тивности исходя из их типа телосложения, а не сугубо личных предпочтений, не только дает лучший результат в оздоровлении организма занимающихся, но и в силу своей типо-специфических принадлежности облегчает включение женщин в регулярный процесс произвольной физической активности. Данный аспект является важным в долгосрочной перспективе, как один из факторов постоянства и непрерывности посещения занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа. - Москва : СпортАка-демПресс, 2002. - 232 с.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Дубровский. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 512 с.
3. Зайдиева Я.З. Альтернативная терапия менопаузальных расстройств у женщин в климактерии / Я.З. Зайдиева // Мать и дитя. - 2017. - № 12. - С. 873-878.
4. Комиссарова Е.Н. Особенности построения занятий оздоровительным фитнессом для женщин второго зрелого возраста в зависимости от типа конституции и нозологии / Е.Н. Комиссарова, М.В. Родина, Л.А. Сазонова // Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития: мат. IV Всеросс. науч.-практ. конф. - Москва: ГЦОЛИФК, 2015. - С. 99-103.
5. Родина М.В. Взаимосвязь телосложения и функциональных показателей у женщин второго зрелого возраста / М.В. Родина, Е.Н. Комиссарова // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. - 2011. - №2. - С. 130-131.
6. Родина М.В. Принципы построения индивидуального двигательного режима в оздоровительной физической культуре женщин второго зрелого возраста / М.В. Родина, Р.Б. Цаллагова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 12-2. - С. 355-359
7. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Москва : Спорт, 2018. - 621 с.
REFERENCES
1. Dorokhov, R.N. and Guba, V.P. (2002), Sports morphology, SportAcademPress, Moscow.
2. Dubrovsky, V.I. (2002), Sports medicine: textbook. for stud. higher textbook Institutions, VLADOS, Moscow.
3. Zaidieva, Ya.Z. (2017), "Alternative therapy of menopausal disorders in menopausal women", Mother and child, No. 12, рр. 873-878.
4. Komissarov, E.N., Rodina M.V. and Sazonova L.A. (2015), "Features of the construction of recreational fitness classes for women of the second mature age, depending on the type of constitution and nosology", Therapeutic physical culture: achievements and development prospects: Mat. IV All-Russian. scientific-practical. conf., Moscow, SCOLIPE, pp. 99-103.
5. Rodina, M.V. and Komissarov, E.N. (2011), "The relationship of physique and functional indicators in women of the second mature age", Uchenye zapiski St. Petersburg State Medical University. acad. I.P. Pavlova, No. 2, pp. 130-131.
6. Rodina, M.V. and Tsallagova, R.B. (2012), "Principles of building an individual motor regime in the health-improving physical culture of women of the second mature age", Fundamental research, No. 12-2, pp. 355-359
7. Solodkov, A.S. and Sologoub, E.B. (2018), Human physiology. General. Sports. Age: textbook, Sport, Moscow.
Контактная информация: g-ponomarev@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 16.06.2022
УДК 796.332
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Игорь Евгеньевич Прокофьев, старший преподаватель, Андрей Юрьевич Кравцов, доцент, Наталья Васильевна Австриевских, преподаватель, Светлана Владимировна Шеменева, преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,
Елец
Аннотация
Скоростно-силовой компонент физической подготовленности футболиста, а также высокий уровень его развития, как показывает анализ соревновательной деятельности в современном футболе, а также заключения ведущих специалистов, являются главными факторами достижения высоких соревновательных показателей и результатов, а, кроме того, важным составляющим прогресса как отдельного спортсмена, так и команды в целом. Актуальность и интерес со стороны спортивной науки к данной проблематике, но в то же время отсутствие работ, направленных на оптимизацию скоростно-силовой подготовки футболистов на ранних этапах тренировки, еще более актуализируют исследования, направленные на повышение уровня, выбора эффективных средств и методов и т.д. скоростно-силовой подготовки юных футболистов. В нашей статье обобщены результаты исследований, направленные на определение наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет. Основной целью нашего исследования стало проведение анализа и обобщение теоретико-методических особенностей развития выше перечисленных качеств у данной категории футболистов в процессе тренировочной деятельности. Нами была разработана методика скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет, технология ее использования в тренировочном процессе данной возрастной группы занимающихся. В результате проведенного исследования нам удалось экспериментально доказать эффективность применения в тренировочном процессе футболистов 12-13 лет такого средства развития скоростно-силовых качеств, как соскоки с тумбы высотой 40 см с последующим выпрыгиванием вверх в сочетании с прыжками через барьеры.
Ключевые слова: скоростно-силовые качества, физическая подготовка, юные футболисты 12-13 лет, средства и методы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p307-311
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF FOOTBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS OLD
Igor Evgenievich Prokofiev, the senior teacher, Andrey Yuryevich Kravtsov, the docent, Na-talya Vasilievna Austrievskikh, the teacher, Svetlana Vladimirovna Shemeneva, the teacher,
Bunin Yelets State University, Yelets
Abstract
The speed-strength component of the football player's physical fitness, as well as the high level of his development, as shown by the analysis of competitive activity in modern football, as well as the conclusions of leading experts, are the main factors in achieving high competitive performance and results, and, in addition, an important component of progress of the separate athlete and the team as a whole. The relevance and interest of sports science to this issue, but at the same time, the lack of work aimed at optimizing the speed-strength training of football players in the early stages of training, even more actualize research aimed at increasing the level, choosing effective means and methods, etc. d. speed-strength training of young football players. Our article summarizes the results of research aimed at determining the most effective means and methods of speed-strength training of football players aged 12-13. The main purpose of our study was to analyze and generalize the theoretical and methodological features of the development of the above qualities in this category of football players in the process of training activities. We have developed the methodology for speed-strength training of football players aged 12-13, the technology of its use in the training process of this age group of athletes. As a result of the study, we were able to experimentally prove the effectiveness of using in the training process of 12-13-year-old football players such a means of developing speed-strength qualities as jumping off a 40 cm high pedestal, followed by jumping up in combination with jumping over barriers.
Keywords: speed and strength qualities, physical fitness, young football players 12-13 years old, means and methods.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных факторов, обеспечивающих возможности достижения высоких спортивных результатов футболистов, является уровень развития их скоростно-силовых
возможностей или скоростно-силовой подготовленности. Поэтому совершенствование средств и методов скоростно-силовой подготовки, рассматривается как важный резерв повышения спортивного мастерства [1]. Данные заключения были сделаны одним из авторов данной статьи на основе проведенных экспериментальных исследований, направленных на выявление эффективных средств скоростно-силовой подготовки квалифицированных футболистов и решение проблем их оптимизации, результаты которых нашли отражение в ряде его научных публикаций. Им была доказана эффективность применения такого упражнения, как «спрыгивание или соскок с тумбы 50 см с последующим выпрыгиванием вверх», а также были сформулированы методические рекомендации и условия внедрения данного средства в процесс физической подготовки квалифицированных футболистов. В тоже время результаты данных исследований, не смотря на свою актуальность и значимость, в целом виде не могут быть перенесены на тренировочный процесс в детско-юношеском футболе, где вопросы скоростно-силовой подготовки носят еще более острый, дискуссионный характер, и особенно на ранних этап тренировки.
Разнообразие средств, используемых в процессе работы над воспитанием и совершенствованием скоростно-силовых качеств на разных этапах многолетней подготовки, среди которых основное место занимают всевозможные прыжковые упражнения, бег в затруднённых условиях, упражнения для развития скорости и скоростной выносливости, круговые тренировки с использованием различных станций, где включаются прыжки, многоскоки, упражнения на силу, жонглирование мячом, пресс и т. д., в большинстве своем не позволяют достичь ожидаемых результатов и решать поставленные задачи, так как рекомендации по их использованию недостаточно обоснованы, весьма противоречивы, а направленность воздействия и применение данных упражнений не всегда соответствует задачам развития данных двигательных качеств.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе МБСУ «ФК Елец» и прошло в 3 этапа в период с сентября 2021 г. по май (включительно) 2022 г.:
- 1 этап - сбор и анализ информационных источников, наблюдение за учебно -тренировочным процессом, проведение анкетирования. Важной составляющей первого этапа стала разработка технологии использования в тренировочном процессе футболистов 12-13 лет таких средств подготовки как соскоки с тумбы с последующим выпрыгиванием вверх [1] и прыжками через барьеры, а также методических рекомендаций по использованию данных средств в процессе тренировки;
- 2 этап - внедрение разработанной нами методики в тренировочный процесс футболистов 12-13 лет МБСУ «ФК Елец», организация и проведение педагогического эксперимента;
- 3 этап - обработка полученных результатов исследования, их последующий анализ, формирование выводов.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На основании изучения литературных источников, опроса специалистов, наблюдения за учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью было определено, что одними из наиболее важных двигательных качеств, имеющих важнейшее значение для достижения успехов в футболе, считаются скоростно-силовые качества или взрывная сила [1], а также был сделан вывод, что к числу наиболее эффективных средств развития скоростно-силовых качеств в футболе можно отнести такие тренировочные упражнения, как «соскоки с тумбы с последующим выпрыгиванием вверх» в сочетании с иным родом
прыжковой работы, в нашем случае это были прыжки через барьеры высотой 25 см.
В результате проведенных исследований практического характера нам удалось выявить и определить: 1) наиболее оптимальную высоту спрыгивания 12-13 летних футболистов - она составила 40 см; 2) оптимальное сочетание прыжковой работы (спрыгива-ние с тумбы - выпрыгивание вверх - 3 прыжка через барьеры); 3) оптимальное количество повторений данных прыжковых упражнений в рамках одной серии - 7-8; 4) оптимальное количество серий в рамках тренировочного занятия - 4; 5) оптимальное время восстановления и возобновления выполнения упражнений, которое между повторениями в рамках серии должно составлять от 15 до 30 сек, а между сериями от 4 до 6 минут.
Важнейшей задачей следующего этапа исследования стала разработка и внедрение в тренировочный процесс футболистов 12-13 лет технологии развития скоростно-силовых качеств, основанной на применении методики использования при подготовке соскоков с тумбы высотой 40 см в сочетании с последующим выпрыгиванием вверх и прыжками через барьеры.
Исследования проходили на базе МБСУ «ФК Елец», в нем приняли участие 22 футболиста 12-13 лет, составившие экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 11 человек в каждой. В тренировочном процессе испытуемых ЭГ раз в неделю на протяжение января - мая применялась разработанная нами методика скоростно-силовой подготовки, в тоже время испытуемые КГ занимались с применением общепринятых средств подготовки по данному разделу. До эксперимента и по окончании нами проводилось тестирование. Мы использовали следующие тесты: 1) бег на 10 м, 2) челночный бег - 3х10 м, 3) прыжок в длину с места, 4) прыжок в высоту с места - выпрыгивание вверх.
На рисунках 1-3 представлены результаты эксперимента.
0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
бег 10 м
бег 3х10 м
12 10 8 6 4 2 0
прыжок в длину
КГ ЭГ
КГ
выпрыгивание вверх ■ ЭГ
Рисунок 1 - Динамика показателей прироста испытуемых ЭГ и КГ в беговых тестах (сек)
Рисунок 2 - Динамика показателей прироста испытуемых ЭГ и КГ в прыжковых тестах (см)
14 12 10 8 6 4 2 0
5,7 5,9
1,8 1,3
12,2
прыжок в длину
бег 10 м выпрыгивание вверх
КГ "ЭГ
3х10 м
Рисунок 3 - Динамика темпов прироста показателей скоростно-силовой подготовленности ЭГ и КГ (%)
7
Динамика прироста показателей в ЭГ после эксперимента была следующая:
- в тесте «бег 10 м» прирост равен 0,12 сек или 5,9%;
- в тесте «челночный бег 3х10 м» прирост составил 0,62 сек или 7%;
- в тесте «прыжок в длину с места» прирост оказался 10,8 см или 5,7%;
- в тесте «выпрыгивание вверх» - 2,1 см или 12,2%.
Показатели динамики прироста в ЭГ значительно выше аналогичных показателей КГ. Характеризуя сравнение динамики показателей испытуемых ЭГ и КГ в цифрах, мы получили следующие результаты:
- в тесте «бег 10 м» прирост испытуемых КГ составил 0,04 сек или 2%, что ниже показателей ЭГ в 3 раза;
- в тесте «челночный бег 3х10 м» динамика прироста испытуемых КГ составила 0,17 сек или 1,9%, что в 3,7 раза ниже цифр ЭГ;
- в тесте «прыжок в длину с места» прирост испытуемых КГ оказался равен 3,3 см или 1,8%, что ниже показателей ЭГ в 3,2 раза;
- в тесте «выпрыгивание вверх» прирост испытуемых КГ оказался равен 0,2 см или 1,3%, что ниже показателей ЭГ в 10 раз.
Можно констатировать, что применение разработанной нами методики прыжковой работы, направленной на совершенствование и оптимизацию процесса скоростно-силовой подготовки юных футболистов в тренировочном процессе, оказало положительное влияние и позволило достоверно улучшить показатели скоростно-силовой подготовленности спортсменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволили еще раз убедиться в эффективности прыжковой работы, связанной со спрыгиванием с тумбы и последующим выпрыгиванием вверх, для развития взрывной силы, а также способствовали экспериментальному обоснованию целесообразности использования данного упражнения в комплексе с прыжками через барьеры и разработке методики использования данных средств в процессе скорост-но-силовой подготовки футболистов 12-13 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прокофьев И.Е. Оптимизация методики применения отдельных средств в процессе ско-ростно-силовой подготовки квалифицированных футболистов / И.Е. Прокофьев // Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийского конкурса научных работ в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. - С. 317321.
REFERENCES
1. Prokofiev, I.E. (2019), "Optimization of the methodology for the use of individual means in the process of speed-strength training of qualified football players", Modern technologies of physical education and sports in the practice ofphysical culture and sports organizations, collection of scientific works of the All-Russian Scientific and Practical Conference and the All-Russian Competition of Scientific Works in the Field of Physical Culture, Sports and Life Safety, Yelets, pp. 317-321.
Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.06.2022