Научная статья на тему 'Особенности развития леворуких детей'

Особенности развития леворуких детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1944
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
леворукость / леворукий ребенок / left-handedness / left-handed child

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пестова И. В.

Описаны особенности развития леворуких детей, которые могут быть использованы преподавателями для более эффективного воспитания ребенка, а также рекомендации родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of development of left-handed children, which can be used by teachers for more effective education of the child, as well as recommendations to parents are described

Текст научной работы на тему «Особенности развития леворуких детей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

Пестова И.В.

Студентка 2 курса факультета математики, информатики и физики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград Научный руководитель: Лазарева Е.Г., Старший преподаватель Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Аннотация: Описаны особенности развития леворуких детей, которые могут быть использованы преподавателями для более эффективного воспитания ребенка, а также рекомендации родителям.

Ключевые слова: леворукость, леворукий ребенок

Summary: The features of development of left-handed children, which can be used by teachers for more effective education of the child, as well as recommendations to parents are described.

Keywords: left-handedness, left-handed child.

В школе у каждого из нас был леворукий знакомый, а возможно, что вы сами леворуки. Леворукость - это очень значимая особенность ребенка, которая играет важную роль в процессе обучения. Совсем еще недавно леворукость представляла серьезную проблему в педагогическом плане. Из-за этой проблемы, леворуких детей заставляли писать не левой, а правой рукой.

Дети не могли справиться с письмом правой рукой, что провоцировало у них нервозные состояния, которые плохо влияли на них. После того как ребенка заставляют переучиваться, он становится очень капризным и вспыльчивым, а также начинает беспокойно спать. В дальнейшем у него проявляются отклонения, которые более серьезно влияют на него: часто болит голова, ребенок постоянно находится в вялом состоянии. В итоге начинают развиваться невротические реакции, такие как: нервные тики, заикание и др.

Даже если он смог переучиться писать правой рукой, став взрослыми он всё равно неосознанно используют левую руку в обычных ситуациях. Он все равно сохраняет все особенности своей леворукости, даже если его насильно переучили.

Соответственно, чтобы не нарушать психическое развитие леворуких детей, нужно рассмотреть их особенности развития для дальнейшей эффективности воспитания и обучения в среде праворуких детей.

В мире подавляющее большинство - это праворукие люди и только небольшая группа из них составляют леворукие. А также можно сказать, что леворукие и праворукие люди являются неоднородными группами.

Среди леворуких есть такие у которых сильно выражена леворукость, а среди праворуких есть люди с сильной праворукостью, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия. Также в нашем мире есть такие люди, отлично владеющие как правой, так и левой рукой, таких людей называют абидекстрами.

Если провести лингвистический анализ слова «левый», то можно убедиться в том, что этот предрассудок имеет достаточно древнее происхождение. Во многих языках слово «левый» означает «неловкость», «неискренность», т.е. имеет, не очень хорошие значения. [2]

С подобными взглядами на леворукость и таким отношением к леворуким людям мы сталкиваемся очень часто. Это связано с тем, что мы не хотим, чтобы кто-то был «другой», не такой «как все».

Можно назвать имена известных всем леворуких людей — Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, Людвиг Ван Бетховен, Джордж Буш и Билл Клинтон и многие другие. Эти имена показывают нам, что левши не уступают ни в чем правшам.

Итак, дадим определение понятию «леворукость». Леворукость -предпочтение левой руки в действиях. [з]

Выделяются три вида леворукости:

- закрепленная генетически (такой вид леворукости передается по наследству);

- компенсаторная/патологическая (вызвана нарушением развития головного мозга);

- вынужденная/механическая (возникает в связи с потерей, повреждением или заболеванием ведущей правой руки).

Бытуют мнения, что левши «неспособные», «неуклюжие», «неумелые», но действительно ли это так? Или же они могут в чем-то превосходить правшей? Это вопрос, на который сложно дать полный ответ. Можно сказать, что на него нет однозначного ответа и прежде всего потому, что леворуких людей намного меньше чем праворуких и такая небольшая группа еще не изучена так хорошо.

Можно выделить следующие особенности развития леворуких детей:

• У таких детей может наблюдаться позднее появление речи

• Дети, которые оперируют левой рукой чаще подвержены заиканию

• У леворуких детей можно заметить «зеркальное письмо»

• Дети сложнее ориентируются в пространственных связях (долго формируется понимание того, что обозначают предлоги «под», «над», «перед», «за» и пр.)

Методы изучения леворуких детей

1. Для того чтобы определить особенности развития леворуких детей, можно использовать такой метод, как наблюдение.

• Наблюдение за детьми от 1 года до 3 лет

Еще до 1 года ребенок использует «удобную» для него руку, но иногда может дотянуться до игрушки той рукой, которая ближе к тому объекту в котором он заинтересован. Однако родителям рекомендуют присмотреться к ребенку и внимательно наблюдать за его действиями.

• Наблюдение за детьми 4 - 5 лет

Четкое предпочтение одной из рук начинает формироваться в четыре года, а к пяти годам уже устанавливается окончательно. И это либо правая, либо левая рука. Этот выбор говорит о том, что все процессы стала контролировать кора головного мозга. Именно в этот период, в возрасте 45 лет, можно узнавать предпочтения руки у детей. [4]

2. Также можно использовать специальные задания для определения ведущей руки (они состоят из обычных действий, каждое задание оценивается в 1 бал. Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них)

3. И еще одним методом изучения может быть методика А.П. Чуприкова (с помощью этого опросника для родителей можно выявить является ли ребенок леворуким, праворуким или сочетает в себе две эти особенности(амбидекстер). Если сумма баллов от -9 до -20, то можно сделать вывод, что он леворукий, от -8 до +8 - амбидекстер, от +9 до +20 -праворукий)

Рекомендации родителям

1. Леворукому ребёнку нужно помочь организовать свое рабочее место, в том числе:

• изменить наклон тетради

• показать, как правильно взять ручку

• сделать так, чтобы свет падал справа, а не слева;

2. Лучше если ребенок не будет писать с наклоном вправо, леворукому ребенку проще писать прямо;

3. Любую двигательную активность нужно объяснять пошагово для лучшего понимания им этих действий;

4. Учителя должны общаться с родителями леворуких детей и проводить с ними консультации, чтобы объяснить им как будет лучше для такого ребенка; что необходимо сделать, чтобы помочь ему жить полной жизнью в среде праворуких детей; рассказать, как помочь ребенку справится с трудностями, возникающими по причине их особенностей; помочь не допустить нарушения в их психическом и физическом здоровье ребенка[1]

На данный момент люди становятся терпимы к разным индивидуальным проявлениям, менее жестокие рамки принимает понятие «норма», и это говорит о том, что в наше время люди стали ломать прежние стереотипы и это несомненно психологически помогает детям, которые живут с такой особенностью как леворукость. Изучение леворукости приводит к тому, что эти работы помогают изменять восприятие левшей в обществе, а также помогают вырабатывать методики

их обучения. Раньше в школе леворуких детей переучивали и пытались «подогнать» под класс праворуких. Сейчас же педагоги не только не станут переделывать восприятие ребенка, но и будут применять к таким детям индивидуальный подход, в том числе использовать другие методы для их обучения и воспитания, которые будут более понятные для леворуких детей и поэтому более эффективные.

Список использованных источников:

1. Арсентьева Ж.В. Леворукий ребенок в «праворуком» мире. //Наука в современном мире. Материалы XXVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. М: «Перо», 2016

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 132

4. Левшевство - проблема или дополнительные возможности? / Молодая мама // [Электронный ресурс] URL: http://ymama.ru/journal/6/300

5. Соколова Н.А., Русинова Ю.А. Приоритетные направления развития педагогики и образования: инновационные методики и проблемы практического применения // Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции по педагогике. - СПб: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ -СИЛА», 2016.

6. Хорсанд Д. В. Если ребёнок левша...: маленькие подсказки для родителей.- М.: АСТ; СПб.: Сова,2006. -472с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.