Научная статья на тему 'Особенности развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане'

Особенности развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2986
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / WELLNESS TOURISM / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ТУРИЗМ / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайахметов Рустем Раисович

Анализируются проблемы и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане. Исследуются вопросы повышения экономической эффективности санаторно-курортной системы в регионе и формирования благоприятного инвестиционного климата в отрасли. Предлагается использовать механизмы государственно-частного партнерства и региональных особых экономических зон в развитии санаторно-курортного комплекса республики. Образование региональных особых экономических зон позволит следующее: дополнительно стимулировать инвесторов и возвести объекты для проживания; сформировать востребованную рынком досуговую инфраструктуру санаториев; создать конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень обслуживания отдыхающих в Башкортостане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шайахметов Рустем Раисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF WELLNESS TOURISM IN BASHKORTOSTAN

The article analyzes the problems and development prospects of wellness tourism in the Republic of Bashkortostan. It studies the issues of improving economic efficiency of the sanatorium and spa resort system in the region and the formation of a favorable investment climate in the industry. It is proposed to use the mechanisms of state-private partnership and regional special economic zones in the development of sanatorium and spa resort complex of the Republic of Bashkortostan. The formation of regional special economic zones will allow to create additional incentives for investors, build facilities for living, create marketable leisure infrastructure of health centers and create a competitive environment providing a high level of service for vacationers.

Текст научной работы на тему «Особенности развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане»

УДК 338.46

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В БАШКОРТОСТАНЕ

л

© Р.Р. Шайахметов1

Уфимский государственный университет экономики и сервиса,

450078, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.

Анализируются проблемы и перспективы развития лечебно-оздоровительного туризма в Башкортостане. Исследуются вопросы повышения экономической эффективности санаторно-курортной системы в регионе и формирования благоприятного инвестиционного климата в отрасли. Предлагается использовать механизмы государственно-частного партнерства и региональных особых экономических зон в развитии санаторно-курортного комплекса республики. Образование региональных особых экономических зон позволит следующее: дополнительно стимулировать инвесторов и возвести объекты для проживания; сформировать востребованную рынком досуго-вую инфраструктуру санаториев; создать конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень обслуживания отдыхающих в Башкортостане.

Ключевые слова: государство; государственно-частное партнерство; инвестиции; лечебно-оздоровительный туризм; особая экономическая зона; туризм.

DEVELOPMENT FEATURES OF WELLNESS TOURISM IN BASHKORTOSTAN R.R. Shayakhmetov

Ufa State University of Economics and Service,

145 Chernyshevsky St., Ufa, Republic of Bashkortostan, 450078, Russia.

The article analyzes the problems and development prospects of wellness tourism in the Republic of Bashkortostan. It studies the issues of improving economic efficiency of the sanatorium and spa resort system in the region and the formation of a favorable investment climate in the industry. It is proposed to use the mechanisms of state-private partnership and regional special economic zones in the development of sanatorium and spa resort complex of the Republic of Bashkortostan. The formation of regional special economic zones will allow to create additional incentives for investors, build facilities for living, create marketable leisure infrastructure of health centers and create a competitive environment providing a high level of service for vacationers.

Keywords: state; public-private partnership; investment; wellness tourism; special economic zone; tourism.

Туризм занимает особое место в мировой экономике. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) доля туризма в мировом ВВП составляет 3,6%, что составляет 2,6 трлн долларов. Следует отметить его роль в международной торговле, на туризм приходится 29% мирового экспорта услуг, что составляет 1,4 трлн долл. США [5]. Доля экспорта превышает в объеме туристических услуг 53%, что свидетельствует о экспортоориентированном развитии отрасли.

Россия занимает 4-е место по выездному туризму, в 2013 г. вывезено за границу 54 млрд долл. США [5]. Если учесть, что объем экспорта России в 2013 г. составил 526,4 млрд долл. (США) [11], то объем вывезенных средств туристами превышает 10% российского экспорта.

В тоже время по уровню доходов от въездного туризма Россия в 2013 г. заняла 27 место, с объемом 11,9 млрд долл. США [12].

Экспортные доходы Российской Федерации от туризма составляют всего 22% от вывезенных денежных средств туристами. Это свидетельствует о слабом развитии туристической инфраструктуры страны.

В настоящее время особенно динамично развивается лечебно-оздоровительный туризм, и наша страна имеет хороший потенциал для его развития. Во мно-

гом это связано с наличием развитой инфраструктуры санаторно-курортной системы, которая была создана в советское время. Российский санаторно-курортный комплекс с учетом исторического развития может сыграть особую роль в развитии въездного туризма. Но пока отдых иностранных граждан является редким исключением.

Санаторно-курортные учреждения Башкирии обслуживают в год до 250 тыс. человек; включают 31 санаторий и профилакторий, 170 учреждений рекреационного характера. Наиболее известны - курорты «Янган-Тау», «Красноусольск», обладающие развитой инженерной и медицинской инфраструктурой [2]. Количество отдыхающих в башкирских санаториях с 1990 г. увеличилось более чем в 3 раза и в 2013 г. составило 255 тыс. человек. Санаторно-курортная система Башкортостана играет определяющую роль в развитии туризма в регионе.

Объем туристических услуг Башкирии в 2013 г. составил 4,28 млрд руб. [8], доля внутреннего и въездного туризма составляет около 10% объема туристского рынка Башкортостана [2]. Из этого следует, что объем внутреннего и въездного туризма Башкортостана в 2013 г. составил около 420 млн руб., это менее 10% от объема оказанных санаторно-оздорови-тельных услуг.

1Шайахметов Рустем Раисович, соискатель, тел.: 89173427006, e-mail: [email protected] Shayakhmetov Rustem, Competitor for a scientific degree, tel.: 89173427006, e-mail: [email protected]

Отдохнуло в санаториях Башкортостана

Объем услуг в 2013 г.

тыс чел. 300

200

100

255

Жш

66,3

млн руб.

5000 4000 3000 2000 1000 0

И

□ 1990 год П2013 год

Рис. 1. Санаторно-оздоровительные услуги Республики Башкортостан [2, 3, 8,10]

внутренний и въездной туризм санаторно-курортные услуги

Как видно из рис. 1, основным видом туризма в Башкортостане является лечебно-оздоровительный. Это является следствием того, что в 90-е гг. руководством республики были приняты меры по развитию и модернизации материально-технической базы санаторно-курортного комплекса. За счет бюджетного финансирования была создана современная инфраструктура санаторной системы Башкортостана. Дополнительный импульс ее активности дала Программа развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002-2010 годы.

В санаторно-курортной сфере системы здравоохранения региона функционируют 10 республиканских государственных унитарных предприятий (ГУП) -9 санаториев для оздоровления взрослого населения («Ассы», «Зеленая роща», «Карагай», «Красно-усольск», «Юматово», «Танып», «Талкас», «Янган-Тау», «Якты-Куль») и один санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия для детей («Салют») [6].

Как видно из рис. 2, объем оказанных ГУП услуг в

тысяч человек

300 250 200 150 100 50

2013 г. составил 3,092 млрд руб. [7]. С учетом того, что в том же году в Башкортостане объем санаторно-оздоровительных услуг составил 4,55 млрд руб., доля указанных санаторных учреждений на рынке составляет 67,9% [3]. В тоже время ими было оздоровлено 104 тыс. чел., что составило 40,8% от общего количества оздоровленных в регионе. Особую роль на рынке санаторно-оздоровительных услуг Башкортостана играют санатории «Красноусольск» и «Янган-Тау», занимая 42,5% в объеме оказанных санаторно-курортных услуг, которыми воспользовалось около 20% отдыхающих в санаториях республики.

В тоже время следует отметить, что стоимость оздоровления одного человека в республиканских ГУП около 30 тыс. руб., что на 73% больше, чем в целом по отрасли. В санатории «Янган-Тау» стоимость одной путевки составила 43,8 тыс. руб., что выше в 2,5 раза чем в среднем по республике.

В санаторно-курортной системе Башкортостана в настоящее время сложилась противоречивая ситуация.

Оздоровлено человек

255

21

0

(8,2%)

31

(12,2%)

Санаторий Красноусольский

Санаторий Янган-Тау

(40,8%)

Республиканские ГУП

Всего

Рис. 2. Роль республиканских ГУП в санаторно-курортной системе Башкортостана, 2013 г. [3, 7,10]

0

В соответствии с Программой развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002-2010 годы бюджетные инвестиции в санаторно-курортные республиканские учреждения составили 2,5 млрд руб. [9]. В то же время капитализация указанных предприятий гораздо меньше, чем вложенные средства, в 2010 г. стоимость чистых активов составила 2,3 млрд руб. Спрос на оздоровительные услуги превышает предложение, обеспечивая заполняемость здравниц, принадлежащих республике. Загрузка санаториев в 2013 г. составила 91%, а в санаториях «Ас-сы», «Красноусольск», «Танып», «Янган-Тау», лагере «Салют» загрузка превысила 100%. Данный показатель свидетельствует о перегрузке оздоровительных учреждений [7].

В то же время коечная мощность указанных здравниц в 2013 г. составила 3470 мест, в 2010 г. -3477, за 5 лет фактически не изменилась [6, 7].

Показатели таблицы свидетельствуют о значительном снижении эффективности указанных санаториев.

создаст условия для формирования переориентации спроса населения на санаторные услуги за пределами республики.

Существующая долговременная тенденция опережающего роста себестоимости услуг по сравнению с выручкой значительно снижает инвестиционную привлекательность санаторно-курортного комплекса.

Уровень рентабельности по здравницам за 2013 год составил 2,3%, что по сравнению с 2012 г. меньше на 2,5%.

Чистая прибыль за 2013 г. составила - 110141,0 тыс. руб., по сравнению с 2009 г. номинальный размер чистой прибыли увеличился на 2,1%. С учетом дисконтирования реальный размер чистой прибыли (NPV) с 2009 г. снизился на 25-30%.

Размер чистой прибыли явно недостаточен для полномасштабной реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих стабильное развитие санаториев. С 2008 г. не осуществлено ни одного серьезного инвестиционного проекта.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что в

Показатели республиканских санаториев (ГУП) [6, 7

Наименование 2009 г. 2013 г. 2013 г. по сравнению с 2009 г., рост/снижение, %

Количество проведенных койко-дней (ночевок) 1 216 744 1 120 622 -7,9

Доход, руб. 2 307 912 3 092 974 34

Себестоимость, руб. 2 021 295 2 892 362 43,1

Чистая прибыль, руб. 107 845 110 141 2,1

Рентабельность, % 3,9 % 2,3 % -1,6

Стоимость 1 койко-дня (ночевки), руб. 1 332 2087 56,6

В 2013 г. объем санаторно-курортных услуг составил 1120622 койко-дней пребывания (ночевок), уменьшение на 7,9% по сравнению с 2009 г., на 1,9% по сравнению с 2012 г. Фактическое количество проведенных койко-дней по здравницам в 2013 г. составило 1142813, а в 2008 г. этот показатель составлял 1277663, т.е. сокращение за 5 лет составило 11,2%. Эти данные свидетельствуют о снижении физического объема услуг санаториев за 5 лет на 8%.

Общий доход за 2013 г. составил 3092974,0 тыс. руб., что по сравнению с 2012 г. больше на 3,2%, а по сравнению с 2009 г. - 34%. В то же время рост себестоимости в 2013 г. по сравнению с 2009 г. составил 43%.

С 2009 по 2013 гг. рост себестоимости опережал рост выручки в 1,3 раза. С учетом того, что физический объем основных услуг санаториев не увеличился, рост выручки организаций произошел только за счет повышения цен. Рост стоимости 1 -го койко-дня (ночевки) в санаториях за период 2009-2013 гг. составил 56,6%, с 1332 до 2087 руб.

Уровень цен санаторно-курортного комплекса Республики Башкортостан сравним с ценами зарубежных санаториев с учетом транспортных расходов. Так как спрос на санаторно-оздоровительные услуги в Башкирии превышает предложение, в настоящее время цены не несут больших угроз для санаторных учреждений. Но в долговременной перспективе это

управлении санаторно-курортным комплексом требуются преобразования.

Низкая эффективность во многом связана с тем, что республиканские санаторно-курортные организации развиваются за счет административного ресурса, без формирования инфраструктуры востребованной рынком. Развитие производится по советской системе управления санаториями, где не уделяется должного внимания развитию досуговых объектов, причем, с запретом деятельности на территории санаториев других организаций. Инвестиции - только государственные, иные источники финансирования возможны были исключительно при условии безвозмездной передачи возведенных объектов в республиканскую собственность. Организационно-правовая форма санаториев - ГУП также не стимулирует привлечение частных инвестиций в развитие санаторных учреждений.

С учетом того, что ни один из санаториев не обладает возможностями по самостоятельной реализации инвестиционных проектов, то целесообразна консолидация республиканских активов в одно хозяйственное общество, как было в 2008 г. Это позволит создать единую систему управления, включая инвестиционное проектирование, продажи, рекламу, исследования рынка, организацию сотрудничества с турагентствами.

Главная проблема развития - это отсутствие

стратегии развития отрасли и, как следствие, нет точно определенных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом. Минздрав проводит анализ деятельности принадлежащих республике здравниц, фиксирует тенденции развития. Но, к сожалению, Правительство Республики Башкортостан не предпринимает действий по повышению эффективности санаторно-курортной системы. Основной документ по развитию туристической индустрии - Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» также не регулирует развитие лечебно-оздоровительного туризма в регионе.

Ситуация требует кардинального изменения.

Следует отметить, что развитие лечебно-оздоровительного туризма Башкортостана сдерживается не тем, что к нам не хотят ехать, а тем, что нам негде размещать туристов. В то же время республиканские санатории не обладают возможностями самостоятельной реализации инвестиционных проектов, расширяющих их возможности.

Особенностью современности является то, что санаторно-курортные комплексы все больше становятся оздоровительными центрами и в меньшей мере - местом лечения. Поэтому необходим переход от минздравовского учреждения закрытого типа, когда используется монопольное положение санатория по оказанию услуг отдыхающим, к форме «Курортный кластер». Этого можно достигнуть, используя механизмы аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

С учетом определяющего значения санаторно-курортной системы для развития туризма в Башкортостане целесообразно создание кластера «Санатории и курорты Башкортостана», для чего необходимо внесение изменений в программу развития внутреннего и въездного туризма с определением конкретных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом, с указанием четких механизмов их реализации и планом мероприятий по развитию кластера.

Следует отметить, что в курортных зонах Башкортостана не осуществляется комплексная застройка территорий. И это является основным сдерживающим фактором развития туриндустрии региона.

В тоже время комплексное развитие прилегающих к санаториям территорий с формированием единой инженерно-коммунальной инфраструктуры должно стать главным вектором развития отрасли.

Указанную задачу можно решить путем государственно-частного партнерства по созданию инженерно-коммунальной инфраструктуры, проведению других подготовительных работ создаваемой курортной зоны. Публичные партнеры (республика, местное самоуправление) в лице уполномоченных органов выделяют земельные участки для реализации проектов, определяют порядок и условия их предоставления инвесторам.

Частный партнер, определяемый на конкурсной основе, разрабатывает проектную документацию, проводит внутреннее межевание земельных участков

и создает инженерно-коммунальную инфраструктуру.

После подготовки документации, проведения межевания в соответствии с действующим законодательством инвесторам будут предлагаться земельные участки для строительства объектов комплекса с включением в контракты обязательств инвесторов:

• Оплата услуг по проведению проектных работ, созданию инженерной инфраструктуры.

• Инвестиционные обязательства по строительству объекта и требований генплана.

Частные инвестиции в проектные работы, межевание земельных участков, другие подготовительные работы, также в строительство инфраструктуры позволяют:

- Обеспечить комплексное освоение территории, проектирование и строительство единой инженерно-коммунальной инфраструктуры, что значительно снизит риски инвесторов и антропогенную нагрузку на территорию.

- Сократить в 3-5 раз временные издержки инвесторов при реализации проектов на указанной территории, так как инвесторам будет предоставляться земельный участок с обязательствами подключения к инженерным коммуникациям, утвержденными требованиями к строительству объекта.

- Значительно снизить затраты инвесторов на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

- Упростить порядок предоставления земельных участков инвесторам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, создание региональных особых экономических зон позволит создать дополнительные стимулы для инвесторов. Целесообразно создание региональных туристско-рекреационных особых экономических зон. Можно использовать опыт Липецкой области, где создано 10 региональных особых экономических зон. В том числе, две туристско-рекреационного типа, где планируется размещение свыше 250 объектов. В настоящее время в региональных особых экономических зонах Липецкой области зарегистрировано 38 участников из пяти стран мира с общим объемом инвестиций 61, 5 млрд руб. [4].

Активное участие инвесторов связано с получаемыми в соответствии с Законом Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня» следующими преференциями:

1. Освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет.

2. Освобождение от уплаты транспортного налога организации в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

3. Снижение налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории особой экономической зоны в течение 5 лет.

4. Ставка арендной платы устанавливается на пе-

риод строительства в размере 0,1% от кадастровой стоимости участка.

5. Освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории, сроком от 3 до 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок [1].

Использование механизмов региональных особых экономических зон требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, внесения изменений в действующее законодательство, решения многочисленных организационных вопросов. Но все это окупается повышением активности инвесторов, так как позволяет значительно увеличить эффективность проек-

та, влияя на сроки окупаемости и снижая риски.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство решает главную задачу реформирования санаторно-курортного комплекса - привлечение инвестиций в тех объемах, которые обеспечат реальное повышение эффективности санаторно-курортного комплекса Башкортостана, позволяя в короткие сроки возвести объекты для проживания, создать востребованную рынком досуговую инфраструктуру санаториев, создать конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень обслуживания отдыхающих.

Статья поступила 01.04.2015 г.

Библиографический список

1. Автотуристский кластер «Задонщина» и туристско-рекреационный кластер «Елец» // Официальный сайт проекта «Особые экономические зоны регионального уровня» [Электронный ресурс]. URL: http://www.oezru.ru/ru/node/712 (24 нояб. 2014).

2. Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан»: постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 г. № 185 // Официальный сайт Агентства по туризму Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.openrepublic.ru/documents/103603/ (21 окт. 2014).

3. Доходы санаторно-курортных организаций // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/# (21 окт. 2014).

4. Инвестору // Официальный сайт проекта «Особые экономические зоны регионального уровня» [Электронный ресурс]. URL: http://www.oezru.ru/ru/ con-tent/%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1 %81 %D1 %82% D0%BE%D1 %80%D1 %83 (24 нояб. 2014).

5. Международный туризм принес US $ 1,4 триллиона в экспортных поступлениях // Официальный сайт World Tourism Organization UNWTO (Всемирная туристская организация ООН) [Электронный ресурс]. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-05-

14/mezhdunarodnyi-turizm-prines-us14-trilliona-v-eksportnykh-postupleniyakh (28 окт. 2014).

6. Основные итоги работы государственных унитарных предприятий - санаториев Республики Башкортостан за 2011 год // Отчет Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://mzrb.bashmed.ru/index.php?option=com_content&task=ca tegory&sectionid=8&id=29&Itemid=11 (20 окт. 2014).

7. Основные итоги работы государственных унитарных предприятий - санаториев Республики Башкортостан за 2013 год: отчет Министерства здравоохранения Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://mzrb.bashmed.ru/index.php?option=com_content&task=ca tegory&sectionid=8&id=29&Itemid=11 (20 окт. 2014).

8. Субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/structure/regions/BA (21 окт. 2014).

9. Толкачев К.Б. Состояние и перспективы развития законодательства в сфере обеспечения санаторно-курортного лечения граждан на примере Республики Башкортостан: доклад на XXIV заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа // Официальный сайт Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsrb.ru/ru/press_center/news/6013/ (21 окт. 2014).

10. Число размещенных в санаторно-курортных организациях // Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/# (21 окт. 2014).

11. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2013 года // Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ index2.php?option=com_content&view=article&id=18884:-2014-&catid=53:2011 -01 -24-16-29-43&Itemid=1981 (15 авг. 2014).

12. UNWTO Tourism Highlights, 2014 Edition, Р. 8 // Официальный сайт World Tourism Organization UNWTO (Всемирная туристская организация ООН) [Электронный ресурс]. URL: Http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.neT/sites/all/files /pd/unwto_highlights14_en_hr_0.pdf (15 авг. 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.