измерений / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко // Этническая психология : хрестоматия / под ред. А.И. Егоровой. - СПб. : Речь, 2003. - С. 175-181.
3. Иванова, Н.Л. Эмпирическое исследование социальной идентичности / Н.Л. Иванова // Социальная психология XXI столетия. - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. ун-та, 2002. - Т. 1. - С. 299-302.
4. Кислова, Г.И. Поликультурное образование как фактор формирования этнического самосознания / Г.И. Кислова // Поликультурное образование в Дагестане: реалии и перспективы. - Махачкала, 2003. - С. 78-95.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147.88
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Ольга Николаевн Большакова, кандидат педагогических наук, доцент,
Филиал Иркутского государственного университета в г. Братске (БФ ИГУ)
Аннотация
В статье представлен результат исследования проблемы формирования качеств личности студентов вуза, способствующих их самоактуализации в профессиональной деятельности. Автором представлена попытка исследования проблемы на современном этапе развития нашего социума и ее актуальность; а также, модель создания условий для выявления особенностей развития самоактуализации студентов, одним из которых является готовность преподавателей вуза.
Ключевые слова: самоактуализация; когнитивный критерий, потребностно-мотивационный критерий, деятельностно-практический критерий.
FEATURES OF STUDENT'S SELF-ACTUALIZATION DEVELOPMENT Olga Nikolaevna Bolshakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch of Irkutsk State University in Bratsk
Annotation
This article presents the results of research covering the problem of formation of higher school students personality traits that contribute to their self-actualization in the profession. The author has presented an attempt to study the problem at the present stage of development of our society and its relevance, as well as the model for creating the conditions for identifying the features of the development of students' self-actualization, one of which is the readiness of university teachers.
Keywords: self-actualization, cognitive criteria, need-motivational criteria, action-practical criteria.
Понятие «самоактуализация личности» является на сегодняшний день уже не новым для российской педагогической науки. Заимствованная у американских психологов - гуманистов, самоактуализация личности нашла широкий отклик в работах отечественных ученых и является одной из задач, поставленных перед нашей системой образования. Не вызывает сомнений утверждение, что потребность в самоактуализации есть основополагающее свойство зрелой личности. «Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения» [6]. Попытки составить характеристику самоактуализирующейся личности предпринимаются и российскими психологами, но опираются они на работы американцев. Анализируя данные исследования, приходится констатировать, что для нашего самосознания выработка некоторых качеств весьма проблематична. Индивидуализм и самость не уживаются в полной мере с коллективистским мировоззрением россиян. Процесс самоактуализации личности в российском обществе никогда не будет аналогичен самоактуализации американца.
Самоактуализация это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и принятие своей природы, как стремление к единству или внутренней гармонии личности. Личность как открытая система, развиваясь через разнообразные формы деятельности и активности, овладевает социальными и индивидуальными компетенциями, стремится к самоактуализации [7].
Исследование механизмов и условий саморазвития человека, реализации заложенного в нем потенциала является актуальным в современной отечественной науке. В этой связи самоактуализация рассматривается как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией. Вузы призваны уделять внимание возможностям реализации студентами собственных личностных потенциалов, развитию профессионально значимых качеств и ценностных ориентации, создавать благоприятный психологический климат в учебных группах. Оказывать своевременную помощь в разрешении личных проблем и расширении путей для самопознания, самопринятия и саморазвития личности. В студенческие годы идет становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития [2]. В этой связи необходимо рассмотреть самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интегративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющее четкую структуру. Самоактуализация в процессе обучения в вузе является залогом успеха последующей профессиональной деятельности, и поэтому значимым будет определение того влияния, который оказывает уровень профессиональной направленности на личностный рост в процессе обучения в вузе. В этой связи уместно отметить опытно-экспериментальные исследования по подготовке специалистов в профессиональных образовательных учреждениях. Так, Е.В. Мороденко проведен сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа-вуз-трудоустройство» [4]; исследованием социально-психологических свойств личности и уровней развития моральных суждений занималась А.О. Посаженникова [5]; влияние деятельностного подхода в профессиональной подготовке магистра педагогического образования изучали Ш.А. Магомедов и Д. А. Салманова [3].
Реализовать обозначенные идеи на практике, мы считаем возможным через создание образовательной среды, которая способствует самоактуализации личности учащихся. А это осуществимо при наличии широкой системы возможностей для творческого самовыражения студентов. Студенческий возраст имеет свои особенности проявления самоактуализации. Так, пред нами достаточно высокоинтеллектуальные, эмоционально не устойчивые, осознанно переживающие состояние фрустрации, общительные, жизнерадостные, искренние, реалистичные студенты с низкой социальной креативностью. Отсутствие психологических барьеров и профессиональная креативность, в данном случае социальная, являются социально-психологическими факторами самоактуализации и при этом тесно связаны между собой. Для большинства студентов самой важной является личностная направленность, затем деловая и наименее важной - направленность на общение. Можно считать деловую направленность социально-психологическим фактором самоактуализации.
Для дальнейшего проведения исследования, необходимо эмпирическое определение наиболее оптимальных критериев сформированности у студентов самрактуализации. На основе положений, определенных в исследованиях Л. А. Староверкиной [8], мы выделили три компонента, которые служили основными критериями развития и нашли отражение в нашей работе, это: когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельност-но-практический критерий.
Когнитивный критерий определяется такими показателями как информирован-
ность в выбираемой профессиональной области; значимость дисциплин, изучаемых в вузе для будущей профессиональной деятельности; знание своих возможностей, психологических особенностей, интереса и здоровья для освоения выбранной специальности; определенность жизненных планов.
Потребностно-мотивационный критерий определяется устойчивостью мотивов; волевой установкой на преодоление трудностей; устойчивостью ценностных ориентаций; осознанность значимости роли и места выбранной специальности в своей будущей деятельности.
Деятельностно-практический критерий определяется наличием специальных умений и навыков для обучения специальности; активным участием в имитационной профессиональной деятельности; стремлением действовать самостоятельно, творчески, инициативно; умением анализировать и оценивать результаты своей профессионально-образовательной деятельности [1, с. 128].
Дальнейшим этапом опытно-экспериментального исследования стало выявление особенностей и условий формирования самоактуализации у студентов Филиала «Иркутского государственного университета» в г. Братске, обучающихся по специальности: «Психология» (экспериментальная группа) и «Социально-культурный сервис и туризм» (контрольная группа). Общее количество испытуемых: 320 человек - это студенты 1-5 курсов.
В ходе первоначального исследования нами выявлен следующий результат: на первом курсе отсутствует высокий уровень самоактуализации, зато низкий уровень составляет самый высокий процент (8,17%) по сравнению с другими курсами; высокий уровень самоактуализации преобладает у пятого курса и составляет 29 и 31%.
Нами предложена модель организации работы по формированию у студентов самоактуализации. Создание модели предполагает два направления по усовершенствованию механизма управления данной работой.
Первое направление - это подготовка педагогических кадров к решению проблемы организации работы по обозначенной проблеме. Данное направление включает в себя организацию работы по комплексно-целевой программе «ЛОГОС» (профессиональное совершенствование преподавателей), предусматривающей дифференцированный подход к подготовке педагогических кадров. Преподаватели объединяются в группы: «Школа молодого специалиста и начинающего преподавателя», «Временные творческие коллективы преподавателей при кафедрах», «Научно-исследовательские лаборатории студентов под руководством преподавателей», «Индивидуальное проектирование студентов и преподавателей» (ВКР).
Второе направление - это организация самоуправления студентов. Для решения проблемы самообразовательной деятельности, разработана программа Службы психолого-педагогического сопровождения (поддержки) студентов в процессе их обучения и профессионализации - «ОБЩЕНИЕ», с деятельностью отделов: «Консультант» - лекци-онно-консультационный отдел по основам самоорганизации учебной деятельности, информационно-аналитический отдел - это газета «Alma-maten» организация работы по ознакомлению с профессией - «Введение в профессию», организация эффективного общения со студентами на сайте «КУРС»; а также психолого-развивающая программа «ПОЗИТИВ».
Вторичная диагностика не выявила значимых изменений в контрольной группе и позволила обнаружить достоверные сдвиги в экспериментальной группе. Выявлено повышение уровня сформированности самоактуализации у большинства испытуемых по разным критериальным показателям. Рассмотрим изменения в экспериментальной группе по сферам.
Изначально, к моменту обучения в ВУЗе, уровень развития когнитивной сферы у студентов достаточно развит, в основном это активный (средний) уровень и устойчивый
(высокий) уровень развития. Аналогичный уровень развития отмечен в потребностно-мотивационной и деятельностно-практической сфере. Заметна динамика развития качеств личности, способстующих самоактуализации студентов во время всего периода обучения в ВУЗе. Следует отметить стабильность развития критериальных показателей когнитивной и деятельностно-практической сфер, что нельзя сказать о развитии потреб-ностно-мотивационной сферы. Важно отметить, что на третьем году обучения в вузе показатели потребностно-мотивационной сферы снижаются и это можно объяснить «серединой пути к достижению цели», когда обучение длится уже третий год, а впереди еще столько же. (Таблица).
Таблица
Динамика развития качеств личности, способствующих самоактуализации студентов «до» и «после» эксперимента в контрольной и экспериментальной группе (%)
1 Уровни развития Неустойчивый (низкий) Активный (средний) Устойчивый (высокий)
2 курсы 1 5 1 5 1 5
3 Группы/эксперимент до после до после до после
Когнитивная сфера
контрольная 24,5 17,7 64 62,5 11,5 19,8
экспериментальная 20,8 0 62,5 40,5 16,7 59,5
| Потребностно-мотивационная сфера
контрольная 33,7 45,9 40,1 37,6 26,2 16,5
л и экспериментальная 21,3 6,1 53,2 38,9 25,5 55
Деятельностно-практическая сфера
контрольная 12,2 0,9 66,8 70,2 21 28,9
экспериментальная 14,4 0,2 63,8 40,8 21,8 59
Таким образом, опытно-экспериментальное исследование вопроса самоактуализации студентов, дало возможность определить следующие особенности ее развития. Это
- стимулирование саморазвития, делающего его потребностью, целью и жизненной стратегией;
- возможности реализации студентами собственных личностных потенциалов, развития профессионально значимых качеств и ценностных ориентации;
- благоприятный психологический климат в учебных группах;
- своевременная помощь в разрешении личных проблем и расширении путей для самопознания, самопринятия и саморазвития личности;
- становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития;
- профессиональная направленность на личностный рост в процессе обучения в
вузе;
- связь с индивидуальными качествами личности, эмоционально-волевыми характеристиками и жизненными ориентирами;
- - важная составляющая в развитии личности студента и его профессионального самоопределения;
- - оптимальный стиль взаимодействия преподавателей со студентами, содержание и формы профессиональной подготовки студентов в ВУЗе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большакова, О.Н. Самостоятельность, творчество, инициатива : монография / О.Н. Большакова. - Томск : Изд-во "8ТТ", 2010. - 180 с.
2. Кринчик, Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ / Е.П. Кринчик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1. Психо-
логия. - 2006. - № 1. - С. 82 - 89.
3. Магомедов, Ш.А. Деятельностный подход в профессиональной подготовке магистра педагогического образования / Ш.А. Магомедов, Д. А. Салманова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 114-118.
4. Мороденко, Е.В. Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перехода «школа - вуз - трудоустройство» / Е.В. Мороденко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3. - С. 143-148.
5. Посаженникова, А.О. Социально-психологические свойства личности и уровни развития моральных суждений в ранней юности / А.О. Посаженникова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3. - С. 95-100.
6. Романов, К.М. Практикум по общей психологии : учеб. пособие / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. - М. : Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2002. - 320 с.
7. Серико, В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М. : Изд. корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
8. Староверкина, Л.А. Регионально-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся подготовительного отделения университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Староверкина. - Волгоград, 1997. - 20 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.35
ПАРАМЕТРЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ КОМАНД ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ВО ФЛОРБОЛЕ
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по флорболу, Николай Александрович Трухин, тренер флорбольного клуба «Наука», мастер спорта России по флорболу, Филиал «Севмашвтуз» ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (СПбГМТУ)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований атакующих действий, выполненных командами высокой квалификации на чемпионате мира по флорболу 2010 года. Определены характеристики точности и эффективности выполнения бросков и ударов, которые были показаны мужскими национальными сборными командами на финальном турнире последнего первенства планеты.
Ключевые слова: флорбол, броски и удары, точность, эффективность, чемпионат мира, команды высокой квалификации.
PARAMETERS OF THE ATTACKING ACTIONS OF HIGH QUALIFICATION
TEAMS IN FLOORBALL
Anatoly Valentinovich Bykov, the candidate of pedagogical sciences,
senior lecturer, master of sports in floorball, Nikolay Aleksandrovich Truhin, the coach of floorball club "Nauka", master of sports in floorball, Branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg state marine technical university, Severodvinsk
Annotation
The results of researches of shots, which have been carried out by teams of high qualification during the World Championship 2010 in floorball, have been presented. Indicators of accuracy and efficiency of attacking actions, that have been shown in games of men's national teams during the last World Championship, have been defined.