Научная статья на тему 'К вопросу о самоактуализации личности'

К вопросу о самоактуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
954
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЗРЕЛОСТЬ / КАЧЕСТВА / АКТИВНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕРТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смеян Т. С.

Автор обращается к проблеме самоактуализации личности, рассматривая основные положения отечественных и зарубежных школ гуманистической и экзистенциальной психологии. Выделяет черты самоактуализирующихся личностей, приводит данные пилотажного исследования группы подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самоактуализации личности»

и заботливее. Расширился их словарный запас, улучшилось знание географии (могут различить на карте страны и города разных народностей).

Таким образом, в результате проведенной работы у детей не только улучшился словарный запас, но и вырос уровень представления о толерантных качествах; сформировались нравственные ориентиры, основанные на положительных образах; появилась практика культурного общения с окружающими и с друг другом.

Особенность проектной деятельности - это воспитание толерантности различных возрастных категорий учащихся. Работа по налаживанию этических отношений, предотвращению конфликтов требует добрых человеческих качеств, она может быть результативной, если ее делают сообща учащиеся, учителя, родители.

Список литературы:

1. Алексеевских Д. Толерантность в школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//ortolife2.ucoz.ru/publ/rabota_i_obrazovanie/tolerantnost_v_ shkole/4-1-0-836.

2. Богданова Т.Г., Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 203.

3. Розанова С.Г., Воспитание толерантности в проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geo.1september.ru/ 2005/03/34.Ыт

К ВОПРОСУ О САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© Смеян Т.С.*

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Автор обращается к проблеме самоактуализации личности, рассматривая основные положения отечественных и зарубежных школ гуманистической и экзистенциальной психологии. Выделяет черты самоактуализирующихся личностей, приводит данные пилотажного исследования группы подростков.

Ключевые слова личность, самоактуализация, самореализация, зрелость, качества, активность, внутренний потенциал, черты.

Сторонники экзистенциально-гуманистического подхода в психологии поддерживают мнение о том, что каждая личность является уникальной и целостной, существующей в данный момент и в конкретном пространстве. Мы не существуем вне культуры, отношений, переживаний, так же как и мир

* Ассистент кафедры Психологии образования.

без нас лишается всякой ценности. Кроме того, гуманистическое направление обращает внимание на то, что человек всегда находится в процессе становления, развития, поиска. «Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования» [4].

Личностей, имеющих высокую мотивацию развития, принимающих себя, свои чувства, эмоции А. Маслоу, называл самоактуализирующимися. Такие люди самореализуются, получают удовольствие от жизни и деятельности, стремясь стать тем, кем они могут стать. Психологами зкзистенциаль-но- гуманистического направления были выделены характеристики « самоактуализирующейся», « зрелой», « здоровой » личности, которые являются схожими в концепциях разных авторов.

Так, А. Маслоу пришел к выводу, что самоактуализирующиеся люди обладают следующими характеристиками: 1) Более адекватное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. 2) Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. 3) Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. 4) Центрированность на проблеме. Люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. 5) Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. 6) Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и хозяевами своей судьбы. 7) Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способ-

ностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь. 8) Вершинные, или мистические переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. 9) Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. 10) Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями, хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. 11) Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. 12) Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. 13) Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. 14) Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной. 15) Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время оп-

ределенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию [4].

Отмечая все эти качества, А. Маслоу обращал внимание на то, что эти люди вовсе не идеальны, не безукоризненны. Им могут быть присущи эмоциональные срывы, чувство вины, сомнения в себе. Однако, самоактуализирующиеся люди представляются исследователю как образцы психического здоровья, обладающие потенциалом психологического роста.

Автор феноменологического подхода К. Роджерс, глубоко уважал природу человека, считая людей активными существами, ориентированными на отдаленные цели, на движение вперед. Он выделяет следующие характеристики зрелой личности: открытость к переживанию (полнота способности слышать себя, свои переживания, чувства и мысли), экзистенциальный образ жизни (стремление каждым момент жить полно и насыщенно), способность делать свободный и ответственный выбор, креативность и другие [3]. Автор феноменологического подхода так же предполагал, что «... все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом-тенденцией к актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала» [4]. Наиболее значимым аспектом тенденции актуализации, по мнению Роджерса, является стремление к самоактуализации.

Олпорт Г. полагал, что процесс созревания человека - это процесс становления; процесс, продолжающийся всю жизнь. Он проводил разграничения между зрелой и незрелой личностью, указывая на осознанное, мотивированное поведение, или на наличие неосознаваемых мотивов, проистекающих из переживаний детства. Выделял такие черты зрелой личности как: 1) Широкие границы « Я». Человек активно участвует в общественной, семейной, трудовой жизни, имеет увлечения и интересы. 2) Способность к теплым социальным отношениям. 3) Эмоциональная неозабоченность и самопринятие. Зрелый человек имеет положительные представления о самом себе, способен терпимо относиться к собственным недостаткам или разочарованиям, умеет справляться с собственными эмоциональными состояниями и т.д. 4) Реалистичность восприятия, опыта и притязаний. Человек видит вещи такими, какие они есть, у него здоровое чувство реальности, стремится к достижению личностно значимых и реалистичных целей. 5) Способность к самопознанию и чувство юмора. 6) Наличие цельной жизненной философии. Зрелые люди видят целостную картину, благодаря ясному и системному выделению значимого в собственной жизни [4]. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Шостром Э. описывает черты самореализующейся личности следующим образом: Это честность - способность быть честными в любых чувствах, какими бы они ни были; осознанность - способность видеть и слышать

себя и других, способность самого человека сформировать свое мнение о чем бы то ни было в жизни; свобода (спонтанность, открытость) - способность свободно выражать свои потенциалы, быть хозяином своей жизни; доверие - вера в других и в себя, стремление установить глубокие контакты с людьми, связь с жизнью, жизнь в настоящем, способность справиться с трудностями [5].

Фромм Э. рассуждая о самоактуализирующейся личности, говорил о наличии продуктивной активности, связанной с удовлетворением ряда потребностей: в установлении связей, привязанности, единения с миром; в обретении свободы и собственной значимости. Самоактуализация, по его мнению, опирается на как способность ощутить себя частью мира; на идентичность с самим собой и с другим. О продуктивной самореализации можно говорить тогда, когда человек стремится к наивысшим для себя достижениям и сам создает свою жизнь [1].

В отечественной психологии так же поднимается проблема самоактуализации.

Так, зрелость личности по Б.Г. Ананьеву заключается в наличии ответственности, в готовности принимать решения и реализовывать их в сложных ситуациях. Наиболее значимые черты зрелой личности, по его мнению-это: автономность, целостность, творчество, уникальность, наличие внутреннего Я и др. Бадалев А.А. выделяет следующие особенности личности, способствующие достижению высшей точки развития: 1) Активное отражение действительности и способность хорошо ориентироваться в ней. 2) Способность находить оптимальное решение в каждой возникающей ситуации и умение его осуществлять. 3) Концентрация всех сил на выполнении задуманного, реализация творческого потенциала. 4) Способность мотивировать других, заражать своей идеей. 5) Принятие себя и других такими, какие они есть, спонтанность, непосредственность в поступках и честность в выражении мыслей и чувств. 6) Способность к установлению доброжелательных личных отношений. 7) Отсутствие страха совершить ошибку, подвергнуться осуждению за нетрадиционные взгляды и т.д.

Мы рассмотрели представления о самоактуализирующейся личности в различных психологических школах. Очевидно, что все они выделяют стремление к реализации внутреннего потенциала, активность, самоуважение, творчество, целостность восприятия мира и человека, обладание устойчивыми моральными ориентирами, как общие черты самоактуализации.

По мнению многих авторов, о самоактуализации можно говорить на любом возрастном этапе становления и развития человека, т.к. каждый раз усилия личности в конкретный момент времени приводят к формированию новых навыков или знаний. Так, в подростковом возрасте акты самоактуализации связаны с обретением понятийного мышления, механизмов саморегуляции, тенденции к саморазвитию, с накоплением положительного опыта ре-

шения проблем. Исходя из вышеизложенного, предположим, что подростки, занимающиеся творческой деятельностью, имеющие многолетний опыт публичных выступлений и преодоления страха перед ситуацией оценивания, обладают чертами самоактуализирующихся личностей. Проведем пилотажное исследование, используя методику САТ. Она включает 126 вопросов и 14 шкал (ориентация во времени, поддержка, сензитивность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, ценностные ориентации, гибкость поведения, взгляд на природу человека, синергичность, принятие агрессии, контактность, познавательные потребности и креативность), каждая из которых соответствует свойству самоактуализирующейся личности.

Респондентами стали 11 участников музыкального отделения детского ансамбля-студии в возрасте 14-16 лет. В результате проведения исследования, выявились шкалы, полученные значения по которым, говорят о реальной самоактуализации личности: «ценностные ориентации» у 64 %, «спонтанность» у 36 %, «самоуважение» у 54 %, «самопринятие» у 27 %, «синергичность» у 82 %, «принятие агрессии» у 64 %, «креативность» у 45 % опрошенных. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных подростков (64 %) руководствуются ценностями, присущими самоактуализирующимся людям (свобода, саморазвитие, совершенствование, творчество, дружба и т.д.); многие обладают способностью спонтанно и искренне выражать свои чувства, быть собой (36 %). Юные артисты относятся к себе с уважением, нравятся себе, гордятся заслуженными успехами; в большинстве случаев принимают себя такими, какие есть. Этот фактор присущ еще не всем опрашиваемым (27 %) в силу эмоциональной не стабильности возрастного периода. Вместе с тем, в процессе проведения исследования, выявилась такая особенность, как способность осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, склонность к целостному восприятию мира(82 %). Для респондентов характерно принятие собственной агрессии, как части природы человека, они не отрицают ее в межличностных контактах и не стремятся к ее избеганию, искренне выражая эмоции и чувства. Также, у 45 % принявших участие в исследовании подростков, констатируется развитая творческая направленность личности.

Т.о., в нашей работе мы обратились к отечественным и зарубежным концепциям самоактуализации и провели лишь пилотажное исследование с участием подростков, занимающихся творческой деятельностью в течение нескольких лет. Удалось выявить ряд качеств и свойств, которые выражены у них на уровне реальной самоактуализации личности.

Список литературы:

1. Егорычев И.Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. -2005. - № 3.

2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. - СПб.: Изд.гр. «Евразия», 1997.

3. Русалов В.М. Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? // Психологический журнал. - 2006. - № 5.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2013.

5. Шостром Э. Анти-карнеги, или человек-манипулятор. - Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.