Научная статья на тему 'Особенности развития образования в Азербайджане в 5060 годах ХХ века'

Особенности развития образования в Азербайджане в 5060 годах ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
716
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / DEVELOPMENT OF EDUCATION / ENLIGHTEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудов К.Ф

В статье исследуются этапы развития образования в Азербайджане в 50-60 годах ХХ века. В эти годы Советское государство старалось укрепить нравственные устои своего политического и экономического вли- яния в Азербайджане. Школа была важной ступенью в подготовке работоспособных исполнительных кадров, владеющих необходимыми умениями и навыками. В результате исследования автор статьи пришёл к выводу о том, что несмотря на использование учеб- ных заведений для агитации коммунистических идей в этот период были достигнуты большие успехи в раз- витии просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN AZERBAIJAN IN 5060S OF XX CENTURY

The article examines the stages of the development of education in Azerbaijan in the 50-60s of the twentieth century. During these years, the Soviet government tried to strengthen the moral foundations of its political and economic infl uence in Azerbaijan. The school was an important step in preparing the effi cient executive personnel possessing the necessary skills and abilities. In the research I have come to the conclusion that, despite of the use of educational institutions for propaganda of communist ideas in this period there, the major advances in the development of education were achieved.

Текст научной работы на тему «Особенности развития образования в Азербайджане в 5060 годах ХХ века»

4. Daragan V. I will go to Jerusalem .... My soul will pray and will become stronger and strengths/Century of Daragan//Science and religion. 2010 . №. 1. January. Pp. 15-18.

5. Kapterev N. The intercourses of the Jerusalem patriarchs with the Russian government current century (1815-1844). Orthodox Palestinian Collection, T. 15, Rel. 1 (continuation). SPb. 1898 . 670p.

6. Matveeva E.S. The peculiarities of formation and development of religious legal consciousness in Russia. Scientific notes of Orel State University, 2013. No 1 (51). Pp. 90-96.

7. Priest Zharkov M. IPPO activity in Orel//Belief of fathers. No. 1 (89) 2008. Pp. 8-9.

8. Hitrovo V.N. From where are the Russian pilgrims going to the Holy Land //Messages of Imperial Orthodox Palestinian society. 1901 . T. XI. Rel. 1. Pp 129-145; Rel. 2 . Pр. 146-153.

9. Hitrovo V.H. Palestine and Sinai. SPb. : 1876 . 120p.

10. Hitrovo V.N. Collected works and letters. Vol. 2. Articles about the Holy Land. From history of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. From history of the Russian pilgrimage in Holy Land / Drawing up, preparation of the text and H.H. comments Lisovogo / Editor-in-chief L.V. Melnikova. M: IPPO; SPb. : "Oleg Abyshko's publishing house". 2011 . 350p.

11. Yakushev M. From history of the Russian pilgrimage. Consulate in Jaffa and the Russian pilgrims in 1820-1838 Yakushev//the Magazine Free thought. 2011. №. 1 (1620). Pр. 173-185.

12. Official site Imperial Orthodox society / History// http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/o-nazvanii-obschestva.html

УДК 94

К.Ф. МАХМУДОВ

диссертант кафедры истории и философии Ленкоран-ского государственного университета (Азербайджан) E-mail: kolesnikovat@ mail.ru

UDC 94 K.F. MAHMOUDS

post-graduate student of the chair of History and philosophy, Lenkoran state university (Azerbaijan) E-mail: kolesnikovat@ mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В 50-60 ГОДАХ ХХ ВЕКА PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN AZERBAIJAN IN 50-60S OF XX CENTURY

В статье исследуются этапы развития образования в Азербайджане в 50-60 годах ХХ века. В эти годы Советское государство старалось укрепить нравственные устои своего политического и экономического влияния в Азербайджане. Школа была важной ступенью в подготовке работоспособных исполнительных кадров, владеющих необходимыми умениями и навыками.

В результате исследования автор статьи пришёл к выводу о том, что несмотря на использование учебных заведений для агитации коммунистических идей в этот период были достигнуты большие успехи в развитии просвещения.

Ключевые слова: просвещение, образование, развитие образования.

The article examines the stages of the development of education in Azerbaijan in the 50-60s of the twentieth century. During these years, the Soviet government tried to strengthen the moral foundations of its political and economic influence in Azerbaijan. The school was an important step in preparing the efficient executive personnel possessing the necessary skills and abilities.

In the research I have come to the conclusion that, despite of the use of educational institutions for propaganda of communist ideas in this period there, the major advances in the development of education were achieved.

Keywords: enlighten, education, development of education.

Всякая культурно-нравственная деятельность, в том числе просвещение и наука в бывшем Советском Союзе, служило государственным интересам. Советское государство старалось укрепить нравственные устои своего политического и экономического могущества в Азербайджане. Основная цель этой политики заключалось в том, чтобы люди поверили в устройство самого справедливого общества, в коммунистическую партию и как благо принимали советский образ жизни. Обеспечением официальной монополии вымышленных

© К.Ф. Махмудов © КТ. Mahmouds

догм коммунистической идеологии над всеми формами общественной мысли было самым верным способом в этом деле [5, с. 413]. Школа была важной ступенью в подготовке работоспособных исполнительных кадров, владеющих необходимыми умениями и навыками.

После второй Мировой войны был проведен ряд мероприятий для укрепления материально-технической базы объектов народного просвещения, обеспечения школ педагогическими кадрами и улучшения учебно-воспитательной работы. В августе 1946-го года на

III съезде учителей Азербайджана были определены новые задачи, соответствующие требованиям времени, которые предстояло решить народному просвещению. В 1949 году перешли к всеобщему семилетнему образованию [4, с. 162-163].

Несмотря на сильный нажим господствующей идеологии, особое внимание государства на развитие просвещения благоприятно повлияло на развитие этой сферы в Азербайджане. Но в системе образования существовали серьезные проблемы и недостатки. Еще с 20-х годов ХХ века из школьных программ были изъяты темы, пропагандирующие национальные ценности азербайджанского народа. С 30-х годов государство усилило контроль над просвещением, особенно преподаванием таких предметов, как история, география и литература. Для этой цели 16 мая 1934 году было принято специальное решение СНК СССР и ЦК ВКП (б) [5, с. 301].

Процесс обновления, охвативший советское общество после смерти Сталина, не обошел стороной и Азербайджан. Новое советское руководство пыталось повести страну по пути либеральных реформ. Чувствовались изменения к лучшему в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны. В середине 50-х годов расширились права союзных республик. Некоторые особенности союзных республик, их языковая и культурная специфика в определенных случаях стали учитываться. Однако во многих случаях свобода носила декларативный характер [2, с. 613]. В пятидесятых годах в развитии просвещения в Азербайджане произошли серьезные сдвиги и начался новый этап в системе образования. Государственные органы особое внимание уделяли проблемам просвещения и часто на собраниях обсуждались вопросы, связанные с народным просвещением [3. с. 48]. В городах и районах республики было построено много новых школ. В 1957-ом году в некоторых районах были сданы школы, построенные Министерством Просвещения Азербайджана [9, л. 97]. В 50-ых годах строительством школ наряду с Министерством Просвещения занимались: Министерство нефтяной промышленности, Министерство сельского хозяйства, Исполнительный Совет города Баку, Совет Народного Хозяйства [10, л. 32].

Несмотря на достигнутые успехи, были отмечены определенные недостатки в органах народного просвещения республики. В 50-х годах не выполнялся общий план, часть учеников, особенно девушки, оставляли школу. В строительстве школ тоже были недостатки. План строительства и сдачи школ в эксплуатацию выполнялся не полностью, часть средств, выделенных для этой цели, оставались неиспользованными [7, с. 79-80]. В 1957-ом году вместо запланированных 37 школ для 14,5 тысячи школьников были сданы 16 школ, рассчитанных на 6,2 тысяч учеников [2, с. 453]. В школах, особенно в сельских районах, претворение в жизнь политехнического образования было неудовлетворительно [7, с. 80].

ЦК КП Азербайджана 1-го июля 1958-го года принял постановление «О ликвидации трехсменного обучения в школах Баку» [7, л. 57]. В это время в Азербайджане были открыты многочисленные семилетние и десятилетние музыкальные школы [3, с. 80]. Республиканское

руководство, ссылаясь на расширение прав местных органов, предприняло несколько шагов в системе образования с учетом местных условий. В первую очередь сочли целесообразным, учитывая климатические особенности Азербайджана, начинать занятия в школах не 1 сентября, как по всей стране, а 15 сентября. В связи с тем, что время начала занятий в школах Советского Союза было утверждено постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 3 сентября 1935-го года, первый секретарь КП Азербайджана И. Мустафаев и председатель Совета Министров Азербайджана С. Рагимов 22 апреля 1957 года совместно обратились в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с письмом [2, с.382-383]. Но, к сожалению, Центр не дал положительного ответа на предложение республиканских руководителей. Только после приобретения независимости начало занятий в учебных заведениях Азербайджана было изменено.

Невзирая на существование объективных и субъективных проблем, в том числе рожденных из советских реалий, республиканское руководство прикладывало все усилия для развития образования. Первый секретарь ЦК АКП Имам Мустафаев, выступая на ХХ1 съезде Азербайджанской Коммунистической Партии, затронул проблемы науки и просвещения. Он особо подчеркнул среди главных недостатков, существующих в этой сфере, нехватку учебников и учебных пособий по некоторым предметам на азербайджанском языке. Для устранения этой проблемы необходимо напечатать учебные пособия и учебники на азербайджанском языке, увеличить часы, выделенные на преподавание истории Азербайджана. Нужно добиться повышения качества учебно-воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях, улучшить процесс производственной практики студентов, уделить особое внимание и принять серьезные меры в этом направлении [3, с. 48-49]. Были выявлены серьезные недостатки в создании стабильных школьных учебников [7, с.80].

Бюро ЦК КП Азербайджана 1 июля 1958 года приняло расширенное, из 7 пунктов, постановление «О преподавании истории Азербайджана в школах и вузах Азербайджанской ССР». Бюро поручило Министерству просвещения Азербайджанской ССР ввести со второй половины 1958/1959 учебного года преподавание истории Азербайджана в 1Х-Х классах как самостоятельный предмет. Объединенному издательству ЦК КПА поручалось издать программу курса истории Азербайджана на азербайджанском и русском языках к 1 ноября 1958 года. Ввиду того, что по настоянию руководства республики Министерство Высшего Образования СССР разрешило восстановить кафедру по истории Азербайджана в Азгосуниверситете, постановление обязывало Министерство Просвещения Азербайджанской ССР восстановить указанную кафедру в Азербайджанском государственном педагогическом институте и преподавание истории Азербайджана педагогических вузах республики [2, с. 501-502].

Большое внимание уделялось и политехническому образованию. При школах были созданы учебные мастерские. В этом деле важную роль сыграли в городах,

особенно в Баку, Сумгаите и Кировабаде (Гянджа), промышленные предприятия, а в деревнях совхозы и МТС. При сельских и некоторых городских школах были созданы опытно-производственные участки; в сельских школах, колхозах и совхозах создавались производственные бригады учеников. Был принят ряд мер для улучшения политехнического обучения в общеобразовательных школах. В 1956-1958-х годах в семидесяти школах Азербайджана практиковалось производственное образование. В сельских школах ученические бригады были созданы по образцу опыта Ставропольского края. Ученики УШ-Х классов знакомились с основами сельскохозяйственного производства и механизации, обучались трудовым навыкам, изучали различные способы выращивания сельскохозяйственных культур.

В подготовке учеников к труду и повышении их специализации в производстве важную роль сыграл закон об укреплении связи школы с производством, принятый в 1958 году Верховным Советом Азербайджанской ССР [4, с. 164]. На основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятого в декабре 1958 года Верховным Советом СССР, с 1959 года начался переход к восьмилетней общеобразовательной системе [5, с. 413]. С сентября 1959 года в Азербайджане семилетние школы превратились в восьмилетние, а десятилетние - в одиннадцатилетние с производственным обучением. Началась перестройка в учебно-воспитательной работе. Особое внимание уде -лялось обучению школьников практическим трудовым навыкам и самостоятельности [4, с.164]. Но для этого не существовало ни материальной базы, ни преподавательских кадров. Да и сами профессии, как правило, были связаны не с перспективными отраслями науки и техники, а с рутинным, технически отсталым производством. С целью приближения к производству студенты технических вузов должны были работать часть учебного времени токарями, слесарями и т. п. [6, с. 290].

Таким образом, некоторые волюнтаристические решения, в том числе в области просвещения, присущие хрущевскому руководству, не дали ожидаемых результатов и были изменены после смены руководства СССР Партийные органы через свои первичные организации и с помощью общественных организаций контролировали учебные заведения. Комсомольские организации оказывали помощь в проведении мероприятий воспитательного характера среди учеников. Ученики младшего возраста были вовлечены в пионерские организации [4, с. 165].

В 1959 году первый секретарь АКП И. Мустафаев был отстранен от должности за проявления национализма. Под давлением Центра были признаны ошибочными принятие закона о государственном языке, обязательное обучение азербайджанскому языку в русских школах республики, отход от канонических форм описания истории и культуры Азербайджана [2, с. 617]. В принятом 1959-ом году «Законе о просвещении» были сделаны поправки, которые открыли широкие возможности для учебы на русском языке. Ведение

делопроизводства в государственных учреждениях на русском языке, отсутствие перспективы в продвижении в должности незнающих русских язык кадров породило у людей стремление получить образование на русском языке. Значительно увеличилось число русских школ, особенно в городах. В русскоязычных школах преподаванию азербайджанского языка уделялось мало часов, и во многих местах преподавание этого предмета носило формальный характер [5, с. 387, 413].

Содержание учебного процесса в школах соответствовало идеологическим целям существующего режима. Большое внимание уделялось преподаванию общественных наук. С 1963/1964-го учебного года в средних школах стали преподавать «Обществоведение», в высших учебных заведениях особое внимание уделялось преподаванию «Научного коммунизма», «Истории КПСС», «Марксисткой философии» и «Политической экономики». В школах изображали советское общество без пороков и антагонизмов. Недостаточно серьезно относились к преподаванию «Истории Азербайджана». Этот предмет преподносился на основе сфальсифицированных программ и учебников [5, с. 414].

Начинавшаяся с середины 50-х годов паспортизация сельского населения страны дала толчок миграционным процессам. В результате увеличилось городское население страны. К тому же приток местного населения изменил и национальный состав столиц некоторых союзных республик, в том числе столицу Азербайджана город Баку. Увеличение доли местного населения в столице вкупе со значительным ростом уровня просвещения сопровождалось переходом большей части ответственности за управление республикой на плечи местных кадров, и это тревожило Центр. Со второй половины 50-ых годов стало традицией назначать вторыми секретарями ЦК республиканских партий ставленников Центра, естественно, для осуществления контрольных функций [2, с. 611].

В связи с ослаблением экономического развития в СССР заметно усилилось идеологическое давление на советское общество, а несоответствие между реальной жизнью и политическими науками породило в школьниках и студентах, как и всего народа, недоверие к общественным наукам и режиму, пропагандирующему их. Несмотря на все эти недостатки в Азербайджане существовала многопрофильная, многоступенчатая сеть просветительских структур [5, с. 414-415]. В 1966 году был объявлен переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Важным событием в системе образования стало создание новой формы школ-интернатов. В 1966 году с переходом к обязательному всеобщему образованию в старших классах было ликвидировано производственное обучение. В связи с этим расширилась сеть профессионально-технических училищ. Если в 1966 году в республике было 46 профессионально-технических училищ, то в 1970 году их число достигло 78 [4, с. 164].

Высшее образование в республике тоже развивалось. В 1945 году был открыт Театральный институт, в 1946 году двухгодичный Институт преподавателей русского

языка, в 1948 году Институт иностранных языков, в 1950 году Политехнический Институт, а в 1951 году был восстановлен прекративший свою деятельность в 1941 году Институт народного хозяйства. На основе двухгодичного Института преподавателей русского языка в 1952 году был образован Институт русского языка и литературы. В 1959 году этот Институт был объединен с Педагогическим институтом иностранных языков [5, с. 414]. Материально-техническая база высших учебных заведений год от года улучшалась, им были возвращены общежития и другие строения, отнятые в годы войны под госпитали и другие нужды. Для медицинского, политехнического и педагогических институтов были построены новые многоэтажные здания. С каждым годом увеличилось число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях республики. Сотни студентов-азербайджанцев учились в вузах союзных республик. Для улучшения подготовки специалистов были реорганизованы некоторые вузы республики. Росло число специалистов со средним образованием. Особое внимание уделялось подготовке кадров для таких отраслей, как промышленность, строительство, транспорт и сельское хозяйство [3, с. 166].

Специалисты, подготовленные в вузах республики, сыграли значительную роль в развитии различных направлений науки. Несмотря на идеологическое давление государственных структур, Бакинский государственный университет сыграл большую роль в сохранении и развитии национального языка и культуры, распространении освободительных идей у молодежи. В 60-е годы в азербайджанской исторической науке стали заметны новые веяния, отражающие разнообразие взглядов на прошлое страны. Особенно это проявилось в трактовке событий начала Х1Х века, известных как присоединение Азербайджана к России. Азербайджанские историки стали отказываться от версии «добровольного присоединения». Соответствующие оценка этого поворотного в истории республики события, сделанные ведущими учеными-историками, такими как З. Буниятов, М. Исмаилов, С. Алияров, привлекли внимание партийного руководства республики [2, с. 629]. Среди учащейся молодежи распространились националистические настроения, инакомыслие и свободомыслие. В начале 60-ых годов в Азербайджанском государственном университете существовала тайная организация студентов, члены которой старались воспитывать молодежь в духе свободы [1, с. 64].

Одним из основных методов внедрения в сознание людей вымышленных догм о «руководящей и направляющей роли» коммунистической партии и ее лидеров, а также социалистической системы, социалистического общества была внешкольная система обучения. После войны для руководства этой системой был создан Комитет по делу культурно-просветительных органов при Совете Министров Азербайджанской ССР, а в 1947 году для этой цели был учреждено «Общество,

распространяющее научные и политические науки». Партийные и комсомольские органы значительно расширили политическую пропаганду. Для подготовки партийных кадров в 1946 году открылась двухлетняя партийная школа при ЦК КП Азербайджана [5, с.416]. Наряду расширением сети культурно-просветительных учреждений их деятельность по-прежнему страдала от формализма и политического иждивенчества [4, с.167].

Однако, несмотря на использование советским режимом учебных заведений для агитации коммунистических идей и сильное давление правящей идеологии на преподавание общественных наук, были достигнуты большие успехи в развитии просвещения. В эти годы в республике были построены и сданы в эксплуатацию 169 школ для 444 тысяч учеников. Если в 1950-1951 учебном году в республике было 4233 школ, то в 19701971 учебном году было уже 5115 общеобразовательных школ. В этих школах в конце 40-х годов учились 660 тысяч, а в 60-х годах 1444 тысяч учеников. В 1970 году в общеобразовательных школах учебно-воспитательной деятельностью занимались 73,4 тысяч учителей.

Сеть высших учебных заведений в республике значительно увеличилась, а в 1969 году для рабочих, колхозников и уволенных в запас военнослужащих были открыты подготовительные отделении при вузах. В этот период воспитанием и обучением студентов были заняты свыше 500 академиков и профессоров, 1140 доцентов [4, с.162-166]. В 50-60-х годах в Азербайджане были достигнуты значительные успехи в привлечении учеников к учебе и в развитии материально-технической базы учебных заведений. Несмотря на отрицательное влияние правящей идеологии, особое внимание уделялось составлению учебников, особенно по гуманитарным предметам. В этот период произошли положительные изменения в развитии высшего образования и науки, хотя влияние коммунистической идеологии мешало развитию некоторых, особенно общественных наук. Финансовые средства, выделяемые на развитие науки и просвещения в республике, были намного меньше, чем в развитых союзных республиках. Для проведения исследовательских работ не хватало современного оборудования и аппаратов. Особое внимание уделялось изучению советского периода истории, литературы и искусства, а причины и суть существующих в советском обществе противоречий оставались вне исследований. Все достигнутые успехи приписывались деятельности коммунистической партии.

Хотя этот период носит противоречивый характер, но для просвещения он был периодом развития. Развитие просвещения, наряду с повышением культурного уровня народа, привело, несмотря на запреты коммунистического режима, к повышению общественно-политической активности, национальному возрождению и росту национального самосознания.

Биб.шографический список

1. Гаджиев С. Т. Азиз Б. О. Роль БГУ в развитии общественной мысли и национального побуждения // Вестник Бакинского университета, серия гуманитарных наук 2009. №3. С. 58-69.

2. Гасанлы Джамиль. Хрущевская «оттепель» и национальный вопрос в Азербайджане (1954-1959). Москва, Флинта, 2009, 661 с.

3. Зейналов Ибрагим. Социально-экономическое развитие Азербайджана во второй половине ХХ века. Баку, Азернешр, 2004, 325 с.

4. История Азербайджана в 7-и томах, том VII, Баку, Элм, 2003, 626 с.

5. История Азербайджана в ХХ веке. Под. ред. Ю.Б.Юсифова и Т.Т.Велиева. Баку, Чашыоглы, 2004, 557 с.

6. Мустафазаде Т. Общая история. в 4-х томах, том IV, Баку, Элм, 416 с

7. Мустафаев И.Д. Отчетный доклад ЦК КП Азербайджана XXII съезду КП Азербайджана. Баку, Объединенное издательство ЦК КП Азербайджана, 1958, 111с.

8. НГА АР, ф. 3034, оп. 1, д. 6, л. 57.

9. НГА АР, ф. 411, оп. 38, д. 37, л. 97.

10. НГА АР, ф. 411, оп. 38, д. 130, л. 32.

References

1. Hajiyev S.T., AzizB.O. The development of the social thought and go of Baku State University awakens national. // the humanities series of news of Baku University, 2009. Vo.3. Pp. 58-69.

2. Hasanli Jamil. Khrushchev's Thaw and the National Question in Azerbaijan (1954-1959). Moscow, Flinta, 2009, 661p.

3. Zeynalov Ibrahim. Socio-economic development of Azerbaijan in the second period of ХХ century. Baku, Azerneshr, 2004, 325 p.

4. History of Azerbaijan. In 7 volume, volume VII, Baku, Elm, 2003, 626 p.

5. History of Azerbaijan in ХХ century. In. reduction Y.B. Yusifov and T.TVeliyev. Baku, Chasheoglu, 2004, 557 p.

6. Мustаphаzаdе Т. General history. In 4 volume, volume IV, Baku, Elm, 416 p.

7. Mustafayev I. D. The report of the Central Committee to the XXII congress of the Azerbaijan Communist Party, Baku: The united publishing house of the Azerbaijan Communist Party Central Committee, 1958, 111 p.

8. The Azerbaijan Republic NSA: fund 3034, list 1, work 6, sheet 57.

9. The Azerbaijan Republic NSA: fund. 411. list 38, work 37, sheet 97.

10. The Azerbaijan Republic NSA: fund. 411. list 38, work 130, sheet 32.

УДК 94(47).081-75 О.А. ЧЕРНОВ

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии E-mail: ochernow@gmail.com

UDC 94(47).081-75 O.A. CHERNOV

candidate of historical sciences, associate professor of national history Volga state social and humanitarian academy

E-mail: ochernow@gmail.com

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.В. ЧАРЫКОВА ART LITERATURE IN N.V. CHARYKOV'S LIFE AND WORK

В статье рассматривается влияние художественной литературы на формирование взглядов Н.В. Чарыкова, а также проявления художественной литературы в дипломатической и научной деятельности Н.В. Чарыкова.

Ключевые слова: Н.В. Чарыков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.Г. Гарин-Михайловский.

The influence of art literature on N.V. Charykov's views, the manifestation of art literature in N.V. Charykov's diplomatic and scientific activity are considered in the article.

Keywords : N.V. Charykov, A.S. Pushkin, M.Yu. Lermontov, L.N. Tolstoy, I.S. Turgenev, N.G. Garin-Mikhailovsky.

Николай Валерьевич Чарыков - крупный российский дипломат и историк1. Однако, в полной мере, мож-

1 Подробнее об этом см. Чернов О. А. Дипломатическая дея-

тельность и исторические взгляды Н.В. Чарыкова. Самара, 2010; он же. Деятельность российского политического агента Н.В. Чарыкова в Бухарском эмирате // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. Вып. 1. Т. 8. 2008. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. С. 52-56; он же.

Н.В. Чарыков и русско-германские отношения конца XIX века. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3. Ч. 2. С. 374-377; он же. Деятельность Н.В. Чарыкова на Второй Гаагской конференции мира. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 5 (11). Ч. 2. Тамбов, 2011. С. 204-205; он же. Русско-турецкие отношения в ранней дипломатической и научной деятельности Н.В. Чарыкова // Личность

© О .А. Чернов © O.A. Chernov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.