Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МОРЯКОВ В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ'

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МОРЯКОВ В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юрьев Ю.Ю., Лупачев В.В., Кубасов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МОРЯКОВ В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ»

естественное проявление человеческой природы, но речь может идти и об оправдании своего антисоциального поведения. Они могут не всегда стремиться к субъект-субъектному общению, в отличие от самоактуализирующихся личностей. Выраженность стремления к приобретению знании об окружающем мире низкая. Творческая направленность также выражена слабо.

С целью анализа личностных особенностей самоактуализаторов, далее рассмотрели результаты тестирования по оставшимся методикам исходя из условного разделения обследованной группы на самоактуализаторов и стремящихся к самоактуализации.

В какой степени ориентируются на ценности самоактуализирующейся личности подростки обеих групп, приведены «на рисунке 2»:

Согласно полученным результатам высокой степенью ориентации на ценности самоактуализирующейся личности обладают большинство человек именно в группе самоактуализаторов (30%). Высокий показатель свидетельствуето высоком уровне реализации потребности в самоактуализации. Данных респондентов можно охарактеризовать какуверенных в себе, имеющих ясное осознание целей собственной жизни, с выраженной потребностью в саморазвитии и реализации собственных потенций, им свойственно осознание собственного предназначения, настойчивое стремление к реализации внутреннего призвания. Средняя же степень ориентации на ценности самоактуализирующейся личности в большей мере характерна тем, кто только стремится к самоактуализации (88%). У этих респондентов наблюдается недостаточно развитая

уверенность в себе и не всегда ясное осознание целей собственной жизни. Неярко выраженная потребность в саморазвитии и реализации собственных потенций, слабое осознание собственного призвания. Личностей, с низким уровнем ориентации ни в одной из групп выявлено не было.

Литература

1. Антропова Л. И. Социальные проблемы самореализации личности: автореф. дис. . канд. философ, наук. Ростов н/Д, 1980. 19 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М. : Воронеж, 1996. 513 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 2001. 475 с.

4. Мухамеджанов К. Ч. Духовные интересы как источник управления процессом самореализации личности. Алма-Ата: Казахстан, 1984. С. 12.

5. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии // Исследование рефлексии в рече-мысли. Алма-Ата, 1979, С. 67

6. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Рига: ПЦ«Эксперимент», 1995. С 93-102.

Сведения об авторе:

Светлана Дмитриевна Юдина - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сибирского института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Новосибирск. Россия, E-mail: sveud@rambler.ru

ДИНАМИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА МОРЯКОВ

В СЕВЕРНЫХ МОРЯХ

Юрьев Ю. Ю., Лупачев В. В., Кубасов Р. В.

россия, Архангельск северный государственный медицинский университет

Psychoemotional status dynamic at seamen in northern ship run

Yuriev Yu. Yu., Lupachev V. V., Koubassov R. V. Northern State Medical University, Russia, Archangelsk

Тундук дециздеги моряктардын психоэмоционалдык статусунун динамикасы

Юрьев Ю. Ю., Лупачев В. В., Кубасов Р В.

Professional health supposes accordance of common health to professional activity (Lyadov K. V., 2002). Sea fishery work is very hard by extreme situations; therefore the health observation of sea workers is very actual problem (Kazakevich E. V., 1997). The human organism in extreme situations of sea fishery work needs in higher psychological and physiological resources. Human adaptation to hard sea work provides by morphological and functional changes (Lupachev V. V., 2002). The difficult environments in ship passage effects to organism

round-the-clock during many months. The work of all ship members estimate as very hard category labor. The labor of seamen is hardest from all professional groups because long time ship passage (5-6 month without call), round-the-clock keep watch, intense physical stress destroyed natural rhythms.

The aim: psycho emotional status investigation at seamen in arctic ship run. The 30 healthy men 19-45 years were examined during long arctic ship run. The passage duration was 160 days in Barents Sea and Spitsbergen. Investigation was carried in

динамика психоэмоционального статуса моряков в северных морях

onset of works and through 1, 3, 5 month in autumn-winter period. It is used Feels-Activity-Emotion-test, Nemchinov-test (total anxiety), Chanin-Spilberg-test (personal anxiety), Rosentsveyg-test with N. V. Tarabrina modification (1984).

Results. Our results shown that common feels, activity and desire in all investigation periods (expected latest) were normal. In first examined time and other 1 month the feels changes insignificantly, but other 3 month reduce in 5, 7% and other 5 month reduce in 22, 1% (low level of norm). Reaction of activity has even dynamic as one, but other 1 month it races in 17, 3%. In final time of ship passage this index reduce in 14, 9% (below normal), that shown aggravation of person. At last time the frame of mind press down too (below normal). Before ship run the total anxiety at seamen revealed in 16, 26 point that estimated as middle. After 1 month this one increased and in final passage time was 27, 66 point (increase in 70, 1%). The level of personal anxiety decreased at 1-st month, but increased in final passage time (high level). The Rosentsveyg-test shown that in first time of ship passage the level of social adaptation was 8, 48; every other month this one increase to 8, 96 but after 5 month decrease to 7, 76. In whole, this index indicate about well functional condition of nervous system at seamen and after 1 month the organism adapted to severe environment in fishing ship.

The decreasing of social adaptation index during ship passage especially in final time may be estimate as a physiological resource depletion and adaptive response. Our findings correspond to V. V. Lupachev investigations (1999) in tropical shipping passage. Though, if the work was in Northern latitudes the index of social adaptation decrease but not dramatically as in tropical pass. Likewise in South latitudes in all step of investigation the extrapunitive reactions dominated that means higher pretentions to area. We detected psychological dysadaptation signs especially at men with low social adaptation index in first time. Than, we conclude needs of revealing a men with low stress tolerance by this method and provide actual correction (as well as medical) in early time of ship passage.

We've drawn attention that psychological tolerance depends from ship run duration, age, continuous service and job position. E. g. the one young person (18 year) has worst psycho emotional parameters than other men in 3-rd month of passage. Fifth men (oldest than 40 year) has changes of psycho emotional parameters more deeply. Psycho emotional stress detected in first time of ship race and in final time commonly that confirmed by low indexes of Feels-Activity-Emotion-test and higher levels of total, personal and reactive anxiety with decreasing of social adaptation level.

Концепция профессионального здоровья предполагает соответствие состояния здоровья характеру профессиональной деятельности (Лядов

К. В., 2002). Труд моряков протекает в тяжелых, порой экстремальных ситуациях, поэтому изучению здоровья плавсостава уделяется пристальное внимание (Казакевич Е. В., 1997). Пребывание человека в экстремальных условиях морских рейсов предъявляет чрезвычайно высокие требования к психическим, физиологическим возможностям человека. Адаптация человека к тяжелым условиям работы в море дается порой ценой значительных морфо-функциональных изменений (Лупачев В. В., 2002). Неблагоприятные факторы внешней среды на судне во время плавания воздействуют на организм моряков круглосуточно, в течение многих месяцев. Труд всех членов экипажа рыбопромыслового судна относят к четвертой категории очень напряженного труда. Из всех профессиональных групп плавсостава, труд рыбаков наиболее тяжелый. Более продолжительные рейсы (5-6 и более месяцев без захода в порт), круглосуточная работа по принципу 8 часов вахты - 8 часов отдыха, интенсивные физические нагрузки при выгрузке рыбопродукции силами экипажа сбивают привычные ритмы сна и бодрствования.

целью исследования явилось изучение психоэмоционального статуса у рыбаков в экстремальных условиях арктического рейса. Обследованы здоровые мужчины в количестве 30 человек, в возрасте 19-45 лет, работающие на базе Архангельской тралового флота в условиях длительного Арктического рейса. Рейс был продолжительностью 160 суток с районами промысла в Баренцевом море и в районе острова Шпицберген. Исследование проводили в начале рейса и через 1, 3, 5 месяцев плавания. Рейс осуществлялся в осенне-зимний период. При исследовании психоэмоционального состояния рыбаков использовались: САН - тест (самочувствие-активность-настроение), тест Т. А. Немчина для определения уровня общей тревожности, тест Ханина-Спилбергера для определения личностной и реактивной тревожности и тест С. Розенцвейга (степень социальной адаптации) в модификации Н. В. Тарабриной (1984). По возможности обеспечивалось единообразие процедуры тестирования. Объяснялись цель и характер тестов, давались общие советы относительно их выполнения. Моряки убеждались в необходимости предоставления ими для исследования наиболее полной информации; в обеспечении тайны личности, а также им сообщалось относительно цели использования тестовых показателей. Особо подчеркивалось, что результаты тестирования никак не отразятся на их карьере, не будут приниматься во внимание на ежегодном медицинском освидетельствовании плавсостава.

результаты. Самочувствие, активность и настроение испытуемых во все периоды исследования, за исключением последнего не выходили за пределы нормы. В начале рейса и через месяц самочувствие моряков изменилось незначительно, через три месяца показатель его сни-

зился на 5, 7%, а через пять - на 22, 1% от исходного уровня и достиг величины 3, 99, что является нижней границей нормы. Реакция показателя активности имеет такую же динамику, но через месяц плавания он повысился на 17, 3%, что указывает на достаточно высокий уровень активности испытуемых. К окончанию рейса показатель активности снизился на 14, 9% от исходного уровня и опустился ниже нормы (3, 79), что свидетельствует о значительном ухудшении состояния моряков. К завершению плавания у моряков выражено, понижается еще один параметр - настроение (на 10% от исходного уровня) и также становится ниже нормальных значений. Перед началом рейса у моряков определялся уровень общей тревожности в 16, 26 балла, что оценивается как средний с тенденцией к высокому. Через месяц этот показатель несколько снизился, а к окончанию промысла возрос на 70, 1% от исходного уровня и достиг 27, 66 баллов, что уже свидетельствует о высоком уровне этого показателя. Уровень реактивной и личностной тревожности имеют одинаковую направленность изменений - снижаются ко второму исследованию и растут к четвертому, достигая уровня высокой.

По данным теста Розенцвейга, в начале промысла среднее значение показателя степени социальной адаптации составило 8, 48; через 1 месяц рейса показатель возрос до 8, 96; а после трех и пяти месяцев снизился до 8, 14 и 7, 76, соответственно. В целом, значение показателя степени социальной адаптации в начале промысла и через месяц рейса свидетельствует о хорошем функциональном состоянии нервной системы плавсостава, причем через месяц работы в море происходит приспособление организма ко многим неблагоприятным факторам, сопутствующим работе на рыбопромысловых судах. Снижение показателя степени социальной адаптации с увеличением продолжительности непрерывной работы в море,

особенно в конце рейса, может свидетельствовать об истощении физиологических приспособительных механизмов.

Полученные данные вполне соответствуют данным, полученным В. В. Лупачевым (1999) при исследовании рыбаков во время тропического рейса. Однако, при работе в «родных» для рыбаков-северян высоких широтах снижение показателя степени социальной адаптации за 5 месяцев произошли не так резко, как в южных широтах и не было значительного повышения после месяца работы в море. Как и в южных широтах, на всех этапах обследования доминировали реакции экстрапунитивного направления, что означает повышенную требовательность к своему окружению. Признаки психологической дизадаптации отмечались, в основном, у лиц, показавших в начале промысла низкий показатель степени социальной адаптации. Поэтому выявление членов экипажа с низкой толерантностью к стрессу с помощью данной методики весьма актуально, так как коррекцию (в том числе и медикаментозную) следует начинать как можно в более ранние сроки рейса.

Мы обратили внимание на тот факт, что психологическая переносимость длительного рейса зависит от возраста, плавстажа и должности моряков. Один испытуемый был в возрасте 18 лет, и показатели его психо-эмоционального статуса стали резко, в отличие от остальных, ухудшаться уже к третьему месяцу плавания. Пятеро человек были старше сорока лет, из них - трое занимали руководящие должности и двое были матросами. У первых изменения психоэмоционального статуса носили более выраженный характер. Напряжение психоэмоциональной сферы определяется в начале рейса и, особенно в конце плавания, о чем свидетельствуют более низкие показатели САН-теста и более высокие уровни общей, реактивной и личностной тревожности и снижение уровня социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.