Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Светлана Дмитриевна

Статья посвящена изучению саморазвития, мотивации, саморегуляции в подростковом возрасте. Приводятся результаты тестирования по методике САТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

ребенка, тем более точно ребенок учится разделять свои различные телесные переживания, ощущения, мысли и чувства. В семьях не происходит адекватного обучения эффективному поведению в период стресса и потому закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть». [2]

Термин «эмоциогенное питание» обозначает увеличение потребления пищи в состоянии беспокойства или возбуждения. Обнаружено, что эмоциогенное питание более свойственно женщинам, чем мужчинам. Предполагается, что стресс приводит к большему потреблению пищи у людей, склонных к эмоциогенному питанию, поскольку они не дифференцируют переживание беспокойства и чувство голода (т. е. они реагируют на стресс, как на голод - стремлением потреблять пищу). [1]

Ещё одним из типов нарушения пищевого поведения является - ограничительное пищевое поведение. Так называют избыточное пищевое самоограничение и бессистемное соблюдение чрезмерно строгой диеты. Такого рода диету невозможно соблюдать долгое время, и достаточно быстро ей на смену приходят периоды выраженного переедания. В результате такого поведения человек находится в постоянном стрессе - в период ограничений он страдает от сильного голода, а во время переедания страдает от того, что опять набирает вес и все его усилия были напрасными. [2]

Как часть ведения здорового образа жизни, нужна профилактика нарушений пищевого поведения.

Приведем некоторые позиции профилактической программы по формированию здорового питания и позитивного отношения к телу:

- нет «хорошей» и «плохой» еды. Вся еда, будь то пицца, сладости или морковь, должна быть включена в меню;

- ешьте, когда вы голодны. Останавливайтесь, когда наелись;

- не ешьте, потому что у вас плохое настроение, вы удручены, подавлены, обижены, раздосадованы, разочарованы, потерпели неудачу, вам скучно, одиноко и т. д. Попробуйте найти того, с кем можно поговорить или займись любым другим интересующим вас занятием;

- оставайтесь в форме при помощи физических упражнений;

- поймите, что все фигуры разные. Люди, которые внешне выглядят по-разному, могут правильно питаться и оставаться здоровыми;

- полный не означает плохой, а худой не тождественен хорошему;

- если вы несчастливы из-за своего тела, поговорите об этом со специалистом, например, с психологом.

Литература:

1. Коннер М, Армитейдж К. Социальная психология пищи.

—Х. : Гуманитарный Центр, 2012. - 264 с.

2. Малкина - Пых И. Г. Терапия пищевого поведения /И. Г.

Малкина -Пых. — М. : Эксмо, 2007. -1040 с.

3. Менделевич В. Д. Руководство по аддиктологии / Под ред.

Проф. В. Д. Менделевича. СПб. : Речь, 2007. —768 с.

Сведения об авторе:

Чернова И. И. - Сибирский институт управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск, Россия, E-mail: sveud@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

С. Д. Юдина,

сиу филиал рАнхигс при президенте рф, г. новосибирск, россия

Аннотация. Статья посвящена изучению саморазвития, мотивации, саморегуляции в подростковом возрасте. Приводятся результаты тестирования по методике САТ

Self-actualization in adolescence

Yudina S. D.,

Abstract: Article is devoted to the study of self-actualization in adolescence, the problems of self-regulation, motivation, development of conceptual thinking. SAT test results

0cnYPYM курактагы e3YH e3Y актуализациялоону sctypyy eзгeчeлYктeрY

С. Д. Юдина.

Корутунду: Макала eспYPYм куракта ез алдынча eсYY, мотивацияга, eзYн eзYрегуляциялоосун изилдееге арналган. САТ методикасы боюнча тестен eткeрYYHYн жыйынтыктары келтирилген.

Подростковый возраст является переломным в жизни каждого человека, периодом «бури и натиска». Подростковый возраст является снситивным периодом для развития творческих способностей и в частности, самоактуализации. О самоактуали-

зации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подрост-

ком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: «Я умею! Я знаю!».

Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья[1, с. 15].

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, следует помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с:

1) обретением подростком понятийного уровня мышления;

2) наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения;

3) накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем;

4) наличием тенденции к саморазвитию в мо-тивационной сфере.

В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы[2].

В своей работе А. Маслоу говорит по этому поводу следующее: «Люди часто опутаны ценностными проблемами. Многие из них - подростки, производящие неблагоприятное впечатление, но на самом деле замечательные люди, идеалисты в классическом смысле (чему есть иногда поведенческие подтверждения). Я полагаю, что они ищут ценности, служению которым могли бы посвятить себя, ищут то, что они могли бы любить, чему поклоняться. Эти молодые люди время от времени

осуществляют выбор между движением вперед или назад, в направлении самоактуализации или прочь от нее». [3, с. 200]

Понятие «самоактуализация» неявно подразумевает, что у человека наличествует некая «самость», которая должна быть актуализирована. По мнению А. Маслоу, самость представлена личностными смыслами и ценностями, которые составляют интенциональное ядро человеческой жизни. Часто бывает, что смыслы и ценности личности заслоняются внешними социальными оценками тех или иных моментов бытия. Чужие оценки, будучи ассимилированными человеком, затеняют его личное мнение и, тем самым, отбрасывают его на пути к самоактуализации. Поэтому первейшим шагом к самоактуализации является способность человека (в данном случае подростка) доверять не чужим, а собственным оценкам и мнениям, «прислушиваться к внутреннему голосу своей самости» [3, с. 57-58].

Самоактуализация предполагает ответственность за то, что говорит и как поступает человек. А. Маслоу утверждает, что взятие на себя ответственности за результаты деятельности есть важное условие самоактуализации. «Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется» [4, с. 58]. Самоактуализация требует смелости и мужества, которые могут понадобиться человеку для высказывания и защиты своей точки зрения. По мнению А. Маслоу, серьезной помехой самоактуализации является боязнь «высунуться», прослыть выскочкой или нелепым чудаком, показаться нонконформистом в глазах других людей, носамоактуализация немыслима без свободы самовыражения.

А. Маслоу утверждает, что нельзя делать самоактуализацию целью сознательных усилий. Чем больше рвение человека стать самоактуализированной личностью, чем сильнее он тянется к высшим переживаниям, тем упорнее эти состояния убегают от него. Секрет самоактуализации в том, чтобы посвятить все усердие, какое только есть у человека, любимому делу и тогда переживания триумфа от добротно выполненной работы станут мимолетным моментом самоактуализации. Важным условием самоактуализации является высокий уровень осознанности сильных и слабых сторон своей личности, а также готовность отказаться от психологических защит. Только при этом условии человек может адекватно понять свое призвание и сделать его дорогой к самоактуализации [4, с. 61].

Самоактуализация подростка осуществляется, главным образом, в учебно-воспитательном процессе, разворачивающемся в иерархически организованном образовательном пространстве, которое должно выступать в качестве питательной среды процесса развития, быть, по своей сути, развивающим. Все более самостоятельно решая все возрастающей сложности задачи в учебной

Рис. 1 - Особенности проявления отдельных аспектов самоактуализации

Примечание 1 Вр - шкала компетентности во времени; Под - шкала поддержки; ЦО - шкала ценностных ориентаций; Г - шкала гибкости поведения; Сз - шкала сензитивности; Сп - шкала спонтанности; Су - шкала самоуважения; Спр - шкала самопринятия; П - шкала представлений о природе человека; Си - шкала синергии; Аг - шкала принятия агрессии; Ко - шкала контактности; Пп - шкала познавательных потребностей; Кр - шкала креативности.

Примечание 2 пунктирными линиями обозначен интервал от 50 до 65 Т-баллов - большая часть самоактуализирующихся людей демонстрирует результаты именно в этих пределах (по большинству шкал).

100

90 -

£ 80

■х О 70 -

£

О 60

С) 50 -

С

40 -

и О 30 -

= 20

о 10

0 -

88%

70%

30%

[ 12%

-- 0% 1 1

' Самоактуализаторы

■ Стремящиеся к самоактуализавди

Высокая Средняя Низкая

Степень ориентации на ценности самоактуалшнруюшенся личности

Рис. 2 - Развитие степени ориентации на ценности самоактуализирующейся

личности в двух группах

деятельности, подросток овладевает все более высокими уровнями социальной и индивидуальной компетентности, проявляет в поведении, общении, взаимодействии с другими людьми качества, соответствующие все более высоким стандартам, предъявляемым к нему иерархически организованной многоуровневой системой моделей человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности. Успешное продвижение ребенка путем саморазвития позволяет ему, начиная с определенного момента, проявлять в своей жизнедеятельности надситуативную, творческую активность, в которой самоисправление становится одним из элементов его саморазвития [5].

Путь самоактуализации индивидуален и уникален для каждой отдельной личности, и зависит не только от ее способностей, талантов, но и от качественной, содержательной составляющей: особенностей темперамента, черт и свойств характера и так далее.

Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и

других основ личности. В этом возрастном периоде существует ярко выраженная потребность в глубоком осознании логики происходящих событий собственной жизни, в создании ясной и целостной картины жизненного пути. Переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма являются провоцирующими факторами личностного кризиса, обостряя тем самым, проявление пограничных состояний, например, акцентуированных черт личности [1].

Воплощение потребности в самоактуализации отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-тоеще она найдет выражение в создании картин или изобретательстве и т. д. [6].

Самоактуализация подростков как система не интегрирована, у молодежи более интегрирована

и целенаправленна, а у взрослых самоактуализация достигает наибольшей выраженности (наибольшее количество взаимосвязей). Взрослые более адаптированы к жизни, их мировосприятие гораздо шире подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были важны на одном этапе развития, на другом утрачивают свою значимость, на смену им приходят другие: системообразующими параметрами подростков являются независимость, спонтанность и неактуальность планирования своего будущего; отличительные особенности молодежи - ценностные ориентации, самоуважение, повышенный отчет в своих действиях и поступках и ригидность в отношениях; особую значимость для взрослых представляют гибкость поведения, агрессия, представления о природе человека и познавательные потребности. Самопроцессы, как компоненты самоактуализации (самоуважение, самооценка, самопринятие), интегрируются от подросткового возраста к взрослому, т. е. у подростков самопроцессы слабо связаны, а у взрослых - тесно. Достижение определенных жизненных позиций требовало адаптации к обществу, поэтому у взрослых более развиты эти процессы. Взрослые - более цельные личности.

Таким образом, подростковый возраст по праву можно считать отправным пунктом формирования самоактуализирующейся личности, поскольку именно в этот возрастной период происходит «второе рождение личности», ребенок все больше начинает руководствоваться именно своим мнением, опираться на свой предшествующий жизненный опыт. Главной ведущей деятельностью становится сфера общения, главным интересом - контакт с другим человеком, осознание своего положения в социальной группе и восприятия другими людьми. В итоге можно сказать, что самоактуализация подростка главным образом проявляется в совершенствовании навыков общения, построении межличностной коммуникации и развитии самоконтроля над своим поведением. С целью детального анализа особенностей развития самоактуализации, были более подробно рассмотрены результаты анкетирования по тестусамоак-

туализации (САТ), было получено следующее «рисунок 1»:

Согласно полученным результатам 38% (или 15 человек) обследованных можно отнести к самоактуализирующимся личностям, т. е. они демонстрируют результаты в пределах примерно от 50 до 65 Т-баллов по большинству шкал. О данных респондентах можно сказать следующее: во-первых, они живут настоящим, т. е. переживают настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видят свою жизнь целостной (шкала Компетентности во времени). Стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убежде-

ниями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами (шкала Поддержки). Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию. Способны быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию (шкала Гибкости поведения). Респонденты не боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции (шкала Спонтанности). Они ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них и вообще способны принимать себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним (шкалы Самоуважения и Самопринятия). Склонны воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считают дихотомии мужественности - женственности, рациональности - эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми (шкала Представлений о природе человека). Однако не у всех достаточно развито целостное восприятие мира и людей, и понимание связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. (шкала Синергии). Высокий балл по шкале «Принятие агрессии» свидетельствует о способности индивидов принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Они способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально насыщенных контактов с людьми (шкала Контактности). Менее выражены у обследованных стремление к приобретению знании об окружающем мире и творческая направленность (шкалы Познавательных потребностей и Креативности), что свидетельствует лишь о начале становления обследованных в качестве самоактуализирующихся личностей (а также по мнению авторов работы это может быть связано с особенностями процесса обучения и с техникой преподавания учителей). Остальные 42% обследованных (17 человек) имеют результаты «статистической нормы», т. е. они демонстрируют результаты большинства людей в пределах примерно от 40 до 60 Т-баллов по большинству шкал, и самоакту-ализаторами как таковыми не являются. Данные респонденты могут иметь проблемы в восприятии действительности (прошлое, настоящее и будущее для них могут быть не связаны). Они не всегда свободны в выборе и время от времени подвержены внешнему влиянию, иногда боятся вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Как и у большинства людей у них могут быть комплексы, которые не позволяют им в должной степени уважать и принимать себя такими, какие они есть. Респонденты склонны воспринимать природу человека как положительную («люди в массе своей скорее добры») или как отрицательную. Некоторые не воспринимают мир как целостный. Индивиды способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как

естественное проявление человеческой природы, но речь может идти и об оправдании своего антисоциального поведения. Они могут не всегда стремиться к субъект-субъектному общению, в отличие от самоактуализирующихся личностей. Выраженность стремления к приобретению знании об окружающем мире низкая. Творческая направленность также выражена слабо.

С целью анализа личностных особенностей самоактуализаторов, далее рассмотрели результаты тестирования по оставшимся методикам исходя из условного разделения обследованной группы на самоактуализаторов и стремящихся к самоактуализации.

В какой степени ориентируются на ценности самоактуализирующейся личности подростки обеих групп, приведены «на рисунке 2»:

Согласно полученным результатам высокой степенью ориентации на ценности самоактуализирующейся личности обладают большинство человек именно в группе самоактуализаторов (30%). Высокий показатель свидетельствуето высоком уровне реализации потребности в самоактуализации. Данных респондентов можно охарактеризовать какуверенных в себе, имеющих ясное осознание целей собственной жизни, с выраженной потребностью в саморазвитии и реализации собственных потенций, им свойственно осознание собственного предназначения, настойчивое стремление к реализации внутреннего призвания. Средняя же степень ориентации на ценности самоактуализирующейся личности в большей мере характерна тем, кто только стремится к самоактуализации (88%). У этих респондентов наблюдается недостаточно развитая

уверенность в себе и не всегда ясное осознание целей собственной жизни. Неярко выраженная потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, слабое осознание собственного призвания. Личностей, с низким уровнем ориентации ни в одной из групп выявлено не было.

Литература

1. Антропова Л. И. Социальные проблемы самореализации личности: автореф. дис. . канд. философ, наук. Ростов н/Д, 1980. 19 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М. : Воронеж, 1996. 513 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 2001. 475 с.

4. Мухамеджанов К. Ч. Духовные интересы как источник управления процессом самореализации личности. Алма-Ата: Казахстан, 1984. С. 12.

5. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рефлексии в рече-мысли. Алма-Ата, 1979, С. 67

6. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Рига: ПЦ«Эксперимент», 1995. С 93-102.

Сведения об авторе:

Светлана Дмитриевна Юдина - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сибирского института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск. Россия, E-mail: sveud@rambler.ru

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МОРЯКОВ

В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юрьев Ю. Ю., Лупачев В. В., Кубасов Р. В.

россия, Архангельск северный государственный медицинский университет

Psychoemotional status dynamic at seamen in northern ship run

Yuriev Yu. Yu., Lupachev V. V., Koubassov R. V. Northern State Medical University, Russia, Archangelsk

Тундук дециздеги моряктардын психоэмоционалдык статусунун динамикасы

Юрьев Ю. Ю., Лупачев В. В., Кубасов Р В.

Professional health supposes accordance of common health to professional activity (Lyadov K. V., 2002). Sea fishery work is very hard by extreme situations; therefore the health observation of sea workers is very actual problem (Kazakevich E. V., 1997). The human organism in extreme situations of sea fishery work needs in higher psychological and physiological resources. Human adaptation to hard sea work provides by morphological and functional changes (Lupachev V. V., 2002). The difficult environments in ship passage effects to organism

round-the-clock during many months. The work of all ship members estimate as very hard category labor. The labor of seamen is hardest from all professional groups because long time ship passage (5-6 month without call), round-the-clock keep watch, intense physical stress destroyed natural rhythms.

The aim: psycho emotional status investigation at seamen in arctic ship run. The 30 healthy men 19-45 years were examined during long arctic ship run. The passage duration was 160 days in Barents Sea and Spitsbergen. Investigation was carried in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.