Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ГЛАВНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балиновская Дина Владимировна, Федорова Софья Андреевна

Таможенные аппараты стран призваны защищать национальную безопасность государства, жизнь и здоровье человека, животного и растительного мира. Исследование внешнеэкономической деятельности России и Китая позволяет сделать вывод о том, что Китайская Народная Республика является основным торговым партнером Российской Федерации. Актуальными на современном этапе развития экономики являются вопросы сотрудничества таможенных систем стран - внешнеторговых партнеров. Преимуществом такого партнерства России и Китая являются близкое расположение государств, что представляет возможности для перемещения товаропотоков различными видами транспорта. В статье анализируются исторические особенности возникновения и становления сотрудничества таможенных органов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, а также основы таможенных систем данных государств. Выявляются существующие на сегодняшний день проблемы взаимодействия, возникающие при таможенном контроле товаров. Предлагаются дальнейшие направления развития русско-китайского таможенного сотрудничества, а также создание единого информационного ресурса, который позволит взаимодействовать различным государственным ведомствам стран для быстрого получения информации о выданных лицензиях, сертификатах, разрешениях, что ускорит проведение таможенных формальностей между странами и снизит существующие риски для национальной и экономической безопасности российской и китайской сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-CHINESE CUSTOMS COOPERATION

The customs administrations of the countries were called upon to protect national security of the state and life and health of the human and natural world. A study of the foreign economic activities of Russia and China led to the conclusion that the People’s Republic of China was the main trading partner of the Russian Federation. At the current stage of economic development, issues of cooperation between customs administrations of countries that are foreign trade partners are high on the agenda. The advantage of such a partnership between Russia and China is the close proximity of states which provides opportunities for the movement of goods by different modes of transportation. The article analyzed the historical features of the emergence and stability of cooperation between the customs authorities of the Russian Federation and the People’s Republic of China, as well as the foundations of the customs data systems of both countries. We identified current problems of interoperability in Customs control of goods and future directions for the development of Russian-Chinese customs cooperation such as the creation of a single information database that will allow the various government agencies of both countries to work together to quickly obtain information on licenses issued, certificates, permits, which will speed up customs formalities between the countries and reduce the consequent risks to the national and economic security of the Russian and Chinese partners.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339.543.2

Д.В. Балиновская

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

С.А. Федорова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКО-КИТАЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

АННОТАЦИЯ. Таможенные аппараты стран призваны защищать национальную безопасность государства, жизнь и здоровье человека, животного и растительного мира. Исследование внешнеэкономической деятельности России и Китая позволяет сделать вывод о том, что Китайская Народная Республика является основным торговым партнером Российской Федерации. Актуальными на современном этапе развития экономики являются вопросы сотрудничества таможенных систем стран — внешнеторговых партнеров. Преимуществом такого партнерства России и Китая являются близкое расположение государств, что представляет возможности для перемещения товаропотоков различными видами транспорта. В статье анализируются исторические особенности возникновения и становления сотрудничества таможенных органов Российской Федерации и Китайской Народной Республики, а также основы таможенных систем данных государств. Выявляются существующие на сегодняшний день проблемы взаимодействия, возникающие при таможенном контроле товаров. Предлагаются дальнейшие направления развития русско-китайского таможенного сотрудничества, а также создание единого информационного ресурса, который позволит взаимодействовать различным государственным ведомствам стран для быстрого получения информации о выданных лицензиях, сертификатах, разрешениях, что ускорит проведение таможенных формальностей между странами и снизит существующие риски для национальной и экономической безопасности российской и китайской сторон. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Россия, Китай, мировая экономика, международные отношения, Федеральная таможенная служба, Главное таможенное управление Китая. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 16 апреля 2021 г.; дата принятия к печати 21 июня 2021 г.; дата онлайн-размещения 13 июля 2021 г.

D.V. Balinovskaya

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

S.A. Fedorova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-CHINESE CUSTOMS COOPERATION

ABSTRACT. The customs administrations of the countries were called upon to protect national security of the state and life and health of the human and natural world. A study of the foreign economic activities of Russia and China led to the conclusion that the People's Republic of China was the main trading partner of the Russian Federation. At the current stage of economic development, issues of cooperation between customs administrations of countries that are foreign trade partners are high on the agenda. The advantage of such a partnership between Russia and China is the close proximity of states which provides opportunities for the movement of goods by different modes of transportation.

© Балиновская Д.В., Федорова СА., 2021

The article analyzed the historical features of the emergence and stability of cooperation between the customs authorities of the Russian Federation and the People's Republic of China, as well as the foundations of the customs data systems of both countries. We identified current problems of interoperability in Customs control of goods and future directions for the development of Russian-Chinese customs cooperation such as the creation of a single information database that will allow the various government agencies of both countries to work together to quickly obtain information on licenses issued, certificates, permits, which will speed up customs formalities between the countries and reduce the consequent risks to the national and economic security of the Russian and Chinese partners.

KEYWORDS. Russia, China, world economy? International relations, Federal Customs Service, General Customs Administration of China.

ARTICLE INFO. Received April 16, 2021; accepted June 21, 2021; available online July 13, 2021.

Развитие торговых отношений между Россией и Китаем всегда было тесно связано с развитием таможенной системы обоих государств. Основой в этом развитии можно считать учреждение Кяхтинского торга в августе 1728 г. Значение Кяхты возросло с 1741 г. [1, с. 111].В это время через Кяхту открывается новая дорога, по которой движутся казенные караваны в Пекин. Кяхта становится торговой слободой. Близкое расположение Кяхты к границе создавало хорошие условия для российско- китайской торговли. Несомненно, это модернизации таможенной системы с обеих сторон. Российское правительство в 1754 г. ликвидировало все внутренние таможни и оставило только пограничные, главной из которых стала Кяхтинская. [2, с. 23].

Кяхтинская торговля внесла большой вклад в развитие транспортной системы, различных промыслов и промышленного производства в России.

Однако при всех достоинствах она имела и недостатки: была ограничена территориально и хронологически, так как торговля в основном была меновой и велась в одном пункте — Кяхте. В основном торговля имела сезонный характер и продолжалась с ноября по март [3, с. 8].

После введения порто-франко и русской караванной торговли с Синьцзяном по Кульджинскому договору в 1851 г. Кяхта утрачивает значение международного транзитного центра, являющегося единственным на российско-китайской границе. Эти обстоятельства привели к тому, что правительство перевело таможенные операции в отношении российско-китайской внешней торговли в Иркутск [4, с. 15].

Выбор основывался на том, что Иркутск имел стратегическое положение. В нем с московским трактом соединяются две дороги с востока. Эти дороги проходили вдоль Байкала и к югу от озера.

Дальнейшее развитие таможенной системы на границе с Китаем произошло в следствие возникновения беспошлинной таможенной зоны на Амуре и Дальнем востоке, а также строительства транссибирской железной дороги.

История развития таможенной службы Китая начинается с освобождением государства от иностранного влияния после гражданской войны, в ходе которой Китай подчинялся временным территориальным администрациям.

Главной задачей государства в 1949 г. стало создание государственных структур, которые могли бы контролировать все сферы общественной жизни граждан, а также создавать удобства в обеспечении государственных работ и услуг1.

В связи со стремительным развитием торговых отношений и налаживанием деловых связей между государствами одним из приоритетных направлений в осущест-

1 Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России). Москва, 2021. URL: https://customs.gov.ru.

влении данных целей стало создание таможенного аппарата, который необходим для защиты территориальных границ от ввоза общественно-опасной продукции, а также для недопущения или ограничения экспорта необходимых стране товаров [5, с. 1495]. Китайская сторона понимала, что, создав таможенный аппарат, таможенные органы обязаны будут проводить таможенный контроль, ограничивая ввоз и вывоз контрафактной продукции, перемещение физических и юридических лиц, а также проводить проверку документов и сведений [6, с. 127]. Таким образом таможенные органы будут обеспечивать экономическую безопасность государства и граждан, которая заключается в обеспечении достижения состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей (повышается доход государства за счет взимания таможенных платежей, налогов); контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях (защита внешней торговли, национальных производителей от давления со стороны иностранных конкурентов, но при этом обеспечения комфортного положения и для иностранных товаров на внутреннем рынке) [7, с. 157].

Поэтому китайская власть в короткие сроки в июне 1949 г. создает Центральный финансово-экономический комитет, одним из 13 структурных образований которого стал Главный таможенный департамент [8, с. 283]. Первым нормативно-правовым документом в вопросах таможенный сферы страны стала записка — «Предложения о первоначальных мероприятиях Главного таможенного департамента», в которой были обоснованы приоритетные направления деятельности таможенной системы, варианты ее контроля и развития, а также способы осуществления контрольных мероприятий. Также были затронуты вопросы кадрового состава, применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Далее в ходе Всекитайского рабочего совещания принимается решение о создании целой системы таможенных органов, которая будет самостоятельной структурой, независимой от воли иностранных государств. Основными принципами таможенной службы будут являться равноправие стран и взаимная выгода [9; 10]. Будет сформирована единая таможенная политика государства и структурное деление организации. Интересным фактом служит то, что на данном мероприятии выступил представитель тогда еще советской таможни, который ознакомил китайских граждан со структурой и задачами таможенных органов Советского Союза.

Далее таможенный департамент претерпел реорганизацию, связанную с расширением территориальной значимости таможенного аппарата, а также преобразование в Главное таможенное управление. Данное событие произошло 25 октября 1949 г. [11, с. 315]. Ранее названная дата в современное время имеет огромную роль для России, — является днем таможенника.

1949—1956 гг. стали переломным периодом в развитии таможенного дела республики [12, с. 121]. Данное время характеризуется переходом власти к социалистической системе. В таможенной сфере происходят существенные преобразования, которые явились стимулом для восстановления национальной экономики:

1. Издаются печатные издания, касающиеся таможенной сферы. В них отмечаются результаты деятельности службы, отслеживаются статистические данные, осуществляется информирование о нововведениях.

2. Создается устав Главного таможенного управления, а также совершенствуется нормативно-правовая база службы, касающаяся вопросов антидемпинговой политики, а также политики таможенного обложения (создание таможенного тарифа), управления персоналом. Сформирован первый закон о таможне. Внесены коррективы, касающиеся борьбы с незаконным перемещением продукции через таможенную границу.

3. Осуществлено официальное закрепление принципов и функций таможенного управления.

4. Ранее таможенный механизм отличался в зависимости от административных делений страны, в 1950 г. осуществлен переход к единой таможенной системе.

5. Было осуществлено сокращение действующих таможен, из 173 функционирующих было оставлено 70, а также 26 таможен прямого подчинения Главному таможенному управлению. Данные преобразования обусловлены высокими затратами на содержание таможенной службы, а также огромным количеством постов на территории одной структурной единицы. С данного периода времени названия органов стали привязываться к территориальному положению и, как правило, носили имя крупного города.

6. Осуществлен пересмотр всего перечня обязанностей, возложенных на таможенные органы, косвенные вопросы переданы иным ведомствам.

7. Сырье становится инструментом внутреннего производства готовой продукции и двигателем прогресса.

Таким образом осуществилось урегулирование организационных и финансовых вопросов таможенной сферы. Усиленное внимание уделялось вопросу обучения кадров.

Несмотря на огромные успехи Китая в организации таможенного дела, процесс преобразований не всегда был успешным. Ошибочным решением китайского руководства стала передача Главного таможенного управления в подчинение Министерству внешней торговли [9; 10]. В данном случае территориальные таможни, как и прежде, подчинялись Главному таможенному управлению и одновременно находились под влиянием местных администраций. Внутри аппарата, как и всех системы, осуществлялось руководство центральными таможенными органами, а основные оперативные руководящие функции стали прерогативой внешнеторговых структур, что повлекло за собой ослабление позиций таможенных органов. Позднее таможни вновь были переданы в подчинение Главному таможенному управлению.

Также стоит отметить, что 1953 г. стал периодом интенсивного товаропотока через Маньчжурию и порт Тяньцзиня, в соответствии с этим таможенному аппарату пришлось значительно упростить меры таможенного контроля для минимизации временных затрат лиц, осуществляющих перемещение грузов, а также повышения эффективности работы таможен. Стал применяться метод централизованной уплаты пошлин [8, с. 228].

С ростом товаропотока претерпел увеличение и пассажиропоток. Лица осуществляли перемещение через границу морским и воздушным видами транспорта. Таможенными органами Китая был сформирован регламент такого перемещения.

Следующим этапом преобразований стало введение в 1953 г. герба и знамени таможни, а уже в 1956 г. в Пекине проведен первый съезд передовых таможенников, который подвел итог первому этапу становления таможенной системы страны [там же, с. 231].

Таким образом, руководству Китая в короткие сроки удалось осуществить преобразования разбалансированной таможенной сферы. Оно сумело произвести отбор и расстановку компетентных кадров, которые подготовили основную нормативную базу таможенной системы, запустили единый таможенный механизм с централизованным управлением, обеспечивший проведение необходимой государству фискальной таможенной практики и выгодной внешнеторговой деятельности.

В XXI в. Главное таможенное управление Китая находится в подчинении Государственного Совета [12, с. 441]. Структурное деление таможенных органом государства имеет схожие черты с делением таможенного аппарата в России:

1. Главная администрация, в которую входят 15 департаментов.

2. Региональные управления, базирующиеся в 41 районе.

3. Местный уровень представлен 562 таможенными домами (офисами).

Взаимодействие происходит по строгой вертикальной структуре исполнительных ведомств.

Многие черты Китайской таможенной системы похожи на российскую таможенную составляющую [11, с. 310]. Китайская сторона также на протяжении всего существования государственности, с развитием торговых путей и таможенной службы, постоянно сталкивается с незаконным перемещением товаров. Государству необходимо обеспечить как доступ иностранных товаров на внутренний рынок, так и производить в достаточных объемах национальные товары. Это необходимо, с одной стороны, для того чтобы обеспечить население необходимым количеством продукции, не испытывая недостаток в объемах и качестве, с другой стороны, для того чтобы не зависеть от иностранных конкурентов. Также государству для поддержания экономической стабильности необходимо оказывать меры поддержки национальным производителям, что их не «давили» иностранные конкуренты. Также необходимо ограничивать и (или) запрещать ввоз и вывоз важной и общественно-опасной продукции [6, с. 225]. Для данных целей вводятся различные инструменты регулирования внешней торговли: таможенно-тарифное регулирование (пошлины), запреты и ограничения (лицензии, сертификаты, квоты...), также существуют акцизы на некоторые виды продукции, берутся сборы за совершение таможенных операций, зависящие от таможенной стоимости товара. Все эти меры в конечном итоге повышают стоимость товара для производителя или поставщика. Что провоцирует их на осуществление незаконного перемещения.

Китайское государство, также, как и Российское государство, стремится к созданию условий для минимизации незаконных операций с продукцией (совершенствуется таможенное законодательство, формы, меры и средства таможенного контроля продукции, повышается количество проверок).

Таким образом, китайская сторона также применяет механизмы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, использует механизм таможенных сборов за совершение определенных действий с продукцией. Китайская сторона также применяет таможенные процедуры, двенадцать из которых имеют непосредственное сходство с российскими. Также обе стороны активно используют механизм введения электронных технологий. Таким образом таможенные аппараты стран все больше переходят на электронное декларирование и выпуск товаров, с как можно меньшим человеческим вмешательством. Введение электронных технологий также способствует быстрому взаимообмену между различными таможенными органами. Существование система управления рисками в обеих странах позволяет таможенным органам выбрать определенную форму таможенного контроля и применить ее не ко всем товарам, а к определенному виду и количеству продукции.

Проблемными остаются вопросы определения таможенной стоимости товаров из-за недостатка информации с китайской стороны о ценах внутреннего рынка [13, с. 225]. Также возникают некоторые трудности по классификации китайских товаров, связанные с разным подходом к их кодификации.

Российско-Китайское таможенное сотрудничество имеет глубокие исторические корни и активно развивается. В настоящее время в Китайской народной республике работает представитель Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России).

Представители ФТС России за рубежом обеспечивают продвижение интересов службы в области таможенного дела в стране пребывания, важнейшими из которых являются обеспечение взаимодействия и сотрудничества с таможенной служ-

бой страны пребывания, налаживание рабочих контактов с таможенной службой, налаживание официальных каналов передачи и получения информации в области таможенного дела (в том числе и оперативно значимой), участие в подготовке визитов и встреч экспертов и руководства таможенных служб, участие в совместных проектах, участие в разработке и проведении мероприятий по реализации межведомственных договоров, заключенных между ФТС России и таможенной службой страны пребывания [14, с. 17].

Основным партнером ФТС России в КНР является Главное таможенное управление Китайской Народной Республики. ФТС России осуществляет сотрудничество на различных уровнях: центральном, региональном и территориальном [15]. Такое сотрудничество ведется в соответствии с совместно разработанными планами. Перспективой совместной работы таможенников двух стран является содействие увеличению объемов российско-китайской торговли до 200 млрд. долларов США годового товарооборота к 2024 г. [16, с. 75]. Важным также является решение вопросов об упрощении таможенных процедур. Особое значение такое сотрудничество приобретает в контексте инициативы по созданию Большого Евразийского партнерства и совмещения строительства Евразийского экономического союза с «Экономическим поясом Шелкового пути». В рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств организована работа Подкомиссии по таможенному сотрудничеству, встречи которой проводятся ежегодно. В рамках Подкомиссии функционируют девять российско-китайских рабочих групп по тем или иным вопросам таможенного дела [5, с. 1501]. Среди ключевых направлений совместной работы в настоящее время стоит отметить следующие проекты:

1. Организация обмена сведениями (на автоматизированной основе) о стоимости товаров, участвующих во взаимной торговле. Это будет способствовать борьбе с недостоверным декларированием таможенной стоимости товаров при их ввозе в Российскую Федерацию.

2. Осуществление проекта «Зеленый коридор» для уменьшения сроков проведения таможенных операций с товарами и транспортными средствами. Реализация проекта возможна за счет обмена согласованной информацией о таких товарах.

3. Взаимное признание результатов проведения форм таможенного контроля, примененных к отдельным категориям товаров в определенных местах перемещения товаров через государственную границу. Реализация проекта позволит ускорить проведение таможенных операций в приграничных пунктах.

4. Взаимное признание института уполномоченного экономического оператора. В целях реализации данного проекта существует подписанный в 2019 г. специальный план взаимодействия между ФТС России и Главным таможенным управлением КНР.

В целях развития сотрудничества таможенных служб России и Китая подписано 11 различных протоколов и соглашений [17, с. 2]. Наиболее знаковыми из них являются: «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах», «Соглашение между Федеральной таможенной службой (Российская Федерация) и Главным таможенным управление Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области управления рисками».

По данным таможенной статистики можно с уверенностью сказать, что основным странами-партнерами в торговых вопросах России являются Китай, Германия, Нидерланды, Италия, США, Турция, Корея, Япония, Польша и Франция. Самым крупным поставщиком и импортером служит Китай [18, с. 66]. Это объ-

ясняется, прежде всего, видами товаров, поставляемых из Китая в Россию. В большинстве случаев такими товарами являются электронное и электрическое оборудование, аппараты и инструменты, которые являются очень востребованными видами продукции для России2.

Несомненно, основу торговых отношений двух стран составляют наличие близкорасположенных территориальных границ, наличие на российской стороне предназначенного для экспорта сырья, а на китайской стороне — высокоуровневого производства готовой продукции. Немаловажную роль во взаимной торговле стран играют низкая стоимость и сроки поставки, а также возможность осуществления логистических операций любыми видами транспорта.

Рекомендуется дальнейшее развитие русско-китайских таможенных связей по вышеуказанным ключевым направлениям, создание единого информационного ресурса, который позволит взаимодействовать различным государственным ведомствам стран для быстрого получения информации о выданных лицензиях, сертификатах, разрешениях, что ускорит проведение таможенных формальностей между странами и снизит существующие риски для национальной и экономической безопасности российской и китайской сторон.

2 Итоги внешней торговли с основными странами // Федеральная таможенная служба. Москва, 2021. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 .

Список использованной литературы

1. Бадалян Г.А. Внешнеэкономические связи регионов РФ как фактор развития интеграционных процессов в рамках СНГ : дис. кандидата экономических наук : 08.00.14 / Г.А. Бадалян. — Москва, 2005. — 193 с.

2. Ивасенко А.Г. Мировая экономика : учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я.И. Никоно-ва. — Москва : Кнорус, 2015. — 640 с.

3. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов / Ю.В. Вертакова, О.В. Согачева. — Москва : Кнорус, 2012. — 336 с.

4. Андреечук Е.Л. Экономика таможенногодела : учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Ди-анова, В.П. Смирнов. — Санкт-Петербург : Интермедиа, 2012. — 239 с.

5. Baldwin R.G. International Relations Russia-China / R.G. Baldwin, M.R. Wawrzyns-ki // American Behavioral Scientist. — 2011. — Vol. 55, no. 11. — P. 1485-1509.

6. Farquharson E. Risks and Threats for Economic Security in Forest-Based Sector, Generated by Possible Climate Changes / E. Farquharson, C. Torres de Mдstle, E.R. Yescombe. — World Bank Publications, 2016. — 376 p.

7. Farquharson E. Foreign Economic Activity as a Source of Economic Growth / E. Farquharson, C. Torres de Mдstle, E. R. Yescombe. — World Bank Publications, 2017. — 196 p.

8. Siekmann R. Lex Sportiva: What is Law? / R. Siekmann, J. Soek. — Heidelberg : Springer, 2012. — 391 p.

9. Hafner-Burton E.M. Network Analysis for International Relations / E.M. Hafner-Burton, M. Kahler, A.H. Montgomery. — DOI 10.1017/S0020818309090195 // International Organization. — 2009. Vol. 63, no 3. — P. 559-592.

10. Dingwerth K. Global Governance as a Perspective on World Politics / K. Dingwerth, P. Pattberg. — DOI 10.1163/19426720-01202006 // Global Governance. — 2006. — Vol. 12, no. 2. — P. 185-203.

11. Puri S. The Strategic Hedging of Iran, Russia, and China: Juxtaposing Participation in the Global System with Regional Revisionism / S. Puri. — DOI https://doi.org/10.1093/ jogss/ogx015 // Journal of Global Security Studies. — 2017. — Vol. 2, no. 4. — P. 307-323.

12. История государственного управления : термин. словарь / А.Н. Гарявин, Т.В. Емельянова, В.В. Морозан, А.С. Солоусов. — Москва : Директ-Медиа, 2018. — 583 с.

13. Буваева Н.Э. Международное таможенное право / Н.Э. Буваева ; под ред. А.В. Зу-бача. — Москва : Юрайт, 2013. — 376 с.

14. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова ; под ред. В.В. Макрусева. — Москва : Изд-во Рос. тамож. академии, 2017. — 130 с.

15. Быков А.Н. Перспективы евразийской интеграции: российские и зарубежные оценки / А.Н. Быков // Российский внешнеэкономический вестник. — 2013. — № 4. — С. 14-30.

16. Лытнева Н.А. Сущность и система управления внешнеэкономической деятельностью организаций / Н.А. Лытнева, Е.С. Мартыненко // Научные записки ОрелГИЭТ. — 2011. — № 2 (4). — С. 73-77.

17. International relations Russia-China / O. Bodnarchuk, O. Bodnarchuk, R. Ersozoglu [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. — 2019. — Vol. 22, iss. 2. — P. 1-5.

18. Белов В.А. Евразийский экономический союз: история и современность / В.А. Белов // Законодательство и экономика. — 2015. — № 8. — С. 66-69.

Информация об авторах

Балиновская Дина Владимировна — доцент, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: balinovskaya@yandex.ru.

Федорова Софья Андреевна — студент, кафедра международных отношений и таможенного дела, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: sofiafedorova1998@gmail.com.

Authors

Dina V. Balinovskaya — Associate Professor, Department of International Relations and Customs Affairs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: balinovskaya@ yandex.ru.

Sofia A Fedorova — Student, Department of International Relations and Customs Affairs, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: sofiafedorova1998@gmail.com.

Для цитирования

Балиновская Д.В. Особенности развития русско-китайского таможенного сотрудничества / Д.В. Балиновская, С.А. Федорова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(2).16 // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 2.

For Citation

Balinovskaya D.V., Fedorova S.A. Features of the Development of Russian-Chinese Customs Cooperation. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(2).16. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.