Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / студенты / студенческая молодежь / направления подготовки в вузе / карьерные ориентации / профессиональная подготовка / youth / students / student youth / areas of training at the university / career orientations / professional training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чиркова Ирина Анатольевна

Современность диктует потребность общества в инициативных, энергичных, целеустремленных молодых людях. Авторы указали, что современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного карьерного восхождения, высокого профессионализма человека, достижения им значимого профессионального статуса. В статье отмечено, что в современных реалиях возникает необходимость развития карьерных ориентаций студенческой молодежи в профессиональной подготовки. Исследование проблемы развития карьерных ориентаций студентов остается перспективным научно-практическим направлением. В статье отражен теоретический анализ данной проблемы. Авторами отмечено, что критериями удавшейся карьеры является удовлетворенность жизненной ситуацией и социальный успех. Авторы отметили, что в процессе профессиональной подготовки становление личности студента как будущего специалиста сопровождается «профессионализацией» психологических процессов и состояний, развитием профессиональной направленности и самостоятельности, общим социальным и духовным «дозреванием» студента. Карьерные ориентации рассматриваются авторами как индивидуальная последовательность отношений и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Авторы считают, что студенческий возраст является благоприятным для развития карьерных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки. В статье представлены результаты исследования, выявлены уровни развития карьерных ориентаций студенческой молодежи. Полученные данные подтвердили гипотезу исследования. Данные диагностики карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки требуют разработки программ и тренинговых курсов по развитию карьерных ориентаций, отработке конструктивных поведенческих навыков в практических жизненных ситуациях. Развитие конструктивных ориентаций студентов необходимо для их успешной профессиональной самореализации. Развитие карьерных ориентаций содействует самоутверждению, самореализации и продвижения в профессиональной деятельности, реализации личностного и интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernity dictates the need of society for initiative, energetic, purposeful young people. The authors pointed out that modern life poses tasks for young people that require active career ascent, high professionalism of a person, and achievement of a significant professional status. The article notes that in modern realities there is a need to develop career orientations of students in vocational training. The study of the problem of the development of students' career orientations remains a promising scientific and practical direction. The article reflects the theoretical analysis of this problem. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that in the process of professional training, the formation of a student's personality as a future specialist is accompanied by the "professionalization" of psychological processes and states, the development of professional orientation and independence, the general social and spiritual "maturation" of the student. Career orientations are considered by the authors as an individual sequence of attitudes and behaviors associated with experience and activity in the field of work throughout human life. The authors believe that the student age is favorable for the development of career orientations. An empirical study of the career orientations of students of different training areas was conducted. The article presents the results of the study, identifies the levels of development of career orientations of students. The data obtained confirmed the hypothesis of the study. The diagnostic data of career orientations of students of different fields of training require the development of programs and training courses for the development of career orientations, the development of constructive behavioral skills in practical life situations. The development of students' constructive orientations is necessary for their successful professional self-realization. The development of career orientations promotes self-affirmation, self-realization and advancement in professional activity, the realization of personal and intellectual potential.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Кабайкина, O.B. Трансформация роли женщины в современном обществе: в семье и на работе / О.В. Кабайкина, O.A. Сущенко // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и психология. -2017,- № 3. - С. 140-153

8. Кардапольцева, A.A. Женщина и женственность в русской культуре / A.A. Кардапольцева. - М.: Просвещение, 2005.-432 с.

9. Клецина, И.С. Образ женщины в современных средствах массовой информации / И.С. Клецина // Технические науки. - 2009. - № 8. - С. 107-115

10. Москвичи, С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Москвичи; пер. А.М. Тонова. - М.: МГУ, 1992.- 137 с.

11. Мруг, А.И. Психологические составляющие тендерной идентичности студентов младших курсов: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.01 / Александра Ивановна Мруг. - М., 2009. - 25 с.

12. Перегудина, В.П. Особенности становления мужской и женской тендерной идентичности в возрастном диапазоне от старшего дошкольного до юношеского возраста: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13 / Виктория Павловна Перегудина. - М., 2011. - 20 с.

13. Перегудина, В.П. Основы тендера / В.П. Перегудина. - М.: Апиал, 2013.- 175 с.

14. Поркшеян, И.С. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13 / Ирина Сергеевна Поркшеян. - М., 2005. - 27 с.

15. Романова, О.В. Идентичность в юношеском возрасте / О.В. Романова // Управление начальной школой. - 2010. -№ 2. - С. 50-56

16. Шишова, Т.Л. Особенности юношеского возраста / Т.Л. Шишова. - М.: Модек, 2006. - 256 с.

17. Юферева, Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков / Т.И. Юферева // Управление начальной школой. -2013. -№ 6. -С. 50-56

18. Хасанова, С.А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе / С.А. Хасанова. -М.: Владос, 2009. - 176 с.

19. Чернышева, A.B. Маскулинность и феминность в современном обществе: тенденции трансформации / A.B. Чернышева // Гуманитарный вестник: электрон, журн. - 2021. - № 6. - С. 1-19

Психология

УДК 159.9.072

кандидат педагогических наук, доцент Чиркова Ирина Анатольевна

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Современность диктует потребность общества в инициативных, энергичных, целеустремленных молодых людях. Авторы указали, что современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного карьерного восхождения, высокого профессионализма человека, достижения им значимого профессионального статуса. В статье отмечено, что в современных реалиях возникает необходимость развития карьерных ориентаций студенческой молодежи в профессиональной подготовки. Исследование проблемы развития карьерных ориентаций студентов остается перспективным научно-практическим направлением. В статье отражен теоретический анализ данной проблемы. Авторами отмечено, что критериями удавшейся карьеры является удовлетворенность жизненной ситуацией и социальный успех. Авторы отметили, что в процессе профессиональной подготовки становление личности студента как будущего специалиста сопровождается «профессионализацией» психологических процессов и состояний, развитием профессиональной направленности и самостоятельности, общим социальным и духовным «дозреванием» студента. Карьерные ориентации рассматриваются авторами как индивидуальная последовательность отношений и поведения, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Авторы считают, что студенческий возраст является благоприятным для развития карьерных ориентаций. Проведено эмпирическое исследование карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки. В статье представлены результаты исследования, выявлены уровни развития карьерных ориентаций студенческой молодежи. Полученные данные подтвердили гипотезу исследования. Данные диагностики карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки требуют разработки программ и тренинговых курсов по развитию карьерных ориентаций, отработке конструктивных поведенческих навыков в практических жизненных ситуациях. Развитие конструктивных ориентаций студентов необходимо для их успешной профессиональной самореализации. Развитие карьерных ориентаций содействует самоутверждению, самореализации и продвижения в профессиональной деятельности, реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Ключевые слова: молодежь, студенты, студенческая молодежь, направления подготовки в вузе, карьерные ориентации, профессиональная подготовка.

Annotation. Modernity dictates the need of society for initiative, energetic, purposeful young people. The authors pointed out that modern life poses tasks for young people that require active career ascent, high professionalism of a person, and achievement of a significant professional status. The article notes that in modern realities there is a need to develop career orientations of students in vocational training. The study of the problem of the development of students' career orientations remains a promising scientific and practical direction. The article reflects the theoretical analysis of this problem. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that the criteria for a successful career are satisfaction with the life situation and social success. The authors noted that in the process of professional training, the formation of a student's personality as a future specialist is accompanied by the "professionalization" of psychological processes and states, the development of professional orientation and independence, the general social and spiritual "maturation" of the student. Career orientations are considered by the authors as an individual sequence of attitudes and behaviors associated with experience and activity in the field of work throughout human life. The authors believe that the student age is favorable for the development of career orientations. An empirical study of the career orientations of students of different training areas was conducted. The article presents the results of the study, identifies the levels of development of career orientations of students. The data obtained confirmed the hypothesis of the study. The diagnostic data of career orientations of students of different fields of training require the development of programs and training courses for the development of career orientations, the development of constructive behavioral skills in practical life situations. The development of students' constructive orientations is necessary for their successful professional self-realization. The development of career orientations promotes self-affirmation, self-realization and advancement in professional activity, the realization of personal and intellectual potential.

Key words: youth, students, student youth, areas of training at the university, career orientations, professional training.

Введение. В современных условиях у молодежи отсутствует идеальный образ будущей профессиональной карьеры, что негативно может отразиться на пути ее профессионального становления. Сталкиваясь с различными трудностями в построении карьеры, многие студенты теряют интерес к профессии, веру в профессиональный рост, соглашаясь на несоответствующие образованию должности. Мечтая о престижной профессии, в жестких условиях конкуренции, выпускники вуза не могут найти себя в профессии. Поэтому наиболее актуальным становится работа психологов в вузе как специалистов, снимающих барьеры на пути формирования карьеры, предоставляя больше альтернатив выбора стратегий для построения карьеры, создавая условия для расширения потенциала карьерного роста молодежи. Психологическое сопровождение профессиональной ориентации студентов оказывает содействие успешной реализации карьерных стратегий молодежи. Именно психолог, принимая участие в формировании положительного отношения к карьере, становится ориентиром в выборе и построении карьеры современной молодежи. Несмотря на неоправданные карьерные стремления, которые не всегда реализуется выпускниками вуза, приводят к потере энтузиазма в профессии, но и к снижению заряда неиссякаемого оптимизма в жизни и веры в себя. Вышесказанное обосновывает новые правила к механизму подготовки в вузах, придавая значимость проблеме обучения будущих специалистов продвижению по карьерной лестнице в период предпрофессиональной подготовки [1]. В нынешних обстоятельствах в рамках вузовской подготовки следует уделять особое внимание психологическому сопровождению становления карьеры студентов как будущих профессионалов в своей области профессиональной деятельности.

Карьера - процесс целенаправленный, планомерный и изменчивый, результатом которого становится осознанная позиция и осмысленное поведения личности, ориентированной на профессиональные достижения [5]. В современном обществе личность, стремящаяся достичь карьерного успеха как профессионала, должна быть мобильной и гибкой в построении карьеры, стремиться к усвоению профессиональных компетенций, быть психологически готовой к выполнению практической деятельности [6].

Анализ трудов по психологии профессиональной деятельности определил сущность профессиональной карьеры, что представлено в источниках зарубежных исследователей: мотивация карьеры (Д.Г. Винтер, Д. Мак.Клелланд,), цели успешного продвижения в профессии (А.К. Гусева, А.Я. Кибанов), управление карьерным продвижением (Е.В. Каштанова; Д.Т. Холл; Э. Шейн и др.), формирование личности в профессиональной карьере (Е.Г. Молл, Э.З. Фромм и др.) [11 и отечественных: особенности выбора карьерного пути современной молодежи (Е.С. Балабанов, В.И. Верховин,

A.И. Кравченко, Ю.Г. Одегов, А.Г. Эфендиев и др.). Эти авторы раскрыли сущность и критерии карьерных компетенций, описали их виды, особенности их развития в разных профессиональных сообществах, раскрыв психологические факторы планирования карьеры [2].

Изложение основного материала статьи. Выявление специфики карьерных установок студентов был не случаен, поскольку в вузе психологическая служба принимает участие в становлении карьерных установок и планировании процесса карьерного роста.

Уточним, что именно выпускники вуза отличаются спецификой видения, инновационностью взглядов на мир, смелостью, нестандартностью принятия решений тех или иных жизненных ситуаций. Это накладывает отпечаток на их личностное становление в профессии, о чем свидетельствуют работы Е.В. Киселевой, Л.В. Назаровой, О.С. Туровой, Г.А. Чередниченко и др. [4]. В своих работах эти авторы указывают на проблемы, с которыми сталкивается молодые люди, на факторы, способствующие развитию карьеры при реализации соответствующих программ формирования карьерных траекторий, предполагающих самоутверждение личности, раскрытие профессиональных мотивов и целей личности [3].

С целью выявления специфики карьерных установок студентов вуза было проведено эмпирическое исследование с 01.03.2023 по 17.04.2023 на базе ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». В исследовании участвовали 90 студентов 3-4-х курсов по направлениям подготовки: «Экономика» (30 чел.), «Психология» (30 чел.), «Педагогическое образование» (ф-т иностранных языков) (30 чел.). Для диагностики использовались методики: опросник «Определение мотивов выбора профессии», опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптация В.А. Чикер и

B.Э. Винокурова); методика «Как я представляю свою профессиональную карьеру».

Таблица 1

Ранжирование значимости мотивов выбора профессий студентами разных направлений подготовки по методике

«Определение мотивов выбора профессии»

Мотивы Студенты-психологи Студенты-педагоги Студенты-экономисты

балл ранг балл ранг балл ранг

1 132 8 128 2 147 1

2 99 19 102 9 118 12

3 124 12 116 4 120 11

4 101 18 68 19 124 9

5 143 3 100 10 128 7

6 116 14 95 12 115 13

7 144 2 131 1 131 5

8 134 7 118 3 126 8

9 117 13 70 18 124 9

10 106 17 75 16 118 12

11 128 10 88 15 139 3

12 138 5 107 7 145 2

13 113 15 93 13 109 14

14 130 9 105 8 106 15

15 140 4 97 11 122 10

16 111 16 73 17 120 11

17 126 11 109 6 130 6

18 61 20 66 20 122 10

19 147 1 110 5 135 4

20 136 6 90 14 126 8

Данные таблицы 1 подтверждают, что у студентов-психологов значимость мотива «Позволяет использовать профессиональные умения вне работы» (№ 19) значительно опережает все остальные, т.е. он стал наиболее важным, поскольку связан с применением умений и навыков в профессиональной деятельности в реальной жизни, но не с жизненными планами. У студентов-педагогов наиболее ярко выраженным выступил мотив «Предоставляет возможность приносить пользу людям» (№ 7), он связан с обязанностью общения с людьми. У студентов-экономистов среди других мотив на первый план выступает мотив «Требует общения с разными людьми» (№1), что предполагает необходимость коммуникации с представителями разнообразных сфер жизни для поднятия престижа в будущей профессии. Подвергнув оценке результаты ранжирования значимости мотивов профессионального самоопределения выпускниками вуза, мы пришли к заключению, суть которого в их общности для студентов всех направлений подготовки стали: важность применения профессиональных навыков в реальной жизни с целью организации коммуникации и роста профессиональной компетентности. Специфика будущей профессии студентов-психологов и студентов-педагогов обусловила важность выбора мотивов, необходимых для карьерного роста и совершенствование своего профессионализма. Студентам-экономистам присущи мотивы авторитетности профессии на рынке труда, они стремятся получить дополнительное образование по выбранной профессии, ориентируясь на служебный рост. Современные выпускники вуза в профессиональном ориентировании не придерживаются чужого мнения.

Таблица 2

Выраженность мотивов выбора профессии студентами разных направлений подготовки, в %

Направление подготовки Мотивы внутренние Мотивы внешние

индивидуально значимые социально значимые позитивные негативные

Студенты-психологи 46,7 26,7 16,6 10

Студенты-педагоги 36,7 46,7 3,3 13,3

Студенты-экономисты 33,3 13,4 33,3 20

Сред, значение 38,9 28,9 17,8 14,4

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в блоке внутренних мотивов показатели индивидуально значимых мотивов представлены в следующих результатах: более выражены у 46,7% студентов психологов, у 36,7% студентов-педагогов, у 33,3% студентов-экономистов; относительно выражны социальные мотивы: у 26,7% студентов-психологов, у 46,7% студентов-педагогов, у 13,4% студентов-экономистов. В блоке внешних мотивов получены следующие данные: позитивные мотивация выражена у 33,3% студентов-экономистов, у 16,6% студентов-психологов, у 3,3% студентов-педагогов; негативные мотивы доминируют у 20% студентов-экономистов, у 13,3% студентов-педагогов, у 10% студентов-психологов. Таким образом, внутренние индивидуально значимые мотивы характерны студентам-психологам, внутренние социально значимые студентам-педагогам, позитивные мотивы ярко выражены у студентов-экономистов, негативные мотивы менее выражены у студентов-психологов. Итак, для студентов чрезвычайно ценным стал блок внутренних мотивов, наименее - блок внешних мотивов.

Таблица 3

Выраженность ведущих карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки по методике

«Якоря карьеры» Э. Шейна, в %

Шкалы Студенты-психологи Студенты-педагоги Студенты-экономисты

Проф. компетентность 26,7 46,7 46,7

Менеджмент 23,3 40 73,3

Автономия 50 53,3 80

Стабильность работы 66,7 76,7 46,7

Стабильн. места жительства 26,7 50 40

Служение 70 46,7 73,3

Вызов 20 36,7 76,7

Интеграция стилей жизни 80 63,3 70

Предпринимательство 26,7 46,7 80

Данные таблицы 3 показывают, что лишь 26,0% студентов-психологов, 46,7% студентов-педагогов и столько же студентов-экономистов связывают будущие жизненные планы со специальностью, которую они получают в стенах вуза. Подавляющее большинство студентов-экономистов (73,3%) готовы заниматься управлением («Менеджмент»), студенты-психологи и студенты-педагоги не считают эту деятельность важной (23,3% и 40% соответственно). Студенты-экономисты (80%) настроены занимать руководящую позицию в последующей профессиональной деятельности, тем самым выражая ценность карьеры и избегание воздействия из вне, в то время как студенты-психологи и студенты-педагоги отмечают приверженность собственной профессии (50% и 53,3% соответственно «Автономия»), По шкале «Стабильность работы» для 76,7% студентов-педагогов, 66,7% студентов-психологов и 46,7% студентов-экономистов этот показатель является высоко ценным, поскольку они испытывают необходимость в надежности будущего по месту будущей работы. Для 26,7% студентов-психологов, 50% студентов-педагогов и 40% студентов-экономистов менее значимым выступает стабильность места проживания. По шкале «Служение» 73,3% студентов-экономистов, 70% студентов-психологов и 46,7% студентов-педагогов ориентированы на поиск себя в профессии в целях жизненного предназначения. Большинство студентов-психологов и студентов-педагогов (20% и 36,7% соответственно) не считают стремление к конкурентноспособности жизненно важными ценностями («Вызов»), в то время как студенты-экономисты (76,7%) ориентированы на профессионализацию и карьерный успех в будущей профессии. Готовность выстроить карьеру, подчинив разын сферы жизни («Интеграция стилей жизни») присуща 80% студентам-психологам, 63,3% студентам-педагогам, 73% студентам-экономистам. Значительное количество студентов, 80% экономистов, 46,7% педагогов и 26,7% психологов, стремятся творчески реализоваться, ориентированы на поиск передовых творческих идей в профессии («Предпринимательство»),

Итак, профессиональные ориентации студентов многих направлений подготовки являются достаточно отвлеченными и двойственными, не становятся побудителями деятельностной активности.

Таблица 4

Уровни сформированности карьерных ориентаций студентов разных направлений подготовки по методике «Как я представляю свою профессиональную карьеру», в %

Уровни Высокий Средний Низкий

Студенты-психологи 23,3 26,7 50

Студенты-педагоги 30 36,7 33,3

Студенты-экономисты 33,3 36,7 30

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что у студентов разных направлений подготовки выявлены следующие уровни карьерных ориентаций: высокий уровень - у 23,3% студентов-психологов, 30% студентов-педагогов, 33,3% студентов-экономистов; средний уровень - у 26,7% студентов-психологов, 36,7% студентов-педагогов и студентов-экономистов; низкий - у 50% студентов-психологов, 33,3% студентов-педагогов, 30% студентов-экономистов. Таким образом, большинство студентов разных направлений подготовки профессионально не ориентированы на выбранную специальность, не прилагают усилий для карьерного продвижения. При наличии мотивации к получению, но отсутствии стремлений ее достижения, подтверждает несформированность карьерных ориентаций у студентов-экономистов.

Сравнение результатов исследования карьерных устремлений студентов многих направлений подготовки доказывает, что их становление и развитие мало чем отличаются друг от друга. Однако некоторые различия студентов обусловлены разной мотивацией выбора будущей профессии, престижностью выбранной профессией, индивидуальными личностными особенностями, стремлением к завоеванию успеха в подготовке к предстоящей профессии.

Выводы. Карьерные установки студенческой молодежи становятся стратегией самореализации личности, ее профессионального становления и развития. Результаты диагностики показали, что нынешние студенты при выборе профессии в большей степени нацелены на собственное мнение, однако выбор профессии нацелен на регулирование текущих проблем, а не на карьерный рост. Завтрашние выпускники, главным образом, занимают малоинициативную точку зрения в стремлениях реализоваться в профессии, предпочитая самоактуализацию в обыденной жизни. Они не стремятся к личностному саморазвитию для профессиональной самореализации. Их карьерные устремления не становятся активаторами результативности.

Результаты диагностики доказали, что выдвинутое предположение, согласно которой имеются различия в уровне кокурентноспособности личности студентов многих направлений подготовки, подтвердилась. Полагаем, что применение активных методов обучения обеспечит оптимальное формирование профессионально значимых качеств личности и профессиональных навыков у выпускников разных направлений подготовки, что станет в будущем гарантией их успешной трудовой деятельности.

Литература:

1. Гладкова, И.А. Исследование карьерных ориентаций студенческой молодежи / И.А. Гладкова // Управление городом: теория и практика. - 2022. - № 1(43). - С. 12-16

2. Недбаев, Д.Н. Психологические детерминанты формирования карьерной направленности личности / Д.Н. Недбаев, М.М. Филин // Международный журнал медицины и психологии. - 2019. - № 4,- С. 169-177

3. Полякова, Ю.Г. Методы исследования карьерных ориентаций студенческой молодежи / Ю.Г. Полякова // Prospects and key tendencies of science in contemporary world: XVI International Multidisciplinary Conference (Madrid, Spain, 28.02.2022). - Madrid, Spain. 2022. - P. 25-28

4. Тучина, O.P. Динамика карьерных ориентаций молодежи в процессе профессионализации / O.P. Тучина // Профнавигация молодежи: сб-к мат-лов IV межд. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 21 апреля 2021 г.). - Краснодар: Кубанский гос. техн. ун-т, 2021. - С. 405-409

5. Сурков, И.И. Карьерные ожидания и карьерные стратегии студентов / И.И. Сурков // Научный альманах. - 2018. -№ 4-2 (42). - С. 243-247

6. Таусенева, М.С. Карьерное конструирование как жизненный сценарий современной молодежи [Электронный ресурс] / М.С. Таусенева // Baikal Research Journal. - 2021. - T. 12. - № 3. - URP: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_46616826_ 13961617.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.