Пашканг Н.Н., Кошкина И.Г., Кистанова С. А Направления совершенствования стратегии работы с инвалидами в образовательных организациях аграрного профиля // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/430-00179. -ISSN 2413-4066
УДК 37.047
Пашканг Наталия Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО РГАТУ, г. Рязань [email protected]
Кошкина Ирина Геннадьевна
Кандидат экономических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО РГАТУ, г. Рязань [email protected]
Кистанова Светлана Анатольевна
Старший лаборант ФГБОУ ВО РГАТУ, г. Рязань [email protected]
Направления совершенствования стратегии работы с инвалидами в образовательных организациях аграрного профиля
Аннотация. В статье анализируется динамика показателей в сфере образования и трудоустройства инвалидов в России, выявляются их особенности и предлагаются направления совершенствования стратегии работы с инвалидами в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования аграрного профиля.
Ключевые слова: образование инвалидов, высшее образование инвалидов, среднее профессиональное образование инвалидов, трудоустройство инвалидов, доступная среда для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, стратегия аграрных вузов по работе с инвалидами.
С 2012 года в российском законодательстве произошли существенные изменения, обязывающие все организации высшего образования до 2030 года создать доступную среду для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти изменения были необходимым этапом по приведению в соответствие требований национального и международного законодательства. Они были направлены на недопущение дискриминации по признаку инвалидности при получении обучающимися образования.
В результате проведения целенаправленной образовательной политики по созданию доступной среды, в 2015/2016 учебном году произошло увеличение числа принятых студентов-инвалидов как в средние профессиональные организации (СПО) - на 5,5% по сравнению с 2011/2012 учебным годом, так и в организации высшего образования (ВО) - на 6,6% (табл.1).
Таблица 1 показывает, что в образовательные организации высшего образования
ежегодно принимают на 13-20% больше студентов-инвалидов, чем в средние профессиональные. Мы считаем, что данная ситуация отражает желание родителей детей с инвалидностью дать лучшее образование своим детям. Получив высшее образование, инвалиды могут работать в офисе или дистанционно из дома, оказывать консультационные услуги или заниматься иными видами интеллектуальной деятельности.
Интересна ситуация, отраженная в таблице 1, показывающая, что выпуск специалистов до 2016 года был примерно на одном уровне - около 50% от числа поступивших в организациях ВО и 55-58% в СПО. Причинами такого положения дел, как мы выяснили из интервью с экспертами, может являться не отчисление инвалидов в результате проблем с обучением или в связи с ухудшением здоровья. Многие инвалиды пользуются льготами для поступления в образовательные организации, а затем не проходят переосвидетельствования и не приносят документы, подтверждающие статус инвалида. Кроме того, они вступают в пору молодости, ищут спутника жизни и не хотят говорить о своих проблемах.
Таблица 1
Динамика студентов-инвалидов средних профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (на начало
учебного года, человек)*
2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2015/2016
учебный учебный учебный учебный учебный уч. год к
год год год год год 2011/2012 уч. году, %
Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку
специалистов среднего звена
Принято 4993 5185 4456 4308 5268 105,5
студентов-
инвалидов в
СПО
Численность 13548 14306 12359 12369 14788 109,2
студентов
Выпуск 3265 3099 2533 2475 2895 88,7
специалистов
Соотношение
числа
выпущенных
специалистов к
количеству
принятых студентов,% 65,4 59,8 56,8 57,5 55,0 Х
Образовательные организации высшего образования
Принято 5599 5530 5194 5179 5966 106,6
студентов-
инвалидов на
ВО
Численность 20080 18919 16779 16768 18043 89,9
студентов
Выпуск 2783 2712 2500 2561 4120 148,0
специалистов
Соотношение
числа
выпущенных
специалистов к
количеству
принятых
студентов,% 49,7 49,0 48,1 49,4 69,1 Х
* - таблица построена по данным источника [1]
Не типичной в этом отношении является ситуация, сложившаяся в 2015/2016 учебном году, когда выпуск специалистов из числа инвалидов с высшим образованием достиг максимума по сравнению с числом принятых студентов-инвалидов, а именно - 69,1%. Мы предполагаем, что здесь могут скрываться, как минимум, две причины:
- организации высшего образования стали сопровождать выпускников-инвалидов, оказывать им помощь в трудоустройстве (для этого необходимо подтверждать статус инвалида);
- формальный подход в работе с инвалидами (так называемая «продажа» дипломов вместо серьезной работы со студентами-инвалидами), который ведет к снижению качества подготовки и лишает инвалида в дальнейшем возможности трудоустройства (что частично может объяснять увеличение спроса инвалидов на переподготовку, переобучение в связи с невостребованностью полученного диплома, не подкрепленного соответствующими знаниями).
Несмотря на принятые государством меры, направленные на создание специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях, с 2011 г. по 2014 г. наблюдалось сокращение среди работающих инвалидов доли тех, чья профессия (специальность) была бы подтверждена дипломом с 86,8% до 68,7% [1]. В то время как в целом по занятому населению среди граждан, имеющих диплом, снижение произошло с 75,5% до 75,1%. Наряду с отмеченной негативной динамикой, следует отметить и положительные черты:
- если в 2011 г. среди занятых инвалидов 30,2 % работали по специальности, то в 2014 г. их уже стало 38,0 % , тогда как по всем респондентам (вне зависимости от инвалидности) данный показатель вырос с 45,3% в 2011 г. до 46,5% в 2014 г.;
- из тех инвалидов, которые работали не по специальности - прошли переподготовку, обучение в 2011 г. - 25,5%, а в 2014 г. - 29,3%, в то время как по всем респондентам - 38,7% и 37,3%, соответственно, т.е. можно наблюдать диаметрально противоположные тенденции. Эти данные, на наш взгляд, могут свидетельствовать, во-первых, о том, что у людей с инвалидностью возникает больше проблем с трудоустройством, поэтому они пользуются бесплатными услугами государственной службы занятости по переподготовке кадров; а, во-вторых, можно предположить, что они более тщательно выбирают сферу будущей деятельности.
За последние 5 лет в России произошел рост детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на 10,1% (или 56483 человека). При этом статистические данные показывают разнонаправленные тенденции в отношении крупных образовательных центров и регионов. Рассмотрим регионы центрального федерального округа (ЦФО) - таблица 2.
Таблица 2
Соотношение численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в Центральном
2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
Центральный федеральный округ 100 100 100 100 100
Белгородская область 4,7 4,6 4,5 4,4 4,2
Брянская область 3,5 3,4 3,4 3,4 3,3
Владимирская область 4,4 4,3 4,1 4,0 3,8
Воронежская область 5,1 5,0 5,0 5,0 4,9
Ивановская область 3,0 3,1 3,0 3,0 2,8
Калужская область 2,6 2,6 2,6 2,6 2,4
Костромская область 2,0 2,0 2,0 2,0 1,9
Курская область 3,9 3,9 3,9 4,0 4,0
Липецкая область 3,7 3,6 3,6 3,5 3,4
Московская область 16,9 16,6 17,0 17,0 17,6
Орловская область 2,7 2,6 2,6 2,5 2,4
Рязанская область 3,3 3,2 3,1 3,0 3,0
Смоленская область 2,5 2,4 2,4 2,4 2,3
Тамбовская область 2,8 2,7 2,7 2,7 2,7
Тверская область 4,4 4,3 4,2 4,2 3,8
Тульская область 4,4 4,2 4,1 4,0 3,8
Ярославская область 2,8 2,8 2,8 2,8 2,7
г. Москва 27,2 28,6 28,9 29,5 30,8
* - таблица построена по данным источника [1]
Данные таблицы 2 показывают, явную тенденцию увеличения доли инвалидов в г. Москва с 27,2% в 2012 г. до 30,8% в 2016 г. от общей их численности по ЦФО и прямо противоположную тенденцию во всех, входящих в ЦФО, регионах. Одной из причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, является то, что пока далеко не во всех регионах создана доступная среда для комфортного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Это приводит к оттоку инвалидов подросткового возраста в Москву и Московскую область, где такие условия являются одними из лучших в ЦФО.
Можно сказать, что в ЦФО г. Москва и Московская область являются центрами притяжения для инвалидов и лиц с ОВЗ. Именно сюда стекаются потоки инвалидов и лиц с ОВЗ из близлежащих областей. Рассмотрим структуру занятого населения в возрасте 15-72 года, имеющего инвалидность, по видам экономической деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Структура занятого населения в возрасте 15-72 года, имеющего инвалидность, по видам экономической деятельности на основной работе в 2014 - 2015 гг.
(по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости; в %)*
2014 год 2015 год
Инвалиды Все Инвалиды в Все
в возрасте 15-72 года население в возрасте 1572 года возрасте 1572 года население в возрасте 1572 года
Всего 100 100 100 100
Сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство 29,8 6,6 29,6 6,5
Рыболовство, рыбоводство 0,3 0,2 0,1 0,2
Добыча полезных ископаемых 1,0 2,1 1,0 2,1
Обрабатывающие производства 11,8 14,5 11,3 14,3
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 2,2 3,3 2,6 3,2
Строительство 4,4 7,6 4,6 7,6
Оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного
пользования 11,7 16,0 11,2 15,9
Гостиницы и рестораны 1,4 2,4 1,3 2,5
Транспорт и связь 5,4 9,5 5,4 9,5
Финансовая деятельность 0,5 2,2 0,7 2,2
Операции с недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг 5,5 7,0 5,5 7,2
Государственное управление и обеспечение военной
безопасности; социальное
страхование 3,1 7,3 4,1 7,4
Образование 9,0 9,2 10,1 9,2
Здравоохранение и
предоставление социальных услуг 8,8 7,9 7,5 7,9
Предоставление прочих
коммунальных, социальных,
персональных и других услуг 5,0 4,3 4,9 4,3
* - таблица построена по данным источника [1]
Данные таблицы показывают, что в структуре занятости наибольшая доля населения в возрасте 15-72 года, имевшего инвалидность, приходилась на такие виды экономической деятельности как сельское хозяйство - 29,8 % в 2014 г. и 29,6% - в 2015 г.; обрабатывающие производства - 11,8 % и 11,3 %; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 11,7 % и 11,2 %; образование - 9,0% и 10,1%; здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8,8% и 7,5% соответственно.
Особенно следует выделить то, что только в сельском хозяйстве уровень занятости инвалидов в 4,5 раза выше по сравнению с уровнем занятости в данной сфере всего населения, и в 2,6 раза выше, чем уровень занятости инвалидов вообще в какой-либо иной сфере. На наш взгляд, данный факт позволяет сделать вывод о том, что образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, имеющие сельскохозяйственную направленность, должны пересмотреть стратегию своей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ, уделив в ней особое внимание:
во-первых, изучению образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью разных возрастных групп и нозологий;
во-вторых, проведению профориентационной работы, выявляющей склонности детей с инвалидностью и ОВЗ;
в-третьих, подготовительной работе с детьми с инвалидностью и лицами с ОВЗ, способствующей осознанному выбору направления обучения и дальнейшего трудоустройства, а также быстрой их адаптации к новым условиям обучения;
в-четвертых, созданию специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ; в-пятых, вопросам трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ.
Ссылки на источники
1. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities
Pashkang, N.N.,
Candidate of Economic Science, Associate Professor, Ryazan State Agrotechnological University, City of Ryazan
Koshkina, I.G.,
Candidate of Economic Science, Senior Lecturer, Ryazan State Agrotechnological University, City of Ryazan
Kistanova, SA.,
Senior Laboratory Assistant,
Ryazan State Agrotechnological University, City of Ryazan
Directions Of Improving The Strategy Of Work With Disable People At Agrarian
Educational Institutions
Abstract. The article presents analysis of people with disabilities education and rehabilitation parameters dynamics in Russia, shows their peculiarities and proposes some directions to improve the strategy of work with disable people at secondary vocational and higher education institutions of the agrarian profile.
Keywords: education of people with disabilities, higher education of invalids, secondary vocational education of invalids, disable people rehabilitation, accessible environment for invalids and people with disabilities, agrarian Universities strategy of work with invalids.