ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ В АФРИКЕ Дмитриев Р.В. Email: [email protected]
Дмитриев Руслан Васильевич — кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Центр глобальных и стратегических исследований, Институт Африки, Российская академия наук, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются особенности эволюции локально-региональных систем расселения. Детально обсуждается вопрос развития мегалополисов в Африке. Особое внимание уделено аспектам формирования надагломерационных структур в странах разного уровня социально-экономического развития. В развитых странах данный процесс неизменно сопровождается субурбанистической концентрацией населения, возможной при качественной трансформации транспортных магистралей. Развивающиеся страны только вступают на этот «путь».
Ключевые слова: расселение населения, Африка, агломерация, мегалополис.
EVOLUTION OF LOCAL AND REGIONAL SETTLEMENT SYSTEMS IN
AFRICA Dmitriev R.V.
Dmitriev Ruslan Vasilyevich — PhD in Geography, Senior Researcher, CENTRE FOR GLOBAL AND STRATEGIC STUDIES, INSTITUTE FOR AFRICAN STUDIES (RAS), MOSCOW
Abstract: the article is concerned with evolution of local and regional settlement structures. It is spoken in detail about the megalopoles' shaping in Africa. Special attention is paid to aspects of their formation in countries with different levels of socio-economic development. In developed countries, this process is invariably accompanied by suburbanized concentration of the population, with a required qualitative transformation of transport arteries. Developing countries have only come to this "way". Keywords: population resettlement, Africa, agglomeration, megalopolis.
УДК 332.12(6)
На определенном этапе развития городов происходит расширение зон их влияния, приводящее к формированию агломераций - как это имеет место, например, в Индии [1]. Эффект агломерации как первая часть каркасного эффекта в настоящее время в значительной степени претерпевает преобразование в надагломерационный эффект. Иными словами, происходит усиление взаимодействия между поселениями, входящими в состав разных, однако территориально сближенных городских агломераций и зон влияния городов. Это способствует значительно большему проявлению того экономического эффекта от территориальной сближенности населенных пунктов, который имеет место в случае единичной агломерации [2].
Однако, на наш взгляд, неверно было бы рассматривать каркасный эффект как механический набор признаков социально-экономического преобразования территории. Агломерирование и надагломерирование были бы невозможны без совокупного действия таких составляющих каркасного эффекта, как магистрализация и смещение центров. Действительно, увеличение площади зон влияния городов может осуществляться лишь благодаря совершенствованию различных видов транспорта и, следовательно, сокращению временных затрат на достижение мест приложений труда. Более того, в настоящее время мы можем наблюдать усложнение эффекта магистрализации, выражаемого в виде полимагистрализации, т.е. параллельного следования трасс нескольких видов транспорта.
Следствием агломерирования и магистрализации является временное сжатие экономического пространства, выраженное в территориальном обобществлении межагломерационных пространств расположенных достаточно близко городских поселений [3]. Данное явление получило название мегалополизации [4]. Его особенностями в развивающихся странах являются: большая зависимость интенсивно растущего населения от природных условий [5], что при относительно низком уровне
доходов способствует очаговой концентрации населения (макроцефальность городского развития) [6]; параллельное, а не последовательное протекание процессов урбанистической и субурбанистической концентрации [7]; относительно невысокий уровень развития транспортной сети (в том числе и таких «специфических» видов транспорта, как электронный [8]), снижающий масштабы маятниковых миграций.
Указанные обстоятельства характеризуют развитие опорного каркаса расселения и большинства густонаселенных стран Африканского континента: здесь формируются надагломерационные структуры мегалополисного типа - урбанистические ареалы (коридоры) [9].
В работе Дж. Папаиоанну 1980 г. [10] к числу формирующихся мегалополисов были отнесены следующие (в скобках указана примерная дата «окончания» формирования): 1) Каир - Александрия (1960) в Египте; 2) Претория - Йоханнесбург (Витватерсранд) (1975) с продолжением на Феринихинг (1990) и Дурбан (2000) в ЮАР; 3) Лагос - Ибадан (1970) с продолжением на Кано (2000) в Нигерии; 4) Фес - Касабланка (1990) в Марокко с продолжением на Оран и Алжир в Алжире (2000); 5) Алжир - Тунис - Триполи (2000); 6) Пуэнт-Нуар - Браззавиль - Киншаса (2000); 6) Дуала - Яунде (2000) в Камеруне; 7) Дакар -Бамако (2000); 8) Конакри - Уагадугу (2000); 8) Абиджан - Буафле (2000) в Кот-д'Ивуаре; 9) побережье Ганы (2000); 10) Лубумбаши - Хараре (2010).
В то же время к настоящему моменту сбылись далеко не все прогнозы. К числу существующих (формирующихся) в настоящее время в Африке мегалополисов относятся: Нильско-Суэцкий (агломерации Каира, Александрии, Суэца, Порт-Саида на водных путях); трансграничный ГИЛА (от Ибадана и Лагоса через Котону и Ломе до Аккры вдоль Западноафриканского берегового шоссе); Восточно-Африканский (Кампала - Найроби -Момбаса - Дар-эс-Салам вдоль Трансафриканского шоссе №8 и побережья Индийского океана вдоль островов Пемба и Занзибар); Гаутенг (агломерации одноименной провинции ЮАР и окружающих ее дистриктов Свободного государства, Мпумаланги и Северо-Запада, формирующиеся на основе новой железнодорожной магистрали Гаутрейн).
Устойчивому развитию надагломерационных участков не препятствует очаговая урбанизация: появляются «точки роста» - глобальные города, втягивающие Африку в процесс международного разделения труда [11]. Тем не менее, главным тормозом мегалополизации африканских государств является высокий уровень социальной дифференциации внутри африканских [12] - а в мировом масштабе и не только [13] - обществ.
Список литературы / References
1. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе, 2009. № 2. С. 17-23.
2. Дмитриев Р.В. Роль надагломерационных структур в формировании опорного каркаса расселения Индии: Дисс. ... канд. геогр. наук. Москва, 2011. 180 с.
3. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе, 2009. № 3. С. 24-29.
4. Дмитриев Р.В. Использование гравитационных моделей для пространственного анализа систем расселения // Народонаселение, 2012. № 2 (56). С. 41-47.
5. Агафошин М.М. Особенности демографических показателей христианских и мусульманских общин Тропической Африки в XX - начале XXI вв. // Материалы конференции «Школа молодого африканиста», 2015. № 6. С. 158-159.
6. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня, 2011. № 8. С. 11-15.
7. Дмитриев Р. В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М.: МАКС Пресс, 2014. 156 с.
8. Абрамова И.О., Поликанов Д.В., Фитуни Л.Л. Интернет, трансформация обществ и сетевые войны // Российские стратегические исследования. М.: Логос, 2002. С. 136-150.
9. Горохов С.А. Урбанистические кластеры Индии как полюса роста экономики страны и развития туризма // Научный вестник МГИИТ, 2010. Т. 5. № 3. С. 7-12.
10. Papaioannou J.G. The City of the Future project (COF) // Ekistics, 1980. Vol. 282. P. 175-228.
11. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Экономика Африки в условиях надвигающейся второй волны мирового экономического кризиса // Проблемы современной экономики, 2012. № 4. С. 105112.
12. Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Межобщинный конфликт в Нигерии как результат конфессиональной поляризации населения Африки // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2015. № 13. С. 109-116.
13. Горохов С.А. Индия. Религия, демография и политика // Азия и Африка сегодня, 2011. № 7. С. 24-32.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ЦЕПИ ПОСТАВОК Левкин Г.Г. Email: [email protected]
Левкин Григорий Григорьевич - кандидат ветеринарных наук, доцент, кафедра экономики транспорта, логистики и управления качеством, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск
Аннотация: в статье рассматривается методология логистики как направление научной и практической деятельности, особенности использования принципов «централизация» и «децентрализация» в теории и практике управления материальными потоками. Представлены примеры нарушения взаимодействия между подразделениями предприятий при организации производственных процессов и определены направления совершенствования в управлении материальными потоками на основе логистического менеджмента. В результате проведенных исследований предлагаются пути решения логистических проблем. Ключевые слова: логистическая система, концепция логистики, предприятие, коммерческая организация.
USING THE PRINCIPLES OF CENTRALIZATION AND DECENTRALIZATION IN THE MANAGEMENT OF MATERIAL FLOWS ACROSS THE ENTERPRISE AND SUPPLY CHAIN Levkin G.G.
Levkin Grigory Grigoriyevich — PhD in Veterinary, Associate Professor, DEPARTMENT «ECONOMICS OF TRANSPORT, LOGISTIC AND QUALITY MANAGEMENT», OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY, OMSK
Abstract: the article discusses the methodology of logistics as directions of scientific and practical activities, especially the use of the principles of «centralization» and «decentralization» in the theory and practice of management of material flows. Examples of violations of the interaction between subdivisions of the enterprise during the production process and identify areas for improvement in the management of material flows based on the logistics management. The result of the research offered solutions to logistical problems.
Keywords: logistics system, the logistics concept, enterprise, commercial organization.
УДК 656.01
Поставки товаров задают ритм работы логистической системы предприятия и каналов распределения, так как позволяют регулировать уровень всех видов запасов и, соответственно, обеспечивать бесперебойность производства. Организация производства должна являться частью логистического планирования предприятия с учетом предшествующих и последующих звеньев цепи поставок. Использование «тянущей модели» управления материальными потоками позволяет максимально сократить объемы видов запасов на всем пути движения материального потока на предприятии (запасы сырья и готовой продукции, межцеховые запасы, запасы возвращенной продукции).
Большое внимание в условиях конкуренции следует уделять уровню логистического сервиса при обслуживании предприятий-потребителей материального потока. В качестве клиентов могут выступать оптовые и розничные торговые предприятия, учреждения и производственные предприятия, которые могут перепродавать готовую продукцию с присвоением ей частной торговой марки. Конечные потребители выступают потребителями материального потока при создании производственным предприятием фирменной розничной торговой сети.