Научная статья на тему 'Особенности развития малого предпринимательства в РСО-Алания'

Особенности развития малого предпринимательства в РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО / СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадоев С.Х., Иванова И.Д.

В данной статье рассмотрены основные особенности развития малого предпринимательства в РСО-Алания с учетом региональной специфики. Проанализированы основные мероприятия, реализованные в рамках программы по поддержке и развития малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия Алания за период с 2009-2013 годы, а также плановый период с 2014-2016 гг. На основе проведенного исследования авторами сделаны выводы и определены приоритетные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития малого предпринимательства в РСО-Алания»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РСО-АЛАНИЯ

© Бадоев С.Х.* *, Иванова И.Д.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В данной статье рассмотрены основные особенности развития малого предпринимательства в РСО-Алания с учетом региональной специфики. Проанализированы основные мероприятия, реализованные в рамках программы по поддержке и развития малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания за период с 20092013 годы, а также плановый период с 2014-2016 гг. На основе проведенного исследования авторами сделаны выводы и определены приоритетные направления развития.

Ключевые слова малое предпринимательство, предпринимательская среда, оборот малых предприятий, поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства, Фонд поддержки предпринимательства.

В условиях формирования рыночной экономики в России роль предпринимателей, как субъектов процесса социального реструктурирования общества и динамичного обновления экономически, существенно возрастает. Значимость современных российских предпринимателей обусловлена, в первую очередь, чрезвычайной важностью их функций в обществе. При этом, развитие малого предпринимательства в нашей стране все еще относится к мало изученным проблемам. Многие из них не только до конца не изучены, но даже еще четко не сформулированы, что в свою очередь представляет интерес для более глубокого изучения данного вопроса.

Малое предпринимательство - это самодостаточный сектор рыночной экономики, который обеспечивает основные потребности национального хозяйства, как в регионах, так и по России в целом.

Республика Северная Осетия - Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения.

Согласно рейтингу экономического развития регионов, в 2013 году Северная Осетия занимала 81 место, с поэтапной реализацией программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с 20092013 гг., Республика Северная Осетия - Алания в 2014 году достигла 78 позиции в рейтинге экономически развитых регионов [4].

Малый бизнес вследствие своей размерной специфики является наиболее уязвимым сектором экономики, что влечет за собой неумение самостоя-

* Старший преподаватель кафедры Международных экономических отношений, кандидат экономических наук.

* Студент факультета международных отношений.

80

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

тельно решать возникающие проблемы. Решающим фактором реализации экономического потенциала малыми предприятиями является возможность и условия их финансирования.

Поэтому в современных условиях малый бизнес выступает объектом всестороннего социально-экономического, правового воздействия государства - силы, способной не только корректировать, но также существенно изменять характер и направления его стихийной эволюции. Это определяет реальную потребность управления предпринимательской деятельностью и эффективной государственной поддержки малых предприятий на федеральном, региональном и республиканском уровнях. Именно поэтому развитие малого предпринимательства является одним из ключевых направлений стабилизации экономики РСО-Алания.

По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания в сфере малого предпринимательства по итогам I квартала 2014 года действуют 449 малых предприятий со среднесписочной численностью занятых работников около 11,6 тыс. чел. По сравнению с показателями 2013 года произошло снижение числа малых предприятий на 0,5 % (с 470 до 449 ед.). Соответственно снизилась среднесписочная численность занятых на малых предприятиях республики по отношению к показателю прошлого года на 5,3 % или на 646 чел [3].

В отраслевой структуре малого предпринимательства республики по основным показателям деятельности ведущее место по итогам I квартала 2014 года заняли обрабатывающие производства (27,0 %), строительство (27,0 %), операции с недвижимым имуществом (13,9 %), сельское хозяйство (8,8 %), оптовая и розничная торговля (6,8 %), транспорт и связь (5,4 %).

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за I квартал 2014 года составил 19,8 млн. руб. По сравнению с аналогичным показателем 2013 года наблюдается снижение объема инвестиций на 10,0 млн. руб. в сферах операций с недвижимым имуществом (-9,3 млн. руб.), обрабатывающих производств (-3,2 млн. руб.). Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий отмечен в отраслях сельского хозяйства - 3,0 млн. руб. и оптовой и розничной торговли - 0,1 млн. руб.

Динамика отраслевых изменений малого предпринимательства республики по отношению к прошлому году характеризовалась ростом удельного веса операций с недвижимым имуществом (с 9,2 % до 13,9 %), гостиниц и ресторанов (с 2,7 % до 5,0 %), оптовой и розничной торговли (с 5,2 % до 6,8 %), транспорта и связи (с 4,8 % до 5,4 %), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 2,2 % до 2,7 %), здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг (с 0,3 % до 0,6 %) [2].

Оборот малых предприятий республики за I квартал 2014 года по отношению к показателю прошлого года снизился на 10,8 % (89,2 %) и составил

Региональная экономика

81

3,6 млрд. руб. В отраслевой структуре малого предпринимательства республики по данному показателю ведущее место заняли оптово-розничная торговля (48,2 %), обрабатывающие производства (16,0 %), строительство (14,3 %), операции с недвижимым имуществом (7,4 %), сельское хозяйство (4,9 %), гостиницы и рестораны (3,1 %), транспорт и связь (2,8 %) [2].

Темп роста оборота малых предприятий по сравнению с аналогичным периодом 2013 года значительно снижен в отраслях добычи полезных ископаемых - на 46,9 % или на 17,3 млн. руб.; обрабатывающих производств - на

34,2 % или на 295,4 млн. руб.; строительстве - на 28,4 % или на 202,3 млн. руб.; сельского хозяйства - на 11,4 % или на 22,7 млн. руб., транспорта и связи - на 0,2 % или на 4,2 млн. руб. [1].

В период с 2009 по 2013 г. в республике действовала Республиканская программа «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 6 марта 2009 г. № 80. В рамках этой программы были реализованы следующие основные мероприятия [2]:

1. Субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам. По данному виду государственной поддержки была оказана помощь 5 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 6 200 тыс. руб.

2. Создание бизнес-инкубаторов. В 2010 году республике из федерального бюджета были выделены субсидии на создание бизнес-инкубатора в размере 22 809,2 тысяч рублей. Из республиканского бюджета на те же цели было направлено 471,7 тысяч рублей. В 2011 году из федерального бюджета было дополнительно выделено 4 339,7 тысяч рублей. В 2013 году на завершение строительных работ и материально-техническое оснащение бизнесинкубатора было направлено 49 105,6 тысяч рублей, из которых 39 105,6 тысяч рублей составляли средства федерального бюджета и 10 000 тысяч рублей - средства республиканского бюджета. Бизнес-инкубатор был сдан в эксплуатацию в начале 2014 года.

3. Содействие развитию микрофинансирования. В 2009 г. постановлением Правительства РСО-Алания создан Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания. С момента создания по настоящее время на осуществление деятельности фонду было выделено 133 400 тыс. руб.

4. Субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат. Данное мероприятие стало реализовываться в 2010 г. Объем заложенных средств составил 14 500 тыс. руб. Конкурс на получение субсидий в 2010 г. смогли пройти 5 субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2011 г. также субсидировано 5 субъектов малого и среднего предпринимательства; сумма субсидий составила 13 000 тыс.руб. В 2012 г. государственная поддержка была оказана 2 предприятиям на общую сумму - 3 327 тыс. руб. В 2013 г. затраты были компенсированы 8 инновационным компаниям на общую сумму 18 571 тыс. руб.

82

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

5. Гарантийный фонд. Гарантийный фонд РСО-Алания создан в 2009 г. На рис. 1 показаны объемы оказанной Гарантийным фондом субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки.

Рис. 1. Предоставление гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства

Источник: составлен авторами на основе материалов Министерства экономического развития РСО-Алания.

6. Гранты на создание инновационной компании. В 2010 г. из республиканского бюджета были выданы 2 гранта на создание инновационной компании на общую сумму 770 тыс. руб. В 2011 г. количество получателей увеличилось до 3. В 2012 г. было выдано 3 гранта на общую сумму 1,5 млн. руб. В 2013 г. было поддержано 2 субъекта малого и среднего предпринимательства на общую сумму 1 000 тыс. руб.

7. Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. Данное мероприятие пользуется наибольшим спросом среди потенциальных предпринимателей.

8. Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства. Данная форма государственной поддержки стала активно развиваться с 2013 г. До этого момента количество получателей поддержки не превышало 6 предприятий. В частности, в 2010 г. субсидии получили 2 субъекта малого и среднего предпринимательства на общую сумму 2 000 тыс. руб., которая была выделена из республиканского бюджета. В 2011 г. - 4 предприятия на общую сумму 3 700 тыс. руб. (средства федерального бюджета), в 2012 г. - 6 предприятий на общую сумму - 4 840 тыс. руб. (средства федерального бюджета). Основной причиной представляется неразвитость местного рынка лизинговых услуг. В настоящее время в республике функционирует только одно представительство крупной лизинго-

Региональная экономика

83

вой компании. Лизинговая компания РСО-Алания, созданная по инициативе Управления, начнет полноценно работать в середине 2014 г. В 2013 г. предприятия республики стали активно пользоваться услугами лизинговых компаний, расположенных в других регионах страны. В этой связи количество получателей субсидии возросло до 38. Общая сумма поддержки составила 112 665 тыс. руб., из которых 87 365 тыс. руб. - средства федерального бюджета и 25 300 тыс. руб. - средства республиканского бюджета.

9. Поддержка экспортно-ориентированных предприятий. Данный вид государственной поддержки в республике не востребован ввиду малого количества малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Мероприятие реализовывалось только в 2012 г. Помощь была оказана 2 предприятиям на общую сумму 700 тыс.руб. (300 тыс. руб. - средства республиканского бюджета, 400 тыс. руб. - средства федерального бюджета). С 2014 г. это мероприятие перестало реализовываться и на федеральном уровне.

10. Содействие развитию молодежного предпринимательства. В период с 2010 по 2011 годы целью данного мероприятию было оказание финансовой поддержки субъектам молодежного предпринимательства в виде предоставления грантов.

11. Организация центров поддержки предпринимательства. Средства по данному мероприятию из республиканского бюджета выделялись только в 2011 г. Объем финансирования составил 250 тыс. руб. В 2012 г. сменилась концепция данного мероприятия, которое начало реализовываться совместно с Федеральным агентством по делам молодежи и включало в себя несколько этапов. В период реализации данных этапов на развитие молодежного предпринимательства израсходовано 11 387 тыс. руб. (3 000 тыс. рублей средства республиканского бюджета и 8 387 тыс. рублей средства федерального бюджета). Была проведена Республиканская информационная конференция; сформирован единый реестр потенциальных участников программы; проведены очные собеседования участников программы со специалистами в области предпринимательской деятельности с целью доработки бизнес-идей; проведен конкурс бизнес-идей; организовано обучение 500 человек; проведен форум молодых предпринимателей «Деловое будущее РСО-Алании - 2013».

12. Реализация массовых программ обучения и повышения квалификации. Данное мероприятие реализуется с 2010 года для повышения знаний и навыков ведения бизнеса среди субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же их работников. Количество человек прошедших обучение по программе «Основы предпринимательской деятельности» в 2010 году составило 800 человек, объем финансирования составил 20 000 тыс. руб. В 2011 году мероприятием было охвачено 1 000 человек. На эти цели было направлено 25 000 тыс. руб. В 2012 г. обучение прошли 419 человек. Общий

84

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

объем финансирования составил 12 500 тыс. руб. С 2013 года данное мероприятие реализуется за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Фонда поддержки предпринимательства.

13. Субсидии предпринимателям на технологическое присоединение к электросетям. В 2010 г. заявку на получение данной субсидии подал 1 субъект предпринимательства. Сумма субсидии составила 1 млн. руб. В 2011 г. была аналогичная ситуация. В 2012 г. помощь была оказана 4 предприятиям на общую сумму 2 440 тыс.руб. (средства федерального бюджета). В 2013 г. данной формой поддержки воспользовалось 1 предприятие. Субсидия составила 700 тыс. руб. В 2014 г. данное мероприятие реализовывать не планируется.

14. Фонд поддержки предпринимательства. Данная организация была создана в 2011 году в целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания. Основными задачами деятельности фонда являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства, а так же потенциальным предпринимателям консультационных (бухгалтерских, юридических, маркетинговых) услуг, проведение образовательных мероприятий (семинаров, тренингов, круглых столов и др.), организация ярмарок и выставок и др. На деятельность фонда в период с 2010 г. по 2012 г. было выделено 42 805 тыс. руб.

В 2013 г. на осуществление деятельности Фонда поддержки предпринимательства выделено 30 124 тыс. руб.

Финансовую поддержку в 2013 году получили 656 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму 557 562,4 тыс. руб. При этом объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в республике в 2013 году вырос по сравнению с 2012 годом - на

17,2 % или - на 81 734,4 тыс. руб. [3].

Реализация Республиканской программы «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия - Алания на 2009-2013 годы» позволила создать более 1 050 и сохранить около 918 рабочих мест, а также стимулировать развитие в таких сферах, как: социальное предпринимательство. Были открыты дошкольные учебные заведения, в том числе учебные заведения, предоставляющие образовательные услуги лицам, имеющим ограниченный доступ к образованию; налажен выпуск книг, связанных с образованием, наукой и культурой, а так же различных периодических печатных изданий; поддержаны предприятия, развивающие народные художественные промыслы; развитие инноваций. Предприятия начали выпускать новую продукцию, в том числе малые гидроэлектростанции, реанимационные кресла-трансформеры, ортопедические парты и т.д.

Основными задачами государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является снижение социальной напряженности, решение проблем с занятостью населения, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, снижение налогового бремени, поддержание высокой

Региональная экономика

85

доли производимой субъектами малого и среднего предпринимательства продукции в общем объеме производимой продукции.

В настоящее время эффективность государственной политики в сфере поддержки предпринимательства оценивается с помощью следующих статистических показателей: количество созданных рабочих мест, рост количества зарегистрированных предприятий и индивидуальных предпринимателей в регионе, доля выпуска продукции малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП, доля налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в общей сумме налоговых доходов, среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых.

Таблица 1 отражает положительную динамику по всем перечисленным показателям кроме количества индивидуальных предпринимателей. При этом сокращение численности ИП в 2013 г. являлось общероссийской тенденцией, связанной с двукратным увеличением с 1 января 2013 года страховых взносов в Пенсионный фонд.

Таблица 1

Показатели малого и среднего предпринимательства за 2009-2013 гг.

2009 2010 2011 2012 01.10.2013

Численность ИП, чел 18628 20689 18131 17271 15421

Количество субъектов МСП, ед 3929 4008 4892 6204 7000

Среднесписочная численность занятых в сфере МСП, человек 25714 26505 31474 26847 31600

Доля занятых в сфере МСП в общей численности занятых, % 17,3 18,5 22,5 19,2

Доля налоговых поступлений от МСП в общей сумме налоговых доходов, % 6,4 6,5 6,4 7,1 7,2

Доля выпуска продукции МСП в общем объеме ВРП, % 16,9 18,9 18,2

Источник: http://msp.rso-a.ru/.

Уровень развития предпринимательства в РСО-Алания занимает лидирующие позиции в СКФО. В сравнении с субъектами СКФО в РСО-Алания поступления налогов по специальным режимам в абсолютных цифрах находятся в 2013 г. на третьем месте, поднявшись с четвертого в 2009 г. Это при том, что по количеству населения РСО-Алания находится на 5 месте среди субъектов СКФО. Следует также отметить, что поступления по этим видам налогов ежегодно заметно растут. Если брать средние величины, то по поступлениям на душу населения по специальным режимам РСО-Алания за-

86

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

нимает второе место после Ставропольского края. При этом в 2012-2013 гг. финансирование республиканской программы поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального центра осуществлялось в сравнительно меньших объемах, чем в большинстве субъектов СКФО (5 место из 7).

Согласно программе Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы, в Республике Северная Осетия - Алания в 2014 году проводились следующие мероприятия:

1. Создание и материально-техническое оснащение бизнес-инкубаторов. Проведен конкурс на предоставление в аренду помещений и оборудования бизнес-инкубатора, по результатам которого определены 23 резидента, которые разместятся в здании бизнес-инкубатора на льготных условиях.

2. Содействие развитию микрофинансирования. Фондом «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия - Алания» предоставлено 72 микро займа на общую сумму 43 110 тыс. рублей.

3. Предоставление поручительств перед банками субъектам малого и среднего предпринимательства.

4. Гранты начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. В 2014 году поддержку за счет средств республиканского бюджета получили 34 субъекта МСП на общую сумму 17 000 тысяч рублей.

5. Содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства. В 2014 году выделены субсидии на компенсацию затрат, связанных с уплатой первого взноса по лизинговым договорам 9 субъектам МСП на общую сумму 26 000 тысяч рублей, которая в полном объеме выделена из республиканского бюджета.

6. Создание и обеспечение деятельности Фонд поддержки предпринимательства.

7. Создание и обеспечение деятельности Евро Инфо Корреспондентского центра. Услугами центра воспользовались 230 субъекта МСП, проведены 4 презентации услуг ЕИКЦ в районах республики, конференция «Развитие делового сотрудничества бизнеса Юга России, Кавказа и Исламской Республики Иран», ряд семинаров и 2 деловые миссии предпринимателей.

8. Поддержка социального предпринимательства. На развитие социального предпринимательства из республиканского бюджета в Республике Северная Осетия - Алания выделено субсидий на общую сумму 4 700 тысяч рублей. По итогам освоения средств республиканского бюджета поддержку получили 12 субъектов МСП. В рамках реализации мероприятия «Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с приобретением оборудования» в 2014 году из республиканского бюджета поддержку получили 3 субъекта МСП на общую сумму 15 500 тысяч рублей.

Региональная экономика

87

В ходе реализации программы удалось сохранить 231 рабочих места.

9. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.

Проведя анализ предпринимательской среды РСО-Алания, мы пришли к выводу, что малое предпринимательство играет важную роль в укреплении экономических основ, как регионов, так и страны в целом. Оно представляет собой такой стратегический источник стабильного социально-экономического развития общества, который гарантирует его высокий уровень и повышает качество жизни населения.

Ввиду введения санкционного режима для РФ, развитие и поддержка малого предпринимательства должно стать одним из стратегических направлений государственной политики, так как малое предпринимательство, особенно его высокотехнологический сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода на инновационный путь развития. К основным мерам поддержки, на наш взгляд, можно отнести: привлечение малого и среднего бизнеса к выполнению госзаказа для региональных и муниципальных нужд, что позволит избежать резкого снижения числа малых предприятий; привлечение малого и среднего бизнеса к рекламно-выставочной деятельности, что позволит увеличить объем производства и продаж продукции.

Список литературы:

1. Министерство экономического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

3. Министерство туризма, предпринимательства и инвестиционной политики РСО-Алания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msp.rso-a.ru.

4. Новостной портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gradus.pro/news/regiony-opyat-poschitali.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.