ставящим и реализующим свои цели в труде, квалифицированно выполняющим труд на основе специальной подготовки, осуществляющим свой труд на основе высоких стандартов, обогащающим опыт профессии [2].

Система профессионализма с точки зрения акмеологии имеет довольно сложную структуру, включает в себя различные элементы, блоки, имеет внутренние противоречия и взаимодействует с другими системами и подсистемами человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, профессионализм как качество личности является динамической системой и во многом характеризуется не только достигнутыми в ходе деятельности результатами, но и самим процессом достижения этих результатов. Наконец, профессионализм имеет определенные уровни своего развития, начиная с простого факта причастности человека к своей специальности и кончая взлетами в профессиональной деятельности, доставляющими глубокое удовлетворение.

Выделяя мотивационную и операциональную стороны в системе профессионализма, А.К. Маркова отмечает более важное значение мотивационной стороны, заключающейся в том, из каких ценностных ориентаций исходит человек, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд [2].

Здесь мы вплотную подходим к рассмотрению ценностно-смысловой и, в частности, смысложизненной сферы личности как важнейшего детерминанта формирования и развития профессионализма.

Существует большое количество источников, где так или иначе исследуется проблема ценностей и их классификации, начиная от книг религиозного характера (Библии, Корана и других), учений древних философов Запада и Востока и кончая подходами современных ученых и мыслителей [3].

Учитывая тот факт, что возможны самые различные классификации ценностей, поскольку существует множество ценностей, ценностных представлений не только у какого-либо общества, но и у каждого отдельного человека, мы предприняли попытку собственной их систематизации, основанной на специфическом системно-логическом обобщении. Данный вариант систематизации представляется весьма перспективным и к тому же достаточно удобным, поскольку позволяет включать в ценностно-смысловую и смысложизненную сферу личности те ценности, которые могут являться как объективно существующими общечеловеческими, так и просто субъективно воспринимаемыми людьми как свои ценности, «ценности-для-себя». Ведь зачастую то, что является дорогим и чрезвычайно значимым для одного человека, может оказаться абсолютно не имеющим значения или даже вредным для другого человека. Примеров таких множество.

Не углубляясь сейчас в сложные теоретические построения, мы лишь отметим, что рассматриваем смысложизненную сферу личности как систему, состоящую из четырех взаимосвязанных смысложизненных ориентаций: 1) ориентации на себя как индивида, личность и субъекта деятельности; 2) ориентации на различные виды деятельности; 3) ориентации на среду, естественную и искусственную; 4) ориентации на мир и жизнь в целом. Таким образом, смысложизненные ориентации, по нашему мнению, - это совокупность смысложизненных ценностей, образующих систему и имеющих определенную векторную направленность (ориентацию); это отражение тех сфер жизнедеятельности и мировоззрения чело-

века, которые являются наиболее обобщенными и вместе с тем ключевыми. «Я» -«Деятельность» — «Среда» — системные категории, обобщающие ценности, связанные с человеком, средой и его взаимодействием с ней, и все они включается в наиболее обобщенную категорию «Мир-Жизнь», в которую тем не менее могут входить ценности, не относящиеся напрямую к указанным трем категориям [6].

Какими же ценностями (в том числе и смысложизненными) обладают на сегодняшний день студенты как субъекты образовательного процесса в вузе? Не менее важен вопрос и о том, в какой степени существующие в смысложиз-ненной сфере личности смысложизненные ценности имеют не только интеллектуально-логическое и эмоционально-чувственное, но и активно-деятельно-стное, побудительное начало, то есть выступают уже в качестве смысложизнен-ных установок. Обладать ценностями, иметь определенное когнитивное представление о них и эмоциональное отношение к ним — одно, но поступать и действовать в соответствии с ними в конкретной жизнедеятельности - другое. Наконец, чрезвычайно важен вопрос о том, какими должны быть ценности и установки, в том числе и смысложизненные, современного человека, чтобы он мог не только успешно реализоваться в профессиональной деятельности, но и хорошо адаптироваться в окружающем его быстро меняющемся, высокотехнологичном мире рыночных отношений. Возможно ли вообще соответствие фундаментальных общечеловеческих ценностей и ценностей, диктуемых практической целесообразностью жизни, «когда люди полностью руководствуются ожидаемыми последствиями?» [3, с.26].

Итак, с целью теоретического, а также практического исследования смысло-жизненных ценностей и установок в рамках системы высшего образования, на основе системно-логического обобщения ценностей и выделения четырех смысло-жизненных ориентаций, мы разработали специальную методику, которая в настоящее время находится на стадии стандартизации и валидизации, но тем не менее уже сейчас дает интересные результаты, представленные ниже.

Объектом исследования явились студенты 1-5 курсов гуманитарного факультета специальности «Психология» и «Социальная работа» Ульяновского государственного университета. Общая выборка составила 224 человека.

Ограничиваясь форматом данной статьи, приведем лишь некоторые результаты исследования, касающиеся особенностей изменения смысложизненной сферы студентов на протяжении 5 лет их обучения в вузе, на основе выявления статистически значимых различий между первым и последующими курсами обучения.

Поскольку проверка на нормальность распределения с помощью описательной статистики показала, что распределение признаков далеко от нормального, мы использовали непараметрический и-критерий Манна-Уитни в пакете статистической обработки 51аИ8Йса 6.0. Результаты исследования оказались следующими.

Между первым и вторым курсами гуманитарного факультета следует отметить лишь достоверные различия по ценностям «Родина» и «человечество» (уровень значимости р<0,05), Хотя и у тех и других в среднем показатели не достигают уровня смысложизненной установки, все же второй курс больше чувствует свое деятельное участие в отношении Родины и человечества в целом.

Первый и третий курс значимо различаются по показателям смысложизнен-ных установок «личностные особенности» (уровень значимости р<0,05), «деньги» (уровень значимости р<0,01) и «сферы жизнедеятельности» (уровень значимости р<0,05). Это значит, что первый курс в большей степени реализует или старается развить свои наиболее значимые личностные особенности, чем третий курс, а также более активно действует в важнейших для себя сферах жизнедеятельности, в частности, в научной сфере. Третий курс в значительно большей степени думает о зарабатывании денег, чем первый. В то же время следует отметить, что указанные

три ценности ни у первого, ни у третьего курса не достигают уровня смысложиз-ненной установки, хотя и близки к нему.

Кроме того, для первого курса в большей степени имеет значение будущая профессиональная деятельность (именно работа по своей профессии) и учебная деятельность, которые достигают у них уровня смысложизненной ценности, в отличие от третьего курса.

Значимых различий между первым и четвертым курсом еще больше. По показателям ценностей «деньги», «сферы жизнедеятельности» и «профессиональная деятельность» наблюдается схожая картина, как и с третьим курсом. Также первый курс в гораздо большей мере считает, что каждый человек - творец собственного благополучия, больше ценит особенности своей рациональной сферы и больше уделяет внимания состоянию своего здоровья. Кроме того, ценность «дружба» достигает у первого курса уровня смысложизненной установки, в отличие от четвертого, у которого она является лишь смысложизненной ценностью.

Вместе с тем студенты четвертого курса в значительно большей степени склонны смотреть на окружающую действительность с эстетической точки зрения (точки зрения прекрасного - безобразного, гармонии - беспорядка), ощущать себя отдельными уникальными личностями, выше оценивать свои врожденные задатки и способности и больше заниматься творчеством.

Между первым и пятым курсом также существует множество различий. Пятый курс, так же как и четвертый, больше руководствуется в жизни своим эстетическим вкусом, чем первый, и, кроме того, больше прилагает усилий к тому, чтобы окружающий мир и его объекты были, согласно их представлениям, красивее и гармоничнее. Студенты-выпускники гораздо больше ценят деньги и нацелены на их зарабатывание, больше уделяют внимание своим внешним данным, (красоте, обаянию, имиджу и т.д.), в большей мере стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, особенно в плане развития приобретенных знаний, умений и навыков, а также развития духовного потенциала, в связи с чем у них также выше показатели смысложизненной установки «учебная деятельность». Хотя и у первого, и у пятого курса ценности «любовь» и «семья» достигают уровня смысложизненной ценности, все же у пятого курса они выражены ярче. Наконец, в среднем для студентов пятого курса ценность «Бог» имеет большее значение, чем для первого, хотя и не достигает уровня смысложизненной ценности, и, кроме того, они больше прилагают усилий к тому, чтобы изменить свою жизнь так, как считают нужным.

Теперь представим результаты сравнения второго и последующих курсов.

Между вторым и третьим курсом существуют значимые различия по смысло-жизненным установкам «свобода» (р<0,01), «Родина, человечество» (р<0,01), «сферы жизнедеятельности» (р<0,05). Иными словами, второй курс больше ощущает свою значимость в деле развития своей страны, чем третий, в большей степени считает себя свободным и более активно действует в различных сферах жизнедеятельности и социальных институтах. Кроме того, по показателям смысложизненной ценности и установки «учебная деятельность» (р<0,05) второй курс также превосходит третий курс, то есть второкурсники выше оценивают значимость учебной деятельности для себя и они более включены в нее, чем третьекурсники. В то же время студенты третьего курса большее значение придают своей будущей семейной жизни, проявляют большую активность для ее создания.

Обнаружены достоверные различия между вторым и четвертым курсом по смыс-ложизненным ценностям «человек как индивидуальность», «рациональная сфера», «здоровье», «способности» и «творчество» (р<0,05). Второкурсники гораздо больше ценят свою рациональную сферу и состояние своего здоровья, в то время как студенты четвертого курса больше ощущают себя уникальной и неповторимой личностью, обладающей творческими способностями.

Что касается значимых различий между вторым и пятым курсом, то здесь результаты следующие. Второкурсники превосходят пятый курс, так же как и третий, лишь по смысложизненной установке «свобода». По остальным показателям они уступают пятикурсникам. Так, например, студенты пятого курса обладают более тонким эстетическим вкусом, чем студенты второго курса, они более склонны к саморазвитию и совершенствованию, прежде всего самостоятельному получению новых знаний, умений и навыков, больше уделяют внимание своим внешним данным, выше ценят деньги и активнее нацелены на их зарабатывание. Наконец, у пятикурсников выше показатели смысложизненных ценностей «любовь» и «семья». Как видим, многие различия между вторым и пятым курсом аналогичны представленным выше различиям между первым и пятым курсом.

Рассмотрим результаты, полученные при сравнении третьего курса с четвертым и пятым.

Третий курс, так же как и второй, выше ценит свою рациональную сферу, такие ее стороны, как логичность, последовательность, диалектичность и другие, по сравнению с четвертым, а также состояние своего здоровья. Вместе с тем студенты-третьекурсники меньше замечают красоту окружающего мира, в меньшей степени считают себя яркой, неповторимой личностью, способной к творчеству, в отличие от студентов четвертого курса.

Относительно третьего и пятого курса наблюдается схожая картина, как у второго и пятого. Значимые различия имеются по показателям смысложизненных ценностей и установок «красота» (р<0,01), «внешние данные» (р<0,01), «врожденные и приобретенные характеристики» (способности, знания, умения, навыки) (р<0,01), «духовный потенциал» (р<0,01), «учебная деятельность» (р<0,05). Все эти показатели гораздо выше у студентов пятого курса.

Наконец, опишем результаты сопоставления четвертого и пятого курса студентов гуманитарного факультета.

Выпускники больше прилагают усилий к тому, чтобы изменить свою жизнь так, как считают нужным, выше ценят красоту, больше уделяют внимание своему здоровью, сильнее включены в учебную деятельность и вновь больше думают (как и студенты первого курса) о своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, у них выше показатели смысложизненной ценности «любовь» и «семья» и смысложизненной установки «дружба».

Если представить все выше обозначенные различия между пятью курсами гуманитарного факультета УлГУ в виде таблицы, то это будет выглядеть следующим образом (см. табл.).

Как видим, в целом по общей совокупности смысложизненных ценностей и установок студенты четвертого и особенно пятого курса превосходят студентов начальных курсов, что может свидетельствовать о качественном изменении и развитии их смысложизненной сферы на протяжении пяти лет обучения в вузе, и соответственно, об их определенной профессионализации.

Таким образом, подобные исследования, направленные на выявление и изучение смысложизненных ценностей и установок студентов, включенных в образовательное пространство, на наш взгляд, являются довольно перспективными, поскольку, безусловно, позволят приблизиться к тому, чтобы наметить в образовательной среде необходимые факторы и условия формирования тех смысложизненных ценностей и установок, которые являются, с одной стороны, оптимальными в плане профессиональной адаптации к окружающей жизни и развития профессионализма личности, а с другой - все же несущими определенный духовно-нравственный потенциал, повышение которого является сверхзадачей любой системы образования. Ведь, как сказал Ф.М. Достоевский, лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.

Таблица

Достоверные различия по показателям смысложизненных ценностей и установок между студентами гуманитарного факультета УлГУ*

Курсы 1 (ниже) 2 (ниже) 3 (ниже) 4 (ниже) 5 (ниже)

1 (выше) '•V -. : ^ ■>• " '■'.".■С"'.'' ......1. ' «Личностные особенности» (р<0,05); «сферы жизнедеятельности» (р<0,05); «будущая профессиональная деятельность» (р<0,01); «учебная деятельность» (р<0,05) «Сферы жизнедеятельности» (р<0,05); «будущая профессиональная деятельность» (р<0,01); «счастье» (р<0,05); «рациональная сфера» (р<0,05); «здоровье» (р<0,05); «дружба» (Р<0,05)

2 (выше) «Родина, человечество» (р<0,05) ' ' • V ' ■". . : ■■': ■ ■ . : , ....."" «Свобода» (р<0,01), «Родина, человечество» (р<0,01); «сферы жизнедеятельности» (р<(),()5); «учебная деятельность» (р<0,05) «Рациональная сфера» (р<0,05), «здоровье» (р<0,05), «способности и задатки» (р<0,()5) «Свобода» (р<0,05)

'—ч V,.;''У-: : •:: V • ч "' «Рациональная

1 л а> СП «Деньги» (р<0,01) «Семья» (р<0,01) ; сфера» (р<0,01); «здоровье» (р<0,05)

4 (выше) «Деньги» (р<0,01); «красота» (р<0,01); «человек как индивидуальность» (р<0,05); «задатки, способности» (р<0,05); «творчество» (р<0,01) «Человек как индивидуальность» (р<0,05); «творчество» (р<0,05) «Человек как индивидуальность» (р<0,05); «творчество» (р<0,01); «красота» (р<0,05) |

5 (выше) «Красота» (р<0,01); «деньги» (р<0,01); «внешние данные» (р<0,01); «знания, умения, навыки» (р<0,05); «духовный потенциал» (р<0,05) «учебная деятельность» (р<0,05); «любовь» (р<0,01); «семья» (р<0,05); «Бог» (р<0,01) «Красота» (р<0,01); «знания, умения, навыки» (р<0,01); «внешние данные» (р<0,05); «деньги» (р<0,05); «любовь» (р<0,01); «семья» (р<0,01) «Красота» (р<0,01); «внешние данные» (р<0,01); «способности» (р<0,05); «знания, умения, навыки» (р<0,05); «духовный потенциал» (р<0,01) (р<0,01); «учебная деятельность» (р<0,05) «Красота» (р<0,05); «здоровье» (р<0,05); «учебная деятельность» (р<0,05); «будущая профессиональная деятельность» (р<0,05); «любовь» (р<0,01); «семья» (р<0,05); «дружба» (р<0,05) ■ - ■-: -

* В строчках по горизонтали показатели у какого-либо курса значимо выше показателей у остальных курсов; в столбцах по вертикали — наоборот, ниже.

Литература

1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

5. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы международной конференции. М., 2005.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб., 2001.

7. Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006.

8. Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции. Самара, 2007.

9. Серый A.B., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово, 1999.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

© Семиков В.А., 2009

И.Г. Малкина-Пых

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих констатации факта существенного влияния мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности, в том числе профессиональной [4, 10]. Сложность психодиагностики мотивационной сферы субъекта деятельности связана с рядом обстоятельств, в том числе наличием, наряду с полностью осознаваемыми, частично осознаваемых и неосознаваемых мотивов, «заданная» оценка которых не представляется возможной.

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [4]. Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях, В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы [4].

Психологическим механизмом профессиональной направленности личности может выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.

Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы могут обусловливать склонность челове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.