Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России
(города-стотысячники: ЦФО, СЗФО, ПФО)
Сергей Смирнов Эмин Гасанов Илья Радаев
В статье, продолжающей многоэтапное исследование концентрации СМИ в субъектах Российской Федерации, представлен анализ деятельности медиахолдингов, сформировавшихся в регионах, столицы которых -города с населением более 100 тыс. человек. Первую часть выборки составляют субъекты, входящие в Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Выявлена специфика структур собственности ряда объединений СМИ, определены ключевые направления их деятельности и финансовое положение .
Ключевые слова: регион, медиахолдинг, юридическое лицо, учредитель, франшиза.
© Смирнов Сергей Сергеевич
кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории и экономики СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), smirnov_s@rambler.ru,
© Гасанов Эмин Салман оглы
аспирант кафедры теории и экономики СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), emin05693@mail.ru
© Радаев Илья Вадимович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), radaev@filmpro.ru
Введение
Изучив специфику развития медиа-холдингов в городах федерального значения, а также во всех городах-миллион-никах России (подр. см.: Смирнов (2016 (а, б)), на третьем этапе исследования мы расширяем выборку на регионы, столицы которых - города с населением более 100 тыс. человек. Согласно данным Росстата1 на 2018 г., к ним относились еще 60 субъектов федерации. Исследователи уже обращали внимание, что концентрация СМИ наблюдается в стране почти повсеместно (Вартанова, 2014; Мисонжников (ред.), 2017). Крупные российские города имеют в той или иной степени развитые медиа-рынки, и, что особенно важно, измеряются в рамках аудиторных проектов Mediascope (до 2016 г. - TNS)2. Социологический принцип формирования выборок по объему населения географических локаций в настоящее время широко применяется в отечественных медиаисследованиях. На нем, например, базируется масштабное многоаспектное исследование печатной периодики городов России (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2014; Свитич, Смирнова, Шкондин, 2017). В случае с телевидением в качестве кейса исследователи чаще берут группу родственных регионов - в Поволжье, в Сибири (Данилов,
СМИ ОТЕЧЕСТВА
2009; Ершов, 2012). Поскольку объем нашей выборки довольно велик, представляется необходимым разделить ее на несколько частей, а именно сгруппировать интересующие нас регионы по федеральным округам (в России выделено восемь ФО). Этот подход уже получил достаточное распространение при изучении множественного разнообразия российских СМИ (Савинова, 2012; Гуськова, Балабанова, 2016). Условно двигаясь от западных границ страны к восточным, в данной статье мы проанализируем деятельность медиа-холдингов в столичных городах-стоты-сячниках Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов (32 города, за исключением агломераций, уже рассмотренных на предыдущих этапах данного исследования).
Методология
Методология исследования объединений СМИ, как правило, именуемых ме-диахолдингами (или медиагруппами), осталась прежней. Сначала в каждом изучаемом регионе отбиралось предприятие, контролирующее наибольшее количество местных медиаресурсов (информация из всех доступных открытых источников, включая реестры Роскомнадзора3). Далее проводился анализ официальных сведений о структурах собственности и финансовой отчетности юридических лиц по базе ГМЦ Росстата4). Таким образом, выявлялись те параметры деятельности изучаемых организаций, которые являются абсолютно очевидными или объективно доказуемыми, а именно организационно-правовая форма и имущественная принадлежность головного юридического лица, наличие/отсутствие адекватных экономических показателей ме-диапредприятия, а также выбранные направления деятельности на медиарынке (тип концентрации, собственные медиа-бренды или федеральные франшизы).
В результате появилась возможность охарактеризовать сложившиеся в рассматриваемых регионах«варианты» развития объединений СМИ, а также провести параллели с практикой организации местного медиабизнеса в городах федерального значения и городах-миллионниках -на указанном уровне нами уже были предварительно выделены шесть различных моделей функционирования медиахол-дингов (см. табл. 1). При этом деление регионов по уровню их социально-экономического развития на данном этапе уже не применялось, поскольку никакой явной зависимости между типом субъекта федерации по известной «матрице» Н.В. Зуба-ревич5 и моделью местного медиахолдинга ранее обнаружено не было.
Таблица 1. Выявленные модели развития региональных медиахолдингов России
Наименование модели Количество кейсов (N=16)6
Башкортостанско-Новосибирская 3
Волгоградская7 1
Московско-Татарстанская 5
Нижегородская 1
Петербургско-Красноярская8 5
Челябинская 1
Источник: С.С. Смирнов (2016 (б): 62).
Результаты и анализ данных
Мониторинг активности регионального медиабизнеса по трем федеральным округам дал следующие результаты: относительно интегрированные объединения СМИ сформировались во всех 32 регионах, столицы которых являются городами категории «100 000 +». Однако необходимо сделать оговорку, что иногда
Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)
Белгородская область, Белгород Телерадиокомпания «Мир Белогорья» Диагональная; Есть ОАУ «ТРК "Мир Белогорья"» Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (100) Нет данных
Брянская область, Брянск Телерадиокомпания «Брянская губерния» Диагональная; Есть ГАУ «Десна» Департамент внутренней политики Брянской области (100) Нет данных
Владимирская область, Владимир Телерадиокомпания «Губерния-33» Диагональная; Есть ООО «Тел е ради окомпания "Губерния-33"» Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области (75,99) РИГАУ «Газета "Владимирские ведомости"» (24,01) 39 344; - 2 391
Ивановская область, Иваново Медиагруппа «Барс» Диагональная; Есть ООО «ТРК "Барс"» Граждане России (100) 29 613; - 3 928
Калужская область, Калуга Телерадиокомпания «Ника» Диагональная; Нет ООО «ТРК "Ника"» Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области (77) Фонд имущества Калужской области (33) Б 415; -4 551
Костромская область, Кострома «Народная Медиа-Группа» Диагональная; Есть ООО «Народная Медиа-Группа» Граждане России (100) 6; -7
Курская область, Курск Телерадиокомпания «Сейм» Диагональная; Есть АУ «ТРК "Сейм"» Областной комитет информации и печати (100) Нет данных
Липецкая область, Липецк Телерадиокомпания «Липецкое время» Диагональная; Нет ОБУ «ТРК "Липецкое время"» Управление по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области (100) Нет данных
Орловская область, Орел «Орловский издательский дом» Диагональная; Нет ГУП «Орловский издательский дом» Администрация Губернатора и Правительства Орловской области (100) 12 822; -423
Рязанская область, Рязань «Рязанский медиа центр» Диагональная; Есть ООО «Медиа Центр» Граждане России (100) 19 872; Б 801
Смоленская область, Смоленск «Смоленская газета» Диагональная; Есть ГУП «Объединенная редакция» Аппарат Администрации Смоленской области (100) 13611; 12
Тамбовская область, Тамбов Телекомпания «Новый век» Горизонтальная; Есть ГБУ «ТРК "Тамбовская губерния"» Администрация Тамбовской области (100) Нет данных
Тверская область, Тверь Медиа группа «Тверской проспект» Диагональная; Есть ООО «ТРК "Тверской проспект"» Граждане России (100) 28 589; - 1778
Тульская область, Тула «Тульская медиа группа» Диагональная; Есть ООО «Тульская медиа группа» Граждане России (100) 62 960; 26 144
Ярославская область, Ярославль ИА«Верхняя Волга» Диагональная; Нет ГАУ «Информационное агентство "Верхняя Волга"» Правительство Ярославской области (100) Нет данных
о
00 ии
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
О —I
со >
Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)
Архангельская область, Архангельск Холдинг «АТК-Медиа» Диагональная; Есть ООО «АТК-Медиа» Граждане России (75,75) Фонд «Поморье» (22) ФГУП «РТРС» (2,25) 34 084; 805
Вологодская область, Вологда Холдинг «Медиа-Центр» Диагональная; Нет ООО «Медиа-Центр» ООО «Севергрупп» (100) 76 470; 418
Калининградская область, Калининград Медиагруппа «Западная пресса» Диагональная; Есть ООО «Русская медиагруппа "Западная пресса"» Граждане России (100) 12 288; -70
Мурманская область, Мурманск Медиагруппа «Северо-западное вещание» Диагональная; Есть ООО «Северозападное вещание» ООО «Норд-медиа» (100) 101633; -3 346
Новгородская область, Великий Новгород «Агентство информационных коммуникаций» Диагональная; Нет ГАУ «Агентство информационных коммуникаций» Правительство Новгородской области (100) Нет данных
Псковская область, Псков «Медиа-холдинг Псковской области» Диагональная; Есть ГП «Медиа-холдинг Псковской области» Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (100) 30 537; - 1 538
Республика Карелия, Петрозаводск ИА «Республика» Диагональная; Есть АУ «Информационное агентство "Республика Карелия"» Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия (100) Нет данных
Республика Коми, Сыктывкар Телекомпания «Юрган» Диагональная; Нет АО «Коми республиканский телевизионный канал» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми (100) 19 520; - 5 785
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
сг
"О QJ
ш
Регион и столица (город 100 тыс. +) Наименование объединения СМИ (бренд) Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз Организационно-правовая форма и наименование головной организации Учредители головной организации и их доля в капитале (%) Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.)
Кировская область, Киров RNTI Media Group Диагональная; Есть ООО «Мария ФМ» Граждане России (100) 703; -322
Оренбургская область, Оренбург «Оренбургская медиа группа» Диагональная; Есть ООО «Проектмедиа» Граждане России (100) 12 054; -672
Пензенская область, Пенза Телерадиокомпания «Экспресс» Диагональная; Есть ООО «Фирма "Экспресс"» Граждане России (75) ОО «МФПО» (25) 55 549; 2 590
Республика Марий-Эл, Йошкар-Ола «Марий Эл Телерадио» Диагональная; Нет ГАУ «Марий Эл Телерадио» Министерство культуры Республики Марий Эл (100) Нет данных
Республика Мордовия, Саранск ГК «Мордовия Информ» Диагональная; Есть ООО «РТКОМ» ООО «Фром» (47,06) Граждане России (16,05) ПАО «АКБ "Актив Банк"» (12,12) АО «Холдинговая компания "Саранскстройзаказчик"» (12,12) ООО «Сарансктехприбор» (9,7) ООО «Химэкс» (2,95) 11 756; - 6 275
Республика Удмуртия, Ижевск Телерадиокомпания «Моя Удмуртия» Диагональная; Нет ГУП «ТРК "Удмуртия"» Администрация главы Удмуртской Республики (100) 21 009; - 1952
Республика Чувашия, Чебоксары Телерадиокомпания «Чаваш Ен» Диагональная; Нет АУ «Национальная телерадиокомпания Чувашии» Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики(100) Нет данных
Саратовская область, Саратов «КИТ-Медиа холдинг» Диагональная; Есть ООО «Вещатель» Граждане России (100) 24 018; 2 590
Ульяновская область, Ульяновск Медиахолдинг «Мозаика» Диагональная; Есть ООО «Мозаика» Граждане России (100) 37 660; 4193
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
определение местного холдинга-лидера было достаточно затруднительным, поскольку наблюдается сосуществование сопоставимых по количеству контролируемых СМИ государственных и частных медиапредприятий. Втаких случаях предпочтение всегда отдавалось частной организации, так как она объективно представляет больший интерес именно как бизнес-субъект медиасистемы региона.
Центральный федеральный округ (ЦФО). Как административно-территориальная единица надрегионального уровня ЦФО объединяет 18 субъектов федерации. Поскольку город Москва, Московская и Воронежская области уже были рассмотрены нами ранее, на данном этапе в выборке остаются 15 регионов: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. В связи с тем, что объем собранных данных достаточно велик, здесь (см. табл. 2) и далее все основные организационно-экономические характеристики региональных медиахолдингов, зафиксированные в конце 2018 г., будут представлены в формате таблицы.
Избегая преждевременных обобщений, отметим пока несколько наиболее значимых аспектов деятельности медиа-холдингов в регионах ЦФО. Безусловно, обращает на себя внимание, насколько часто в качестве учредителей медиапредприятий в округе выступают органы исполнительной власти, что выражается и в организационно-правовых формах подведомственных юридических лиц (ГАУ, ГУП, ГБУ и т.п.). При этом, как ни странно, у государственных по имущественной принадлежности медиахолдингов зачастую наблюдается полная финансовая непрозрачность - в базе Росстата сведения либо отсутствуют, либо имеются, но выглядят формально-условными. Все немного-
численные частные медиаходинги в ЦФО организованы по простейшей схеме -участниками рынка являются только ООО, принадлежащие физическим лицам. Но здесь заметен один парадокс - в тех регионах, которые традиционно считаются наиболее проблемными с экономической точки зрения (Ивановская и Костромская области) частный медиабизнес как раз заметен, а в более развитых (Белгородская и Калужская области), напротив, доминантой выступают медиаструктуры, так или иначе связанные с государством. Важно отметить также, что вне зависимости от формы собственности главным вектором развития региональных медиахолдингов в ЦФО является диагональная (перекрестная) концентрация - деятельность ведется в разных сегментах индустрии, и оф-лайн, и онлайн. Причем и частные, и государственные медиапредприятия активно используют на местном географическом рынке федеральные («столичные») медийные франшизы, что указывает на наличие коммерческих мотиваций.
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Относительно более компактный по составу СЗФО включает 11 субъектов федерации. Уже без города Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также без Ненецкого автономного округа9 в фокусе внимания остаются восемь регионов: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская и Псковская области, республики Карелия и Коми. На данный момент СЗФО является единственным округом России, имеющим эксклав -Калининградскую область, являющуюся отдельным экономическим районом страны. Далее (см. табл. 3) представлены сводные параметры медиахолдингов округа по состоянию на конец 2018 г.
Первое, что следует отметить в СЗФО, -это примерный паритет частного и государственного имущественного контроля над медиабизнесом. И здесь особо вы-
Сергей Смирнов, Эмин Гасанов, Илья Радаев
СМИ ОТЕЧЕСТВА
деляется редкий кейс Вологодской области, где местный медиахолдинг является собственностью очень крупного непрофильного инвестора (ГК «Северсталь»). Отметим также, что некоторые частные медиапредприятия в регионах СЗФО раскрывают вполне правдоподобные финансовые результаты (например, в Вологодской и Мурманской области), и только две государственных организации по каким-то причинам остаются непрозрачными (в Новгородской области и в Республике Карелия). Диагональная концентрация является для медиахолдингов СЗФО общим правилом, и большинство игроков также используют в регионах франчай-зинговые схемы.
Приволжский федеральный округ (ПФО). В состав ПФО входят 14 регионов России. После исключения изученных прежде Нижегородской и Самарской областей, республик Башкортостан и Татарстан, а также Пермского края, остаются девять субъектов федерации: Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области, республики Марий-Эл, Мордовия, Удмуртия и Чувашия. Регионов, столицы которых не являются городами-стотысячниками, в округе нет. Интересующие нас характеристики медиахолдингов ПФО, зафиксированные в конце 2018 г., указаны в таблице 4.
В ПФО обращает на себя внимание своеобразное «разделение» медиахолдингов на два типа: в регионах-областях лидерами являются частные по форме собственности организации, в регионах-республиках (кроме Мордовии) - госу-
дарственные. Самым сложным с организационной точки зрения является медиа-холдинг Кировской области: в данном случае весьма спорной оказалась идентификация главного юридического лица, а его формальная финансовая отчетность не говорит ни о чем. Но в целом можно сказать, что медиапредприятия в регионах ПФО демонстрируют достаточно высокий уровень финансовой транспарентности (хотя их показатели очень скромные), исключениями являются только две государственных структуры (в Республиках Марий-Эл и Чувашия). Диагональная концентрация универсальна для медиахолдингов округа, аффилированность с общенациональными медиа встречается достаточно часто.
Заключение
На данном этапе пока можно сказать, что исследование деятельности медиа-холдингов в столичных городах-стоты-сячниках трех федеральных округов приносит вполне конкретные результаты. Интересующие нас базовые экономические сведения в большинстве случаев оказались доступными. Однако подводить какие-либо концептуальные итоги на основании изучения только половины регионов объективно преждевременно. В следующей статье будут рассмотрены медиахолдинги еще пяти федеральных округов (Южного, СевероКавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного), что уже даст возможность сделать окончательные обобщающие выводы всего исследования.
Примечания
1 100 крупнейших городов России по населению 2018. Режим доступа: http://www. statdata.ru/largest_cities_russia
2 Mediascope. Медиаисследования. Режим доступа: http://mediascope.net/ services/#block_1
87
Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России
3 Роскомнадзор. Массовые коммуникации. Реестры. Режим доступа: https://rkn. gov.ru/mass-communications/reestr
4 Финансовые показатели предприятий за 2017 г., сданные в рамках апрельской финансовой отчетности 2018 г., являются последними доступными данными на момент написания статьи.
5 Типы регионов по уровню социально-экономического развития. Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/typology/Typology_tabl.htm
6 Омский холдинг «МКР-Медиа» в силу наличия СМИ за рубежом представляет собой уникальную модель, выходящую за рамки любой региональной.
7 «Волгоградская» модель фактически прекратила свое существование в связи с ликвидацией регионального медиахолдинга («Волга-Медиа») в 2016 г.
8 «Петербургско-Красноярская» модель уже требует корректировки названия в связи с фактическим распадом главного медиахолдинга Санкт-Петербурга («Балтийская Медиагруппа») в 2017 г.
9 Ненецкий автономный округ исключен из выборки, поскольку Нарьян-Мар не является городом-стотысячником.
Библиография
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р. Трансформация жанров в работе региональных информационных интернет-агентств (на примере СМИ Центрального федерального округа) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2016. № 1. С. 50-56.
Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине ХХ - начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик). Чебоксары: Изд-во Чувашск. гос. ун-та, 2009.
Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа // Вестн. Нижегородск. ун-та имени Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 340-343.
СвитичЛ.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 3-25.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Газеты и журналы в медиасистеме горо-дов-миллионников: социологическое исследование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 3-29.
Смирнов С.С. (а) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. I // МедиаАльманах. 2016. № 5. С. 66-78.
Смирнов С.С. (б) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. II // МедиаАльманах. 2016. № 6. С. 50-63.
Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институциона-лизации: колл. моногр. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. М.: Флинта: Наука, 2017.