Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНАЯ СФЕРА / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / УМСТВЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лихачева В.Е.

Рассмотрены особенности развития сенсорной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Выделены основные характеристики и особенности детей данной категории. Обоснована значимость рассмотрения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лихачева В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISTURBANCE

The features of development of the sensory sphere of children of primary school age with intellectual disabilities are considered. The main characteristics and characteristics of children of this category are singled out. The significance of considering this problem is substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 376.42

Лихачева В.Е. магистрант кафедры специального (дефектологического) образования Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь Lihachova V.E.

graduate student of Science in the Department of Special (Defectology)

Education

State budgetary educational institution of higher education of the Republic of Crimea «Crimean Engineering Pedagogical University»

Russia, Simferopol

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF THE SENSORY SPHERE OF CHILDREN OF THE YOUNG SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL

DISTURBANCE

Аннотация: рассмотрены особенности развития сенсорной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Выделены основные характеристики и особенности детей данной категории. Обоснована значимость рассмотрения данной проблемы.

Ключевые слова: сенсорная сфера, дети младшего школьного возраста, нарушение интеллекта, умственные отклонения.

Annotation: the features of development of the sensory sphere of children of primary school age with intellectual disabilities are considered. The main characteristics and characteristics of children of this category are singled out. The significance of considering this problem is substantiated.

Keywords: sensory sphere, children of primary school age, violation of the intellect, mental disability.

В современных условиях развития специальной психологии и педагогики осуществляется расширение сферы исследования теоретических и прикладных вопросов воспитания и обучения детей, которые имеют очевидные нарушения интеллекта. В первую очередь, это обусловлено значительной долей детей данной категории в обществе, а также попытками их адаптации в условиях семьи и специальных образовательных учреждениях. Таким образом, проблема изучения особенностей развития сенсорной сферы детей младшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью является крайне актуальной.

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей развития сенсорной сферы детей данной категории.

В настоящее время для определения детей категории младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, берут за основу возрастные рамки с 6-7 до 9-10 лет. На этот период жизни ребенка приходится его физическое и психофизиологическое развитие, которое обеспечивает возможность проходить систематическое обучение в школе.

В самые первые годы жизни ребенка уже можно выявить и диагностировать возможную умственную отсталость. Но для каждого конкретного случая уровень отклонения, особенности, характер и темп развития могут иметь отличительные особенности [1, а 124].

У детей данной категории общим кроме позднего развития и снижения умственных способностей является также отклонение всех сторон психики. К таким нарушениям относятся: внимание, память, речь, моторика, мышление, сенсорная сфера и высшие эмоции.

Отклонение и слабость статистических, локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений являются признаками недоразвитости двигательной сферы детей с умственной отсталостью. Как правило, у детей данной категории движения замедлены, неуклюжи, они плохо бегают и не могут прыгать.

Для детей с нарушением интеллекта характерны различные проявления моторной недостаточности. Так, например, при недоразвитости тормозного типа детям характерны бедность, однообразность движений, вялость, неловкость, угловатость, а также резкая замедленность темпа. Детям же с глубокой отсталостью с преобладанием процесса возбуждения характерна повышенная подвижность, однако, движения у данной категории детей нецеленаправленны и беспорядочны, им составляет трудность производить последовательные, координированные действия [2, ^ 68].

Внимание у детей данной категории также имеет ряд особенностей: его трудно привлечь, оно имеет не длительный характер, дети легко переключаются на что-то другое. Однако, проведенные наблюдения за умственно отсталыми детьми в процессе учебно-воспитательной деятельности и практики специального обучения дают основания сделать вывод, что потенциально возможно развить внимание у детей данной категории. Если создать достаточно благоприятные условия для учащихся, то они активно включаются в учебную деятельность, выполняют рекомендации учителя, а также переключаются с одного вида деятельности на другую.

Дети с умственными отклонениями воспринимают всё глобально, в целом, не проводя анализа увиденного или полученного материала, для осуществления сравнения и, как итог, умозаключения [3, а 156].

В процессах мышления у учащихся с умственной отсталостью можно обнаружить те же характерные черты, что и для сенсорной деятельности. К таким чертам относятся: беспорядочность имеющихся представлений и

понятий; слабость или даже отсутствие смысловых связей; инертность, узкое направление мышления, а также чрезвычайная затрудненность обобщений.

Они в состоянии определить различия между разными предметами; при прохождении обучения способны объединять предметы в совокупность или определенные группы, такие как одежда, животные и т.п. Однако такие различия устанавливаются в пределах самых конкретных особенностей; они беспомощны, если необходимо отвлечение от конкретной ситуации. Понятийные обобщения у детей с умственной отсталостью формируются с огромным трудом, порой заменяются ситуационными обобщениями или вовсе отказом от любого общения. Для таких детей не представляется возможным расположить картинки по порядку, дабы составить цепочку последовательных изображений. Как правило, они кладут их беспорядочно, не беря во внимание содержание картинки, следовательно, составить связанный рассказ из нескольких сюжетных изображений дети не могут.

Ярко проявляются недостатки мышления детей с нарушением интеллекта при обучении счету или грамоте. Они в силах научиться читать, но осмыслить прочитанное большинство из них не способно. Дети с отсталыми умственными возможностями не могут обобщить текст, им характерна фрагментарность восприятия, в следствии чего, предложения текста оказываются не связанными между собой логически. Соответственно, допущенные ошибки дети не замечают, а значит и не в состоянии их исправить. Из чего следует вывод, что дети усваивают материал чисто на механическом уровне.

Со временем, когда дети с нарушенной умственной деятельностью вырастают у них накапливаются представления и элементарные понятия, которые мало связаны друг с другом. Как правило, их суждения очень бедны, не самостоятельные и чаще всего, просто повторяют заимствованное от окружающих людей без осмысления и сравнения на основе собственного опыта. Большинство в их суждениях представляют собой простое подражание.

Для решения проблемы коррекции развития умственно отсталых детей необходимо углубиться в познание психологических механизмов и аспектов интеллектуальной несостоятельности таких детей. Исследователи данного проблемы пытаются раскрыть эти причины и приходят к определенным теоретическим выводам.

В вопросе исследования интеллектуальных способностей детей с нарушением умственных возможностей, среди прочего, подчеркивается пониженный психический тонус, негативизм, избежание внешних раздражителей, невнимательность, а также психическая пассивность. В соседстве с серьёзными нарушениями в интеллектуальной деятельности находится глубокое недоразвитие речевого аппарата. Как правило, речь имеет затянутый и запоздалый характер. Уровень недоразвитости речи соответствует уровню общего психического недоразвития. В младшем возрасте дети данной категории плохо, даже примитивно воспринимают

чужую речь. Они ориентируются на тон, интонацию, мимику говорящего и конкретные опорные слова, связанные с их потребностями. В последующем понимание речи и их лексикон расширяется, но осмысление всё же остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Как правило, дети компенсируют отсутствие речи жестами и нечленораздельными звуками, и теми своеобразными словами, в которые дети вкладывают определенный смысл [4, с. 81].

Память умственно отсталых детей отличается небольшим объемом, а также значительным количеством ошибок при воспроизведении материала. Логической и механической памяти характерен одинаково низкий уровень развития. Нарушения и дефекты, которые присущи детям с нарушенной интеллектуальной деятельностью, наиболее ярко дают о себе знать в их трудовых возможностях. Дети будут предпочитать совершать однообразные повторения одних и тех же привычных им операций.

Формируется косный стереотип, который сложно преодолеть в незнакомой обстановке. Эмоции находятся в относительной сохранности. Дети с умственными отклонениями очень чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Побуждение таких детей к деятельности, которая не затрагивает сферу их узких интересов, представляется сложной задачей. Если всё же это удаётся сделать, то, как правило, этот интерес носит временный характер и быстро исчерпывается [5, с. 140].

В качестве заключения, можно сделать вывод, что детям данной категории свойственны определенные особенности развития. Знание этих особенностей, при наличии теоретических и практических умений позволяют способствовать преодолению ряда проблем. Таким образом, крайне важным является познание особенностей развития сенсорной сферы детей младшего школьного возраста, которым присуще нарушение интеллекта.

Использованные источники:

1.Антипова, И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью / И.Г. Антипова, И.С. Володина // Психология обучения. - М. : Издательство Современного гуманитарного университета, 2012. - № 9. - С. 12 - 24.

2.Ватажина, Л.А Методическое пособие по воспитанию и обучению детей с умственной отсталостью в возрасте от 4 до 10 лет / Л.А. Ватажина, Н.С. Малинкин. - М.: Академия, 2001. - 79 с.

3.Малер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.Р. Малер, Г.В. Цикото. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.

4.Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М. : Просвещение, 2009. - 160 с.

5.Шипицина, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев, Е.С. Иванов, О.В. Защиринская. - М. : Академия, 2012. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.