Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гюльмагомедова Гюльзар Ахмедуллаховна

Статья посвящена особенностям развития регионального налогообложения в современных условиях. Охарактеризованы налоги и их роль в системе государственного регулирования, а также их влияние на налогово-бюджетную политику. Перечислены ключевые результаты последних лет в борьбе с пандемией. Современная система налогообложения в государстве создает стимулы для участников рынка развивать производство как в стране, так и в регионах, положительно стимулируя экономическую активность промышленных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TAXATION IN THE CONDITIONS OF MODERN ECONOMIC PROCESSES

The article is devoted to the peculiarities of the development of regional taxation in the conditions of modern economic processes. Taxes and their role in the system of state regulation, as well as their influence on fiscal policy are characterized. The key results of recent years in the fight against the pandemic are listed. The modern system of taxation in the state creates incentives for market participants to develop production both in the country and in the regions, positively stimulating the economic activity of industrial companies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_300 УДК 336.2

Гюльмагомедова Гюльзар Ахмедуллаховна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Статья посвящена особенностям развития регионального налогообложения в современных условиях. Охарактеризованы налоги и их роль в системе государственного регулирования, а также их влияние на налогово-бюджетную политику. Перечислены ключевые результаты последних лет в борьбе с пандемией. Современная система налогообложения в государстве создает стимулы для участников рынка развивать производство как в стране, так и в регионах, положительно стимулируя экономическую активность промышленных компаний.

Ключевые слова: региональное налогообложение; региональные власти; налоговая система.

UDC 336.2

Gyulmagomedova Gyulzar Akhmedullakhovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TAXATION IN THE CONDITIONS OF MODERN ECONOMIC PROCESSES

The article is devoted to the peculiarities of the development of regional taxation in the conditions of modern economic processes. Taxes and their role in the system of state regulation, as well as their influence on fiscal policy are characterized. The key results of recent years in the fight against the pandemic are listed. The modern system of taxation in the state creates incentives for market participants to develop production both in the country and in the regions, positively stimulating the economic activity of industrial companies.

Keywords: regional taxation; regional authorities; tax system.

Налоги являются необходимым звеном в системе экономических отношений государства с самого момента его возникновения. Соответственно, государство использует налоги для выполнения своих функций и посредством реализации создает меры в пределах своих полномочий для поддержки областей и видов экономической деятельности, которые способствуют решению проблемы социально-экономического и финансового развития страны или отдельных регионов.

Уровень жизни населения, рост экономического потенциала и инвестиционной привлекательности страны и регионов напрямую зависят от объема доходной части государственного бюджета, а условия социально-экономической нестабильности повышают риски «мягких» бюджетных ограничений, в результате чего региональные власти вынуждены переложить ответственность на федеральный уровень [4, с. 53].

В этой связи возникает необходимость из-

менения состава расходных обязательств как фактора его влияния на расходы бюджета на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 (ред. от 06.02.2004), которое может включать их в состав обязательств субъекта Российской Федерации. Эти изменения в этом составе могут предусматривать увеличение или уменьшение расходов регионального бюджета на осуществление общественно необходимой деятельности.

В 2022-2023 гг. планируется ежегодное наращивание темпов роста расходов консолидированных бюджетов субъектов с учетом реализации национальных проектов, выполнения «майских указов» Президента Российской Федерации, индексации зарплат сфер бюджетной политики, дополнительных мер социальной поддержки, анонсированных в 2020 г. в связи с пандемией.

Результаты последних лет в борьбе с пандемией способствовали созданию условий для восстановления экономики с минимальной потерей потенциала развития:

1. Поддержание предсказуемой и стабильной экономической среды, которая была обеспечена:

- стабильностью национальной валюты и финансовых рынков вне зависимости от внешней конъюнктуры;

- контролем инфляции и инфляционных ожиданий, сберегательного поведения потребителей;

- устойчивостью представления премий за риск и процентных ставок;

- устойчивостью пассивной базы банковского сектора.

2. Обеспечение фискальной и денежно-кредитной политики за счет комплекса мер, превышающих 4,5 % ВВП (совокупный фискальный импульс более 9 % ВВП), в частности за счет:

- дополнительных заимствований (в том числе для покрытия дефицита ненефтяных доходов);

- располагаемый доход (перечисление части средств Центрального банка от продажи акций ПАО «Сбербанк России»);

- приоритетность расходов [1].

Существенным фактором, влияющим на

бюджетную систему страны, является проводимая государством налоговая политика. Любые изменения в налоговой политике при-

водят к изменениям в налоговой системе. При этом происходит либо снижение налоговой нагрузки на экономику либо ее усиление.

В условиях экономического спада, вызванного пандемией COVID-19, была предусмотрена срочная разработка антикризисных программ, что стало особенно важным для мер обеспечения налогового регулирования пострадавших секторов российской экономики. Наиболее эффективными нововведениями государства стали налоговые льготы, которые предоставили субъектам Федерации право на получение налоговых каникул впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, предпочитавшим применение специальных налоговых режимов в сферах деятельности, наиболее пострадавших от пандемии и включенных в Единый реестр МСП [2, с. 128].

Налоговый контроль относится к деятельности уполномоченных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства в части своевременного исчисления налогов и сборов и их последующего внесения в бюджеты государства. Также его ключевым инструментом является внедрение налогового мониторинга, который позволяет осуществлять постоянное наблюдение за финансовыми операциями. Данная мера также значительно повышает налоговую дисциплину и ответственность налогоплательщиков.

Соответственно, налоговая (финансовая) информация представляется в соответствии с ее функциональным назначением, поскольку любое грамотное управленческое решение в рассматриваемой области может быть принято только на основе проверенной информации, которая состоит из различных форм бухгалтерского учета, налоговых и статистических методов оценки и т. д., что позволяет заинтересованным сторонам получить доступ ко всем необходимым данным.

Следовательно, использование данного механизма создает условия для рационализации налоговых платежей и гармонизации налоговых отношений во взаимоотношениях между участниками системы с целью реализации исключительно на основе эффективной государственной налоговой политики. Поскольку необходимо придерживаться ее стабильности, эта система государства, будучи очень сложной в исчислении и уплате

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 3, 2022 301

налогов в бюджет, в организации налогового учета, документооборота, видов отчетности и использования информационных систем для заполнения налоговых деклараций, не всегда полностью соответствует современным условиям и потребностям.

Это связано с тем, что сегодня современная система налогообложения в государстве создает стимулы для организации участниками рынка развития производства в стране, позитивно стимулирует экономическую активность промышленных компаний в стране. Поэтому эффективность реализации поставленной задачи заключается в рациональном соотношении налоговых поступлений с общей суммой расходов, в том числе в отношении конкретных видов налогов.

Эффективное налогообложение, осуществляемое посредством грамотного сочетания налоговых механизмов с целями, которые государство формирует для управления экономикой страны, может способствовать ее решению [5, с. 512].

Таким образом, налоговая система как отдельная форма реализации финансовых отношений в целях обеспечения качественного формирования доходной части бюджетов всех уровней служит эффективным инструментом ее эффективного государственного регулирования. Грамотная система налогообложения особенно важна в условиях экономического спада для эффективного функционирования экономики страны.

Важность налоговых льгот заключается в том, что они являются основой для развития экономики субъектов Российской Федерации, поскольку большой объем налоговых поступлений дает больше возможностей для реализации различных программ. Также можно отметить, что роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в следующем: на федеральном уровне устанавливаются общие принципы их исчисления, а налоговые ставки и состав налоговых льгот определяются региональным законодательством и далее распределяются в соответствии с задачами, стоящими перед испытуемыми [3, с. 125].

На данном этапе развития региональных налогов стоит отметить, что эффективность доходной части бюджета повысится только тогда, когда на территории конкретного субъ-

екта Российской Федерации будет предпринято больше усилий и мер по мобилизации собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства. Решение недостатков заключается в совершенствовании налогового законодательства за счет необходимости фискальной децентрализации и введения источников для увеличения количества собственных источников доходов и прав на управление ими.

Повышение уровня доходной части бюджетной системы и эффективности налоговой политики в Республике Дагестан направлено в первую очередь на реализацию приоритетных проектов развития республики, улучшение экономической ситуации в регионе и полностью определяется структурными изменениями в бюджете Российской Федерации и улучшением материального положения граждан [1].

Поэтому, оценивая налоговая политику, проводимую на региональном уровне посредством ее формирования и исполнения, следует подчеркнуть, что реализация ее целей должна учитывать экономические приоритеты сбалансированного развития бюджетной системы в целом.

Таким образом, для улучшения финансового положения субъектов Российской Федерации, обеспечения устойчивого экономического роста необходимо: устранить пробелы в действующем бюджетном и налоговом законодательстве в области расширения фискальных полномочий региональных органов, а также повысить доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов.

Изучение текущего состояния налогово-бюджетной политики указывает на то, что она нуждается в преобразовании. Ключевыми задачами остаются создание превентивной защиты от возможных рисков и потрясений, условий для ускорения темпов роста. Объединить эти задачи довольно сложно, так как они противоречат друг другу с точки зрения исполнительных механизмов.

Список литературы

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: Принят Минфином России от 01.10.2020 г. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_364178/ (дата обращения: 28.09.2022).

2. Боровкова А. С. Налоговый механизм как инструмент стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // E-Scio. 2021. № 2 (53). С. 121-131.

3. Кожич И. С. Региональные налоги, их состав, значение, перспективы развития // Молодой ученый. 2021. № 52 (394). С. 123-125. URL: https://moluch.ru/ archive/394/87145/ (дата обращения: 26.09.2022).

4. Ливенская Я. С. Теоретические аспекты и законодательная база развития налогового потенциала региона // Актуальные вопросы экономики : сборник статей международной научно-практической конференции. 2020. С. 53-57.

5. Шалаева И. А. Механизм налогового контроля и пути его развития // Вестник научной мысли. 2021. № 6. С. 510-512.

References

1. The main directions of the budget, tax and customs

tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024: Adopted by the Ministry of Finance of the Russian Federation on 01.10.2020. SPS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_364178 / (accessed: 09/28/2022).

2. Borovkova A. S. Tax mechanism as a tool for stimulating innovation activity in the Russian Federation. E-Scio. 2021. No. 2 (53). pp. 121-131.

3. Kozhich I. S. Regional taxes, their composition, significance, prospects of development. Young scientist. 2021. No. 52 (394). Pp. 123-125. URL: https://moluch.ru/ archive/394/87145 / (accessed: 09/26/2022).

4. Livenskaya Ya. S. Theoretical aspects and legislative framework for the development of the tax potential of the region. Actual issues of economics: collection of articles of the international scientific and practical conference. 2020. Pp. 53-57.

5. Shalaeva I. A. The mechanism of tax control and ways of its development. Bulletin of Scientific Thought. 2021. No. 6. Pp. 510-512.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 3, 2022 3 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.