Медведева Е.И, Крошилин СВ.
Особенности разбития системы российского образований
Система российского образования сегодня активно развивается и модернизируется как со стороны самих учебных учреждений, так и, главным образом, со стороны государства. Приоритетность области образования провозглашается в Законе «Об Образовании»: необходимо обеспечить всем гражданам страны равные условия для получения качественного образования за счет создания одинаковых стартовых возможностей при обучении в начальной и общей школе, профессиональном обучении, разработки системы оценки качества образования, возможности получения непрерывного повышения квалификации.
Система образования является основным звеном в модернизации экономики страны, которое непосредственно связано с возможностью реализации и развития человеческого потенциала. Экономика завтрашнего дня — это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Именно в сфере образования находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной
перспективе. Для этого со стороны государства предлагается внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Однако, несмотря на выработанные меры со стороны государства и действия множества программ, связанных с системой образования, остается еще много нерешенных проблем в этой сфере.
Сегодня практически отсутствует связь системы профессионального образования и потребностей рынка труда. По данным официального сайта ФЦПРО [1], «более четверти выпускников высшего профессионального образования и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специаль-
ности». Фактически учебные заведения не несут ответственность за конечные результаты образовательной деятельности. Также практически отсутствуют те механизмы, которые могли бы оказывать воздействие на систему и политику образования со стороны граждан, работодателей и профессиональных сообществ. Выпускники учебных учреждений зачастую не обладают практическими навыками, необходимыми для их трудоустройства на рынке труда, где наблюдается несоответствие спроса и предложения, как следствие того, что профессиональное образование не полностью соответствует структуре его потребностей. Одной из проблем является низкая инвестиционная привлекательность образования.
Необходимость решения этих проблем очевидна, чтобы не получилось как с внедрением ЕГЭ, когда изначально правильные и нужные перемены в системе образования «разбивались» об особенности российской действительности. Профессор Г.А.Комиссаров считает, что «модернизация образования — политическая и общегосударственная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект» [2. С. 312]. При совершенствовании данной системы необходимо учитывать мнение заинтересованных сторон, которыми являются работодатели, преподаватели и студенты, а также исходить из целесообразности изменения наработанной системы передачи знаний.
Для анализа возможностей модернизации системы образования было проведено исследование по изучению мнения трех целевых групп: первая — управленцы высшего и среднего звена образовательных учреждений, вторая — учащиеся высшего учебного заведения, третья — работодатели, представители реального бизнеса 1.
Для сопоставления полученных данных были составлены матрицы Б^ОТ-анализа со взвешенной оценкой факторов для каждой из исследуемых групп. Такой анализ предполагает определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, источником которых является внешняя среда. Сопоставление дает возможность определения перспективных направлений развития системы образования, а также выявления проблем, требующих неотложных решений.
Для достижения поставленной цели весь процесс реализации методики был разбит на четыре этапа [3. С. 316-321]:
■ определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
■ экспертная оценка данных сторон;
■ обработка полученных оценок;
■ анализ полученных результатов.
Число экспертов определяется
индивидуально в каждом конкретном случае, но оно не должно быть меньше десяти для обеспечения объективности результатов и составило 10, 22 и 10 человек соответственно перечисленным группам. Для удобства анализа число факторов не должно превышать десять. Пример заполненной матрицы студентом-экспертом представлен в табл. 1.
1 Количество опрошенных составило 10, 22 и 10 человек соответственно.
Исследование проводилось на базе образовательных учреждений, среднего и малого бизнеса юго-востока Московской области. Целью исследования являлось выяснение мнений у представителей перечисленных групп о сильных и слабых сторонах современного обучения, а также возможностей его развития и выявления существующих опасностей для совершенствования самого механизма работы в сфере предоставления образовательных услуг.
Образование
' = НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ №2 - 2011
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа эксперта (студент)
Интенсивность (Л/) Благоприятные возможности
Рост качества образования Увеличение бюджетных мест Предоставление возможности трудоустройства Усиление маркетинговых усилий в сфере образования Налаживание отношений с другими странами Рост научных кадров Отказ от системы ЕГЭ Улучшение оборудования и инвентаря для обучения Сокращение платы за обучение Улучшение состояний зданий Рост предметов по выбору
Вероятность появления (Р] 0,9 0,5 0,4 0,5 0,7 0,7 0,6 0,9 0,6 0,7 0,8
Коэффициент влияния (К]) 1,0 1,0 0,7 0,7 0,8 0,7 0,6 0,7 0,6 0,6 0,7
Сильные стороны ац ац ац ац ац ац ац ац ац ац ац
Рост качества ППС, повышение 4,2 4,4 3,2 2,0 3,4 3,0 ,6 4, 1,6 3,0 2,2 1,8 2,8
квалификации
Рост числа населения с высшим 4,2 4,2 4,6 3,8 3,4 3,6 3,8 3,6 3,4 4,4 2,6 3,6
образованием
Многообразие вузов и специальностей 5,0 1,6 3,8 2,6 3,8 3,6 4,0 2,6 2,8 3,0 3,2 2,8
Сильная программа образования 4,2 4,4 3,8 3,2 3,4 3,4 4,4 3,4 3,2 3,2 2,4 4,0
Наличие бюджетных мест 3,8 3,4 4,6 2,0 2,8 2,4 3,0 2,6 3,6 3,8 2,4 2,8
Многообразие учебной литературы 4,4 4,2 2,6 2,2 3,8 3,8 4,2 2,0 3,2 3,6 2,6 4,0
Возможность дополнительного 4,4 4,2 2,4 3,0 4,0 3,6 ,6 4, 2,6 3,0 4,0 2,4 4,0
образования
Наличие школьной формы 3,2 3,0 1,6 2,0 2,8 1,6 2,6 2,2 2,6 2,0 2,2 2,4
Наличие развлекательных мероприятий 3,2 2,6 2,0 2,0 2,4 2,4 2,4 2,0 2,4 1,8 2,8 1,8
Оснащенность учреждений 3,6 3,8 3,0 3,0 3,2 2,6 3,8 2,6 3,2 2,4 3,6 3,6
компьютерами
Слабые стороны ац ац ац ац ац ац ац ац ац ац ац
Коррупция 4,8 4,2 3,6 3,0 3,2 2,8 2,6 2,4 1,8 3,2 2,4 2,2
Высокая плата за образование 4,8 4,2 3,0 2,4 3,4 3,0 3,2 2,2 2,4 3,0 3,0 2,6
Предвзятое отношение преподавателей 4,2 3,2 2,4 2,4 3,2 2,6 2,4 3,0 2,0 3,2 2,4 2,0
Перенасыщенность рынка труда 4,8 3,4 4,0 3,0 2,6 3,4 2,6 2,4 2,2 3,0 2,8 3,0
специалистами
Проблема с трудоустройством 4,2 2,4 3,2 3,2 2,6 3,4 2,2 1,8 2,2 3,0 2,4 2,8
Нехватка молодых специалистов 3,6 2,8 2,8 3,8 1,8 2,6 2,6 1,8 1,2 1,6 2,0 1,2
Плохое ремонтное состояние учебных 3,6 2,4 2,8 2,8 1,8 2,4 2,2 3,0 5,0 2,2 3,0 1,6
заведений
Внеучебная нагрузка 2,8 2,4 2,0 2,6 2,0 2,4 2,4 2,2 1,4 2,0 2,2 2,0
Нехватка дошкольного образования 3,4 2,6 2,6 2,0 2,4 3,0 1,8 1,6 1,2 1,6 1,2 1,6
Сокращение бюджетных мест 4,4 2,8 4,6 2,4 3,2 2,8 2,2 1,6 2,0 2,0 1,6 1,6
Продолжение табл. 1
Угрозы
м о
ов
и м
а н ши с
в то ст вы
е и л со то
и н й и а и ст и
ва о з а ен д е в я и н а в ец п с л а и ц
ия бр за о з их к пе
ан в о з а р б е о н ат л п х ы н б е ч у а р б о а м е с й и с с о р ат и и ст о н н а я с х и ащи
я а н ы р ст и ст вр а ов б ча у
^ ь ст о н в и с н вн о р у е и н е ж и д о х е р е п й ы н то от к е н е и ы в о р д а к е и н е с я а н н а м у д о о н н а § а тре тру л а к а б а н д о ех е р £ ^ ое ви е н иа ни в ® О ж аз а н и к з у р аг н
нте н о л о кр ар пр вон ре ир ст
П П 00 Ст Не х £ Пе нб О О Ро
Вероятность появления Коэффициент влияния
Сильные стороны Рост качества ППС, повышение квалификации Рост числа населения с высшим образованием Многообразие вузов и специальностей Сильная программа образования Наличие бюджетных мест Многообразие учебной литературы Возможность дополнительного образования Наличие школьной формы Наличие развлекательных мероприятий Оснащенность учреждений компьютерами
Слабые стороны Коррупция
Высокая плата за образование
Предвзятое отношение преподавателей
Перенасыщенность рынка труда специалистами
Проблема с трудоустройством
Нехватка молодых специалистов
Плохое ремонтное состояние учебных заведений
Внеучебная нагрузка
Нехватка дошкольного образования
Сокращение бюджетных мест
В строке Р] эксперты оценивают вероятность (в пределах от 0 до 1) возникновения каждой возможности и угрозы. В строке К] отмечается значение коэффициента влияния на де-
0,5 0,8 0,7 0,9 0,6 0,8 0,9 0,8 0,6
0,6 0,6 0,5 0,7 0,6 0,7 0,9 0,6 0,6
аЧ а'Ч аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ
4,2 3,2 3,4 3,4 3,0 2,6 3,6 3,2 3,4 2,6
4,2 3,4 4,0 3,8 3,0 2,4 3,6 3,6 3,6 3,2
5,0 3,0 3,8 3,6 2,6 2,4 3,8 3,8 3,2 2,0
4,2 2,8 3,2 3,6 2,8 3,2 3,4 3,4 3,6 3,8
3,8 2,8 3,0 3,2 2,4 1,6 3,2 2,6 3,6 2,2
4,4 3,2 2,6 3,0 2,6 2,4 2,8 2,8 2,4 3,4
4,4 4,0 3,4 3,2 3,4 2,8 3,2 3,4 3,0 2,8
3,2 2,0 2,6 2,2 2,4 2,0 2,2 2,6 1,6 2,2
3,2 2,0 2,6 2,8 2,6 2,2 2,6 2,6 2,4 2,8
3,6 2,0 3,4 2,6 3,2 2,2 3,4 3,0 2,8 3,8
аЧ а'Ч аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ аЧ
4,8 3,0 2,8 2,6 3,4 3,8 3,6 3,4 2,8 2,8
4,8 2,4 3,8 3,4 2,6 3,8 3,2 3,2 2,6 3,2
4,2 3,8 3,2 3,2 2,6 3,2 3,0 3,0 2,8 3,2
4,8 2,6 2,6 2,8 2,6 3,4 3,0 2,6 2,8 2,8
4,2 3,0 2,8 2,4 2,2 2,8 2,0 2,6 2,4 2,4
3,6 2,8 3,2 3,0 2,8 3,2 3,6 2,4 2,4 2,6
3,6 2,8 2,2 2,2 3,0 2,6 3,0 2,6 2,8 3,4
2,8 2,2 2,0 2,8 2,8 2,4 2,4 2,6 2,6 3,8
3,4 2,2 2,4 2,2 2,6 2,8 2,2 2,0 2,8 2,0
4,4 2,6 2,6 2,6 2,2 3,2 2,2 2,4 2,2 2,0
ятельность образовательного учреждения (или образовательной системы в целом), затем аналогично для каждой благоприятной возможности и угрозы также определяется значение этого
коэффициента от 0 до 1. В столбце А] эксперт должен оценить интенсивность (значимость) сильных и слабых сторон (по шкале от 1 до 5 баллов): наиболее сильная из сильных (наиболее слабая из слабых) сторона получает максимальную оценку. Минимальная оценка, соответственно, у наименее сильной из сильных (наименее слабой из слабых) стороны. В ячейках ау эксперт должен оценить способность образовательного учреждения воспользоваться благоприятными возможностями и противостоять угрозам за счет сильных сторон и, соответственно, возможность слабых сторон препятствовать реализации благоприятных возможностей и повышать риск угрозы (по шкале от 1 до 5, для слабых сторон оценка со знаком минус).
На основании анкет всех групп экспертов производилось усреднение оценок, и результаты заносились в специальные матрицы.
На их основе формируется итоговая матрица Б^ОТ-анализа.
Создание данной матрицы производится по следующим правилам. По формуле (1) рассчитывается Л1]:
Лу = А1 х К х Р] х ау (1).
Полученные значения заносятся в итоговую матрицу.
По формуле (2) производится оценка конкретных благоприятных возможностей и угроз: т
к = IА (^
I=1
где т — число сильных и слабых сторон.
С использованием формулы (3) производится оценка сильных и слабых сторон:
к> = I а ох
у=1
где п — число благоприятных возможностей и угроз.
Преимущество данной методики заключается в применении многоаспектного и многофакторного анализа.
Оценки Л] итоговой матрицы включают показатели:
■ вероятность появления возможности / угрозы,
■ значимость каждой сильной / слабой стороны,
■ способность каждой сильной / слабой стороны повлиять на каждую возможность / угрозу (помочь воспользоваться возможностью и устранить угрозу — для сильных сторон: снизить вероятность использования возможности, максимально повысить риск угрозы — для слабых сторон).
С помощью Б^ОТ-анализа со взвешенной оценкой баллов были выявлены сильные/слабые стороны процесса образования в современных условиях, а также потенциальные возможности его развития и угрозы с позиций: работодателей (представителей малого и среднего бизнеса), профессорско-преподавательского состава (высшего и среднего уровня управления высшего образовательного учреждения) и студентов института. Это исследование выявило следующие особенности.
Со стороны потенциальных работодателей к самой сильной стороне (см. табл. 2) современного образования отнесено «Наличие передовых вузов с сильной подготовкой и хорошей репутацией (МГИМО, МГУ, МФТИ и пр.), которые являются федеральными и международными научно-образовательными центрами».
Данные вузы выпускают востребованных специалистов с хорошей подготовкой и необходимым набором знаний и умений, позволяющих им
быть успешными в современных условиях. Следующей положительной стороной является наличие «Развитой региональной сети вузов», что позволяет в нужном масштабе готовить необходимых специалистов в регионах
и таким образом повышать образовательный уровень в стране.
По мнению представителей бизнеса, «Модернизация образования с помощью реализации ЕГЭ» может существенно снизить уровень кор-
Таблица 2
Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз образовательного процесса и образовательной системы в целом
(мнение потенциальных работодателей, представителей бизнеса)
Сильные стороны Благоприятные возможности к
Наличие передовых вузов с сильной подготовкой и хорошей репутацией (МГИМО, МГУ, МФТИ и пр.), которые являются федеральными и международными научно-образовательными центрами 28,19 Политика государства, направления на минимизацию государственного бюджета . Сокращение реального бюджетного финансирования вузов 4,81
Развитая региональная сеть вузов 23,00 Бизнесу вмешиваться в процесс обучения, например, посоветовать сотруднику-студенту посетить определенный курс лекций и присутствовать при экзамене 3,37
Модернизация образования (например, введение ЕГЭ существенно снизило уровень коррупции при поступлении в вузы, сравняло шансы «богатых» и «бедных» абитуриентов) 17,91 Приоритетные программы национального развития (нанотехнологии, космос, города-наукограды и пр.) могут спровоцировать восстановление/развитие профильных вузов и вузовской науки 2,90
Дифференциация спроса на образовательные услуги дает вузам возможность развивать альтернативные форматы обучения (семинары, МВА, переподготовка, магистратура, корпоративные университеты и пр.) 1,31
Слабые стороны Ж Угрозы 0")
ВУЗ дает академическое образование, а нужны практические навыки. Приходится переобучать выпускников («приблизительное» образование). Как показывают многие исследования, в лучшем случае каждый второй выпускник вуза не нуждается в переподготовке. -23,73 Постоянно снижающееся «качество» абитуриентов (особенно в региональных вузах -5,76
Слабая материальная научно-техническая база в большинстве вузов (лабораторное и испытательное оборудование, компьютеры и пр.) -13,59 Неблагоприятная демографическая ситуация (депопуляция, низкая рождаемость, как следствие, уменьшение численности абитуриентов) -0,37
Неоправданное копирование западных образовательных стандартов, например, двухступенчатой системы ВО -13,25
рупции при поступлении в вузы и дать равные возможности «богатым» и «бедным» абитуриентам. Это может положительно отразиться на желании молодежи с периферии учиться на менее «престижных» специальностях, но на бюджетной основе, например, в инновационных секторах экономики.
Наиболее слабой стороной, по мнению представителей бизнеса (и это мнение совпало с мнением преподавателей), является то, что «вуз дает академическое образование, а нужны практические навыки» и приходится переобучать выпускников. Они охарактеризовали процесс обучения в Высшей школе как получение «приблизительного» образования. Как показали исследования, проведенные маркетинговым агентством г. Коломна, каждый второй выпускник регионального вуза юго-востока МО нуждается в переподготовке.
Слабая материальная научно -техническая база в большинстве вузов (лабораторное и испытательное оборудование, компьютеры и пр.) не позволяет уже в институте готовить студентов в соответствии с требованиями, которые предъявляет работодатель. Для повышения своей конкурентоспособности выпускникам вуза необходимо самостоятельно получать необходимые знания и умения, позволяющие в будущем иметь успех. По данным опроса бизнесменов, это является второй слабой стороной.
Неоправданное «копирование» западных образовательных стандартов, например, двухступенчатой системы высшего образования, является следующей слабой стороной, по мнению опрашиваемых. Возможно, следует возвратиться к наработкам старой (советской) системы образования и воспитания, учитывающей менталитет россиян.
Одной из главных возможностей современного образования потенциальные работодатели-представители бизнеса видят в развитии приоритетных программ национального развития (нанотехнологии, космос, наукограды и пр.), которые могут спровоцировать восстановление / развитие профильных вузов и вузовской науки, что позволит готовить нужных специалистов и ориентироваться на запросы будущего.
«Вмешательство» работодателей в процесс обучения (например, посоветовать сотруднику посетить определенный курс лекций и присутствовать при экзамене) является еще одной возможностью развития образования, которая позволит повысить его качество и готовить более востребованных специалистов.
Следующей ступенью развития качественного образования представители бизнеса отметили наличие дифференцированного спроса на услуги учебных заведений, который дает вузам возможность развивать альтернативные формы обучения (семинары, МВА, переподготовка, магистратура, корпоративные университеты и пр.). Это используется в целях укрепления имиджа образовательных заведений, а также в целях сотрудничества с предприятиями, службой занятости в формате подготовки и переподготовки специалистов по необходимым направлениям в конкретный промежуток времени.
По мнению представителей бизнеса, негативно повлиять на развитие образования может постоянно снижающееся «качество знаний» абитуриентов (особенно в региональных вузах), что изначально не позволяет усложнять программы обучения и ориентироваться на инновационную экономику и тормозит развитие.
Неблагоприятная демографичес-
кая ситуация (депопуляция, низкая рождаемость в начале 1990-х и, как следствие, уменьшение численности абитуриентов сегодня) заставляет руководство вузов учить всех (способных и не очень) студентов. Подушевое финансирование вузов в данном случае не позволяет отчислять студентов, и возникает вопрос, какого уровня подготовки будет выпускник-специалист? Скорее всего — это одна из главных угроз для работодателей, так как
от качества и возможностей подготовки учащихся (в дальнейшем — работников) зависят конечные показатели деятельности конкретного предприятия.
К сильной стороне современного образования представители системы образовании отнесли «Возможность учиться на бюджетной основе» в сложных рыночных условиях (табл. 3).
Несмотря на кризис и рыночную ориентацию экономики в системе об-
Таблица 3
Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз
образовательного процесса и образовательной системы в целом профессорско-преподавательским составом (высшего и среднего уровня управления высшего образовательного учреждения)
Сильные стороны А Благоприятные возможности к
Возможность учиться на бюджетной основе 29,72 Сотрудничество предприятий (реального ректора экономики) с вузами 11,40
В ряде вузов сохранились сильные научные школы 27,98 Рост своих молодых научных кадров 6,43
Развитая региональная сеть вузов 21,48 Модернизация образования при сохранении традиций научной школы 5,09
Введение ЕГЭ снизило уровень коррупции при поступлении в вузы, сравняло шансы «богатых» и «бедных» абитуриентов 18,10 Участие бизнеса в обучающем процессе 4,71
Наличие «продвинутых» преподавателей 16,68 Использование технических новшеств в обучении 2,42
Слабые стороны (ЭД Угрозы (1)
Вуз дает академическое образование, а нужны практические навыки -22,47 Излишняя коммерциализация учебного процесса -1,69
Низкий уровень образования самих студентов -19,66 Нестабильность в экономике - снижение платежеспособности населения в отношении образовательных услуг -1,56
Слабая материальная научно-техническая база в большинстве вузов -16,35 Сокращение бюджетного финансирования вузов (переход на подушевое финансирование) -1,21
Неоправданное копирование западных образовательных стандартов, например, двухступенчатая система ВО -15,68 Постоянно снижающееся «качество» абитуриентов (особенно в региональных вузах) -0,97
Низкий квалифицированный уровень преподавательского состава (особенно в региональных вузах) -15,11 Неблагоприятная демографическая ситуация -0,09
разования, необходимо готовить тех специалистов, которые будут востребованы через временной лаг обучения (в нужном количестве и по необходимым специальностям). Как раз подготовку данных специалистов и предполагает финансировать государство.
Положительной стороной является сохранение сильных научных школ, что позволяет надеяться на возможность развития науки и практики и помочь в переходе на инновационный вариант развития как экономики в целом, так и при подготовке необходимых специалистов, в частности.
Наиболее слабыми сторонами преподаватели, как и работодатели, считают академизирование образования.
Низкий уровень образования студентов является слабой стороной, по мнению опрашиваемых. Снижение показателя свидетельствует и о низкой подготовке учащихся, и о слабой мотивации школьников к познанию нового. Как следствие, зачастую преподаватели вузов должны повторно проходить те категории и понятия, которые учащиеся должны были освоить еще в школе. Происходит и дублирование знаний и потеря времени (для успешно обучающихся). Вместо того чтобы идти дальше, приходится «топтаться на месте».
Одной из самых главных возможностей современного образования преподаватели видят в сотрудничестве предприятий (реального сектора экономики) с вузами, что позволит ориентироваться на запросы работодателей, готовить нужных специалистов и быть конкурентоспособными образовательными учреждениями. Рост своих молодых научных кадров является еще одной возможностью развития образования, которая позволяет повысить качество современного образования и
готовить более востребованных специалистов.
Развитие качественного образования преподаватели видят в модернизации образования при сохранении традиций научной школы. Невозможно изменяя систему образования, забыть все классические варианты обучения и уйти от принципов подготовки «советской» школы. Необходимо осуществить переход к новой системе образования таким образом, чтобы новейшие технологии обучения дополняли существующие методы подготовки специалистов.
По мнению работников учебных заведений, на развитие образования может негативно влиять излишняя коммерциализация учебного процесса. Нестабильность в экономике, снижение платежеспособности населения
могут негативно сказаться на общем образовательном уровне россиян.
К сильной стороне современного образования студенты отнесли (см. табл. 4) многообразие учебных заведений и специальностей, что позволяет выбирать будущую профессию не только исходя из количества бюджетных мест в институтах, но учитывать свои желания, предпочтения и возможности. Вследствие широкого предложения образовательных услуг большее количество людей могут получить высшее образование. Второй сильной стороной является рост числа населения с высшим образованием, что, в принципе, позволяет ориентироваться на инновационную экономику.
Следующей положительной стороной является возможность получения дополнительного образования на любом этапе жизни (развитие концепции — направления «Образование через всю жизнь»), что позволяет успешно «при-
Таблица 4
Оценка сильных, слабых сторон и благоприятных возможностей, угроз образовательного процесса и образовательной системы в целом
студентами
Сильные стороны А Благоприятные возможности к
Многообразие учебных заведений (специальностей) 149,4 Рост предметов по выбору 26,9
Рост числа населения с высшим образованием 147,2 Рост научных кадров 24,5
Возможность дополнительного образования 144,3 Улучшение оборудования и инвентаря для обучения 14,8
Наличие бюджетных мест 122,8 Отказ от системы ЕГЭ 6,5
Оснащенность учреждений компьютерными классами 102,4 Повышение качества самого процесса образования 1,6
Слабые стороны (ЭД Угрозы (1)
Высокая плата за образование -143,8 Непродуманная система модернизации образования -20,6
Перенасыщенность рынка труда по некоторым специальностям -142,6 Повсеместный переход на бакалавриат -6,8
Предвзятое отношение преподавателей -114,3 Старение кадров -3,9
Нехватка специалистов с начальным профессиональным образованием -104,2 Рост нагрузки на учащихся -3,4
Сокращение бюджетных мест -104,2 Полный переход на платное образование -0,8
спосабливаться» к различным изменениям внешней среды (экономический кризис, закрытие предприятий, их переориентация и др.).
Наиболее слабыми сторонами современные студенты, обучающиеся на внебюджетной основе, считают высокую плату за образование. Перенасыщенность рынка труда по некоторым специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и др.) связано с тем, что и «головные» вузы, и филиалы с представительствами обучают, как правило, по тем специальностям, которые «нравятся» абитуриентам. В итоге происходит дисбаланс между спросом (со стороны работодателей) и предложением специалистов. Третьей слабой сторо-
ной является (по мнению учащихся) предвзятое отношение преподавателей, что зачастую, не позволяет «раскрыться» учащимся и вариант выхода из сложившейся ситуации можно видеть в переходе к ЕГЭ и тестированию (в вузе).
Главной возможностью современного образования студенты видят в росте предметов по выбору в процессе обучения, которые позволяют более глубоко освоить «профильные» предметы и подготовить более грамотного специалиста в данной области.
Негативно может повлиять на развитие образования непродуманная система его модернизации. Прежде чем изменять, необходимо дать ответы на вопросы: какие и в каком ко-
личестве нужны специалисты, как их готовить, каковы должны быть реформы. «Повсеместный» переход на бакалавриат без учета всех нюансов и особенностей российской классической школы высшего образования может оказать больше негативных последствий, чем положительных. До сих пор как работодатели, так и абитуриенты не понимают: кто такой «бакалавр» — специалист со средним или высшим дипломом. Отсюда непонятно в чем отличие между бакалавром, которого готовят в техникуме и в вузе.
Проанализировав полученные результаты об отношении трех целевых аудиторий к процессу модернизации образования, можно сравнить их и найти «точки соприкосновения» между собой и с направлениями, определенными государственными программами развития и модернизации системы образования в целом.
К сильным сторонам российской системы образования исследуемые группы отнесли следующее:
■ наличие передовых вузов с сильной подготовкой и хорошей репутацией, которые являются федеральными и международными научно-образовательными центрами;
■ развитая региональная сеть вузов;
■ наличие бюджетных мест;
■ модернизация образования.
К слабым сторонам российской системы образования исследуемые группы отнесли следующее:
■ вуз дает академическое образование, а нужны практические навыки. Приходится переобучать выпускников («приблизительное» образование). Как показывают многие исследования, каждый второй выпускник вуза нуждается в переподготовке;
■ слабая материальная научно-техническая база в большинстве вузов.
К возможностям российской системы образования исследуемые группы отнесли следующее:
■ рост молодых научных кадров;
■ участие бизнеса в обучающем процессе.
К угрозам российской системы образования исследуемые группы отнесли следующее:
■ постоянно снижающееся «качество» абитуриентов;
■ излишняя коммерциализация учебного процесса;
■ неблагоприятная демографическая ситуация.
В итоге сравнительного анализа можно сделать ряд выводов относительно существующей системы образования и отношения к ней исследуемых целевых групп.
Несмотря на различное отношение к технологии получения знаний, и работодатели, и преподаватели, и студенты заинтересованы в улучшении качества образования. На что, по своей сути, направлены все меры государства по модернизации системы образования. Однако имеются расхождения в том, как достичь этого. Например, исследуемые группы отмечали неоправданное копирование западных образовательных стандартов, например, двухступенчатой системы высшего образования, польза от которой для российской системы образования весьма сомнительна, а в ФЦПРО [1] прописана необходимость перехода обучения по Болонской системе.
Отношение к ЕГЭ разное: студенты видят больше минусов и считают возможным отказ от данной системы, а работодатели видят в нем вариант ухода от коррупции в институтах и равенство шансов поступить в вуз «богатых» и «бедных» абитуриентов. В со-
временной российской действительности ЕГЭ — это уже свершившийся факт российской системы образования, который требует лишь доработки в процессе осуществления и корректировки самих тестов. Учитывая затраченные средства, очевидно, что от него отказываться не станут.
Все опрашиваемые группы отметили сильной стороной наличие высококвалифицированных кадров в Высшей школе, которые способны готовить востребованных специалистов на рынке труда, а также многообразие учебных заведений и специальностей. Мотивация при этом простая. Проще поступить в вуз без конкурса и учиться по выбранной специальности. Все хотят достойную заработную плату и гарантированное трудоустройство. Эту задачу могла бы решить уже имеющаяся в советской системе образования практика «принудительного» распределения по предприятиям страны, по крайне мере для бюджетных специальностей. В противном случае (если специалист отказывается от распределения) можно требовать частичной или полной компенсации за учебу. Такая практика сейчас широко применяется в коммерческих организациях при проведении корпоративного обучения. В государственной политике модернизации системы образования решение поднятой проблемы отсутствует. С другой стороны, нехватка специалистов с начальным профессиональным образованием декларируется всеми, но преодолеть это возможно лишь изменением отношения общества к «не престижным» и, как правило, малооплачиваемым профессиям. Трудозатраты у таких специалистов высокие, а заработная плата низкая. Поэтому многие молодые люди, особенно после армии,
предпочитают идти работать в охрану с режимом «сутки через трое», нежели в реальный сектор экономики.
Отсутствие практических навыков у российских учащихся требует их освоения уже в процессе непосредственной рабочей деятельности. Потенциальные работодатели призывают бизнес активнее вмешиваться в процесс обучения, например, присутствовать на госэкзамене и защите дипломов и тем самым стимулировать практическую направленность обучения. Решению данной проблемы способствовало бы расширение личнос-тно-ориентированного подхода в образовании (в том числе и за счет профильного обучения в школе). Именно рост предметов по выбору учащихся, особенно на последних стадиях обучения, когда большинство студентов уже определились с выбором профессии или уже работают и четко представляют, что им необходимо изучать для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.
Существует проблема постоянного снижения качества знаний абитуриентов (особенно в региональных вузах), что ведет к ухудшению знаний у выпускников вузов (техникумов, колледжей и др.). Это следствие отсутствия конкурса при поступлении в институты или его значительное снижение. Существует и проблема качества человеческого потенциала, что изначально не позволяет усложнять программы обучения и ориентироваться в сфере образования на инновационную экономику. Необходимо создание общероссийской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования, что позволит получать дополнительное образование на любом этапе жизни (развитие концеп-
ции / направления «Образование через всю жизнь»).
Исследуемые группы не одобряют политику государства, направленную на минимизацию государственного бюджета, которая приводит: во-первых, к сокращению реального бюджетного финансирования (переход на подушевое финансирование) и, как следствие, к ухудшению и без того слабой материальной и научно-технической базы в большинстве вузов (лабораторное и испытательное оборудование, компьютеры и пр.); во-вторых, к снижению количества бюджетных мест. Недостаточное финансирование не всегда позволяет использовать в вузах технические новшества в обучении, такие, как интерактивные доски, доступ к образовательным информационным ресурсам через Интернет, компьютерные и коммуникационные технологии и т.д., что, в свою очередь, также не может способствовать главной цели модернизации образования, т.е. повышения его качества.
В развитии интеграции системы высшего образования и науки видят самую главную возможность и перспективность современного образования потенциальные работодатели, что позволит реализовать приоритетные программы национального развития (нанотехнологии, космос, наукограды и пр.), которые могут спровоцировать восстановление и развитие профильных вузов и вузовской науки. Слабая интеграция образования с научной деятельностью негативно сказывается на качестве подготовки специалистов и одновременно снижает потенциал развития научных исследований в России.
На российском рынке труда существует проблема несоответствия спроса и предложения образовательных ус-
луг, так как профессиональное образование не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда. Следует развивать альтернативные форматы обучения, например, проведение семинаров, осуществление программ МВА, переподготовки, а также реализация корпоративных университетов и пр. Это можно использовать в целях сотрудничества предприятий со службами занятости при подготовке и переподготовке специалистов по необходимым направлениям в конкретный период времени. Одной из главных возможностей современного образования преподаватели видят сотрудничество предприятий (реального сектора экономики) с вузами, что позволит ориентироваться на запросы работодателей, готовить нужных специалистов.
На современном этапе существует проблема низкой инвестиционной привлекательности образования для государства. Государство предлагает финансировать подготовку только «востребованных сегодня» специалистов. При существовании излишней коммерциализации учебного процесса обучающиеся не всегда в состоянии его завершить (вследствие нехватки материальных средств). При этом в ФЦПРО [1] отмечается неэффективное использование ресурсов, поступающих в систему образования.
Студенты отмечали много негативных моментов в организации самого процесса обучения и системы образования в целом:
■ общее старение профессорско-преподавательского состава в вузах, что не может положительно сказываться на качестве образовательных услуг;
■ предвзятое отношение преподавателей и растущая коррупция, взятки в некоторых вузах становятся
неотъемлемой частью системы контроля знаний, без которых сдать порой предмет просто невозможно;
■ рост нагрузки на учащихся и неприемлемые условия обучения, отсутствие полноценного питания, нормального уровня комфортности проживания в общежитии;
■ непродуманная модернизация системы образования, повсеместный переход на бакалавриат ставит под сомнение дальнейшее трудоустройство (непонятно в чем отличие между бакалавром, которого готовят в техникуме и в вузе), возможность перехода на полностью платное образование, как это уже сделано при получении второго высшего образования в России;
■ образование перестало играть роль «социального лифта», т.е. сегодня само получение высшего образования не гарантирует достойного трудоустройства и стабильного заработка.
Поднятые в данном исследовании проблемы — это лишь та небольшая часть задач, которые необходимо решить при реализации реформ российской системы образования. Как показало исследование, процессы, происходящие в системе образования, сложны и многообразны, они имеют, как правило, междисциплинарную природу и связаны с так называемыми социально-экономическими особенностями развития российского общества, его менталитетом и спецификой демографических процессов. Реформируя российскую систему образования, следует достаточно уважительно относиться к накопленным ею достижениям, а не слепо копировать чужие и зачастую чуждые нам «форматы». Проблема модернизации российской системы образования весьма сложна и требует дальнейшего комплексного подхода в изучении.
Литература
1. Федеральная целевая программа развития образования http://www.fcpro.ru
2. Социальная политика в муниципальных образованиях / Под общ. ред. Н.А.Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.
3. Гвозденко А.Н. Использование методики многофакторного БМЮТ-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий //Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. № 4.