ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ НАДАГЛОМЕРАЦИОННЫХ СТРУКТУР
В ИНДИИ Дмитриев Р.В.
Дмитриев Руслан Васильевич - кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Центр глобальных и стратегических исследований, Институт Африки Российская академия наук, г. Москва
Аннотация: процесс концентрации населения в крупнейших агломерациях Индии не является равномерным не только в целом по стране, но даже в рамках отдельно рассматриваемой агломерации. Внешние части агломераций Индии в большинстве своем растут быстрее ядер, что при достаточной территориальной близости способствует их срастанию с последующим образованием полицентрических агломераций или надагломерационных структур. Формирование последних, происходит на при достаточном уровне развития транспортной инфраструктуры. Ключевые слова: Индия, агломерация, надагломерационная структура, транспортная сеть.
УДК 332.12(6)
В настоящее время выделяется несколько надагломерационных структур, формирующихся на территории Индии [1]:
1) по линии Ахмадабад - Мумбаи - Пуна вдоль побережья штатов Гуджарат и Махараштра с численностью населения около 40 млн чел (половина населения зоны сосредоточено в крупнейшей агломерации страны - Мумбаи) [2]. Остовом данной урбанизированной зоны стали две высокоскоростные автомагистрали: первая в стране сообщением Мумбаи - Пуна (штат Махараштра), а также магистраль Ахмадабад -Вадодара (штат Гуджарат) [3].
2) большая часть территории штатов Керала и Тамилнад, а также тяготеющие к ним южные районы штата Карнатака по линии Бангалор - Майсур - Кочин -Тривандрам - Мадурай - Ченнаи с численностью населения около 25 млн чел. [4] Данная зона формируется в условиях более поздней стадии демографического перехода по сравнению с другими зонами страны, вследствие чего численность ее населения относительно низка [5].
3) по линии Исламабад - Фейсалабад - Лахор (Пакистан) - Дели людностью более 120 млн чел, что ставит ее на первое место в мире по численности населения среди урбанизированных зон и мегалополисов мира [6].
4) интернациональная зона Вишакмаханагар по линии Читтагонг - Дакка - Кхулна (Бангладеш) - Колката - Асансол - долина р. Дамодар (Индия). Именно порты Читтагонга и Колкаты, а также экономический потенциал «индийского Рура» стали основой формирований данной зоны [7], менее развитым участком, которой является территория от Дакки до Читтагонга. Однако развитие как данной, так и остальных зон является не самостоятельным процессом, а частью из группы процессов формирования крупнейшего по площади и численности населения мегалополиса будущего. Остовом его станут агломерации бассейнов Инда и Ганга от Исламабада в Пакистане через Дели, Лакхнау, Канпур, Аллахабад, Асансол, Колкату в Индии до Кхулны, Дакки и Читтагонга в Бангладеш. Ветвь формирующегося мегалополиса от Дели через Джайпур протянется до Ахмадабада и далее через Мумбаи на юг страны. Таким образом, на территории трех крупнейших по численности населения стран Южной Азии формируется глобальная радиально-кольцевая система расселения,
ограниченная с севера дугой Индо-Гангской низменности, а с юга - цепью населенных пунктов вдоль побережья Индии.
Взаимодействие разноуровневых узловых элементов, вне всяких сомнений, на основе формирующихся «коридоров роста» ведет к устойчивому росту эффективности функционирования территориальной структуры экономики Индии. Однако существенным недостатком данной схемы здесь служит во многом стихийное развитие узлов [8], приводящее, как и в случае других развивающихся стран [9], к многочисленным проблемам, в т.ч. и социальной напряженности. И, что является наиболее важным, еще не опорный каркас расселения влияет на особенности территориальной организации населения, а именно высокое демографическое давление [10] создает трудности развития опорного каркаса.
Список литературы
1. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе, 2009. № 2. С. 17-23.
2. Дмитриев Р.В. Опорный каркас расселения и хозяйства современной Индии. М.: МАКС Пресс, 2014. 156 с.
3. Дмитриев Р.В. Роль надагломерационных структур в формировании опорного каркаса расселения Индии: Дисс. ... канд. геогр. наук. Москва, 2011. 180 с.
4. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе, 2009. № 3. С. 24-29.
5. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Население Индии растет рекордными темпами // Азия и Африка сегодня, 2011. № 8. С. 11-15.
6. Дмитриев Р.В. Использование гравитационных моделей для пространственного анализа систем расселения // Народонаселение, 2012. № 2 (56). С. 41-47.
7. Горохов С.А. Хозяйство современной Индии // География в школе, 2006. № 2. С. 21-29.
8. Дмитриев Р.В. Социальные и экономические проблемы развития городов Индии // География в школе, 2010. № 3. С. 20-44.
9. Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Межобщинный конфликт в Нигерии как результат конфессиональной поляризации населения Африки // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2015. Т. 13. С. 109-116.
10. Горохов С.А. Индия. Религия, демография и политика // Азия и Африка сегодня, 2011. № 7. С. 24-32.