Научная статья на тему 'Особенности развития научно-инновационной сферы Оренбургской области'

Особенности развития научно-инновационной сферы Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников И. Н., Иневатова О. А., Дмитренко О. В., Гамова О. Н.

Статья посвящена изучению особенностей развития научно-инновационной сферы Оренбургской области. В статье представлен комплексный анализ данной сферы как совокупности взаимодействующих элементов, производящих знания и обеспечивающих их коммерциализацию. Также проанализированы факторы, влияющие на формирование научной сферы, и сформулированы предложения по повышению эффективности функционирования научно-инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корабейников И. Н., Иневатова О. А., Дмитренко О. В., Гамова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития научно-инновационной сферы Оренбургской области»

УДК 338(470.56)

Корабейников И.Н.1, Иневатова О.А.2, Дмитренко О.В.2, Гамова О.Н.3

ТУ Институт экономики УрО РАН,

2ГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»,

3ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена изучению особенностей развития научно-инновационной сферы Оренбургской области. В статье представлен комплексный анализ данной сферы как совокупности взаимодействующих элементов, производящих знания и обеспечивающих их коммерциализацию. Также проанализированы факторы, влияющие на формирование научной сферы, и сформулированы предложения по повышению эффективности функционирования научно-инновационной сферы.

Научная сфера Оренбургской области представлена 35 вузами и их филиалами, 6 самостоятельными институтами и 5 структурными подразделениями институтов Уральского отделения Российской академии наук, 2 научно-исследовательскими институтами Российской академии сельскохозяйственных наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. В них трудятся свыше 300 докторов наук и около 3000 кандидатов наук. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, за период с 2001 г. по 2006 г. уменьшилось на 17,65% [1]: количество научно-исследовательских организаций сократилось на 20%, число высших учебных заведений возросло на 1 ед., система конструкторских бюро и исследований на промышленных предприятиях ликвидирована.

За последние пять лет учеными области получено более 400 патентов на изобретения. Реализуется федеральная целевая научнотехническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы», в рамках которой осуществляется закупка и поставка научной продукции для федеральных государственных нужд. Отбор объектов, проектов и исполнителей проводится на конкурсной основе.

В федеральную базу данных внесено 386 инновационных разработок ученых и специалистов Оренбургской области, что составляет более 1% от разработок в России. Областные экспозиции инновационных и инвестиционных проектов демонстрировались:

- в 2006 году в г. Канны, Франция, на XVII международной выставке-ярмарке инвестиционных проектов;

- на 1У-У1 Московских международных салонах инноваций и инвестиций (2004-2006 гг.) и отмечены дипломами;

- на 11-1У ярмарках бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал» в г. Саранске (2004-2006 гг);

- на У-Х1 Международных промышленноэкономических форумах «Россия единая» в г. Нижнем Новгороде (2000-2006 гг).

На VI Московском международном салоне инноваций и инвестиций в составе комплексной экспозиции Оренбуржья в 2006 году были экспонированы 30 инновационных проектов. Из них награждены золотыми медалями - 2 проекта, серебряными - 5, бронзовыми - 10.

В областном конкурсе инновационных проектов 2004-2005 гг., итоги которого подводились в 2006 году, участвовал 71 проект. Из них награждены 36 участников, в том числе:

- грантами -11 (на сумму 2 120 тыс. руб.);

- дипломами лауреатов конкурса с денежной премией - 5;

- дипломами лауреатов конкурса - 6;

- дипломами участников конкурса - 14.

Более 60% инновационных разработок выполнены в научных и образовательных учреждениях Оренбургской области.

Традиционно сильными направлениями деятельности являются:

- медицина (микрохирургия, разработка новых лекарственных препаратов, диагностика и лечение инфекционных заболеваний);

- сельское хозяйство (технологии и машины для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, создание новых сортов зерновых культур, высокоэффективных кормов, выведение новых пород скота);

- промышленные технологии (добыча и переработка сырья в металлургии и ТЭК, пищевая и электротехническая промышленность);

- экология и природоохранная деятельность.

В области разработана и претворяется в жизнь программа поддержки молодых ученых. Проводится ежегодная региональная конференция молодых ученых и специалистов «Наука -технологии - производство - рынок». Конференция проводится с целью выявления наиболее значимых и перспективно научно-исследовательских работ молодых ученых и специалистов, пропаганды научных знаний и повышения престижности новаторской деятельности. На нее приглашаются авторы и творческие коллективы, выполнившие оригинальные работы в одной из приоритетных отраслей науки и техники по следующим направлениям и номинациям:

1. «Инновационная коммерческая идея» -проекты, которые находятся на ранних стадиях разработки, имеют научно-техническое описание инновационного продукта, технологии, запатентованные технические решения. Опытный образец отсутствует.

2. «Перспективный проект» - относятся проекты, имеющие опытный образец и требующие проведения значительной доли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).

3.«Инновационный проект» - проекты с высокой степенью готовности НИОКР, наличием опытного образца продукции и проработанной стратегии коммерциализации разработки.

Министерство промышленной политики и инноваций Оренбургской области сформировано в соответствии с Законом Оренбургской области от 16 ноября 2005 года №2706/470-Ш-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области», Указом главы администрации области от 5 декабря 2005 года №122-УК «О структуре органов исполнительной власти Оренбургской области» и Уставом (Основным Законом) Оренбургской области. В целях обеспечения формирования и реализации промышленной политики создано министерство промышленной политики и инноваций, задачей которого является решение имеющихся проблем развития эконо-

мики совместно с руководством промышленных предприятий через Союз промышленников и предпринимателей Оренбуржья и Торговопромышленную палату.

Основные направления работы министерства по развитию промышленного комплекса Оренбургской области:

1.Повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий.

2. Повышение конкурентоспособности промышленного производства, увеличение объемов, повышение эффективности и социальной ответственности промышленных предприятий.

3. Формирование приоритетных направлений промышленной и инновационной политики Оренбургской области.

4. Работа с Оренбургским областным союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой по консолидации усилий в вопросах.

5. Формирование «вертикали» управления по осуществлению проводимой промышленной и инновационной политики и ряд других.

Правительством области заключены соглашения о проведении совместных конкурсов грантов с Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований (50% - федеральный и 50% - областной бюджеты), что позволяет ежегодно привлекать из федерального бюджета до 5 млн. руб.

В составе министерства функционирует отдел по науке и инновациям, чья деятельность направлена на выполнение ряда условий:

1) содействие проведению в Оренбургской области международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических семинаров, симпозиумов, конференций;

2) проведение ежегодных областных конкурсов на соискание премий администрации области в сфере науки и техники;

3) подготовка кадров резерва специалистов по развитию инновационной деятельности;

4) привлечение широкого круга ученых, специалистов для выработки рекомендаций по развитию инновационной деятельности;

5) проведение ежегодных научно-практических конференций молодых ученых и специалистов, выставок научно-технического творчества молодежи;

6) организация проведения ежегодных областных конкурсов «Инженер года», «Лучшее предприятие по внедрению инноваций», «Изобретатель года» и ряда других.

Целями проводимых мероприятий являются:

1) коммерциализация результатов научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, оказание содействия в бюджетном финансировании и привлечении внебюджетных средств для стимулирования инновационной и инвестиционной активности в экономике Оренбургской области;

2) выявление проектов, представляющих потенциальный интерес для инвестиционных институтов (венчурных фондов, банков, инвестиционных компаний);

3) внедрение высокотехнологичных и наукоемких разработок через создание конкурентоспособной продукции, освоение ее производства и выведение на товарный рынок;

4) содействие формированию необходимых правовых, организационных и экономических механизмов взаимодействия науки, производства и рынка;

5) содействие в реализации научно-технических и инновационных проектов, направленных на повышение экономического роста и техническое перевооружение предприятий.

В Оренбуржье завершается формирование региональной нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности. Сформированы организационные элементы инновационной инфраструктуры.

В регионе успешно действуют важные точки инновационной активности: с 1997 года -Автономная некоммерческая организация «Технопарк Оренбургского государственного университета», - эффективно влияющий на экономику и общество региона путем коммерциализации научных идей и изобретений; с 1998 года - бизнес-инкубатор «Центр по организации производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции»; с 2002 года - автономная некоммерческая организация «Центр инноваций и наукоемких технологий», создан и развивается Фонд содействия инновациям «Паутинка»; с 2006 года - государственное учреждение «Оренбургский областной бизнес-инкубатор».

За последние два года уровень инновационно активных предприятий снизился с 7,7% до 7% , при этом рост внутренних затрат на инновации составил 38%.

Изменение валового регионального продукта (ВРП) от количества организаций, занимающихся научными исследованиями, имеет зависимость:

у=589248-27645,6*х, (1)

уравнение адекватно И2=0,84, критерий Фишера F (1,14)=15,75, средняя ошибка=25,31%, критерий Дарбина - Уотсона = 2,48. Из полученной модели мы можем наблюдать, что увеличение количества организаций на 1 ед. уменьшает ВРП на 27645,6 млн. руб.

В структуре организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности преобладают (50%) государственные, организации высшего образования составляют 29%, предпринимательского сектора - 21%.

Была рассчитана модель изменения ВРП от состава и структуры организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности:

у=501198,2-27668,9*х1--33020,0*х2+1285,7*х3, (2)

где х1 - организации государственного сектора деятельности;

х2 - организации предпринимательского сектора деятельности;

х3 - организации высшего образования.

Уравнение адекватно И2=0,92, критерий Фишера F (3,31)=3,9, средняя ошибка = 30,62%, критерий Дарбина - Уотсона = 1,73. Из полученной модели мы можем наблюдать, что увеличение количества организаций государственного и предпринимательского сектора деятельности на 1 ед. уменьшает ВРП на 27668,9 млн. руб. и 33020 млн. руб. соответственно. Увеличение участия в научных разработках организаций высшего образования ведет к увеличению ВРП на 1285,7 млн. руб.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период с 2001 г. по 2006 г. снизилась на 1,4%: с 962 чел. до 949 чел. Также изменилась и структура персонала, что было связано со следующим процессом: численность исследователей сократилась на 5,4%, техников - на 17,3%, прочего персонала - на 31,1%,

одновременно количество вспомогательного персонала возросло на 43,7%.

Зависимость ВРП (у) от численности персонала, занятого исследованиями и разработками (х), имеет следующий вид:

у=12822,18-11,80*х, (3)

уравнение адекватно И2=0,54, критерий Фишера F (1,14)=13,56, средняя ошибка = 4,28%, критерий Дарбина - Уотсона = 1,8. Увеличение персонала на 1 человека уменьшает ВРП на 11,80 млн. руб.

В период с 2001 г. по 2006 г. внутренние затраты на разработки и исследования увеличились в 2,7 раза.

Наибольший рост затрат наблюдается в организациях высшего образования - 3,46 раза, в государственном секторе деятельности рост составил - 288 %, в предпринимательском - 261%.

Тем не менее, в структуре затрат на исследования и разработки по секторам деятельности 64% (150 млн. руб.) составляют предпринимательские, 29% (68,2 млн. руб.) - государственные, 7% (15,9 млн. руб.) - системы высшего образования.

Смоделировав изменение ВРП в зависимости от объема затрат на науку, получили следующее уравнение:

у=-29879,0+1202,6*х, (4)

уравнение адекватно И2=0,93, критерий Фишера F (1,14)=37,2, средняя ошибка = 17,28%, критерий Дарбина - Уотсона = 1,71. Из полученной модели мы можем наблюдать, что увеличение объема затрат на научные исследования и разработки на 1 млн. руб. увеличивает ВРП на 1202,6 млн. руб.

Модель влияния состава и структуры затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности на ВРП региона имеет вид: у=-33482,1+7184,3*х1-925,3*х2-1594,1*х3, (5) где х1 - затраты организаций государственного сектора деятельности;

х2 - затраты организаций предпринимательского сектора деятельности;

х3 - затраты организаций высшего образования.

Уравнение адекватно И2=0,98, критерий Фишера F (3,31)=13,6, средняя ошибка = 1,69%, критерий Дарбина - Уотсона = 1,83. Из полученной модели мы можем наблюдать, что увеличение затрат организаций высшего образо-

вания и предпринимательского сектора деятельности на 1 млн. руб. уменьшает ВРП на 925,3 млн. руб. и 1594,1 млн. руб. соответственно. Увеличение затрат на научные разработки государственных организаций ведет к увеличению ВРП на 7184,3 млн. руб.

Стратегически важным является ориентирование научно-технического потенциала области на формирование инновационного сектора как наиболее значимого для экономики области.

В 2006 году расходы областного бюджета на научные исследования по приоритетным для региона направлениям составили 6 млн. руб. Предприятиями и организациями всех форм собственности на научные исследования и разработки было потрачено 140 млн. руб., из них 30 процентов - это средства бюджетов всех уровней. На инновационную деятельность хозяйствующими субъектами области были израсходованы 201,4 млн. руб., а инновационной продукции получено на сумму более 1 млрд. рублей (для сравнения: Кировская обл. - 816,5 млн. руб., Марий-Эл - 181,6 млн. руб.).

При Правительстве Оренбургской области учрежден Совет по промышленной политике, на заседании которого был подготовлен и в целом одобрен проект закона «О новой промышленной политике в Оренбургской области». Одновременно готовится пакет документов, позволяющих реализовать закон на практике: это Концепция развития промышленного комплекса области и программы развития отдельных отраслей.

Более 60 процентов инновационных разработок выполнены в научных и образовательных учреждениях Оренбургской области. Ежегодно выпускается специальное издание «Инновации. Оренбургская область», газета «Наука».

Традиционно на территории области проводятся выездные заседания Президиума Уральского отделения Российской академии наук, Ученого совета Южно-Уральского отделения Российской академии медицинских наук, Бюро Российской академии сельскохозяйственных наук.

При финансовой поддержке Правительства Оренбургской области ежегодно проводится более 30 различных конференций, симпозиумов, семинаров.

Оренбургская область занимает средние позиции в ранговых показателях, при этом со-

седями области являются регионы с более высокими показателями социально-экономического развития. Разница между средними и высокими рангами столь велика, что к регионам, чей ВРП на душу населения отличается от наибольшего менее чем в 4,5 раза, относится всего 8 регионов - менее 10 процентов всех регионов РФ. Поэтому Оренбургская область, находясь в середине по рангу, фактически располагается в середине «хвоста» по стратификации.

Был выявлен ряд проблем инновационного развития производственного комплекса региона. На многих предприятиях области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Не развита инфраструктура поддержки инновационной деятельности. Области необходим интегрированный механизм (инновационные центры, тех-но-внедренческие зоны, консалтинговые фирмы, информационно-правовые центры и т.д.) поддержки инновационной деятельности, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию завершенных НИОКР, а также инновационных проектов промышленных предприятий. К числу неблагоприятных факторов, влияющих на продвижение инновационных проектов, следует отнести снижение потенциала рынка труда, вызванное оттоком высококвалифицированных кадров из промышленности в другие сферы хозяйственной деятельности и, как следствие, трудности при формировании новых высокотехнологических производств. Лишь 7,5 процента предприятий и организаций производят наукоемкую продукцию, которая в общем объеме промышленного производства составляет 2,6 процента. Работающие в настоящее время на промышленных предприятиях специалисты не имеют достаточной подготовки и опыта в области инновационного менеджмента и бизнес-планирования. Отсутствие качественно выполненных бизнес-планов в значительной мере препятствует привлечению в инновационные проекты как прямых инвестиций, так и банковских кредитов.

Для Оренбургской области характерно то, что проблемы во многом повторяют общероссийские, включая:

- относительно низкий уровень жизни населения;

- общую ресурсную ориентированность экономики;

- изношенность основных фондов и ряд других.

Все проблемы, стоящие перед Оренбургской областью, следует разделить на две группы:

- проблемы, действующие в настоящий момент и определяющие существующее состояние;

- стратегические проблемы, определяющие направления развития.

Было выявлено, что на эффективное внедрение научных разработок негативное влияние оказывают факторы:

- незавершенность в производственном отношении предлагаемых наукой разработок, которая определяется крайне низким уровнем финансирования опытно-конструкторских работ;

- отсутствие приоритетных федеральных и областных направлений научных исследований и инноваций для целей эффективного развития промышленности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- имеющийся в настоящее время региональный механизм стимулирования развития науки;

- недостаточное взаимодействие между производственными предприятиями и научными организациями и др.

При этом имеются и позитивно влияющие факторы, к которым можно отнести:

- наличие научных школ по проблемам эффективного развития региональной экономики, аграрного производства и промышленности;

- присутствие различных структур, нацеленных на внедрение инноваций;

- понимание в правительстве необходимости разработки вариантов инновационного развития производственного комплекса Оренбургской области и др.

В сфере материального производства износ фондов превысил допустимые пределы, в сфере услуг - к ним быстро приближается.

Инструментами для привлечения научных кадров к разработке актуальных для экономики Оренбургской области тем должны быть следующие:

- тематические гранты правительства области для НИИ с целью разработки систе-

мы мероприятий внедрения новых технологий эффективного регионального производства;

- кроме целевого финансирования перспективные научные разработки необходимо поддерживать региональными грантами РФФИ, РГНФ;

- правительство области должно приложить усилия для продвижения приоритетных научных региональных направлений в рамках грантов и конкурсов на федеральном уровне;

- привлечение финансирования со стороны предприятий для проведения научно-исследовательских разработок и др.

Формирование системы сбалансированного развития научно-инновационной сферы региона позволит перевести экономику на новый уровень производственных и социальных отношений, сформировать качественно новые виды продукции и производства, дополнительные высококвалифицированные рабочие места, повысить доходы областного бюджета и уровень жизни населения.

Использованная литература:

1. Областной статистический ежегодник: Стат.сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2007. - 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.