г) психологические показатели характеризуют соответствие продукции оборонного назначения возможностям восприятия и переработки информации, а также закрепленные и вновь формируемые навыки (соответствие применяемой продукции , мышлению и памяти человека). Они учитывают легкость освоения потребителем функциональных возможностей и алгоритмы управляющих действий, быстроту выработки навыков.
Список литературы
1. Боевые авиационные комплексы и их эффективность: учебник для слушателей и курсантов инженерных ВУЗов ВВС/ Под ред. Болховитинова. - М.: Издательство ВВИА, 2008. - 224 с.
2. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.
3. Прозоров Б.Н. Военно-экономический анализ на стадиях жизненного цикла боевой авиационной техники. - Москва: ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, 2011. - 200 с.
4. Рудич Д.Р., Мещеряков Я.В., Чернышева Г.Н. Функционально-стоимостной анализ в системе оперативного ремонта и восстановления авиационной техники // Территория науки. 2016. № 5. С. 88-92
5. Сафин А.М., Чижов И.А., Кильдюшевский М.В., Чернышева Г.Н. Программы вооружения и основы военно-экономического анализа: Учебное пособие. - Воронеж: ВУНЦВВС ВВА. 2015г. - 350 с
6. Чернышева Г.Н. , Астахов С.И. Факторы конкурентоспособности авиационной техники // Летательные аппараты. Сб. статей по материалам докладов ХХ11 межвузовской н-пр. конференции «Перспектива -2012» (17-18 апреля 2012 года), часть 2 .- С.95-102
Брянцева Л.В.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГОМОНИТОРИНГА В РФ
Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I
Ключевые слова: концепция, налоговый мониторинг, экономическая деятельность, налогоплательщик, условия, критерии, преимущества, риски.
Аннотация: Охарактеризованы особенности Концепции системы планирования выездных налоговых проверок в РФ. Рассмотрена значимость системы налогового мониторинга в экономической
деятельности организации - налогоплательщика. Рассмотрены преимущества и риски налогового мониторинга.
Keywords: tax monitoring, cost-of figure, the taxpayers, the conditions, the criteria, benefits, risks.
Abstract: Features of the System concept of planning of exit tax audits in the Russian Federation are characterized. The importance of system of tax monitoring in economic activity of the organization taxpayer is considered. Benefits and risks of tax monitoring are considered.
Законодательство Российской Федерации в области налогообложения постоянно претерпевает изменения, прямо или косвенно затрагивающие деятельность любой производственной организации. В 2007 году Федеральной Налоговой Службой была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» (Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика, а также совершенствования организации работы самих налоговых органов. Данной Концепцией был заявлен совершенно иной подход к построению системы отбора хозяйствующих субъектов для проведения выездных налоговых проверок, в соответствии с которым данная система становится открытым и общедоступным процессом, построенным на отборе налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений.
В качестве оперативных целей разработки Концепции определены следующие: создание единой системы планирования выездных налоговых проверок; повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков; обеспечение роста доходов государства за счёт увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объёме исполняющих налоговые обязательства; сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в незаконном секторе экономики.
Построение такой понятной системы планирования выездных налоговых проверок основывается на принципе взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, в соответствии с которым первые обоснованно отбирают налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, вторые стремятся к наилучшему исполнению своих налоговых обязательств.
Учитывая приоритеты государственной налоговой политики: необходимость стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки,
качественное улучшение налогового администрирования, данным документом определены специальные принципы построения системы планирования выездных налоговых проверок: режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах; обоснованность выбора объектов проверки.
Концепцией предусмотрены также следующие процедуры анализа показателей деятельности налогоплательщиков:
- сумм исчисленных налоговых платежей и их изменения;
- сумм уплаченных налоговых платежей и их изменения;
- показателей бухгалтерской и/или налоговой отчётности;
- факторов, влияющих на формирование налоговой базы.
Наконец, Концепцией предусмотрена возможность проведения налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей бизнес-деятельности по следующим критериям: налоговая нагрузка ниже её среднего уровня по конкретному виду экономической деятельности; отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; отражение в налоговой отчётности больших сумм налоговых вычетов за определённый период; темпы выплаты среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду финансово-хозяйственной деятельности и другие.
Таким образом, в результате осуществления Концепцией системы анализа и контроля обеспечивается не только формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок, но и стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения налогового законодательства.
Для организаций - налогоплательщиков введение с 1 января 2015 г. Налоговым кодексом РФ нового раздела (У.2) - налогового мониторинга явилось закономерным итогом совершенствования форм налогового контроля .
Производственные организации, развивающие свою экономическую деятельность [1-6], должны проводить налоговый мониторинг как самостоятельно (самомониторинг), так и в виде налогового контроля, когда мониторинг проводится налоговым органом на добровольных началах. Последнее осуществляется на основании соответствующего решения, которое принимается по результатам рассмотрения заявления организации-налогоплательщика о проведении налогового мониторинга в соответствии с п.2 ст. 105.26,
п.4 ст. 105.27 НК РФ. Поэтому данный вид налогового мониторинга называют «горизонтальным».
Названным выше разделам Налогового кодекса при этом устанавливаются условия, соблюдение которых обеспечивает право организации-налогоплательщика на осуществление налогового мониторинга. К ним отнесены:
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих перечислению в бюджет РФ за календарный год - не менее 300 млн.р.;
- суммарный объем доходов за календарный год не менее 3 млрд.
р.;
- совокупная стоимость активов за календарный год - не менее 3 млрд. р., то есть речь идет о крупных налогоплательщиках.
Следует отметить, что перечисленные критерии должны строго соблюдаться, и к заявлению о проведении налогового мониторинга необходимо прилагать следующие документы:
1) регламент информационного взаимодействия;
2) информация об организации и физических лицах, доля участия которых в организации составляет более 25%;
3) учетная политика организации для целей налогообложения.
Введение налогового мониторинга, если он проводится системно и
комплексно, имеет определенные преимущества для организации-налогоплательщика. К ним можно отнести следующее:
- отмена выездных и камеральных налоговых проверок;
- легитимная возможность взаимодействия организации-налогоплательщика с налоговыми органами для решения практических вопросов;
- снижение рисков штрафных санкций со стороны государственных органов вследствие нарушения налогового законодательства;
- на сумму недоимки, образованной у организации-налогоплательщика в результате мотивированного налогового мнения не начисляются пени;
- возможность своевременного исправления допущенных ошибок, получив письменные рекомендации налоговой службы.
Однако могут возникнуть дополнительные риски для обремененной налогами организации, связанные, прежде всего, с возможностью утраты конфиденциальности информации, поскольку налоговые органы получают прямой доступ не только к данным налогового, но и бухгалтерского (и иного) учета.
Очевидно, что в настоящее время введение данного раздела в Налоговый Кодекс является логическим развитием рассмотренной выше Концепции.
Список литературы
1. Григорьева В.В., Полозова А.Н. Экономическая природа конкурентоустойчивых издержек производства // Экономика и предпринимательство. 2013. №8(37). С. 431-435.
2. Очнев В.В., Полозова А.Н. Инструментарий сбалансированного управления бизнес-деятельностью // Экономика и производство. 2006. №4. С.28-30.
3. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Нуждин Р.В. Развитие сопряженных отраслей свеклосахарного комплекса: тенденции, возможности, стратегии: монография. - Воронеж: Научная книга, 2006. - 216 с.
4. Полозова А.Н., Корниенко А.Е., Горковенко Е.В. Оценка-аттестация как инструмент мотивации управленческой деятельности в системе контроллинга // Экономика и предпринимательство. 2011. №6(23). С. 186-188.
5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В., Лохманова И.С. Алгоритмизация процесса управления доходами в предпринимательской деятельности // Системы управления и информационные технологии. 2007. Т. 27. № 1.3. С. 372-377.
6. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Определение затрат при производстве продукции на молочных предприятиях // Молочная промышленность. 2002. №8. С.13.
Дьяченко С.А., Карлова Ю.С.
СТРАТЕГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт, Российская академия народного хозяйства и государственной
службы
Ключевые слова: регион, стратегия, механизм, модель развития, инструменты.
Аннотация: В статье рассматриваются стратегии развития регионов России, стратегические цели, целесообразные инструменты и механизмы развития для эффективного функционирования регионов в современных условиях.