Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАХОЛДИНГОВ РОССИИ (ГОРОДА-СТОТЫСЯЧНИКИ: ЦФО, СЗФО, ПФО)'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАХОЛДИНГОВ РОССИИ (ГОРОДА-СТОТЫСЯЧНИКИ: ЦФО, СЗФО, ПФО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Меди@льманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕДИАХОЛДИНГ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / УЧРЕДИТЕЛЬ / ФРАНШИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Сергей Сергеевич, Гасанов Эмин Салман Оглы, Радаев Илья Вадимович

В статье, продолжающей многоэтапное исследование концентрации СМИ в субъектах Российской Федерации, представлен анализ деятельности медиахолдингов, сформировавшихся в регионах, столицы которых - города с населением более 100 тыс. человек. Первую часть выборки составляют субъекты, входящие в Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Выявлена специфика структур собственности ряда объединений СМИ, определены ключевые направления их деятельности и финансовое положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LARGEST REGIONAL MEDIA HOLDINGS IN RUSSIA (CITES OF ONE HUNDRED THOUSAND OF THE CENTRAL, NORTH-WEST AND VOLGA FEDERAL DISTRICTS)

This paper continuing the multi-stage study of media concentration in the constituent members of the Russian Federation presents an analysis of media holdings, which developed in the regions, whose capitals are cities with the population over one hundred thousand. The first part of the sample included the constituent members belonging within the Central, North-West and Volga Federal Districts. Using open sources and the databases of Roskomnadzor and Rosstat, the author identified the specifics of ownership structures of some media associations, isolated the key directions of their activities and financial health. In total, 32 regional media holdings were studied (in most cases the relevant economic data were available). It was found that in 2018 the level of state participation in the activities of regional media enterprises was quite high, the diagonal type of media concentration proved to be widespread and the federal brand franchises were actively used at the local level. However, it is too early to sum up any conceptual results on the basis of studying only half of the regions. In the second part of the paper, the media holdings of the remaining five Federal Districts will be considered (the Southern, North Caucasian, Ural, Siberian and Far Eastern ones), which will make it possible to draw a final summing up conclusion to the whole study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУПНЕЙШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИАХОЛДИНГОВ РОССИИ (ГОРОДА-СТОТЫСЯЧНИКИ: ЦФО, СЗФО, ПФО)»

Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России

(города-стотысячники: ЦФО, СЗФО, ПФО)

Сергей Смирнов Эмин Гасанов Илья Радаев

В статье, продолжающей многоэтапное исследование концентрации СМИ в субъектах Российской Федерации, представлен анализ деятельности медиахолдингов, сформировавшихся в регионах, столицы которых -города с населением более 100 тыс. человек. Первую часть выборки составляют субъекты, входящие в Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Выявлена специфика структур собственности ряда объединений СМИ, определены ключевые направления их деятельности и финансовое положение .

Ключевые слова: регион, медиахолдинг, юридическое лицо, учредитель, франшиза.

© Смирнов Сергей Сергеевич

кандидат филологических наук,

доцент кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), smirnov_s@rambler.ru,

© Гасанов Эмин Салман оглы

аспирант кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), emin05693@mail.ru

© Радаев Илья Вадимович

аспирант кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), radaev@filmpro.ru

Введение

Изучив специфику развития медиа-холдингов в городах федерального значения, а также во всех городах-миллион-никах России (подр. см.: Смирнов (2016 (а, б)), на третьем этапе исследования мы расширяем выборку на регионы, столицы которых - города с населением более 100 тыс. человек. Согласно данным Росстата1 на 2018 г., к ним относились еще 60 субъектов федерации. Исследователи уже обращали внимание, что концентрация СМИ наблюдается в стране почти повсеместно (Вартанова, 2014; Мисонжников (ред.), 2017). Крупные российские города имеют в той или иной степени развитые медиа-рынки, и, что особенно важно, измеряются в рамках аудиторных проектов Mediascope (до 2016 г. - TNS)2. Социологический принцип формирования выборок по объему населения географических локаций в настоящее время широко применяется в отечественных медиаисследованиях. На нем, например, базируется масштабное многоаспектное исследование печатной периодики городов России (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2014; Свитич, Смирнова, Шкондин, 2017). В случае с телевидением в качестве кейса исследователи чаще берут группу родственных регионов - в Поволжье, в Сибири (Данилов,

СМИ ОТЕЧЕСТВА

2009; Ершов, 2012). Поскольку объем нашей выборки довольно велик, представляется необходимым разделить ее на несколько частей, а именно сгруппировать интересующие нас регионы по федеральным округам (в России выделено восемь ФО). Этот подход уже получил достаточное распространение при изучении множественного разнообразия российских СМИ (Савинова, 2012; Гуськова, Балабанова, 2016). Условно двигаясь от западных границ страны к восточным, в данной статье мы проанализируем деятельность медиа-холдингов в столичных городах-стоты-сячниках Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов (32 города, за исключением агломераций, уже рассмотренных на предыдущих этапах данного исследования).

Методология

Методология исследования объединений СМИ, как правило, именуемых ме-диахолдингами (или медиагруппами), осталась прежней. Сначала в каждом изучаемом регионе отбиралось предприятие, контролирующее наибольшее количество местных медиаресурсов (информация из всех доступных открытых источников, включая реестры Роскомнадзора3). Далее проводился анализ официальных сведений о структурах собственности и финансовой отчетности юридических лиц по базе ГМЦ Росстата4). Таким образом, выявлялись те параметры деятельности изучаемых организаций, которые являются абсолютно очевидными или объективно доказуемыми, а именно организационно-правовая форма и имущественная принадлежность головного юридического лица, наличие/отсутствие адекватных экономических показателей ме-диапредприятия, а также выбранные направления деятельности на медиарынке (тип концентрации, собственные медиа-бренды или федеральные франшизы).

В результате появилась возможность охарактеризовать сложившиеся в рассматриваемых регионах«варианты» развития объединений СМИ, а также провести параллели с практикой организации местного медиабизнеса в городах федерального значения и городах-миллионниках -на указанном уровне нами уже были предварительно выделены шесть различных моделей функционирования медиахол-дингов (см. табл. 1). При этом деление регионов по уровню их социально-экономического развития на данном этапе уже не применялось, поскольку никакой явной зависимости между типом субъекта федерации по известной «матрице» Н.В. Зуба-ревич5 и моделью местного медиахолдинга ранее обнаружено не было.

Таблица 1. Выявленные модели развития региональных медиахолдингов России

Наименование модели Количество кейсов (N=16)6

Башкортостанско-Новосибирская 3

Волгоградская7 1

Московско-Татарстанская 5

Нижегородская 1

Петербургско-Красноярская8 5

Челябинская 1

Источник: С.С. Смирнов (2016 (б): 62).

Результаты и анализ данных

Мониторинг активности регионального медиабизнеса по трем федеральным округам дал следующие результаты: относительно интегрированные объединения СМИ сформировались во всех 32 регионах, столицы которых являются городами категории «100 000 +». Однако необходимо сделать оговорку, что иногда

Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)

Белгородская область, Белгород Телерадиокомпания «Мир Белогорья» Диагональная; Есть ОАУ «ТРК "Мир Белогорья"» Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (100) Нет данных

Брянская область, Брянск Телерадиокомпания «Брянская губерния» Диагональная; Есть ГАУ «Десна» Департамент внутренней политики Брянской области (100) Нет данных

Владимирская область, Владимир Телерадиокомпания «Губерния-33» Диагональная; Есть ООО «Тел е ради окомпания "Губерния-33"» Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области (75,99) РИГАУ «Газета "Владимирские ведомости"» (24,01) 39 344; - 2 391

Ивановская область, Иваново Медиагруппа «Барс» Диагональная; Есть ООО «ТРК "Барс"» Граждане России (100) 29 613; - 3 928

Калужская область, Калуга Телерадиокомпания «Ника» Диагональная; Нет ООО «ТРК "Ника"» Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области (77) Фонд имущества Калужской области (33) Б 415; -4 551

Костромская область, Кострома «Народная Медиа-Группа» Диагональная; Есть ООО «Народная Медиа-Группа» Граждане России (100) 6; -7

Курская область, Курск Телерадиокомпания «Сейм» Диагональная; Есть АУ «ТРК "Сейм"» Областной комитет информации и печати (100) Нет данных

Липецкая область, Липецк Телерадиокомпания «Липецкое время» Диагональная; Нет ОБУ «ТРК "Липецкое время"» Управление по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области (100) Нет данных

Орловская область, Орел «Орловский издательский дом» Диагональная; Нет ГУП «Орловский издательский дом» Администрация Губернатора и Правительства Орловской области (100) 12 822; -423

Рязанская область, Рязань «Рязанский медиа центр» Диагональная; Есть ООО «Медиа Центр» Граждане России (100) 19 872; Б 801

Смоленская область, Смоленск «Смоленская газета» Диагональная; Есть ГУП «Объединенная редакция» Аппарат Администрации Смоленской области (100) 13611; 12

Тамбовская область, Тамбов Телекомпания «Новый век» Горизонтальная; Есть ГБУ «ТРК "Тамбовская губерния"» Администрация Тамбовской области (100) Нет данных

Тверская область, Тверь Медиа группа «Тверской проспект» Диагональная; Есть ООО «ТРК "Тверской проспект"» Граждане России (100) 28 589; - 1778

Тульская область, Тула «Тульская медиа группа» Диагональная; Есть ООО «Тульская медиа группа» Граждане России (100) 62 960; 26 144

Ярославская область, Ярославль ИА«Верхняя Волга» Диагональная; Нет ГАУ «Информационное агентство "Верхняя Волга"» Правительство Ярославской области (100) Нет данных

о

00 ии

Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).

О —I

со >

Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)

Архангельская область, Архангельск Холдинг «АТК-Медиа» Диагональная; Есть ООО «АТК-Медиа» Граждане России (75,75) Фонд «Поморье» (22) ФГУП «РТРС» (2,25) 34 084; 805

Вологодская область, Вологда Холдинг «Медиа-Центр» Диагональная; Нет ООО «Медиа-Центр» ООО «Севергрупп» (100) 76 470; 418

Калининградская область, Калининград Медиагруппа «Западная пресса» Диагональная; Есть ООО «Русская медиагруппа "Западная пресса"» Граждане России (100) 12 288; -70

Мурманская область, Мурманск Медиагруппа «Северо-западное вещание» Диагональная; Есть ООО «Северозападное вещание» ООО «Норд-медиа» (100) 101633; -3 346

Новгородская область, Великий Новгород «Агентство информационных коммуникаций» Диагональная; Нет ГАУ «Агентство информационных коммуникаций» Правительство Новгородской области (100) Нет данных

Псковская область, Псков «Медиа-холдинг Псковской области» Диагональная; Есть ГП «Медиа-холдинг Псковской области» Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (100) 30 537; - 1 538

Республика Карелия, Петрозаводск ИА «Республика» Диагональная; Есть АУ «Информационное агентство "Республика Карелия"» Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия (100) Нет данных

Республика Коми, Сыктывкар Телекомпания «Юрган» Диагональная; Нет АО «Коми республиканский телевизионный канал» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми (100) 19 520; - 5 785

Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).

сг

"О QJ

ш

Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)

Кировская область, Киров RNTI Media Group Диагональная; Есть ООО «Мария ФМ» Граждане России (100) 703; -322

Оренбургская область, Оренбург «Оренбургская медиа группа» Диагональная; Есть ООО «Проектмедиа» Граждане России (100) 12 054; -672

Пензенская область, Пенза Телерадиокомпания «Экспресс» Диагональная; Есть ООО «Фирма "Экспресс"» Граждане России (75) ОО «МФПО» (25) 55 549; 2 590

Республика Марий-Эл, Йошкар-Ола «Марий Эл Телерадио» Диагональная; Нет ГАУ «Марий Эл Телерадио» Министерство культуры Республики Марий Эл (100) Нет данных

Республика Мордовия, Саранск ГК «Мордовия Информ» Диагональная; Есть ООО «РТКОМ» ООО «Фром» (47,06) Граждане России (16,05) ПАО «АКБ "Актив Банк"» (12,12) АО «Холдинговая компания "Саранскстройзаказчик"» (12,12) ООО «Сарансктехприбор» (9,7) ООО «Химэкс» (2,95) 11 756; - 6 275

Республика Удмуртия, Ижевск Телерадиокомпания «Моя Удмуртия» Диагональная; Нет ГУП «ТРК "Удмуртия"» Администрация главы Удмуртской Республики (100) 21 009; - 1952

Республика Чувашия, Чебоксары Телерадиокомпания «Чаваш Ен» Диагональная; Нет АУ «Национальная телерадиокомпания Чувашии» Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики(100) Нет данных

Саратовская область, Саратов «КИТ-Медиа холдинг» Диагональная; Есть ООО «Вещатель» Граждане России (100) 24 018; 2 590

Ульяновская область, Ульяновск Медиахолдинг «Мозаика» Диагональная; Есть ООО «Мозаика» Граждане России (100) 37 660; 4193

Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).

определение местного холдинга-лидера было достаточно затруднительным, поскольку наблюдается сосуществование сопоставимых по количеству контролируемых СМИ государственных и частных медиапредприятий. Втаких случаях предпочтение всегда отдавалось частной организации, так как она объективно представляет больший интерес именно как бизнес-субъект медиасистемы региона.

Центральный федеральный округ (ЦФО). Как административно-территориальная единица надрегионального уровня ЦФО объединяет 18 субъектов федерации. Поскольку город Москва, Московская и Воронежская области уже были рассмотрены нами ранее, на данном этапе в выборке остаются 15 регионов: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. В связи с тем, что объем собранных данных достаточно велик, здесь (см. табл. 2) и далее все основные организационно-экономические характеристики региональных медиахолдингов, зафиксированные в конце 2018 г., будут представлены в формате таблицы.

Избегая преждевременных обобщений, отметим пока несколько наиболее значимых аспектов деятельности медиа-холдингов в регионах ЦФО. Безусловно, обращает на себя внимание, насколько часто в качестве учредителей медиапредприятий в округе выступают органы исполнительной власти, что выражается и в организационно-правовых формах подведомственных юридических лиц (ГАУ, ГУП, ГБУ и т.п.). При этом, как ни странно, у государственных по имущественной принадлежности медиахолдингов зачастую наблюдается полная финансовая непрозрачность - в базе Росстата сведения либо отсутствуют, либо имеются, но выглядят формально-условными. Все немного-

численные частные медиаходинги в ЦФО организованы по простейшей схеме -участниками рынка являются только ООО, принадлежащие физическим лицам. Но здесь заметен один парадокс - в тех регионах, которые традиционно считаются наиболее проблемными с экономической точки зрения (Ивановская и Костромская области) частный медиабизнес как раз заметен, а в более развитых (Белгородская и Калужская области), напротив, доминантой выступают медиаструктуры, так или иначе связанные с государством. Важно отметить также, что вне зависимости от формы собственности главным вектором развития региональных медиахолдингов в ЦФО является диагональная (перекрестная) концентрация - деятельность ведется в разных сегментах индустрии, и оф-лайн, и онлайн. Причем и частные, и государственные медиапредприятия активно используют на местном географическом рынке федеральные («столичные») медийные франшизы, что указывает на наличие коммерческих мотиваций.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Относительно более компактный по составу СЗФО включает 11 субъектов федерации. Уже без города Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также без Ненецкого автономного округа9 в фокусе внимания остаются восемь регионов: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская и Псковская области, республики Карелия и Коми. На данный момент СЗФО является единственным округом России, имеющим эксклав -Калининградскую область, являющуюся отдельным экономическим районом страны. Далее (см. табл. 3) представлены сводные параметры медиахолдингов округа по состоянию на конец 2018 г.

Первое, что следует отметить в СЗФО, -это примерный паритет частного и государственного имущественного контроля над медиабизнесом. И здесь особо вы-

Сергей Смирнов, Эмин Гасанов, Илья Радаев

СМИ ОТЕЧЕСТВА

деляется редкий кейс Вологодской области, где местный медиахолдинг является собственностью очень крупного непрофильного инвестора (ГК «Северсталь»). Отметим также, что некоторые частные медиапредприятия в регионах СЗФО раскрывают вполне правдоподобные финансовые результаты (например, в Вологодской и Мурманской области), и только две государственных организации по каким-то причинам остаются непрозрачными (в Новгородской области и в Республике Карелия). Диагональная концентрация является для медиахолдингов СЗФО общим правилом, и большинство игроков также используют в регионах франчай-зинговые схемы.

Приволжский федеральный округ (ПФО). В состав ПФО входят 14 регионов России. После исключения изученных прежде Нижегородской и Самарской областей, республик Башкортостан и Татарстан, а также Пермского края, остаются девять субъектов федерации: Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области, республики Марий-Эл, Мордовия, Удмуртия и Чувашия. Регионов, столицы которых не являются городами-стотысячниками, в округе нет. Интересующие нас характеристики медиахолдингов ПФО, зафиксированные в конце 2018 г., указаны в таблице 4.

В ПФО обращает на себя внимание своеобразное «разделение» медиахолдингов на два типа: в регионах-областях лидерами являются частные по форме собственности организации, в регионах-республиках (кроме Мордовии) - госу-

дарственные. Самым сложным с организационной точки зрения является медиа-холдинг Кировской области: в данном случае весьма спорной оказалась идентификация главного юридического лица, а его формальная финансовая отчетность не говорит ни о чем. Но в целом можно сказать, что медиапредприятия в регионах ПФО демонстрируют достаточно высокий уровень финансовой транспарентности (хотя их показатели очень скромные), исключениями являются только две государственных структуры (в Республиках Марий-Эл и Чувашия). Диагональная концентрация универсальна для медиахолдингов округа, аффилированность с общенациональными медиа встречается достаточно часто.

Заключение

На данном этапе пока можно сказать, что исследование деятельности медиа-холдингов в столичных городах-стоты-сячниках трех федеральных округов приносит вполне конкретные результаты. Интересующие нас базовые экономические сведения в большинстве случаев оказались доступными. Однако подводить какие-либо концептуальные итоги на основании изучения только половины регионов объективно преждевременно. В следующей статье будут рассмотрены медиахолдинги еще пяти федеральных округов (Южного, СевероКавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного), что уже даст возможность сделать окончательные обобщающие выводы всего исследования.

Примечания

1 100 крупнейших городов России по населению 2018. Режим доступа: http://www. statdata.ru/largest_cities_russia

2 Mediascope. Медиаисследования. Режим доступа: http://mediascope.net/ services/#block_1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87

Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России

3 Роскомнадзор. Массовые коммуникации. Реестры. Режим доступа: https://rkn. gov.ru/mass-communications/reestr

4 Финансовые показатели предприятий за 2017 г., сданные в рамках апрельской финансовой отчетности 2018 г., являются последними доступными данными на момент написания статьи.

5 Типы регионов по уровню социально-экономического развития. Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/typology/Typology_tabl.htm

6 Омский холдинг «МКР-Медиа» в силу наличия СМИ за рубежом представляет собой уникальную модель, выходящую за рамки любой региональной.

7 «Волгоградская» модель фактически прекратила свое существование в связи с ликвидацией регионального медиахолдинга («Волга-Медиа») в 2016 г.

8 «Петербургско-Красноярская» модель уже требует корректировки названия в связи с фактическим распадом главного медиахолдинга Санкт-Петербурга («Балтийская Медиагруппа») в 2017 г.

9 Ненецкий автономный округ исключен из выборки, поскольку Нарьян-Мар не является городом-стотысячником.

Библиография

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р. Трансформация жанров в работе региональных информационных интернет-агентств (на примере СМИ Центрального федерального округа) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2016. № 1. С. 50-56.

Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине ХХ - начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик). Чебоксары: Изд-во Чувашск. гос. ун-та, 2009.

Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.

Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа // Вестн. Нижегородск. ун-та имени Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 340-343.

СвитичЛ.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 3-25.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Газеты и журналы в медиасистеме горо-дов-миллионников: социологическое исследование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 3-29.

Смирнов С.С. (а) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. I // МедиаАльманах. 2016. № 5. С. 66-78.

Смирнов С.С. (б) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. II // МедиаАльманах. 2016. № 6. С. 50-63.

Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институциона-лизации: колл. моногр. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. М.: Флинта: Наука, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.