Научная статья на тему 'Особенности развития народной культуры в современном Башкортостане'

Особенности развития народной культуры в современном Башкортостане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1003
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРЫ / NATIONAL CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE / SOCIAL MANAGEMENT OF CULTURE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ижбульдина О. Н.

В статье рассматриваются проблемы государственного управления развитием народной культуры в современном Башкортостане, определяется специфика народной культуры и ее отличие от культуры профессиональной, обобщается опыт работы Республиканского дома народного творчества как эффективной формы изучения, бережного сохранения и развития традиционной народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE NATIONAL CULTURE DEVELOPMENT IN MODERN BASHKORTOSTAN

Peculiarities of the national culture development In modern Bashkortostan are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности развития народной культуры в современном Башкортостане»

УДК 008 (470.57)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ БАШКОРТОСТАНЕ

© О. Н. Ижбульдина

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, Фрунзе, 40.

Тел./факс: +7 (347) 272 61 23.

E-mail: bagsu_gmu@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы государственного управления развитием народной культуры в современном Башкортостане, определяется специфика народной культуры и ее отличие от культуры профессиональной, обобщается опыт работы Республиканского дома народного творчества как эффективной формы изучения, бережного сохранения и развития традиционной народной культуры.

Ключевые слова: народная культура, профессиональная культура, социальное управление развитием культуры.

Исследователи теории культуры называют культурную политику нашего времени ахиллесовой пятой социальной сферы. Отмечается, что последовательная культурная политика в недавнем прошлом была фактом действительности. Ею занимались, ее разрабатывали, безусловно, во многом она была излишне идеологизирована, но в ней были общепринятые и достаточно понятные большинству граждан в различные времена ориентиры: всеобщая грамотность, общедоступность образования, определенная степень идеологизированного просвещения, государственная поддержка искусства, всего спектра культурных учреждений [1, с. 169-270]. Разумеется, констатация перечисленных моментов не содержит в себе ностальгии. Наше общество достаточно остро пережило фетишизацию классовых ценностей и теперь возвращается к ценностям, основанным на свободе духа и плюрализме оценок. Казалось бы, цели ясны, но в условиях сегодняшнего дня они, к сожалению, трудно достижимы, во многом потому, что в стране практически отсутствует то, что, строго говоря, принято называть культурной политикой. Это положение характерно как для федерального, так и для регионального уровней. Сказанное, на наш взгляд, делает обращение к проблематике социального управления в сфере культурной политики весьма актуальным.

Разумеется, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все аспекты социального управления культурой в целом. Мы остановимся на одном, как нам кажется, весьма важном ее аспекте - управлении развитием народной культуры. На первый взгляд, такая постановка вопроса выглядит странной, поскольку кажется, что народная культура представляет собой тот пласт культурной жизни, который развивается за счет собственных витальных сил и нуждается не в управлении, а в создании необходимых для ее развития условий. Во-первых, создание условий для развития народной культуры не происходит автоматически. Оно невозможно без принятия соответствующих управленческих решений. Во-

вторых, исследованиями последнего времени зафиксирована противоречивая тенденция. С одной стороны, современное социокультурное пространство характеризуется развитием мегасоциума, процессами культурной глобализации и универсализации общественной жизни. При этом появление наднационального континуума имеет объективные причины. В их числе - совершенствование сферы социальных коммуникаций, высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурных взаимодействий [2, с. 3]. Несомненно, формирование глобальных рынков обмена культурной продукцией может внести позитивный вклад в развитие творчества, способствовать обогащению различных культур в процессе их взаимодействия. С другой стороны, культурная глобализация сопровождается кризисом базовых ценностей, трансформацией культурного контекста формирования национальной идентичности, таким образом, способна привести к общественной нестабильности, нанести вред национальным и этническим культурам [2, с. 3-4]. В этих условиях оставить процесс сохранения и развития народной культуры вне управленческого внимания было бы опасно серьезными негативными последствиями.

В обыденном употреблении русского языка слово «культура» кажется почти однозначным. Автор фундаментального словаря русской культуры Ю. С. Степанов отмечал: «В современном русском языке слово культура имеет два основных значения: 1. Совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно - в производственной, социальной и духовной. 2. Высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений, то же, что культурность. Характерная черта русской жизни состоит в том, что два значения тесно связываются, поэтому в обычном словоупотреблении чаще встречаются сочетания с родительным падежом - Культура речи; Культура быта; Культура

торговли и т.п. Поэтому также и в первое значение всегда примешивается компонент «достижение; высокий уровень», и само слово культура сопровождается внутренней оценкой, всегда достаточно высокой, положительной» [3, с. 12]. Следует подчеркнуть, что такое толкование понятия «культура» типично и широко распространено. Но в научной литературе (и отечественной, и зарубежной) такого однообразия взглядов нет.

Известно, что уже в 1952 г. американские исследователи А. Л. Кребер и К. Клакхон только в англоязычных изданиях собрали более двух сотен определений культуры и еще более ста попыток определить это понятие описательно [4]. С тех пор эти цифры неуклонно росли и ныне достигли четырехзначных величин. Недостатка в определениях нет и в отечественной науке. Основоположник уральской социологической школы Л. Н. Коган выделил три трактовки культуры: духовную, аксиологическую и этносоциологическую [5]. Разумеется, в зависимости от исходных концептуальных позиций будет меняться и содержание понятия «народная культура».

Духовная концепция ограничивает культуру исключительно сферой духовной жизни общества. При таком концептуальном основании из сферы народной культуры выпадают народные промыслы, народный костюм и даже народные инструменты, поскольку всё это - продукты материальной деятельности. Однако нам уже приходилось отмечать, что подобная позиция кажется чрезмерно узкой [6, с. 8-9]. Широко известное деление культуры на материальную и духовную скорее относительно, нежели абсолютно. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещи, а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную. Но противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, как верно отмечал Н. С. Злобин, «так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна» [7, с. 56].

Аксиологическая концепция рассматривает культуру как совокупность накопленных людьми материальных и духовных ценностей. Ее сторонники в любом элементе культуры усматривают не столько сам предмет, сколько его значение для человека, которым он обладает за пределами своего природного бытия [8, с. 124]. Культура, таким образом, рассматривается как предметный мир, наполненный значимыми для человека ценностями.

При подобном концептуальном подходе народная культура выступает главным носителем ценностей социума, что потенциально опасно. В этом случае любой возврат к традициям (будь то традиции

национальной культуры или народной педагогики, экономического уклада или политической организации) обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г. С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обнов-ляюще продлить жизнь традиции» [9, с. 110].

Этносоциологическая концепция рассматривает культуру как творение человека в противоположность тому, что порождено природой. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. Это «степень, мера формирования, развития и реализации социальных (сущностных) сил человека в его многообразной общественной деятельности» [10, с. 172]. Данный подход к народной культуре кажется нам наиболее продуктивным.

Что характерно для народной культуры? Культурологи рассматривают ее в неразрывной связи с культурой национальной. Последняя же характеризуется ими как совокупность исторически сложившихся характерных черт, свойств, особенностей, присущих культурной жизни того или иного народа [1, с. 386]. Основным принципом формирования культурных систем подобного типа определяется то, что «в основе социальной солидарности соответствующей группы людей лежит опыт их совместного проживания на смежных территориях (соседство) и удобство совместной хозяйственной деятельности, обороны от соседей и т.п.» [11, с. 158]. Как первое, так и второе определение кажутся нам слишком общими, а потому социологически не операциональными.

Думается, что с позиций социологического подхода целесообразнее рассмотреть народную культуру в ее дихотомии с культурой профессиональной. Профессиональная культура появляется с общественным разделением труда, следовательно, исторически вторична. Она создается людьми, профессионально занятыми в сфере культуры и, как правило, прошедшими специальную подготовку. Принадлежность их произведений тому или иному автору строго фиксирована и юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-либо другим.

В отличие от нее, народная культура исторически первична. Она появляется одновременно с возникновением человеческого общества, неотделима от труда и быта, имеет внутренне целостный (синкретичный) характер и ярче всего представлена фольклором, хотя им не исчерпывается. Народная культура не имеет явного и определенного автора (потому мы и говорим о «народных песнях», «народных инструментах», «народных танцах», «народной медицине») и передается из поколения в

поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь.

В связи с отмеченным, действенная культурная политика должна быть направлена на сохранение народной культуры, а не на ее «бальзамирование», на ее развитие, а не на консервацию, что требует адекватных управленческих решений и организационных форм. Одной из таких организационных форм выступает Республиканский центр народного творчества (РЦНТ), представляющий собой эффективную форму управления развитием народной культуры в современном Башкортостане.

На земле Башкортостана веками складывалась культура взаимодействия разных народов. И народы Башкортостана всегда стремились к мирным добрососедским отношениям и культурному взаимовлиянию. Башкортостан издревле является контактной зоной между Западом и Востоком, христианством и исламом, славянским и тюркским мирами и культурами.

Одним из важнейших направлений государственной политики в Республике Башкортостан является сохранение народных и этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества, художественных промыслов и народных ремесел, развитие сети культурно-досуговых учреждений. В рамках этой важной миссии в Башкортостане уже семь десятилетий действует специализированный центр. В современной деятельности центра народного творчества сохраняются лучшие традиции по изучению, бережному хранению и развитию традиционной народной культуры, привлечению консультантов, знатоков фольклора, этнографов, а также продолжают развиваться традиции по зарождению новых народных праздников.

20 февраля 1937 года в Башкирии, по инициативе республиканских властей, открывается республиканский Дом народного творчества. Уже к середине 30-х годов в крае успешно работали десятки клубов, несколько сотен изб-читален, в которых действовало 1116 кружков народного творчества. В 1938-40 гг. Дом народного творчества проводит республиканские смотры художественной самодеятельности, районные олимпиады, выставки декоративно-прикладного искусства, фотовыставки. В эти же годы организуются и первые семинары для руководителей художественной самодеятельности.

В 1944-45 гг. вновь начали проводиться смотры художественной самодеятельности, по необходимости забытые в первые годы Великой отечественной войны. Если до начала войны в Башкирии было 850 коллективов (16420 участников), то в 1946 году уже 3009 (42574 участников).

Несмотря на послевоенные трудности, при РДНТ открываются 6-месячные курсы подготовки баянистов и руководителей хореографических и хоровых коллективов, организуются 5-месячные курсы для массовиков-затейников. В 1956 году

впервые проводятся 40-часовые зональные семинары под руководством Файзи Гаскарова - художественного руководителя Башкирского государственного ансамбля народного танца.

В середине 50-х годов в руководстве развитием самодеятельного творчества появляются новые формы работы: творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности, эстафеты культуры, «Театральная весна», конкурсы на лучшего кураиста, певца, чтеца, танцора и т. д. В документах Министерства культуры РСФСР подчеркивалось, что успехи танцевальных и инструментальных коллективов стали возможны благодаря значительной работе РДНТ по изучению, бережному хранению и развитию традиционной народной культуры, привлечению консультантов, знатоков фольклора, этнографов.

Конец 60-х - начало 70-х гг. отмечены плодотворной работой коллектива РДНТ по возрождению и внедрению в массовую практику традиционных народных праздников «Сабантуй», «Воронья каша», «Гусиное перо». Эта интересная работа до середины 70-х гг. не имела аналогов в других регионах. В Башкирской АССР создать подлинно народные праздники, где находилось место для активного участия каждого, не было деления на артистов и зрителей. В это же время были заложены традиции праздников народного творчества, среди которых - крупномасштабный праздник песни, музыки и танца, ежегодный марш-парад духовых оркестров, конкурсы кураистов, гармонистов, исполнителей традиционного горлового пения уз-ляу и многие другие.

Деятельность РДНТ сопровождалась стремительным укреплением материальной базы сельской культуры. Хорошо оснащенные и красиво оформленные новые клубы, дома и дворцы культуры открывались повсюду, в них кипела жизнь: работали кружки и самодеятельные коллективы, университеты культуры и народные музеи, шли спектакли народных театров, проводились интересные тематические вечера, шла подготовка к праздникам. К концу 70-х гг. РДНТ стал крупным методическим центром развития и изучения народной культуры. Практически в каждом районе были народные театры, любительские музыкальные, хореографические коллективы, детские музыкальные школы.

В конце 1979 года Республиканский Дом народного творчества и Республиканский методический кабинет культурно-просветительной работы были реорганизованы в Республиканский научнометодический центр народного творчества и культурно-просветительной работы.

Главным итогом последующих двух десятилетий стало то, что в условиях общественных реформ выдержала испытания временем система методического обеспечения народного творчества. В начале 90-х Дом вновь изменил статус и стал Республиканским центром народного творчества, которому

удалось осуществить целый ряд значимых художественных акций. Помимо успешного участия во всероссийских смотрах и фестивалях, Республика Башкортостан проводит сегодня немало международных и межрегиональных мероприятий. Разрабатываются и реализуются ежегодные и долгосрочные программы развития приоритетных направлений. Только за последний период проведены: Республиканский телевизионный фестиваль «На рубеже тысячелетий», Международный фестиваль национальных культур «Бердемлэк-Содружество», Международный фестиваль башкирской и татарской песни «Дуслык моно», Международный фестиваль финно-угорских народов «Самоцветы Прикамья», Республиканский фестиваль исполнителей башкирской песни «Ирандык мондары», Межрегиональный фестиваль поэзии «Илхам шишмэлэре» и многие другие.

Сохраняя традиционные фестивали и праздники, Центр внедряет в республиканскую и межрегиональную практику и новые фестивальные проекты, которые завоевывают все большую популярность и значимость. Среди таких основательных проектов необходимо указать: Республиканский фольклорный праздник «Салават йыйыны», Республиканский фестиваль хорового искусства «Звезды Белоречья», Республиканский фестиваль народных театров «Золотая юрта», Республиканский праздник гармони-тальянки, Республиканский конкурс работников культуры на приз РЦНТ «Етэ-ген Йондоз» и многие другие.

В республике практически сохранена сеть учреждений культуры. Наряду с передачей клубов, домов культуры в муниципальную собственность и созданием новых культурно-досуговых учреждений в городах и районах продолжается строительство новых учреждений культуры. Они дают возможность творческому росту многих самодеятельных коллективов на местах. Но самое главное, они оправдали себя как эффективные формы сохранения и развития народной культуры, без которых сохранение последней было бы весьма проблематично.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -416 с.

2. Чернышова А. А. Культура как объект управления: Автореф. дисс. ... канд. культурологии. Челябинск, 2005. -24 с.

3. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. -990 с.

4. Kroeber A. L., Kluckhohn C. Culture. A critical review of concepts and definitions. Cambridge, Mass. Publ. by the Museum of Amer. Archaeology and Ethnology. Harvard Univ. Papers. 1952. Vol. XLVII. № 1.

5. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992. -120 с.

6. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-

социологический анализ. Уфа: изд-во БГПИ, 1997. -144 с.

7. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Мысль, 1973. -374 с.

8. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Высшая школа, 1994. -508 с.

9. Батищев Г. С. // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. С. 90-135.

10. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль,1984. -252 с.

11. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. -496 с.

Поступила в редакцию 23.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.