DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2019-2-25-33 С Ш А В М Е Ж Д У Н А Р О Д НО Й Т О Р Г О В Л Е У С Л У Г А М И
Н. С. Фризяк
Институт США и Канады РАН, Москва, Россия
В статье рассмотрены основные страны назначения американского экспорта по видам услуг, особенности их импорта, роль США в международной торговле услугами, ставшей важным фактором развития международных экономических отношений и национальных экономик. В то время как протекционистский курс США усиливает риски неопределенности в мировой экономике, мировой экспорт услуг в 2017 г. показал ускорение роста в сравнении с 2015-2016 гг. Соединенные Штаты являются лидирующим поставщиком услуг в страны мира и крупнейшим их импортером с высокой долей Великобритании, Канады, Японии, Китая в торговом обмене услугами. По типу услуг наибольшая доля и в экспорте, и в импорте приходится на туристские услуги, в том числе для получения образования. При этом Китай лидирует как страна назначения американского экспорта данного вида услуг, далее следуют Мексика, Канада. Во втором десятилетии положительный торговый баланс США по услугам показывал устойчивый рост с наибольшим превышением экспорта над импортом в финансовом секторе, а также по статье «роялти и лицензионные платежи», существенно уменьшая общий дефицит торговли США товарами и услугами с другими странами.
Ключевые слова: торговый баланс, обмен услугами, экспорт, импорт услуг.
T H E U S R O L E I N I N T E R N A T I O N A L S E R V I C E S T R A D E
Nikita S. Frizyak
The Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
The paper illustrates the role of US in international trade with focus on services. Over the last decades the services sector has gained in international trade and the world economy, making more opportunities for the production, productivity, employment. While protectionist turn in the United States is intensifying uncertainty in the world economy, commercial services trade shows increase. After world services exports fell in 2015, and was restoring after, in 2017 it was up to 5,3 trillion dollars, with US leading. The US exports in services is characterized by high concentration in several countries, including Great Britain, Canada, Japan, China. Meanwhile the main country importing travel services from the US is China, Mexico, Canada. By type of services travel is accounted for the largest part of both exports and imports. The highest surpluses in trade of services are in financial sector, charges for the use of intellectual property, travel. The article highlights that US has recorded in the second decade a surplus on trade in services, making an overall trade deficit much less.
Keywords: trade balance, exchange of services, export, import of services.
В последние десятилетия международная торговля услугами стала важным фактором развития международных экономических отношений и национальных экономик [2]. В период с начала 1980-х гг. до середины текущего десятилетия доля услуг в ВВП развитых стран возросла с 61 до 76%, а в развивающихся - с 42 до 55% соответственно.
Следует отметить, что особое значение сегодня придается развитию телекоммуникационных, информационных услуг, которые стали важным условием модернизации социально-экономической сферы, торгового и производственного взаимодействия как на национальном, так и на глобальном уровнях. На фоне растущего значения услуг для производственного сектора их роль в международном обмене будет возрастать, обеспечивая важные функции на всех этапах производства, контроля качества, постпроизводственной стадии и постпродажного обслуживания.
Темпы роста международного обмена услугами в последние два десятилетия опережали международную торговлю товарами. При этом доля услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг возросла в развитых странах с 24% в 2005 г. до 28% в 2016 г., а в развивающихся странах -с 14 до 17% соответственно. В свою очередь экспорт услуг из развивающихся стран за период 2005-2017 гг. увеличивался более высокими темпами, чем из развитых; в результате доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг к 2017 г. возросла до 29% [6].
Экспорт и импорт услуг в США по видам и торговым партнерам
В середине второго десятилетия ведущими экспортерами и импортерами услуг оставались развитые страны, в частности Соединенные Штаты и страны Западной Европы, прежде всего Германия, Великобритания. В то же время из стран Азии высокими темпами наращивали торговлю услугами с другими странами Китай и Индия.
Лидируют в международной торговле услугами Соединенные Штаты с существенным опережением всех других стран по экспорту услуг (15,6% мирового экспорта в 2017 г.). Далее следуют Великобритания, Германия, Франция с долей в мировом экспорте услуг от 5 до 6%. По импорту услуг после США (10,7% мирового импорта услуг) следует Китай с долей в мировом импорте услуг 9,7%, ускоренно приближающейся к американскому показателю. На 3-м месте по импорту услуг -Германия с долей 6,6% мирового импорта, далее следует Франция (5,0% мирового импорта). В Китае, Германии, Франции, в отличие от Соединенных Штатов и Великобритании, доля в мировом импорте услуг превосходит их долю в мировом экспорте услуг [11].
Наибольшая доля в структуре торговли США с другими странами приходится на туристские услуги, в том числе в целях образования; транспортные услуги, финансовые и прочие деловые услуги, роялти и
лицензионные платежи; телекоммуникационные, компьютерные, информационные.
По наукоемким услугам Соединенные Штаты также сохраняют первенство в мировом экспорте, однако во втором десятилетии в данном секторе усилилась конкуренция не только со стороны стран ЕС, экспорт наукоемких услуг которых в совокупности превосходит американский в 1,8 раза, но и со стороны Индии, Китая [7].
На 10 лидирующих стран и территорий назначения экспорта услуг США приходится 56% их общего стоимостного объема. В число этих стран входят Великобритания, Канада, Китай, Ирландия, Япония, Швейцария, Мексика, Германия, Бразилия, а также острова Великобритании и Карибские острова.
По видам услуг, экспортируемых Соединенными Штатами, на 1-м месте по стоимостному объему - туристские услуги, в том числе для получения образования, далее следуют деловые услуги, роялти и лицензионные платежи, финансовые услуги, транспортные (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Экспорт услуг из США по видам и странам назначения, 2017 г.* (в млн долл.)
Виды услуг Всего Вели- Ка- Китай Ирлан- Япо- Швей-
кобри- нада дия ния цария
тания
Всего 797 690 69 624 58 446 57 628 49 841 46 428 37 291
Туристские,
в том числе для получения об- 210 747 12 373 17 433 32 772 1 671 10 732 1 615
разования
Транспортные 88 598 7 853 6 996 5 174 675 10 041 2 282
Техническое
обслуживание и ремонтные 26 430 2 774 1 245 1 538 322 1 250 278
услуги
Страхование 18 047 2 749 1 833 592 570 2 570 206
Финансовые 109 642 16 382 6 964 3 934 3 180 3 478 1 486
Роялти и ли-
цензионные 128 364 9 865 8 409 8 762 18 492 7 042 12 367
платежи
Телекоммуни-
кационные,
компьютерные, 42 219 5 254 4 022 953 1 763 2 385 1 752
информацион-
ные
Другие деловые услуги 154 313 12 145 11 134 3 449 23 157 8 170 17 231
Прочие услуги 19 330 11 120 410 454 11 760 74
Среди стран назначения экспорта услуг из США в целом лидируют Великобритания, Канада, Китай. Но по отдельным видам услуг ситуация существенно различается. Так, по экспорту туристских услуг США, в том числе для получения образования, среди стран назначения на 1-е место вышел Китай (32,8 млрд долл.), далее следуют Мексика (17,9 млрд долл.), Канада (17,4 млрд долл.). По экспорту транспортных услуг среди получателей лидирует Япония (10,0 млрд долл.), затем следуют Великобритания (7,8 млрд долл.), Канада (7,0 млрд долл.), Китай (5,2 млрд долл.).
По общему объему импорта услуг в США лидируют Великобритания, Германия, Япония, Канада, Индия, Швейцария. Однако по отдельным видам услуг первенство принадлежит разным странам. Например, по страхованию лидерство принадлежит Швейцарии, по статье «роялти и лицензионные платежи» - Японии, Германии, Швейцарии. Около 40% импорта телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг приходится на Индию (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Импорт услуг в США по видам и странам происхождения, 2017 г.*
(в млн долл.)
Виды услуг Всего Вели-кобри-тания Германия Япония Канада Индия Швейцария
Всего 542 471 56 927 35 364 33 062 33 025 28 136 26 945
Туристские,
в том числе для получения об- 135 024 10 135 3 566 3 284 8 562 3 236 1 317
разования
Транспортные 101 744 8 696 8 222 8 860 5 414 619 2 338
Техническое
обслуживание и ремонтные 8 337 2 211 143 67 1 414 23 н. д
услуги
Страхование 50 665 3 498 2 602 343 613 67 8 583
Финансовые 28 931 9 836 602 1 377 2 236 599 553
Роялти и ли-
цензионные 51 284 4 880 7 164 10 808 1 658 758 5 863
платежи
Телекоммуни-
кационные,
компьютерные, информацион- 40 054 2 586 1 185 503 4 372 15 432 516
ные
Другие деловые услуги 104 385 14 460 6 995 3 550 8 488 7 287 6 473
Прочие услуги 22 047 625 4 885 4 270 268 115 1 302
В целом 25% объема импорта услуг приходится на туристские услуги, в том числе для получения образования, 19% - на транспортные, около 10% - на роялти и лицензионные платежи.
Роль торговли услугами в сокращении торгового дисбаланса США
В 2018 г. экспорт товаров и услуг из США составил 2,5 трлн долларов, из которых 828,4 млрд долларов приходилось на услуги. Несмотря на то что на услуги приходится чуть более трети общего стоимостного объема экспорта, именно торговля услугами благодаря превышению экспорта услуг над их импортом, уменьшает дефицит торгового баланса США [4; 8]. Только за период 2015-2018 гг. экспорт услуг Соединенных Штатов возрос на 73,1 млрд долларов и достиг 828,4 млрд долларов (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Экспорт и импорт услуг в США*
Год Экспорт Импорт
Стоимостный объем, млрд долл.
2015 755,3 492,0
2016 758,9 509,8
2017 797,7 542,5
2018 828,4 559,2
Изменение в сравнении с предыдущим годом, %
2015 1,9 2,3
2016 0,5 3,6
2017 5,1 6,4
2018 3,8 3,0
* Источник: [5; 8].
Таким образом, на фоне возрастающей роли услуг в мировом хозяйстве Соединенные Штаты остаются их ведущим экспортером и импортером, опережая другие страны по экспорту услуг. Американский экспорт услуг устойчиво превышает их импорт. Вместе с тем в последние годы стоит отметить усиление конкуренции в мировой торговле услугами, в том числе со стороны Китая, Индии, общий экспорт услуг которых составляет уже около 60% объема экспорта услуг из США. По некоторым видам услуг, в том числе транспортным, страхованию, у США уже имеется дефицит торгового баланса, а по телекоммуникационным, компьютерным, информационным услугам - неустойчивость профицита.
В этой связи в Соединенных Штатах активизировалось обсуждение механизмов поддержки экспортной деятельности, в частности малых предприятий. Особое внимание уделяется услугам. Результаты опроса, проведенного Национальной ассоциацией малого бизнеса (the National
Small Business Association, NSBA) и Ассоциацией экспортеров малого бизнеса (the Small Business Exporters Association, SBEA) совместно с экспертами по торговле компании Livingston International, показали, что в 20132016 гг. доля респондентов, экспортирующих услуги, уменьшилась с 18 до 15% (в то время как доля тех, кто экспортирует товары, увеличилась с 52 до 59%) [10].
Лидерство США в мировом экспорте услуг является важнейшим фактором уменьшения общего дефицита торгового баланса по товарам и услугам (-552 млрд долл. в 2017 г.; -622 млрд долл. в 2018 г.), при этом положительное сальдо по торговле услугами (255,2 млрд долл. в 2017 г., 269, 2 млрд долл. в 2018 г.) более чем в три раза уступает размерам дефицита по торговле товарами (-807 млрд долл. и -891,4 млрд долл. соответственно) [8; 12].
Импорт услуг в период 2015-2017 гг. увеличивался быстрее их экспорта. Превышение объема экспорта услуг над импортом в 2017 г. составило 255,2 - больше, чем в 2015 г., но меньше, чем в 2016 г. По странам -основным партнерам в торговле услугами торговый баланс США сводится преимущественно с положительным сальдо, в том числе со странами ЕС в целом и с Китаем [9].
В случае нарастания торговых барьеров на пути китайского экспорта товаров в Соединенные Штаты Китай может ответить ужесточением условий импорта услуг из США, который в 2017 г. на 40 млрд долларов превышал экспорт услуг из Китая в США.
По торговле услугами со странами ЕС в целом торговый баланс США в 2017 г. составлял 51,5 млрд долларов, при этом импорт в США услуг из Германии, Италии превышал американский экспорт услуг в эти страны, соответственно, на 2,7 и 3 млрд долларов. Превышение импорта услуг из Германии над экспортом услуг из США в Германию в основном отмечено по статьям «транспортные услуги», «страхование». Некоторое превышение также имело место в 2017 г. по статье «роялти и лицензионные платежи». Из стран Азии у США отрицательный баланс в торговле услугами с Индией [8].
Если в целом баланс по торговле услугами с другими странами сводится с положительным сальдо, то по видам услуг ситуация различается. По туристским услугам, в том числе для получения образования, и по финансовым услугам наблюдается устойчивое положительное сальдо. В то же время импорт транспортных страховых услуг превышает их экспорт из США (табл. 4).
При этом устойчивый рост экспорта услуг обеспечивает около 4,5 млн рабочих мест. Число рабочих в экспортном секторе услуг остается меньше чем в экспортном производстве продукции, но разрыв снижается в сравнении с 2007 г. (табл. 5).
Т а б л и ц а 4
Торговый баланс США по видам услуг, 2017 г.* (в млн долл.)
Виды услуг Экспорт Импорт Торговый баланс
Всего 797 690 542 471 +255 219
Туристские, в том числе для получения образования 210 747 135 024 + 75 723
Транспортные 88 598 101 744 -13 146
Техническое обслуживание и ремонт- 26 430 8 337 +18 093
ные услуги
Страхование 18 047 50 665 -32 618
Финансовые 109 642 28 931 +80 711
Роялти и лицензионные платежи 128 364 51 284 +77 080
Телекоммуникаци-
онные, компьютерные, информаци- 42 219 40 054 +2 165
онные
Другие деловые услуги 154 313 104 385 +49 928
Прочие услуги 19 330 22 047 -2 717
* Источник: [5]. Т а б л и ц а 5
Число рабочих мест, обеспечиваемых экспортом из США (в млн)
Год Всего Экспорт товаров Экспорт услуг
2007 10,4 6,6 3,7
2008 10,9 7,0 4,0
2009 9,5 5,8 3,7
2010 10,0 6,2 3,8
2011 10,7 6,6 4,1
2012 11,2 6,7 4,5
2013 11,2 6,7 4,4
2014 11,3 6,8 4,5
2015 10,9 6,4 4,4
2016 10,7 6,3 4,4
* Источник: [13].
Таким образом, на фоне возрастающей роли услуг в мировом хозяйстве Соединенные Штаты Америки остаются их ведущим экспортером и импортером, опережая другие страны по экспорту услуг, в том числе наукоемких.
Вместе с тем в последние годы стоит отметить усиление конкуренции в мировой торговле услугами со стороны Китая, Индии, экспорт услуг которых составляет растущую часть международной торговли услугами. Американский экспорт услуг устойчиво превышает их импорт, что способствует уменьшению дефицита внешнеторгового баланса США.
Список литературы
1. Лебедева Л. Ф. Трансконтинентальные партнерства на перепутье: фактор, риски, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - № 10 (4). - С. 54-69.
2. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра : коллективная монография. / отв. ред. А. В. Шишкин. - М. : Русайнс, 2017.
3. A Profile of U.S. Importing and Exporting Companies. -Washington, US Census, 2017. - April 4. - URL: https://www.census.gov/
4. Handbook of Statistics. UNCTAD, 2018. - January. - URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat42_en.pdf
5. Shari A. A, Alexis G. N. Steiner Christopher P. US International Services. Survey of Current Business, 2018. - October.
6. Services and Structural Transformation for Development. UNCTAD,
2017.
7. Science and Engineering Indicators. NSF, 2016.
8. Survey of Current Business. - Washington, 2017. - October.
9. Survey of Current Business. - Washington, 2019. - April.
10. The Small Business Exporting Survey. - Washington, NSBA and SBEA, 2016. - URL: http://www.nsba.biz/wp-content/uploads/2016/04/ Export-Survey-2016-Final.pdf
11. Trade and Development Report 2018. UNCTAD, 2018.
12. US Trade in Goods and Services. US Census Bureau. -Washington, 2017. - July.
13. Rasmussen C. Jobs Supported by Exports. International Trade Administration. - Washington, 2017. August 2. - URL: http:// tradepartnership.com/wp-content/uploads/
References
1. Lebedeva L. F. Transkontinentalnye partnerstva na perepute: faktor, riski, posledstviya [Transcontinental Partnerships at the Crossroads: Factors, Risks, Consequences], Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo, 2017, No. 10 (4), pp. 54-69. (In Russ.).
2. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra [International Trade: Yesterday, Today, Tomorrow]: kollektivnaya monografiya, edited by A. V. Shishkin. Мoscow, Rusayns, 2017. (In Russ.).
3. A Profile of U.S. Importing and Exporting Companies. Washington, US Census, 2017, April 4. Available at: https://www.census.gov/
4. Handbook of Statistics. UNCTAD, 2018, January. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat42_en.pdf
5. Shari A. A, Alexis G. N. Steiner Christopher P. US International Services. Survey of Current Business, 2018, October.
6. Services and Structural Transformation for Development. UNCTAD,
7. Science and Engineering Indicators. NSF, 2016.
8. Survey of Current Business. Washington, 2017, October.
9. Survey of Current Business. Washington, 2019, April.
10. The Small Business Exporting Survey. Washington, NSBA and SBEA, 2016. Available at: http://www.nsba.biz/wp-content/uploads/2016/04/ Export-Survey-2016-Final.pdf
11. Trade and Development Report 2018. UNCTAD, 2018.
12. US Trade in Goods and Services. US Census Bureau. Washington, 2017, July.
13. Rasmussen C. Jobs Supported by Exports. International Trade Administration. Washington, 2017, August 2. Available at: http:// tradepartnership.com/wp-content/uploads/
2017.
Cведения об авторе
Information about the author
Никита Сергеевич Фризяк
Младший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН. Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3.
E-mail: [email protected]
Nikita S. Frizyak
Junior Researcher of the Center for Social-Economic Studies and Projects of the Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences. Address: Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences. 2/3 Khlebny per, Moscow, 123995, Russian
Federation.
E-mail: [email protected]