Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ СТРАН СНГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ СТРАН СНГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ОБЩИЙ АГРАРНЫЙ РЫНОК / REGIONAL INTEGRATION STRATEGY / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / AGRICULTURAL SECTOR / REGIONAL INTEGRATION FORMATION / COMMON AGRARIAN MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осинина А.Ю.

Развитие региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве в условиях глобализации и кризисных явлений во многих странах мира приобретает особое значение. В этой связи изучение предыдущего опыта развития интеграции представляется весьма важным для того, чтобы понять, какие формы региональной экономической интеграции применимы на постсоветском пространстве. Процессы экономической интеграции в аграрной сфере на постсоветском пространстве, происходящие в настоящее время, связаны не столько с поиском новых путей взаимодействия и взаимного приспособления агропромышленных комплексов постсоветских государств, сколько с восстановлением утраченных экономических интеграционных связей. Несмотря на то, что государства-члены СНГ отличаются друг от друга по своим природно-географическим особенностям и уровню социально-экономического развития, вопросы развития АПК для них во многом сходны. Существует достаточно высокий уровень совпадения целей развития национальных АПК с учётом природных и социально-экономических условий их функционирования и в целом экономической политики каждого из государств. Все государства-члены Содружества ставят цели, исходя из реальных возможностей, с ориентацией в ближайшей или в более отдалённой перспективе на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осинина А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION IN AGRICULTURE OF CIS COUNTRIES IN CONJUNCTION WITH NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

The development of regional economic integration in the post-Soviet space in the context of globalization and crisis phenomena in many countries of the world acquires special significance. In this regard, the study of the previous experience of the development of integration seems very important in order to understand what forms of regional economic integration are applicable in the post-Soviet space. The processes of economic integration in the agriculture in the post-Soviet space that are taking place at present are not so much connected with the search for new ways of interaction and mutual adaptation of the agro-industrial complexes of the post-Soviet states, but rather with the restoration of the lost economic integration ties. Despite the fact that the CIS member states differ in their natural-geographical features and level of socio-economic development, the issues of the agro-industrial complex development for them are in many respects similar. There is a sufficiently high level of coincidence of the goals of the development of national agribusinesses, taking into account the natural and socio-economic conditions of their functioning and, in general, the economic policies of each of the states. All member states of the Commonwealth set goals based on real opportunities, with an orientation in the immediate or in the longer term to increase the export of agricultural products.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ СТРАН СНГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ»

_Прикладные экономические исследования. №1 (23), 2018_

DOl: 10.33049/11.012318.4

Applied Economic Researches. SA LLC, 2018

CHARACTERISTIC OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION IN AGRICULTURE OF CIS COUNTRIES IN CONJUNCTION WITH NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

Osinina A.Y.

All-Russian Research Institute of Agricultural Economics. Research Associate, Khoroshevskoe ch. 35/2, Moscow.

123007 Russia

Abstract: The development of regional economic integration in the post-Soviet space in the context of globalization and crisis phenomena in many countries of the world acquires special significance. In this regard, the study of the previous experience of the development of integration seems very important in order to understand what forms of regional economic integration are applicable in the post-Soviet space. The processes of economic integration in the agriculture in the post-Soviet space that are taking place at present are not so much connected with the search for new ways of interaction and mutual adaptation of the agro-industrial complexes of the post-Soviet states, but rather with the restoration of the lost economic integration ties.

Despite the fact that the CIS member states differ in their natural-geographical features and level of socio-economic development, the issues of the agro-industrial complex development for them are in many respects similar. There is a sufficiently high level of coincidence of the goals of the development of national agribusinesses, taking into account the natural and socio-economic conditions of their functioning and. in general, the economic policies of each of the states. All member states of the Commonwealth set goals based on real opportunities, with an orientation in the immediate or in the longer term to increase the export of agricultural products.

Keywords: regional integration strategy; the Commonwealth of Independent States; agricultural sector; regional integration formation; the common agrarian market._

УДК 339, 338.43

Прикладные экономические исследования. ООО «Научный консультант». 2018

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ СТРАН СНГ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ

Осинина А.Ю.

ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, научный сотрудник, 123007 Россия, г. Москва, Хорошевское ш. 35/2

Аннотация: Развитие региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве в условиях глобализации и кризисных явлений во многих странах мира приобретает особое значение. В этой связи изучение предыдущего опыта развития интеграции представляется весьма важным для того, чтобы понять, какие формы региональной экономической интеграции применимы на постсоветском пространстве. Процессы экономической интеграции в аграрной сфере на постсоветском пространстве, происходящие в настоящее время, связаны не столько с поиском новых путей взаимодействия и взаимного приспособления агропромышленных комплексов постсоветских государств, сколько с восстановлением утраченных экономических интеграционных связей.

Несмотря на то. что государства-члены СНГ отличаются друг от друга по своим при-родно-географическим особенностям и уровню социально-экономического развития, вопросы развития АПК для них во многом сходны. Существует достаточно высокий уровень совпадения целей развития национальных АПК с учётом природных и социально-экономических условий их функционирования и в целом экономической политики каждого

из государств. Все государства-члены Содружества ставят цели, исходя из реальных возможностей. с ориентацией в ближайшей или в более отдалённой перспективе на увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: стратегия региональной интеграции; Содружество Независимых Государств: аграрный сектор; региональные интеграционные формирования; общий аграр-ный рынок._

Основные положения:

• проанализированы основные тенденции развития экономической интеграции в аграрном секторе СНГ;

• дана оценка современного состояния аграрной сферы стран СНГ;

• выявлены позитивные эффекты от региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ для России.

Введение. В условиях глобализации и кризисных явлений во многих странах мира региональная экономическая интеграция оказывает все большее влияние на эффективность сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей, а также торговлю сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. Региональная экономическая интеграция значительно упрощает взаимодействие между странами, способствует значительному снижению издержек производства и трансакционных издержек. Отсутствие сбалансированных подходов и четкого механизма взаимодействия секторов аграрной экономики России и других стран СНГ сдерживает торговлю продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, производственное и научно-техническое сотрудничество.

В этой связи изучение предыдущего опыта развития интеграции представляется весьма важным для того, чтобы понять, какие формы региональной экономической интеграции применимы и наиболее эффективны на постсоветском пространстве.

Основная цель исследования выявить особенности развития региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ во взаимосвязи с национальными интересами России.

Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

- провести обзор литературы, выявляющей особенности развития региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ;

- выявить основные тенденции развития региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ;

- провести оценку современного состояния аграрной сферы стран СНГ;

- выявить позитивные эффекты от региональной экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ для России.

Проблемы развития региональной экономической интеграции в афарной сфере исследовались в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Аллэ М.. Алтухова А.И.. Баласса Б.. Бородина К.Г., Винокурова Е.Ю.. Гееца В.М., Германа Е.И.. Гусакова В.Г.. Ильиной З.М.. Киселева C.B.. Крылатых Э.Н.. Либмана A.M., Маршалла А., Махлупа Ф., Молдашева А.Б., Мюрдала Г., Пантелеевой О.И., Репке В.. Папцова А.Г., Петрикова A.B., Серкова А.Ф., Серовой Е.В., Тарасова В.П., Ткача A.B., Ушачева И.Г.

Методы исследования. Научно-методическую основу исследования составили научные труды ведущих зарубежных и отечественных ученых по проблемам экономической интеграции. В настоящее время изучением теоретических аспектов перспектив развития экономической интеграции занимается несколько евразийских научных школ, прежде всего это Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ. Аграрный центр МГУ им. М.В Ломоносова (Евразийский Центр по продовольственной безопасности). Высшая школа экономики, ФГБНУ ВИАПИ им. А.А.Никонова. Центр агропро-довольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, Институт системных исследова-

ний в АПК HAH Беларуси. ГНУ «Институт экономики HAH Беларуси», Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий и другие. В процессе работы использована совокупность методов исследования -экономико-статистического, монографического. абстрактно-логического и экспертных оценок.

Результаты. После распада Советского Союза первым шагом к региональной экономической интеграции на евразийском постсоветском пространстве стало формирование Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Соглашение о его создании было подписано 8 декабря 1991 г. руководителями Республики Беларусь. Российской Федерации и Украины.

Одиннадцать суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) 21 декабря 1991 г. подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули. что на равноправных началах они образуют Содружество Независимых Государств. Грузия присоединилась к СНГ лишь в 1993 г.. а в августе 2009 г. официачьно вышла из состава СНГ.

На саммите СНГ в Минске 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами - членами СНГ. Туркменистан участвует в Содружестве в качестве «ассоциированного члена».

Аграрный сектор традиционно играет важнейшую роль в национальных экономиках стран Содружества. Основные показатели развития сельского хозяйства стран СНГ в 2016 г. представлены в таблице 1.

Для развития экономической интеграции в аграрной сфере стран СНГ имеется ряд объективных предпосылок:

- географическая близость государств;

- наличие мощной взаимодополняющей сырьевой базы;

- единая энергетическая система;

- традиционная специализация постсоветских государств в производстве сельскохозяйственной продукции;

- производственно-технологическая, техническая и транспортно-логистическая взаимосвязанность национальных АПК;

- необходимость сохранения стабильного и емкого продовольственного рынка и рынка средств производства:

- перенасыщенность рынков про-мышленно развитых стран сельскохозяйственной продукцией;

- существование тарифных и нетарифных барьеров для продвижения сельскохозяйственной продукции на рынки третьих стран;

- недостаточная по сравнению с мировыми поставщиками конкурентоспособность аграрной продукции стран СНГ по качественным, ценовым критериям и ассортименту;

- традиции общения народов, включая отсутствие языкового барьера.

Достижение конкурентоспособности аграрного сектора предполагает решение ряда стратегических задач, среди которых:

- развитие в инновационном направлении. обеспечивающее осуществление «зеленой революции» в области аграрных технологий и закладывающее фундамент будущего динамичного развития:

- модернизация инфраструктуры и материально-технической базы аграрного сектора, гарантирующая возможность ведения эффективной производственной деятельности и реализации социальных программ села;

- возрождение интеграционных и кооперационных связей на постсоветском пространстве как на уровне конкретных предприятий, так и на межгосударственном уровне, позволяющее бывшим союзным республикам использовать преимущества международного разделения труда и бурно протекающих процессов глобализации, а также совместно противостоять их возможным негативным последствиям [I].

Следует отметить, что рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия был одним из первых трех общих рынков, где началась экономическая интеграция в рамках Содружества Независимых Государств.

Таблица 1. Основные показатели развития сельского хозяйства государств-членов СНГ

Доля сельско- Экспорт сельскохо- Импорт сельско- Занятость в сель-

го хозяйства в зяйственной продук- хозяйственной ском хозяйстве

ВВП, % ции. продукции. (% от общей за-

млрд. долл США млрд. долл США нятости), %

Армения 17,4 0.5 0,6 35.2

Азербайджан 6.0 0.5 1,6 36.6

Беларусь 8,0 4.2 4.0 9,6

Казахстан 4,8 2,1 3.0 18.0

Кыргызстан 14.9 0,2 0.6 29,9

Молдавия 14.0 0.9 0,6 28.8

Россия 4.7 17.0 24,9 6.8

Таджикистан 23.3 0,03 0,7 57.4

Узбекистан 17.6 0,7 1,0 29.5

Туркменистан* 13,4 0,2 0.5 18.2

Украина* 13.7 15.6 3,9 16,0

♦Украина и Туркменистан де-юре не являются государствами - членами СНГ

Источник: составлена автором на основе статистической базы данных ООН

В связи с этим в марте 1998 г. главами правительств 10 государств СНГ было подписано «Соглашение об Общем аграрном рынке государств - участников Содружества Независимых Государств», которое является правовой и организационно-экономической основой для формирования этого рынка и разработки согласованной аграрной политики.

Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2002 г. была утверждена Концепция согласованной аграрной политики государств - участников СНГ (далее - Концепция).

Аграрная политика государств-участников СНГ. определенная в Концепции, предусматривает согласованную, но не единую аграрную политику. Это положение составляет ее существенное отличие от аграрной политики ЕС. которая строится на использовании унифицированных механизмов как внутри самого интеграционного объединения. так и в его взаимоотношениях с третьими странами и различными региональными интеграционными формированиями.

Помимо этого, в каждом из государств - участников СНГ приняты долго-

срочные программы развития отечественных АПК. в которых в разной степени учитывается потенциал интеграции в аграрном секторе стран СНГ и развитие общего аграрного рынка. Аграрные реформы, которые проводятся самостоятельно каждой из стран СНГ, направлены, в основном, на обеспечение национальной продовольственной безопасности. В результате каждое государство - участник СНГ в рамках обеспечения национальной продовольственной безопасности выстраивает структуру сельскохозяйственного производства для самообеспечения. В итоге резко увеличились совокупные сельскохозяйственные издержки, и снизилась доходность сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей.

В целях углубления интеграции и достижения общих стратегических целей государств - участников СНГ Решением Сове-па глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 г. была утверждена Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.

В Стратегии определены приоритетные направления взаимодействия государств-участников СНГ. среди которых осо-

бое значение имеют завершение формирования и функционирования зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), создание предпосылок для формирования общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной и др. [2]

Отдельный раздел Стратегии посвящен развитию агропромышленной сферы государств СНГ и охватывает меры формирования общего аграрного рынка:

- развитие производственной базы агропромышленного комплекса государств -участников СНГ, улучшение обеспечения сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельских товаропроизводителей за счет широкого внедрения лизинговых операций;

- последовательная интеграция рынков зерна, сахара, мясомолочной и плодоовощной продукции;

- реатизация согласованной аграрной политики большинства государств - участников СНГ. направленной на расширение и развитие взаимной торговли продовольствием;

- формирование балансов производства и потребления основных видов продовольствия;

- реализация высокотехнологичных проектов, позволяющих ускоренными темпами обеспечить значительный прирост производства важнейших видов продовольствия:

- создание взаимовыгодного таможенного режима между государствами -участниками СНГ. позволяющего создать благоприятные условия для развития национальных сельскохозяйственных рынков:

- проведение межрегиональных ярмарок. обеспечивающих беспрепятственный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращение числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;

- разработка совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ и контроля качества продовольствия [2].

Реализацию Стратегии экономическо-

го развития СНГ запланировано проводить в три этапа:

I-2009-2011 гг.

II-2012-2015 гг.

III-2016-2020 гг.

На текущем этапе предусматривается формирование регионатьного рынка нано-индустрии, что должно способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технического и образовательного потенциала государств -участников СНГ для усиления к 2020 году их позиций на мировом рынке по некоторым видам высокотехнологичной продукции, включая продукцию высокой степени переработки АПК [2].

Важнейшим этапом углубления региональной интеграции на постсоветском пространстве стаю подписание 8 странами СНГ Договора о зоне свободной торговли СНГ (далее - ЗСТ СНГ) 18 октября 2011 г., который отменяет таможенные пошлины, за исключением некоторых товарных позиций, а также количественные ограничения во взаимной торговле, за исключением квот на импорт алкогольной продукции Кыргызской Республикой [3].

Договор о ЗСТ СНГ учитывает общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирует дальнейшее развитие взаимной торговли в целях обеспечения свободного доступа товаров национачьных производителей на рынки стран СНГ.

Подписание Договора и практическое выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве, открыло новые горизонты экономического взаимодействия стран Содружества.

Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 г. Первыми странами, ратифицировавшими его, стали Беларусь. Россия и Украина. Узбекистан присоединился к Договору в особом порядке 31 мая 2013 г. (отдельный протокол к договору). В настоящее время Договор действует в отношении Армении. Беларуси. Казахстана, Киргизии. Молдавии, России. Таджикистана, Узбекистана. Украины. В связи с исключительными обстоятельствами действие договора о ЗСТ между Россией и Украиной приостановлено

с 1 января 2016 г. Российские контрсанкции в отношении Украины были продлены до 31 декабря 2017 г.

Следует отметить, что пять из восьми участников Договора о ЗСТ СНГ являются также членами регионального интеграционного формирования - ЕАЭС, в который входят Армения. Беларусь. Казахстан. Киргизия и Россия[4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение. Одной из главных особенностей процесса региональной интеграции на постсоветском пространстве является её открытый, взаимовыгодный характер и перспективы сотрудничества на основе отношений свободной торговли и кооперации. При переходе к более совершенным форматам интеграции, начиная с Союзного государства России и Беларуси и созданного позднее ЕАЭС, государства на постсоветском пространстве показали свою способность пойти на ограничение национального суверенитета как в экономической, так и в политической сферах в связи с созданием наднациональных органов управления.

При последовательном совершенствовании созданной к настоящему времени институциональной структуры межгосударственной интеграции в аграрной сфере станет возможным обеспечение эффективного взаимодействия государств СНГ между собой на общем аграрном рынке, а также с аграрными рынками третьих стран.

Заключение. В целом региональная экономическая интеграция в агропродоволь-ственном секторе является позитивным про-

цессом, поскольку обеспечивает повышение конкурентоспособности интегрированных образований и входящих в них государств за счет устранения неоправданных барьеров во взаимной торговле и других сферах торгово-экономического сотрудничества, технико-технологической модернизации сельского хозяйства, повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей различного уровня и обеспечению коллективной продовольственной независимости. Кроме того, благодаря возникновению интегрированных агропродовольственных формирований повышается уровень жизни в сельской местности, улучшается ее социальная инфраструктура за счет обеспечения занятости и роста доходов населения.

К внутренним сдерживающим факторам развития интеграции в аграрной сфере в ряде стран относятся низкие объёмы экспорта агропродовольственной продукции с высокой добавленной стоимостью, не достаточно высокое ее качество, слабое развитие рыночной инфраструктуры и товаропроводящей системы. Отмечается низкий уровень развития кооперации как в сельском хозяйстве. так и между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающей промышленностью и торговлей. Наличие многочисленных посреднических структур вызывает удорожание сельскохозяйственного сырья в конечной цене продукта, что приводит к снижению конкурентоспособности предприятий АПК.

Литература:

[1] Pay B.B. Аграрный сектор России и СНГ: новые тенденции. Никоновские чтения. 2016

[2] Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г.

[3] Тарасов В.П., Глотова И.С., Осинина А.Ю. Развитие и углубление регионапьной интеграции в аграрной сфере стран ЕАЭС. Arpo продовольствен пая политика России. № 8 (68). 2017. с. 40-44

[4] Осинина А.Ю., Ивойлова И.В. Основные тенденции развития интеграции в агропромышленной сфере стран Евразийского экономического союза. Прикладные экономические исследования. №4 (20). 2017. С. 28-34

[5] Папцов А.Г. Глобализация как фактор развития мировой экономики. В сборнике: Состояние и перспективы развития АПК Материалы V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 17-22.

References

[1 ] Rau V.V. Agrarnyj sektor Rossii i SNG: novye tendencii. Nikonovskie chteniya. 2016

[2] Strategiya ehkonomicheskogo razvitiya SNG na period do 2020 g.

[3] Tarasov V.l., Glotova I.S., Osinina A.YU. Razvitie i uglublenie regional'noj inte-gracii v agrarnoj sfere stran EAEHS. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. № 8 (68). 2017. s. 40-44

[4] Osinina A.YU., Ivojlova I.V. Osnovnye tendencii razvitiya integracii v agropro-myshlennoj sfere stran Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza. Prikladnye ehkonomicheskie issledovaniva. № 4(20). 2017. S. 28-34

[5] Papcov A.G. Globalizaciya как faktor razvitiya mirovoj ehkonomiki. V sborni-ke: Sostoyanie i perspektivy razvitiya ЛРК Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 17-22._

DOI: 10.33049/11.012318.5

Applied Economic Researches. SA LLC, 2018

PERSONAL DATA - PREPARATION OF THE PROVISION ON THEIR PROTECTION AND TYPES OF THE RESPONSIBILITY OF THE ORGANIZATION FOR THE PRESERVATION OF THE INFORMATION RECEIVED PHYSICAL PERSON

Makunina I. V.,° Mirontseva A.V.,/' Kulkova E.O.'

" FGBOil VO Russian Slate Agrarian University - MTAA named after K.A. Timiryazeva, Cand Econ. Sci.,

Associate Professor, street Timiryazev, 49, Moscow '' FGBOU VO Russian State Agrarian University - MTAA named after K.A. Timiryazeva, senior lecture ,

street Timiryazev, 49. Moscow ' FGBOU VO Russian State Agrarian University - MTAA named after K.A. Timiryazeva, student Bachelor full-time _Department. The profile "Accounting, analysis and audit" TSU 4th year, street Timiryazev, 49. Moscow_

Abstract: The article is devoted to the protection of personal data as one of the main directions of ensuring the inviolability of private life for today. The provisions of the Constitution of the Russian Federation testify to the fact that the state seeks to establish a democratic society in which the main value is a person. The path of transition entails solving the necessary problems, in particular, ensuring the confidentiality of personal information of a citizen.

The organization is obliged to develop and adopt a "Regulation on the protection of personal data", which regulates the work with confidential data of employees. For the disclosure of personal information provided material, administrative and criminal penalties.

Keywords: protection, personal data, general provisions, the composition of documents, the rights and duties of the employee, punishment, responsibility for disclosure._

УДК 341

Прикладные экономические исследования. ООО «Научный консультант», 2018

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ - ПОДГОТОВКА ПОЛОЖЕНИЯ О ИХ ЗАЩИТЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ О СОХРАННОСТИ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Макунина И.В.." Миронцева А.В.,'' Кулькова Е.О.с

" Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева .кандидат экономических наук' д°Чент-Ул- Тимирязева, д. 49, г. Москва

h Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева,старший преподаватель, >'л Тимирязева,д.49, г. Москва

" Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева, Бакалавр очного отдела по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ТвГУ 4 курса, ул. Тимирязева, д. 49. г. Москва

Анногаиня: Статья посвящена защите персональных данных, как одному из главных направлений обеспечения неприкосновенности частной жизни на сегодняшний день. Положения Конституции Российской Федерации свидетельствуют о том, что государство стремится к становлению демократического общества, в котором главной ценностью является человек. Путь перехода влечет за собой решения необходимых проблем, в частности, обеспечение конфиденциачьности личных сведений гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.