Научная статья на тему 'Особенности развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников в компетентностно-ориентированном образовательном процессе'

Особенности развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников в компетентностно-ориентированном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ КАЧЕСТВА / УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Е.В.

В статье рассматривается развитие организаторских качеств, которые являются внутренним условием формирования у студентов компетенций, сформулированных в образовательном стандарте. В ней представлены результаты эмпирического изучения связи уровня развития организаторских качеств у будущих учителей информатики, математики и физики с их успеваемостью в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. В статье анализируются результаты исследования, показывающие особенности развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников. Полученные данные позволяют решать задачи повышения качества подготовки будущих профессионалов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников в компетентностно-ориентированном образовательном процессе»

Творчество - надежный способ стимулирования активности, развития мышления, формирования всесторонне развитой личности. Обучение творчеству - очень сложный процесс, требующий продуманного и систематического подхода. Техническое творчество предполагает воспитание любви и уважения к труду, терпеливости, пытливости, целеустремленности.

Повышение эффективности творческой деятельности осуществляется посредством приобретения собственного опыта при решении проблемных технических задач.

Развитие научно-технического прогресса, экономическая стабильность зависят от творчески мыслящих и действующих людей.

«Одна из ценностей современной культуры обозначается понятием технологичность и связанным с ним понятием воспроизводимость освоения культурных образцов. Другая, не менее значимая ценность, - развитие мышления, интеллектуальный поиск и связанное с ним творчество» [4, с. 579].

Список литературы

1. Бердяев Н. Самопознание: Опыт философской автобиографии / Николай Бердяев. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. - 416 с.

2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. - (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

3. Еремина Л.И. Коллективная творческая деятельность в профессиональной подготовке студентов // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2014. № 4 (10). - С. 80-84.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. 2-е издание. - М.: ЛУч, 2018. - 640 с.

5. Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога: индивидуальный образовательный маршрут; личностно-развивающие технологии и методики; проектирование вариативного образовательного пространства; диагностический инструментарий на электронном носителе / Е.И. Фастова, О.Л. Иванова. - Волгоград: Учитель. - 79 с.

6. Цукерман Г.А., Чудинова Е.В. Диагностика умения учиться. - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2016. - 60 с.

7. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 220 с.

8. J. R. Hayes. The Complete Problem Solver (2d ed.). Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1989.

9. D. Halpern. Thought and Knowledge: An Introduction to Critical Thinking (2d ed.). Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1989.

10. Resnick, Laurel B.; Glaser, Robert. Problem Solving and Intelligence. Pittsburgh Univ., Fa. Learning Research and Development Center. National Inst. of Education (DREW), Washington, D.C. 1975/13. 41p.

УДК 159.92

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Павлова Е.В., 2018

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, аспирант, кафедра общей и

прикладной психологии, Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается развитие организаторских качеств, которые являются внутренним условием формирования у студентов компетенций, сформулированных в образовательном стандарте. В ней представлены результаты эмпирического изучения связи уровня развития организаторских качеств у будущих учителей информатики, математики и физики с их успеваемостью в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе. В статье анализируются

результаты исследования, показывающие особенности развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников. Полученные данные позволяют решать задачи повышения качества подготовки будущих профессионалов в высшей школе.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, организаторские качества, успеваемость.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF ORGANIZING QUALITIES OF FUTURE SUBJECT TEACHERS IN THE COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS

Pavlova E.V., 2018

Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Postgraduate Student, Department of General and

Applied Psychology, St. Petersburg

Annotation: the article considers the development of the organizing qualities, which are the internal condition of the formation at students of the competences formulated in the educational standard. It presents the results of empirical study of the relationship between the level of development of organizing qualities of the future teachers of informatics, mathematics and physics with their academic progress in the process of professional training in higher school. The article analyzes the results of study, showing the features of development of organizing qualities of future subject teachers. The obtained data allow to solve the problems of improving the quality of training future professionals in higher education.

Key words: competence approach, competences, organizing qualities, academic progress.

Подготовка будущих профессионалов осуществляется сегодня в условиях компетентностно-ориентированного образовательного процесса. С позиции компетентностного подхода результатом образования являются компетенции. Они сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах.

Обращаясь к компетенциям, изучая их в различных контекстах, отечественные и зарубежные ученые включают в содержание понятия «компетенция» психологические характеристики человека. Так, согласно С.А. Хазовой, «термином «компетенция» следует характеризовать то многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств и т.д., которым должен обладать человек в соответствии со своим местом в социальной и профессиональной действительности» [1]. С точки зрения Н.О. Вербицкой и соавторов, модель компетенции можно представить как ядро и оболочку. В ядро входят профессиональные мотивы, личностные качества и т.д. Личностные качества необходимо формировать в процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков [2, с. 123-124]. По мнению С.А. Останиной и Е.В. Птицыной, в понятие «компетенция» входят знания, умения и навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) и т.д. [3, с. 106]. О.А. Ивасюк определил личностные качества, «которые являются внутренним условием формирования профессиональных компетенций педагогов-психологов в процессе профессионального обучения» [4, с. 9]. Согласно J. Winterton, даже при преобладающем в США поведенческом подходе многие концепции компетенций теперь включают знания и навыки наряду с отношениями, поведением, трудовыми привычками, способностями и личностными характеристиками (Gangani et al., 2004; Lucia and Lepsinger, 1999; Naquin and Wilson 2002; Nitardy and McLean 2002; Russ-Eft 1995) [5, pp. 334-335]. Например, с точки зрения таких ученых, как N.T. Gangani, G.N. McLean, R.A. Braden, компетенции описывают навыки, знания, поведение, личностные качества и мотивации, связанные с успехом в работе [6, p. 1111].

Таким образом, отечественные и зарубежные ученые включают в содержание понятия «компетенция» психологические характеристики, признают их важное значение в формировании компетенций. Они отводят им роль внутренних условий формирования последних. Следовательно, в компетентностном формате существенно усиливаются требования к уровню развития психологических характеристик, обусловливающих формирование компетенций будущих профессионалов в образовательном процессе.

Так, в ФГОС ВПО, ФГОС ВО (уровень высшего образования «бакалавриат» с одним или двумя профилями подготовки), ФГОС ВО-бакалавриат по направлению подготовки «Педагогическое

образование» представлены компетенции, которыми должны овладеть студенты (будущие учителя-предметники) при освоении образовательных программ в процессе обучения в ВУЗе. Среди психологических характеристик, сопряженных с этими компетенциями, следует выделить организаторские качества, т.к., согласно А.Л. Карповой, высокий уровень профессионализма педагога связан с их присутствием в структуре его личности. По мнению автора, педагогическая деятельность по своей природе носит организаторский характер. Среди профессионально значимых характеристик личности педагога особая роль принадлежит его организаторским качествам [7]. Данные качества включены в состав профессионально обусловленных характеристик учителя в Российской педагогической энциклопедии. К организаторским в ней отнесены такие качества, как организованность, деловитость, инициативность, требовательность и самокритичность [8, с. 491].

Организаторские качества, по нашему мнению, сопоставимы с компетенциями, сформулированными в ФГОС ВПО (ПК-6, ПК-10, ПК-11), ФГОС ВО (ОК-6, ОПК-3, ПК-5, ПК-7, ПК-12) и ФГОС ВО-бакалавриат (УК-6, ОПК-3). Следовательно, в рамках компетентностного подхода важное значение приобретает развитие у студентов бакалавриата организаторских качеств как фактора, способствующего формированию ряда компетенций.

Особенности психического развития человека в возрастном интервале, в пределах которого находятся студенты бакалавриата (промежуток приходится на такие возрастные периоды, как юность и молодость), являются предпосылками для развития организаторских качеств у будущих профессионалов. В молодости легче всего развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские и др.) [9, с. 60]. Обучение в высшей школе способно, опираясь на возрастные резервы развития, обеспечить развитие данных качеств, обусловливающих формирование компетенций. Согласно Н.Н. Джамиловой, ВУЗу принадлежит особая роль в формировании у студентов организаторских качеств [10, с. 690]. С точки зрения И.А. Агеевой, в учебно-воспитательном процессе вуза имеются возможности формирования организаторских качеств [11, с. 7].

Подтверждением того, что организаторские качества способствуют формированию компетенций студентов бакалавриата, является обнаруженная в нашем исследовании связь уровня развития организаторских качеств с учебными достижениями студентов, т.к. показатель успеваемости фиксирует уровень сформированности компетенций, которыми должны овладеть будущие учителя-предметники при освоении образовательных программ.

В эксперименте участвовали студенты, завершавшие профессиональное обучение (38 студентов-пятикурсников) направления подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Информатика», «Физика» (ИФБ) и «Математика», «Информатика» (МИБ). Их успеваемость оценивалась относительно тех дисциплин, практик и научно-исследовательской работы, за которыми были закреплены компетенции ОК-6, ОПК-3, ПК-5, ПК-7 и ПК-12 (ФГОС ВО). Успеваемость каждого студента измерялась средним арифметическим баллом, полученный им за освоение установленных дисциплин, прохождение практик и выполнение научно-исследовательской работы за 5 лет обучения. Баллы начислялись на основе рейтинговой системы, рекомендованной Министерством образования РФ, предусматривающей 100-балльную оценку. Развитие организаторских качеств оценивалось с помощью методики «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, которая, согласно А.В. Батаршеву, позволяет определить основные характеристики общения: организаторские и коммуникативные качества личности [12, с. 85-88].

Студенты были разделены на три группы: отличавшиеся высокими показателями успеваемости (от 91 до 100 баллов, п=11); со средней успеваемостью (от 76 до 90 баллов, п=21); показавшие низкую успеваемость (от 61 до 75 баллов, п=6). В исследовании сравнивались группы с высокой и низкой академической успеваемостью. Для изучения связи между успеваемостью студентов и уровнем развития у них организаторских качеств был осуществлен корреляционный анализ (вычисление коэффициента корреляции Пирсона). В результате анализа было установлено наличие прямой связи между успеваемостью студентов и уровнем развития у них организаторских качеств (гху = 0,829, р < 0,01).

Данные корреляционного анализа послужили основанием для исследования особенностей развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников в компетентностно-ориентированном образовательном процессе. Оно было организовано методом «продольного» среза (методом лонгитюда). Выборку составили 10 студентов ИФБ и 12 студентов МИБ. В рамках лонгитюдного исследования осуществлялось наблюдение за студентами одного и того же набора в процессе обучения в образовательном учреждении с первого по третий курс. Статистическая обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с помощью непараметрического Т-критерия Вилкоксона.

Результаты лонгитюдного исследования развития организаторских качеств у будущих учителей-предметников свидетельствуют о том, что у студентов ИФБ и МИБ значения показателя, характеризующего рассматриваемые качества, уменьшались от 1 к 2 и от 2 к 3 курсу. Вместе с тем статистическая обработка данных значимых различий между группами студентов разных курсов по исследуемому показателю не выявила. Относительная стабилизация в развитии организаторских качеств у будущих учителей-предметников может быть результатом их невостребованности в образовательном процессе.

Среднегрупповое значение показателя, характеризующего организаторские качества, у студентов ИФБ первого курса (14,90 баллов) свидетельствует о высоком уровне развития у них данных качеств. Среднегрупповые значения показателя у студентов ИФБ второго (11,00 баллов) и третьего (10,80 баллов) курсов говорят о среднем уровне развития у них организаторских качеств. Среднегрупповые значения показателя, характеризующего организаторские качества, у студентов МИБ первого (13,17 баллов) и второго (13,08 баллов) курсов говорят о высоком уровне развития у них организаторских качеств. Среднегрупповое значение показателя у студентов МИБ третьего курса (12,75 баллов) свидетельствует о среднем уровне развития у них данных качеств.

Полученные результаты указывают на необходимость совершенствования образовательной среды ВУЗа с целью обеспечения прогрессивного развития организаторских качеств у будущих учителей информатики, математики и физики на каждом этапе образовательного процесса.

Список литературы

1. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. Монография. М.: Акад. естествознания, 2010. 91 с. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=2393 (дата обращения 10.06.2018).

2. Вербицкая Н.О., Котова Д.И., Романцев Г.М., Федоров В.А. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2007. №5(47). С. 119-125.

3. Останина С.А., Птицына Е.В. Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам четвертого поколения // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 3. С. 106-111.

4. Ивасюк О.А. Профессионально-значимые качества личности студентов психолого-педагогического образования в соответствии с новыми ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 8-12.

5. Winterton, J. (2007) «Training, Development, and Competence». In Boxall, P., Purcell, J. and Wright, P. (eds) The Oxford Handbook of Human Resource Management. - First published. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 324-343.

6. Gangani, N. T., McLean, G. N. and Braden, R. A. (2004) Competency-Based Human Resource Development Strategy. Academy of Human Resource Development Annual Conference, Austin, TX, 4-7 March, in: Proceedings, vol. 2, pp. 1111-1118.

7. Карпова А.Л. Формирование организаторских качеств педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 280 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научн. изд. «Большая российская энциклопедия», 1999. 672 с. Том II.

9. Кобесашвили Н.Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2009. 168 с.

10. Джамилова Н.Н. Формирование организаторских качеств у студентов в процессе их обучения в ВУЗе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. Вып. 9. С. 690-691. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-organizatorskih-kachestv-u-studentov-v-protsesse-ih-obucheniya-v-vuze (дата обращения 10.06.2018).

11. Агеева И.А. Организаторские способности работника правоохранительной сферы и их формирование в процессе обучения: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2000. 175 с.

12. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Осипов Д.Л., Груздев Д.А., 2018

Преподаватели учебного военного центра при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург.

Аннотация: эффективность преподавания зависит во многом от того, насколько технология обучения способна учесть цели обучения учебной дисциплины. При этом преподаватель не только вооружает обучающихся знаниями, но и формирует на их основе умения и практические навыки. Следовательно, и технология обучения должна быть сориентирована на поиск эффективных методических средств, как для глубокого усвоения знаний, так и для формирования у обучающихся прочных умений и практических навыков. Именно технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи, планомерно и последовательно воплощать на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Ключевые слова: технология обучения, преподаватель, педагогическая деятельность.

LEARNING TECHNOLOGY IN HIGHER SCHOOL: THE CONCEPT, ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE

Osipov D. L., Gruzdev D. A., 2018 Institute of military education at the St. Petersburg state University of telecommunications named

after Professor M. A. Bonch-Bruevich, teacher of the military training center, St. Petersburg.

Annotation: the effectiveness of teaching depends largely on the extent to which the learning technology is able to take into account the objectives of teaching. At the same time, the teacher not only equips students with knowledge, but also forms skills and practical skills on their basis. Therefore, the technology of training should be focused on the search for effective methodological tools for deep learning, and for the formation of students ' strong skills and practical skills. It is the technology of teaching that is an integral didactic system that allows to solve pedagogical tasks in the most effective way, with guaranteed quality, systematically and consistently put into practice the pre-designed pedagogical process.

Key words: technology of education, teacher, teaching activities.

Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.

В толковом словаре Владимира Даля мы можем найти следующее определение: «Технология — наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.