Научная статья на тему 'Особенности развития международной торговли в 2018 году'

Особенности развития международной торговли в 2018 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ / БЛОКЧЕЙН-ПРОЕКТЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / INTERNATIONAL TRADE / NON-TARIFF TOOLS OF TRADE REGULATION / INTEGRATED GROUPS / BLOCKCHAIN PROJECTS / EXPORTS / IMPORTS / PRODUCT STRUCTURE / INDUSTRY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Светлана Владимировна, Власова Наталия Львовна

Данная статья содержит материал, отражающий основные элементы торговой политики стран мира в 2018 г. Цель статьи - анализ тенденций и показателей международной торговли в современных условиях. Задачами исследования являются рассмотрение статистической составляющей международной торговли, а также выявление основных трендов, влияющих на показатели мирового экспорта и импорта. Приводится анализ географической и товарной структуры международной торговли, который базируется на исследовании аналитических отчетов международных экономических организаций (ВТО и ЮНКТАД). Отмечена роль интеграционных группировок в международных товаропотоках, нетарифных инструментов регулирования экспортно-импортных операций, электронной торговли, которая разрабатывает новые формы финансирования и предусматривает более упрощенный вариант документооборота. Представлена характеристика внутри- и внерегиональной торговли, исходя из основных регионов, участвующих в международных торговых сделках. Тематика торговых войн и санкций рассмотрена на примере автомобильной промышленности, которая включает в себя основных стран лидеров по экспорту и импорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF GLOBAL TRADE DEVELOPMENT IN 2018

The article presents data that reveals major components of the global trade policy in 2018. The authors aim to analyze trends and indicators of international trade in current economy. The study focuses on examining statistical component of international trade as well as identifying major trends that affect the indicators of global exports and imports. The article contains an analysis of the geographical and commodity structure of international trade that is based on the study of analytical reports of international trade organizations (WTO and UNCTAD). Important role of integrated trade groups in international commodity flows, non-tariff tools for regulating export-import transactions, as well as e-commerce, which offers new forms of financing and provides a simplified method of document management, is highlighted. The authors describe intra- and inter- regional trade according to regions involved in international trade transactions. Trade wars and sanctions involving major economies, export and import leaders, are studied through the example of the automotive industry.

Текст научной работы на тему «Особенности развития международной торговли в 2018 году»

Svetlana Vladimirovna Zakharova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of world economy and theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Natalia Lvovna Vlasova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of world economy and theory of economics, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Светлана Владимировна Захарова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Наталия Львовна Власова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

УДК 339.1/.5

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ в 2018 году

Данная статья содержит материал, отражающий основные элементы торговой политики стран мира в 2018 г. Цель статьи - анализ тенденций и показателей международной торговли в современных условиях. Задачами исследования являются рассмотрение статистической составляющей международной торговли, а также выявление основных трендов, влияющих на показатели мирового экспорта и импорта. Приводится анализ географической и товарной структуры международной торговли, который базируется на исследовании аналитических отчетов международных экономических организаций (ВТО и ЮНКТАД). Отмечена роль интеграционных группировок в международных товаропотоках, нетарифных инструментов регулирования экспортно-импортных операций, электронной торговли, которая разрабатывает новые формы финансирования и предусматривает более упрощенный вариант документооборота. Представлена характеристика внутри- и внерегиональной торговли, исходя из основных регионов, участвующих в международных торговых сделках. Тематика торговых войн и санкций рассмотрена на примере автомобильной промышленности, которая включает в себя основных стран лидеров по экспорту и импорту.

Ключевые слова: международная торговля, нетарифные инструменты регулирования торговли, интеграционные группировки, блокчейн-проекты, экспорт, импорт, товарная структура, отраслевая структура.

ISSN 1994-5094 ♦-

23 -♦

SOME ASPECTS OF GLOBAL TRADE DEVELOPMENT in 2018

The article presents data that reveals major components of the global trade policy in 2018. The authors aim to analyze trends and indicators of international trade in current economy. The study focuses on examining statistical component of international trade as well as identifying major trends that affect the indicators of global exports and imports. The article contains an analysis of the geographical and commodity structure of international trade that is based on the study of analytical reports of international trade organizations (WTO and UNCTAD). Important role of integrated trade groups in international commodity flows, non-tariff tools for regulating export-import transactions, as well as e-commerce, which offers new forms of financing and provides a simplified method of document management, is highlighted. The authors describe intra- and inter- regional trade according to regions involved in international trade transactions. Trade wars and sanctions involving major economies, export and import leaders, are studied through the example of the automotive industry.

Keywords: international trade, non-tariff tools of trade regulation, integrated groups, blockchain projects, exports, imports, product structure, industry structure.

Современная международная торговля представляет собой инструмент выражения тех или иных тенденций, которые осуществляются в рамках мировой экономики. Торговую активность государств невозможно рассматривать без учета политической, экономической, социальной, санкци-онной составляющих. Сегодня говорить о международной торговле как сфере экспорта и импорта, а соответственно, производства товаров (услуг) не представляется возможным. Необходимо учитывать ту геополитическую обстановку в мире, которая диктует определенные правила для совершения торговых операций.

Говоря о некоторых тенденциях, которые легли в основу торговых взаимоотношений в 2018 г. и будут иметь продолжение в ближайшее время (2019-2021 гг.), отметим следующие основные моменты [1, с. 28]:

1. Политизация международной торговли. Три центра силы мирового хозяйства и соответствующие им торгово-экономические и интеграционные блоки - НАФТА, АТЭС, ЕС - уже не являются единственными лидерами мировой торговли. На мировую хозяйственную арену выходят новые индустриальные, развивающиеся и постсоциалистические страны, которые начинают играть заметную роль в

торговых и инвестиционных связях. На фоне этого нарастают протекционистские тенденции, усиливается роль нетарифных ограничений, пересматривается роль Всемирной торговой организации.

Отмечая роль нетарифного регулирования внешнеторговой политики государств, подчеркнем, что использование таких нетарифных мер, как тарифные квоты, защитные меры, экспортные субсидии и ограничения, рассматривается в качестве ограничителя внешней торговли (и на примере таких государств, как Китай, США, Россия, Южная Корея, страны ЕС, мы можем констатировать, что данные инструменты являются активными в их торговой политике); другие же нетарифные меры (санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и технические барьеры в торговле (ТБТ)), связаны с обеспечением безопасности продуктов питания и охраной окружающей среды. В мировой практике и в торговой политике принято выделять жесткие нетарифные меры (hard core measures) - запреты, квотирование, лицензирование и др., которые применяются как инструменты внешнеторгового регулирования и торговой политики [5, с. 43].

Обобщая количество используемых в мире нетарифных ограничений, приведем статистику, согласно Всемирной торговой организации (табл. 1).

Таблица 1

Количество мер нетарифного регулирования международной торговли по видам

(актуально на 30.06.2019 г.)

Наименование мер Инициировано Находятся в действии

Санитарные и фитосанитарные меры, SPS 15143 3494

Технические барьеры, TBT 24071 2870

Антидемпинговые меры, ADP 277 1861

Компенсационные меры, CV 47 194

Защитные меры, SG 38 47

Специальные защитные меры, SSG 0 652

Количественные ограничения, QR 0 1636

Тарифные квоты, TRQ 0 1274

Экспортные субсидии, XS 0 429

Источник: URL:http://i-tip.wto.org/goods/Forms/MemberView.aspx?mode=modify&action=search (дата обращения: 17.12.2019 г.)

24 Вестник СГСЭУ. 2020. № 1 (80) -♦

Таблица 2

Показатели ЕС, НАФТА и АСЕАН в международной торговле (2015-2018 гг.), млрд долл.

Экспорт Интеграционная группировка Импорт

2015 2016 2017 2018 2018 2017 2016 2015

5388,8 5379,2 5909,6 6465,4 ЕС 6494,2 5883,3 5338,8 5319,4

2293,1 2215,0 2376,5 2564,5 НАФТА 3559,9 3282,8 3060,8 3150,0

1161,3 1152,9 1315,8 1447,3 АСЕАН 1435,6 1257,8 1092,3 1092,5

Источник: [3, с. 144].

2. Рост влияния информационных технологий на развитие мировой торговли. Возникают новые платформы для финансирования внешней торговли, банки и компании запускают собственные блок-чейн-проекты. Считается, что развитие бездокументарной торговли, основанной на блокчейн-тех-нологиях, способствует современной и безопасной передаче электронных записей. Для упрощения международной торговли и сокращения бумажной товаросопроводительной документации компании переходят на блокчейн-системы в банковском деле и внешней торговле.

3. Развитие интеграционных процессов в мировом хозяйстве и влияние их на международную торговлю. К наиболее масштабным и значимым проектам, включающим десятки стран и разные континенты, можно отнести экономический проект Китая «Один пояс - один путь», который охватывает торгово-экономическими, инвестиционными, транспортно-логистическими связями страны Азии, Европы, Африки, Ближнего Востока. Россия, находясь на пересечении важнейших торгово-экономических путей из Европы в Азию, также оказывается вовлеченной в амбициозный проект. Согласно данным экспертов, Китай планирует инвестировать в развитие проекта «Один пояс - один путь» до 2025 г. порядка 25 трлн долл.

Отражая позиции по экспортной и импортной составляющей некоторых интеграционных группировок мира (табл. 2), приведем статистические данные (ВТО).

4. Изменения в соотношении сил в сфере международной торговли. Это проявляется в создании новых торгово-экономических и инвестиционных союзов - БРИКС, ШОС; выходе стран-лидеров из состава интеграционных объединений - Брекзит (выход Великобритании из состава Евросоюза); создании многополярного мира и формировании новых центров силы на постсоветском пространстве - ЕврАзЭС; усилении сетевого торгово-инве-стиционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе; попытках США изменить СевероАмериканскую зону свободной торговли - НАФТА -посредством введения элементов протекционизма и подписания нового договора - УСМКА, ограничивающего торгово-экономические связи между США, Канадой и Мексикой.

Таким образом, вышеперечисленные тенденции являются основными векторами развития торговой политики в современном мире.

Анализируя данные ЮНКТАД (Комиссии по промышленному развитию и торговли), считаем необходимым отметить следующие факты [4, с. 16].

В 2018 г. продолжился рост мировой торговли товарами, зафиксированный в 2017 г. Экспорт вырос на 9,7% и достиг рекордного уровня 19,5 трлн долл. Тем не менее прогнозируется, что в 2019 г. рост остановится, а экспорт уменьшится на 2,4%. Глобальный экспорт был распределен практически в равных долях между Севером и Югом. В 2018 г. развивающиеся страны и страны с переходной экономикой совместно внесли 9,3 трлн долл. к мировому итогу, из которых 8,6 трлн долл. поступили из развивающихся стран.

Экспорт из развитых стран увеличился на 10,1 трлн долл.

В Европе, Центральной Америке, Южной Африке и странах Юго-Восточной Азии экспорт товаров редко составлял менее 20% валового внутреннего продукт (ВВП), тогда как в Карибском бассейне и в Центральной и Восточной Африке этот показатель обычно был ниже 10%.

В 2018 го. в странах с переходной экономикой наблюдался рост экспорта товаров, увеличив почти в два с половиной раза скорость их импорта. В Африке также наблюдался высокий рост экспорта (14,7%) в сочетании с немного более медленным ростом импорта (11,6%). В других экономических группах экспорт и импорт увеличились в соответствии со средним мировым значением, варьируя от 8 до 11%, причем импорт растет немного быстрее, чем экспорт (рис. 1).

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой стоимость экспортируемых товаров превышает стоимость импортируемых товаров, тогда как развитые страны в среднем нетто-импортеры. Однако за последние пять лет положительное сальдо торгового баланса в развивающихся странах сократилось с 455 млрд долл. в 2014 г. до 335 млрд долл. в 2018 г.

Профицит стран с переходной экономикой достиг в 2016 г. минимального уровня - 72 млрд долл., но к 2018 г. вырос до 183 млрд долл. Это изменение тенденции было отражено сокращением расходов развитых стран в 2016 г. до 634 млрд долл. с последующим увеличением в 2018 г. до 858 млрд долл.

ISSN 1994-5094 ♦-

25 -♦

Рис. 1. Структура роста (снижения) основных групп стран в международной торговле в 2018 г. Источник: Handbook of Statistics. UNCTAD. 2019. P. 17.

Рис. 2. Показатели внутри- и внерегиональной торговли основных регионов мира в международной торговле в 2018 г., % от общего экспорта Источник: Handbook of Statistics. UNCTAD. 2019. P. 20.

Крупнейшая в мире двусторонняя задолженность по торговле товарами существует между Китаем и Соединенными Штатами Америки, а также ближайшими соседями данных государств. В 2018 г. Соединенные Штаты из Китая импортировали товаров на 563 млрд долл.

Торговля Китая - экспорт и импорт - со специальным административным районом Гонконг (SAR), Японией, Тайванем, провинциями Китая и Республикой Корея составила 1,2 трлн долл.

Товарооборот США с Мексикой и Канадой составил почти столько же (1,1 трлн долл.).

Внутрирегиональная торговля была наиболее выражена в Европе. В 2018 г. 69% всего европейского экспорта было ориентировано на торговых партнеров того же континента. В Азии этот показатель был равен 60%. Напротив, в Океании, Латинской Америке и Карибском бассейне, в Африке и Северной Америке, большая часть торговли была внерегиональной (рис. 2).

Глобальные поставки товаров на мировой рынок имеют ярко выраженную региональную структуру. Так, основные товаропотоки промышленных товаров были сосредоточены в Северной и Центральной

Америке, Европе, а также Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Другие регионы больше специализируются на сырьевых товарах, за исключением Бразилии, Южной Африки, Нигера и несколько стран Северной Африки.

Основные экспортеры топлива расположены вдоль северного побережья Южной Америки, в Центральной и Северной Африке, а также в Западной и Центральной Азии (рис. 3).

Отмечая положения такого специализированного товара, как автомобили, отметим, что продажи новых легковых автомобилей растут уже девятый год подряд после кризиса 2009 г. При этом более быстрыми темпами увеличивается производство и продажа электромобилей - по мере усиления акцента в китайской автомобильной промышленности на выпуск new energy vehicles (NEV). В 2019 г. глобальные продажи автомобилей должны вырасти на 2,7% (в 2018 г. этот показатель составил 1,7%). Наиболее быстрый рост ожидается там, где спрос восстанавливается после падения сырьевых цен - в странах Ближнего Востока, бывшего Советского Союза и Латинской Америки.

26 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 1 (80) -♦

Рис. 3. Товарная структура экспорта Африки, Азии и Океании, Америки в 2018 г., % Источник: Handbook of Statistics. UNCTAD. 2019. P. 24.

Многое, конечно, будет зависеть от взаимоотношений Китая и США, на которые приходится половина мирового автомобильного рынка. Автомобильная промышленность находилась в центре их торгового конфликта и трехэтапного повышения тарифов в 2018 г. Со стороны США новые тарифы устанавливались на импорт китайских автомобильных компонентов и комплектующих, а также импорт стали и алюминия. Китай, со своей стороны, поднял тарифы на импорт готовых автомобилей из США, снизив их для других стран [2].

Последствия торгового конфликта оказались болезненными для обеих стран. Мировой объем китайского экспорта автомобильных компонентов составляет более 30 млрд долл. Хотя на автомобильные компоненты приходится лишь небольшая часть экспорта Китая, США являются для него крупнейшим рынком в этом сегменте. Американские автопроизводители вынуждены искать альтернативных поставщиков из других стран, например из Таиланда, что может привести к росту цен для потребителей. В этой связи в 2019 г. в США ожидается падение продаж новых автомобилей на 3,6%.

Американо-китайский конфликт является лишь частью более глубокого и широкого сдвига в мировой торговле. Новое торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой обязывает автопроизводителей закупать больше автомобильных компонентов у североамериканских поставщиков и выбирать тех из них, кто платит более высокую заработную плату свои рабочим. В этих условиях проигравшей стороной окажется автомобильный сектор Мексики.

В Европе тем временем выход Великобритании из ЕС создает существенные риски по обе стороны Ла-Манша. Британские производители, такие как Jaguar Land Rover, уже предупредили, что будут вынуждены сократить производство в случае отсутствия долгосрочных контрактов. Брекзит может повлиять и на европейских автопроизводителей, особенно германскую Volkswagen Group (ведущую компанию на британском рынке) и французскую PSA, которая в 2016 г. купила британскую компанию

Vauxhall Motors. Более того, европейские автопроизводители, наряду с японскими, стоят перед угрозой нового повышения тарифов со стороны США.

Страны АСЕАН продолжают движение к большей интеграции и расширяют список соглашений о свободной торговле. Япония заключила со странами ЕС соглашение о снижении автомобильных пошлин и установлении общих стандартов. Несколько стран, включая Японию, обдумывают идею Регионального всестороннего экономического партнерства, или Азиатско-Тихоокеанского соглашения о свободной торговле, на которое будет приходиться 60% глобальной экономики.

Таким образом, современная система международной торговли является достаточно сложным механизмом, где пересекаются геополитические интересы стран. С одной стороны, внешняя торговля предоставляет преимущества от изменения курсов валют, избытка тех или иных ресурсов (зачастую природного и человеческого), внедрения инноваций в производственный цикл, а с другой стороны, участники торговых сделок постоянно должны учитывать мировые тренды и адаптировать свою торговую политику под внешние вызовы.

1. Горецкая Е.О. Современные тенденции развития международной торговли // Тенденции развития мировой торговли в XXI веке: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию учебного заведения (г. Пермь, октябрь 2019 г.) / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова». Пермь: Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019.

2. Кондратьев В. Перспективы развития мировой экономики в 2019 году. URL: http://www.perspektivy.info/oyku-mena/azia/perspektivy_razvitija_mirovoj_ekonomiki_v_2019_ godu_2019-04-30.htm.

3. Официальный доклад ВТО «WORLD TRADE STATISTICAL REVIEW 2019».

4. Официальный доклад ЮНКТАД «Handbook of statis-tics». 2019.

5. Соколова О.Ю., Захарова С.В., Чистякова Е.А. Торговая политика государств мира в условиях цифровизации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2 (76). С. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.