Научная статья на тему 'Особенности развития муниципальных образований в маркетинговой среде'

Особенности развития муниципальных образований в маркетинговой среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / MUNICIPAL FORMATION / MARKETING TERRITORY / MANAGEMENT PROCESS / MUNICIPAL MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Е. С.

Появляющаяся в настоящих условиях новая разновидность маркетинга "муниципальный маркетинг", является перспективным направлением современной теории и практики управления маркетингом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICULARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION IN MARKETING AMBIENCE

Coming up for persisting condition new variety marketing "municipal marketing", is a perspective direction to modern theory and practical persons of marketing management in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности развития муниципальных образований в маркетинговой среде»

Экономика

- регулируемые и нерегулируемые;

- контролируемые и неконтролируемые;

- нормативные (плановые) и фактические;

- добавочные (приростные, инкрементальные) и снижающиеся (декремен-тальные), т.е. изменяющиеся по альтернативам;

- затраты прошлого периода (ирре-левантные), т.е. неуместные для принятия решения в будущем;

- затраты будущего периода (значимые, релевантные);

- вмененные издержки (издержки упущенных возможностей, альтернативные).

В принятии управленческих решений часто сравниваются альтернативы. Каждая из них ассоциируется с соответствующими затратами, а в сфере образования это особенно актуально.

Также анализируя управленческий учет в негосударственной образовательной сфере следует отметить,что ведущее направление - обеспечение соответствия спроса и предложений на "рынке" образовательных "товаров" и услуг.

Структурная перестройка системы образования направлена на решение следующих основных задач:

- создание многоукладной системы образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;

- целенаправленная ориентация системы образования на спрос - не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизован-

ного рынка образовательных услуг;

- преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений, вызванных прежней, ведомственной организацией образовательной системы, прежде все-го- профессионального образования: устранение диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них на рынке труда;

- оптимизация сети образовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов образовательных учреждений, при свертывании или перепрофилировании тех из них, которые не отвечают актуальным и перспективным потребностям развития страны.

Литература

1. Наумова H.A. Управленческий учет в вузе как источник релевантной информации // Экономика образования. - 2005.

- № 5 (сентябрь). - С. 75-79.

2. Зайцева Н.Н, Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского университета. - 2008. - № 2-1 (февраль). - С. 25-28.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЕ

КС. КУЛИКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: муниципальные образования, маркетинг территорий, управленческий процесс, муниципальный маркетинг.

Необходимо отметить, что по поводу дефиниции муниципального маркетинга на сегодняшний день отсутствует какая-либо определенная ее трактовка. А в доступной нам литературе рассматриваются понятия территориального, регионального маркетинга и маркетинга города с позиций разных авторов.

Согласно разработкам А.П, Панкру-хина - "территориальный маркетинг -это маркетинг в интересах территории и территориальных субъектов", который представлен двумя его разновидностями [1]:

1. "Маркетинг территорий - это деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения субъектов рынка, социальных общностей по поводу конкретных территорий, сосредоточенных там природных, материально-технических, финансовых, трудовых и социальных ресурсов, а также возможностей их реализации и воспроизводства". Маркетинг территории ориентирован на субъектов за ее пределами. По уровням объектов маркетинга территорий выделяются разные

территориальные образования: часть света или сообщество стран; страна; регион; муниципальное образование; город; какое-либо место, вплоть до иного локального места.

2. "Маркетинг на территории осуществляется в ее пределах".

Региональный маркетинг рассматривается в работах отечественных и зарубежных ученых. В исследованиях А.М. Лаврова и В.С.Сурнина [2] признается структурная диверсификация маркетинга. С одной стороны, маркетинг развивается вглубь, то есть при принятии маркетинговых решений необходимо учитывать неэкономические факторы гуманитарного, экологического, политического, общественного характера и другие. С другой стороны, развитие маркетинга необходимо исследовать вширь, распространяя его идеологию на внутри- и внеорганиза-ционные отношения. С третьей стороны, учитывая современные тенденции развития маркетинга, он может структурироваться по уровням его функционирования: микроуровень - мезоуро-вень - макроуровень. По их мнению, на определенном этапе углубления,

расширения и развертывания маркетинга на мезоуровень можно выделить из всей совокупности региональный маркетинг. Региональный маркетинг не предполагает изучение рынка, спроса и т.д. на товары какого-либо отдельного предприятия, а речь идет об изучении спроса и реализации всего потенциала региона с точки зрения региональных потребностей. Региональный маркетинг создает условия для приспособления региональной системы воспроизводства к общественному спросу, формирует организационную инфраструктуру по изучению рынков, активно воздействует на функционирование региональных систем распределения товаров, создает благоприятную экономическую среду, координирует и тем самым повышает степень конкурентоспособности хозяйствующих на территории субъектов. Авторами предлагается следующее определение: "региональный маркетинг - это система взаимосвязанных экономических отношений, выражающая взаимодействия между различными субъектами по поводу управления экономикой региона на основе постоян-

Municipal formation, marketing territory, management process, municipal marketing.

ного мониторинга (анализа, оценки и прогноза) процессов, происходящих на рынке, а также согласования (в оптимальном варианте гармонизации) разноуровневых экономиических интересов".

Согласно исследованиям Грачевой Е.И. [3], понятие "региональный маркетинг" правомочен в связи с известной классификацией рынков: местный, внутренний (национальный), внешний (экспортный) и рассматривается в широком и узком смысле слова. Региональный маркетинг в широком смысле рассматривается как деятельность фирм, ориентированная на тот или иной рынок: местный, национальный, внешний, "экспортный". Региональный маркетинг в узком смысле слова связан с защитой интересов региона как целого и может осуществляться государственными, муниципальными, некоммерческими и коммерческими организациями. В этом случае маркетинг должен решать двоякую задачу. С одной стороны, работа по заказам экономических субъектов региона, с другой, как база по сбору, обработке и анализу информации.

На наш взгляд, позиции, изложенные А.М.Лавровым, Сурниным B.C. и Е.И. Грачевой, могут, во-первых, считаться тождественными; во-вторых, не в полной мере показывают возможности регионального маркетинга.

Цель и методика исследований

Необходимо также отметить, что традиционной сферой деятельности городских властей в развитых странах Западной Европы, США и других является активность в области маркетинга города. Важно подчеркнуть, что существуют разные подходы по формулировке данного понятия. Формируясь в новый управленческий процесс, маркетинг города заменяет местную экономическую политику, включая в себя все её прежние направления и дополняя такими элементами, как: 1) создание и реклама имиджа города; 2) последовательная ориентация на спрос, то есть интересы тех конкретных групп населения и виды деятельности, которые привлекаются в город; 3) экологическая и социальная направленность; 4) партнерство властей и частного бизнеса. Иначе можно сказать, что маркетинг города представляет особо точную и обоснованную местную экономическую политику, необходимость которой обусловлена возрастающей конкуренцией между городами за новые инвестиции" [4].

Исходя из вышесказанного, мы можем полагать, что муниципальный маркетинг - это:

1) частный случай территориального маркетинга и выделяется из него по уровню объекта маркетинга (в нашем исследовании объектом маркетинга является муниципальное образование индустриальной территории (МОИТ);

2) элемент системы рыночных отношений, спроецированный на уровень муниципального управления (на основе структурной диверсификации маркетинга по уровням функционирования из всей его совокупности можно выделить муниципальный маркетинг на определенном этапе углубления, расширения и развертывания маркетинга на микроуровень);

3) деятельность в сфере обменных процессов между органами власти и субъектами рынка по поводу удовлетворения потребностей, наряду с обычными товарами и услугами, через потребление особого вида услуг, которые создаются и предоставляются органами муниципальной власти и другими ее институтами в целях обеспечения устойчивого развития муниципального образования и улучшения качества жизни населения.

Резюмируя вышеизложенное, мы считаем целесообразным предложить следующую трактовку муниципального маркетинга. "Муниципальный маркетинг - это разновидность территориального и регионального маркетинга, которая определяется как интегральная деятельность в интересах муниципального образования (внутри и за его пределами) и его субъектов (органов власти и субъектов муниципального рынка) на основе выявления, создания и изменения муниципального продукта в целях обеспечения устойчивого развития муниципального образования и улучшения качества жизни населения".

С учетом всего вышеизложенного и, используя разработки А.П. Панкру-хина [5] и А. Харченко, считаем целесообразным предложить авторское видение особенностей муниципального маркетинга (маркетинга МОИТ):

1. Это процесс выявления, создания и реализации условий для производства муниципальных товаров и оказания муниципальных услуг, а также продвижения и стимулирования спроса на муниципальные товары и услуги и совокупный ресурсный потенциал МОИТ на рынке.

2. Это комплекс мероприятий как внутри МОИТ, так и за его пределами, направленный на обменные процессы между органами местного самоуправления и внешними и внутренними субъектами хозяйствования, то есть необходимо выгодно "продать" МОИТ для разных субъектов, имеющих там свои интересы, начиная от бизнеса и инноваций до привлечения квалифицированной рабочей силы, туристов и т.д. с целью активизировать процесс устойчивого развития МОИТ.

3. Муниципальный маркетинг - интегральная деятельность на территории МОИТ и за его пределами, которая подразделяется на два вида: 1) маркетинг муниципального образования, осуществляемый как внутри МОИТ, так и за его пределами, и ориентированный

Экономика

на внешние субъекты для целенаправленного формирования спроса на совокупный ресурсный потенциал МОИТ, привлечения инвесторов, квалифицированной рабочей силы, туристов и пр., продвижения имиджа МОИТ за его пределами, а также позитивного развития МОИТ к его выгоде и в его интересах; 2) маркетинг внутри муниципального образования деятельность, направленная на становление и развитие в МОИТ цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении муниципальных ресурсов, товаров и услуг; деятельность должна осуществляться под руководством, при участии и по заказу муниципальных органов управления.

4. Основная сфера муниципального маркетинга - непромышленная сфера, то есть область общественных услуг (коллективных благ), где, с одной стороны, действуют органы местного самоуправления, а с другой - потребители этих услуг - граждане, общественные движения и организации, политические партии, финансовые и промышленные объединения и т.д. и оценить эти услуги, как правило, можно только после их потребления.

5. Задача муниципального маркетинга - выявление и учет общественных потребностей основных субъек-тов-потребителей МОИТ; стимулирование полезных новых потребностей и интересов как всего общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп населения МОИТ.

6. Муниципальный маркетинг предпочтителен для развития МОИТ, так как базируется на использовании только ограниченного городского ресурсного потенциала, находящегося под контролем государства и общественности [6].

7. Муниципальный маркетинг позволяет рассматривать маркетинг как общественный вид деятельности, связанный с процессами реализации муниципальной (государственной) экономической и социальной политики.

Таким образом, можно констатировать, что, с одной стороны, значительное расширение самостоятельности и ответственности муниципальных образований как субъектов хозяйствования дают им возможность воздействовать на воспроизводственные процессы, то есть реально управлять устойчивым развитием МОИТ. С другой стороны, интересы общества, их сбалансированность и степень удовлетворения во многом определяются государством, деятельностью его институтов. Если это так, то можно утверждать, что маркетинговые отношения развиваются не только между рыночными партнерами. Эти отношения втягивают в воспроизводственные процессы, институты власти, которые функционально заняты организацией удовлетворения экономических и социальных нужд населения, а также и

Экономика

некоммерческие (общественные) организации.

Муниципальный маркетинг предназначен обеспечить согласование локальных экономических целей отдельных предприятий и организаций с муниципальными целями и интересами. Необходимо также отметить, что муниципальный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику в целом (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (предприятия и фирмы), позволяет в определенном смысле обеспечивать сочетание ин-

тересов и целей общенационального, регионального и муниципального характера. Поэтому можно сделать предположение о том, что маркетинг дает большую возможность, чем все другие подходы к управлению развитием муниципального образования в разрешении противоречий между быстрыми темпами перемен отношений в обществе и удовлетворением потребностей в товарах и услугах, так как основывается на выявлении, прогнозировании и удовлетворении потребностей. Кроме того, мы полагаем, что муниципальный маркетинг есть ни что

иное, как механизм, посредством которого происходит сочетание интересов МОИТ с интересами его хозяйствующих субъектов и удовлетворением потребностей всех социальных групп конкретного МОИТ. Близкие позиции мы встречаем и у других авторов (Б.М. Гринчеля, А.П. Панкрухина и др.).

Выводы Таким образом, появляющаяся в настоящих условиях новая разновидность маркетинга - "муниципальный маркетинг", является перспективным направлением современной теории и практики управления маркетингом в России.

Литература

1. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 6. - С.83-86.

2. Лавров А.М., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты / Региональный маркетинг и тенденции его развития. 4.2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С.47.

3. Грачева Е.И. Региональный маркетинг. - Киров, 1993. - 15с.

4. Международная программа «Евроград - XXI». Научный отчет / Функции и деятельность местных властей Германии в

сфере экономики / Отв.исп. к.э н. Б.С. Жихаревич, - СПб, 1995. - 90 с,

5. Панкрухин А.П, Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных

сферах деятельности. Наглядное учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 1997. - С. 246.

6. Харченко А., Кудрявцев Ю, Регион для инвестиций // Маркетолог. - 2000, - №1. - С.44-46, 60-61.

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В. СУЛИМИН,

начальник отдела развития фермерских и личных хозяйств граждан Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, кандидат экономических наук A.B. МАЛАНИЧЕВА,

главный специалист отдела развития фермерских и личных хозяйств граждан Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, кандидат экономических наук, г. Екатеринбург

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, индивидуальные предприниматели, развитие сельского хозяйства, обеспечение квалифицированными кадрами.

if/I k\\

За годы рыночных преобразований малые формы хозяйствования:

- крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ);

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность (ИП);

- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства (ЛПХ);

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), в т.ч. кредитные (СКПК) и их объединения стали неотъемлимой частью сельской экономики Свердловской области.

На территории Свердловской области в 2008 году осуществляют хозяйственную деятельность 934 крестьянских (фермерских) хозяйства, 331,5 тысяч личных подсобных хозяйств и 40 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В последние годы наметилась ус-

тойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих КФХ. повышения их оснащенности, совершенствования технологий в производстве сельскохозяйственной продукции, создания новых аграрных формирований СПоК, СКПК. ЛПХ.

На 01.10.2008 года валовое производство мяса в малых формах хозяйствования составляет 2746 тонн, на данный период 2006 года - 1562 тонны, рост 176 процентов.

В области налажен гарантированный сбыт и переработка сельскохозяйственной продукции.

Малые формы хозяйствования играют важную роль не только в производстве сельскохозяйственной продукции, но и выполняют целый ряд об-

щественно значимых функций:

- способствуют решению социальных проблем села, устойчивому развитию сельских территорий, обеспечению занятости и росту доходов сельского населения;

- обеспечивают сохранение сельского расселения и сельского образа жизни, социального контроля над территориями, народных традиций, культурного разнообразия.

Значительна их роль и в трудовом воспитании молодёжи, сохранению и передаче производственного и социального опыта.

Целями и задачами развития малых форм хозяйствования являются:

- увеличение численности крестьянских (фермерских) хозяйств;

- увеличение объёмов сельскохо-

Small forms of the management, the individual businessmans, development of the agriculture, provision by skilled personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.