РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
Ю.В. Илясова, канд. экон. наук, доцент О.Е. Жидова, магистрант
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития международной торговли услугами на протяжении 2010-2014 гг. Осуществлен анализ географической и товарной структуры экспорта и импорта услуг. Рассмотрены основные тенденции в сфере торговли услугами в разрезе интеграционных объединений и стран с различными уровнями доходов.
Ключевые слова: экспорт, импорт, географическая структура, темп роста, динамика торговли.
С развитием научно-технического прогресса, созданием новых технологий и внедрением инноваций сектор услуг расширяет свои масштабы и долю в общем объеме мировой торговли. Потребность в услугах растет с каждым годом. Сфера услуг играет важную роль не только в развитии экономики отдельных стран, но и в развитии мирового хозяйствования. За счет развития сферы услуг, в частности торговли услугами, страны могут обеспечить себе экономический рост, повышение уровня конкурентоспособности, увеличение объемов международной торговли.
Мировая торговля услугами за последние 5 лет выросла в среднем на 6,8%, тем не менее, темпы прироста мирового экспорта и импорта услуг имеют нестабильный характер (табл. 1). По оценкам ЦКСТАО прирост мирового экспорта в 2014 г. составил 4,81%, а импорта - 5,39%, в то время как в 2010 г. прирост составлял 8,77% и 9,44% соответственно. Исходя из динамики мировой торговли услугами, следует отметить, что импорт услуг растет большими темпами, чем экспорт, так как специализируется на экспорте услуг стран меньше, чем тех стран, которые их «потребляют».
Страны 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Экспорт
Мир в целом 8,77 11,90 3,20 5,32 4,81
Развитые страны 18,13 12,53 8,76 3,27 4,76
Страны с переходной экономикой 10,66 17,96 7,98 9,51 -7,04
Развивающиеся страны 5,32 11,43 0,74 6,05 5,33
Импо рт
Мир в целом 9,44 11,34 3,42 5,83 5,39
Развитые страны 18,78 14,39 6,94 6,45 7,50
Страны с переходной экономикой 15,18 17,40 16,86 14,59 -3,63
Развивающиеся страны 4,55 9,32 0,61 4,87 4,68
Источник: составлено авторами на основе [4]
Наибольшие темпы прироста международной торговли услугами были отмечены в посткризисный период, в 2011 г. они составили около 12%. На протяжении 2010 -2013 гг. наибольшие темпы прироста демонстрировали страны с переходной экономикой, в среднем темпы прироста экспорта составили - 11,5%, а импорта - 16%.
В 2014 г. темпы прироста мировой торговли услугами в странах с переходной экономикой имели отрицательное значение, что говорит о снижении объемов торговли услугами. На протяжении 2010 - 2014 гг. темпы прироста экспорта и импорта услуг в развитых странах составили в среднем 9,49% и 10,8% соответственно, в разви-
вающихся странах - 5,7% и 4,8%, соответственно.
Наблюдается резкий спад объемов экспорта и импорта услуг в развивающихся странах в 2012 г. Темпы прироста экспорта во всех странах, кроме развитых стран, в 2014 г. демонстрируют снижение по сравнению с 2013 г. В общем, мировая торговля услугами растет минимальными темпами, а по ряду стран имеет отрицательное значение, что можно объяснить: сравнительно низким ростом ВВП в развивающихся странах; неустойчивым восстанов-
лением экономики в развитых странах; растущими геополитическими рисками и угрозами. Значительно усугубило ситуацию колебание валютных курсов и укрепление американского доллара по отношению к другим валютам.
Географическая структура международной торговли услугами на протяжении 2010 - 2014 гг. практически не изменялась. Лидирующие позиции в экспорте и импорте услуг занимает Европа, доля региона в экспорте составляла в 2014 г. 49,11% и 43,49% в импорте услуг (табл. 2).
Таблица 2. Географическая структура международной торговли услугами, %
Регион / интеграционное объединение 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Экспо рт
Африка 2,41 2,23 2,28 2,10 2,13
Америка 19,75 19,71 19,98 19,80 19,30
Азия 26,52 26,62 28,00 27,53 28,01
Европа 49,75 49,85 48,17 49,09 49,11
Океания 1,57 1,59 1,57 1,49 1,45
НАФТА 16,66 16,54 16,75 16,66 16,28
Европейский Союз 44,07 44,16 42,42 43,24 43,68
СНГ 2,17 2,29 2,43 2,53 2,20
АСЕАН 15,22 15,08 16,03 15,60 16,05
БРИКС 9,79 9,92 10,59 10,09 10,22
Импо' зт
Африка 4,00 3,98 3,91 3,78 3,75
Америка 17,89 17,69 17,81 17,35 16,68
Азия 31,50 32,00 33,35 33,11 34,41
Европа 44,84 44,44 42,98 43,88 43,49
Океания 1,77 1,90 1,96 1,89 1,68
НАФТА 13,97 13,49 13,50 13,03 12,60
Европейский Союз 39,16 38,53 36,68 37,21 37,32
СНГ 2,96 3,13 3,59 3,90 3,54
АСЕАН 17,99 18,48 19,70 19,89 20,49
БРИКС 12,20 12,99 14,11 14,84 15,46
Источник: составлено авторами на основе [4]
Значимую роль в международной торговле услугами играют страны Азии, их доля в экспорте услуг составила в 2014 г. 28,01%, а в импорте 34,41%. По сравнению с 2010 г. удельный вес стран Азии в экспорте услуг в мировой торговле в 2014 г. увеличился на 2%, а в импорте на 3%. На Америку приходится примерно 1/5 от общего объема международной торговли услугами.
Рассматривая отдельные интеграционные объединения, следует отметить, что около половины от общего мирового объема торговли услугами приходится на страны Евро-
пейского Союза. Доля участия стран СНГ имела тенденцию к увеличению объемов торговли по отношению к мировым масштабам в 2010 - 2013 гг., тем не менее, в 2014 г. удельный вес участия стран СНГ снизился, в частности за счет существующих проблем, связанных с политическими конфликтами.
Учитывая тот факт, что для развития сферы услуг необходимо значительное количество технологий, инноваций, как правило, преобладающая доля в мировой торговле услугами соответственно принадлежит странам с высоким уровнем доходов (табл. 3).
Таблица 3. Структура мирового импорта и экспорта услуг, по странам в зависимости от уровня их доходов, %
Страны 2G1G г. 2G11 г. 2G12 г. 2G13 г. 2G14 г.
Экспорт
Страны с низким уровнем дохода G,62 G,68 G,71 G,75 -
Страны с уровнем дохода ниже среднего 6,64 6,55 6,79 6,51 6,41
Страны с уровнем дохода выше среднего 12,89 12,79 13,51 13,24 13,38
Страны с высоким уровнем дохода 78,81 78,91 77,88 78,42 78,3G
Импорт
Страны с низким уровнем дохода G,89 G,94 G,99 1,G2 -
Страны с уровнем дохода ниже среднего 7,12 7,G7 7,25 6,93 7,11
Страны с уровнем дохода выше среднего 15,93 16,65 17,39 18,11 18,44
Страны с высоким уровнем дохода 75,G5 74,34 73,38 73,G2 72,44
Источник: составлено авторами на основе [4]
В 2014 г. доля участия стран с высоким уровнем дохода в мировом экспорте услуг составила 78,3% (удельный вес имел тенденцию прироста в 2010 - 2013 гг., но в 2014 г. доля снизилась на 0,12%), в мировом импорте услуг доля участия - 72,4%. На втором месте в структуре мирового экспорта услуг находятся страны с уровнем дохода выше среднего (удельный вес их участия в 2014 г. составил 13,4%). Доля участия в мировом экспорте услуг стран с
уровнем дохода выше среднего в 2014 г. составила - 6,5%. Страны с низким уровнем дохода, как в импорте, так и в экспорте, в структуре мировой торговли услугами не набрали даже 1%.
Основными статьями мирового экспорта услуг на протяжении 2010-2014 гг. являются транспортные услуги, путешествия, другие бизнес услуги и финансовые услуги (табл. 4).
Таблица 4. Объем и структура мирового экспорта по отдельным видам услуг
Виды услуг 2G1G г. 2G11 г. 2G12 г. 2G13 г. 2G14 г.
Млрд. долл. США % Млрд. долл. США % Млрд. долл. США % Млрд. долл. США % Млрд. долл. США %
Транспортные услуги 823,4 2G,3 898,5 2G,4 916,4 2G,2 935,1 19,5 955,2 19
Путешествия 956 24,3 1 069 24,3 1 108,6 24,4 1 188,5 24,8 1 239,7 24,7
Другие услуги, в том числе: 2 031 51,6 2 300 52,2 2 364,7 52 2 511,4 52,5 2 663,6 53,1
Строительные услуги 87 2,21 94,6 2,15 98,4 2,17 101,6 2,12 107,5 2,14
Страховые услуги 100,6 2,56 119,6 2,72 117,2 2,58 124,5 2,6G 130,9 2,61
Финансовые услуги 334,2 8,49 372,5 8,46 368 8,1G 399,9 8,36 417,1 8,31
Плата за пользование интеллектуальной собственностью 239,2 6,G8 273,2 6,21 275,2 6,G6 285,3 5,96 298,5 5,95
Телекоммуникационные услуги 332,3 8,44 378,7 8,6G 397 8,76 431,5 9,G2 457,7 9,12
Другие бизнес услуги 827,2 21 937,2 21,3 981,1 21,6 1 038,2 21,7 1 120,4 22,3
Личные, культурные и рекреационные услуги 31,4 G,8 35,7 G,81 38,5 G,85 44,3 G,93 45,3 G,9G
Правительственные услуги 70,7 1,8 78,1 1,77 78,5 1,73 77,5 1,62 77,1 1,54
Источник: составлено авторами на основе [4]
Туризм является основной статьей экспорта услуг на международном рынке, удельный вес данного вида услуг составлял в 2014 г. 24,7% , т.е. 1/4 от всего объема мирового экспорта услуг. Около 1/5 мирового экспорта услуг приходится на ОАЭ, Ямайку, Испанию, Австралию, другие 25-50% на США, Китай, Францию,
Италию, Аргентину и Индонезию [3]. Вторую позицию в мировом экспорте услуг занимают транспортные услуги, их доля в мировом экспорте услуг составила в 2014 г. 19,0%, в то время как в 2010 г. была на уровне 20,3%. Темпы прироста транспортных услуг на протяжении 2010 -2014 гг. имели положительное значение и
составляли в среднем 3,5% с наибольшими темпами роста в 2011 г. - около 9%. Несмотря на снижение общей доли экспорта транспортных услуг на протяжении 2010 -2014 гг. было отмечено увеличение морских перевозок, в частности контейнерных и балкерных перевозок, на которые приходится около 70% объема морских перевозок, а вот объемы танкерных перевозок, занимающих остальные 30% объема морских перевозок, с 2012 г. имели тенденцию к снижению [1].
Темпы прироста мирового экспорта услуг нестабильны на протяжении 2010 -2014 гг., отмечено как значительное увеличение, так и резкое снижение. Наиболее динамично развивающимся сектором услуг считают телекоммуникационные, компьютерные услуги со среднегодовыми темпами прироста в 8,5%, а также личные культурные и рекреационные услуги с темпами прироста в 9,5%, деловые и другие профессиональные услуги - 10%. По темпам прироста в экспорте услуг, лидером являются другие бизнес услуги, объем их экспорта в 2014 г. по сравнению с
2013 г. увеличился на 17,5%. Аутсайдерами являются правительственные услуги, с отрицательными показателями темпов прироста, что свидетельствует о снижении объемов их экспорта.
С каждым годом отмечается диверсификация экспорта услуг за счет появления новых, сопутствующих видов услуг, что стимулируется постоянным спросом на мировом рынке. Страны, специализирующиеся на предоставлении портовых услуг стали заниматься судоремонтом. Страны, производящие компьютерную технику предоставляют еще и компьютерные услуги. Страны ОПЕК занимаются обслуживанием нефтеперевозок и т.д.
Отдельным странам мира для удержания своих конкурентных преимуществ, поддержания экономического роста, а также удовлетворения спроса на мировом рынке необходимо создавать и предлагать новые виды услуг. Такие тенденции всегда будут поддерживать увеличивающиеся темпы роста мировой торговли услугами, что будет способствовать увеличению ее масштабов.
Библиографический список
1. Доклад о торговле и развитии 2014г. [Электронный ресурс] / ЮНКТАД. - Женева, 2014. - 292с. - Режим доступа:
http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2014_ru.pdf
2. Крутова М.А. Международная торговля услугами: значение и современное состояние [Электронный ресурс] / М.А. Крутова, И.И. Слатвицкая. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/19699.pdf
3. Мангушев Д.В. Услуги как индикатор роста макроэкономических показателей стран [Электронный ресурс] / Бизнес Информ. - №2. - 2014. - С. 45-52. - Режим доступа: http://www.business-inform.net/pdf/2014/2_0/45_52.pdf
4. http://unctad.org/en/Pages/Statistics.aspx - Unctad Statistics
DEVELOPMENT OF THE NITERNATIONAL TRADE OF SERVICES
J.V. Ilyasova, candidate of economic sciences, associate professor O.E. Zhidova, graduate student V.I. Vernadsky Crimean federal university (Russia, Simferopol)
Abstract. This article is highlighted the trends in the development of the international trade of services during 2010-2014. The analysis of the geographical and commodity composition in the export and import of services was made in this article. The main trends in the service trade among integration associations and countries with different income levels were examined.
Keywords: exports, imports, growth rate, geographical structure of the international trade, the dynamics of trade.