Научная статья на тему 'ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД'

ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна, Бонкало Татьяна Ивановна

Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами привели в постковидный период к изменению взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост, а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи. В этой связи настоящая работа посвящена описанию вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период. В исследовании использовался комплекс методик, направленных на выявление карьерного потенц иала личности, а также на оценку профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов - 21,7 лет. По результатам исследования установлены весьма высокая корреляционная связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией (независимостью), вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VECTOR OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE POST-COVID PERIOD

In the post-covid period learning online and mastering new computer programs led to a change in the views of students on vocational training, professionalization, work and career growth, as well as to the establishment of additional ways of communication and feedback. In this regard, this work is devoted to the description of the vector of students career orientations in the post-covid period. The study used a set of techniques aimed at identifying the career potential of an individual, as well as evaluating professional skills. The study involved 380 full-time students and 380 part-time students. All respondents were students of the Moscow Psychological and Social University, the Open University of Economics, Management and Law and the Russian State Social University. The average age of respondents is 21.7 years. According to the results of the study, there is a very high correlation between the integration of lifestyles, stability of residence and work; a high relationship between autonomy (independence), challenge, integration of lifestyles, a common indicator of career anchors, entrepreneurship, stability of residence and work; a noticeable relationship between autonomy (independence), the leading properties of the psyche, abilities, behavioral tendencies, challenge, integration of lifestyles, management, general indicators of professional skill and career anchors, entrepreneurship, professional competence, service, stability of residence and work, a chance to make a career; moderate relationship between autonomy (independence), leading properties of the psyche, abilities, behavioral tendencies, challenge, management, general indicators professional skills and career anchors, entrepreneurship, professional competence, service, a chance to make a career.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД»

УДК 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

ВЕКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

О. Б. Полякова,

РГСУ Москва, pob-70@mail.ru,

Т. И. Бонкало,

НИИОЗММ ДЗМ, Москва, bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами привели в постко-видный период к изменению взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост, а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи. В этой связи настоящая работа посвящена описанию вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период.

В исследовании использовался комплекс методик, направленных на выявление карьерного потенциала личности, а также на оценку профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов — 21,7 лет.

По результатам исследования установлены весьма высокая корреляционная связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией (независимостью), вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией (независимостью), ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.

Ключевые слова: карьерные ориентации; студенческая молодежь; профессиональная подготовка; постковидный период.

Для цитаты: Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период // Системная психология и социология. 2023. № 1 (45). С. 45-55. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

Полякова Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики факультета политических и социальных наук Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: pob-70@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2581-5516

Бонкало Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, доцент, начальник отдела комплексной экспертизы и координации научно-исследовательских проектов и разработок Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, Москва.

E-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0887-4995

© Полякова О. Б., Бонкало Т. И., 2023

UDC 159.923

DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

THE VECTOR OF CAREER ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE POST-COVID PERIOD

O. B. Polyakova,

RSSU, Moscow, pob-70@mail.ru,

T. I. Boncalo,

RIHOMMDHCM, Moscow, bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

In the post-covid period learning online and mastering new computer programs led to a change in the views of students on vocational training, professionalization, work and career growth, as well as to the establishment of additional ways of communication and feedback. In this regard, this work is devoted to the description of the vector of students career orientations in the post-covid period.

The study used a set of techniques aimed at identifying the career potential of an individual, as well as evaluating professional skills. The study involved 380 full-time students and 380 part-time students. All respondents were students of the Moscow Psychological and Social University, the Open University of Economics, Management and Law and the Russian State Social University. The average age of respondents is 21.7 years.

According to the results of the study, there is a very high correlation between the integration of lifestyles, stability of residence and work; a high relationship between autonomy (independence), challenge, integration of lifestyles, a common indicator of career anchors, entrepreneurship, stability of residence and work; a noticeable relationship between autonomy (independence), the leading properties of the psyche, abilities, behavioral tendencies, challenge, integration of lifestyles, management, general indicators of professional skill and career anchors, entrepreneurship, professional competence, service, stability of residence and work, a chance to make a career; moderate relationship between autonomy (independence), leading properties of the psyche, abilities, behavioral tendencies, challenge, management, general indicators professional skills and career anchors, entre-preneurship, professional competence, service, a chance to make a career.

Keywords: career orientations; student youth; professional training; post-covid period.

For citation: Polyakova O. B., Bonkalo T. I. The vector of career orientations of students in the post-covid period // Systems Psychology and Sociology. 2023. № 1 (45). P. 45-55. DOI: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.04

Polyakova Olga Borisovna, PhD in Psychology, Associate Professor. Associate Professor of the Department of psychology, conflictology and behavioral studies, Faculty of political and social sciences of the Russian University of State for Social, Moscow, Russia.

E-mail: pob-70@mail.ru

ORCID: 0000-0003-2581-5516

Bonkalo Tatyana Ivanovna, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Comprehensive Expertise and Coordination of Research Projects and Development of the Research Institute for Health Organization and Medical Management of the Department of Health of the City of Moscow, Moscow, Russia.

E-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-0887-4995

Введение

Обучение в онлайн-режиме и овладение новыми компьютерными программами в ковидный период [1: с. 86; 4; 11] привели в постковидный период к пересмотру и динамике взглядов студенческой молодежи на профессиональную подготовку, профессионализацию, работу и карьерный рост [2; 9; 16], а также к установлению дополнительных путей коммуникации и обратной связи [6; 13; 18].

Оперативность изменения взглядов на возможности реализации профессиональной подготовки в новых обстоятельствах способствовала не только повышению академической успеваемости, а также оптимизации тайм-менеджмента, но и нивелированию симптомов эмоционального истощения, стабилизации субъективного благополучия [10], упреждению возникновения всех видов стрессовых состояний [15] и повышению стрессоустойчивости студентов в целом [5].

Необходимость повышения уровня профессиональной компетентности студенческой молодежи в качестве социально-психологической основы раскрытия карьерного потенциала личности и становления профессионального мастерства подтверждается исследованиями психологов, педагогов, медиков и социологов, направленными на актуализацию карьерной ориентации [3], интеграцию ценностных и карьерных установок [17], оптимизацию образовательного пространства вуза для формирования карьерных устремлений студентов [7]. В ряде современных исследований затрагивается проблема повышения субъективного благополучия путем формирования карьерных ориентаций студентов [19; 20], актуализации учебно-профессиональной мотивации [21], развития личностного потенциала студентов с учетом особенностей мотивационной сферы [8]. Кроме того, в настоящее время в научной среде активно обсуждаются проблемы совершенствования профессиональной подготовки обучающихся с целью развития технологий, направленных на формирование карьерных ориентаций студенческой молодежи [12; 14].

Предлагаемое исследование направлено на описание вектора карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 380 студентов, имеющих полную рабочую занятость, и 380 частично занятых студентов. Все респонденты являлись студентами Московского психолого-социального университета, Открытого университета экономики, управления и права и Российского государственного социального университета. Средний возраст респондентов — 21,7 лет.

Для описания вектора карьерных ориента-ций студенческой молодежи в постковидный период использовались следующие методики:

1) опросник «Есть ли у вас шанс сделать карьеру?» (ЕлуВШСК) Б. В. Третьякова для определения уровня шанса сделать карьеру1; автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова;

2) опросник «Каков ваш карьерный потенциал?» (КВКП) Б. В. Третьякова для выявления степени карьерного потенциала2; автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова;

3) опросник «Профессиональное мастерство» (ПМ) Г. Д. Мартиева3 для установления силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов как природной предпосылки для становления профессионального мастерства (СУПНП), ведущих свойств психики, способностей, склонностей поведения как социально-психологической основы совершенствования профессионального мастерства (ВСПССП), качеств личности высокопрофессионального специалиста (КЛВПС), общего показателя профессионального мастерства (ОППМ); автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова;

1 Третьяков Б. В. Опросник «Есть ли у вас шанс сделать карьеру?». URL: https://jungland.ru/test/ test-na-kariem.php?ysclid=l faw0xfmuj184858171 (дата обращения: 14.03.2023).

2 Третьяков Б. В. Опросник «Каков ваш карьерный потенциал?». URL: https://www.passion.ru/ career/vasha-karera/test-kakov-vash-karernyy-potencial-62228.htm (дата обращения: 14.03.2023).

3 Мартиев Г. Д. Опросник «Профессиональное мастерство». URL: https://studopedia.ru/10_159178_ informatsionniy-material.html?ysclid=lfawd-8bhf7566468317 (дата обращения: 14.03.2023).

4) опросник «Якоря карьеры» (ЯК) Э. Шейна4 (авторы адаптации — В. Э. Винокурова и В. А. Чикер) для диагностики ценностных ориентаций в карьере: якоря карьеры профессиональной компетентности (ЯКПК), якоря карьеры менеджмента (ЯКМ), якоря карьеры автономии или независимости (ЯКАиН), якоря карьеры стабильности работы (ЯКСР), якоря карьеры стабильности места жительства (ЯКСМЖ), якоря карьеры служения (ЯКС), якоря карьеры вызова (ЯКВ), якоря карьеры интеграции стилей жизни (ЯКИСЖ), якоря карьеры предпринимательства (ЯКП), общего показателя якорей карьеры (ОПЯК); автор модификации интерпретации результатов — О. Б. Полякова.

В таблице 1 представлены данные шкалирования уровней карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период по использующимся в исследовании методикам.

Результаты исследования

Результаты описания вектора карьерных ориентаций (см. табл. 2) показали, что у студенческой молодежи в постковидный период:

1) доминирует высокий уровень таких якорей карьеры, как:

^ интеграция стилей жизни — 9,05 (студенты ассоциируют карьеру с общим жизненным стилем; демонстрируют конформность; ориентированы на поддержание определенного образа жизни; склоняются к межличностным отношениям с опорой на уважение к их учебно-профессиональным, рабочим и семейным проблемам; стараются уравновесить собственные потребности с потребностями профессиональной подготовки, карьеры и семьи; стремятся сохранить баланс между личной и учебно-профессиональной жизнью; считают карьеру составной частью привычного стиля жизни);

^ стабильность работы — 8,92 (студенты заинтересованы в прогнозировании профессиональной подготовки и работы; испытывают потребность в психической, психологической, физической и физиологической безопасности; надеются на надежность и стабильность работы; ориентированы на получение социальных гарантий; отказываются от авантюрных и краткосрочных проектов; рассматривают профессиональную подготовку и работу как ступени карьерной лестницы; стремятся совместить профессиональную подготовку и работу);

^ стабильность места жительства — 8,84 (студенты ориентированы на минимум командировок и переездов; стремятся иметь постоянное место жительства);

Таблица 1

Шкалирование уровней карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период

Опросники Исследуемые компоненты Уровни карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

ЕлуВШСК 0-6 7-12 13-18 19-24 25-30

КВКП 0-12 13-24 25-36 37-48 49-60

ПМ СУПНП 0-2 3-4 5-6 7-8 9-10

ВСПССП 0-4 5-8 9-12 13-16 17-20

КЛВПС 0-8 9-16 17-24 25-32 33-40

ОППМ 0-12 13-24 25-36 37-48 49-60

ЯК ЯКПК, ЯКМ, ЯКАиН, ЯКСР, ЯКСМЖ, ЯКС, ЯКВ, ЯКИСЖ, ЯКП* 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10

ОПЯК 9-22 23-40 41-58 59-76 77-90

Примечание: * — среднее арифметическое значение.

4 Шейн Э. Опросник «Якоря карьеры». URL: https://psytests.org/work/anchors-run. html?ysclid=lfawainln249574910 (дата обращения: 14.03.2023).

2) выражен выше среднего уровень общего показателя якорей карьеры — 66,36; карьерной ориентации на:

Взаимосвязи карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период

Таблица 2

Опросники Компоненты ЯК

ЯКПК ЯКМ ЯКАиН ЯКСР ЯКСМЖ ЯКС ЯКВ ЯКИСЖ ЯКП ОПЯК

ЕлуВШСК = 13,05"* 0,215 0,229 0,429 0,641 0,629 0,235 0,402 0,625 0,392 0,422

КВКП= 19,38" 0,114 0,116 0,128 0,148 0,135 0,118 0,122 0,159 0,124 0,129

ПМ СУПНП = 3,25" 0,112 0,114 0,124 0,142 0,130 0,116 0,118 0,151 0,119 0,125

ВСПССП = 9,35"* 0,175 0,183 0,425 0,632 0,612 0,198 0,385 0,598 0,389 0,400

КЛВПС= 15,31" 0,113 0,115 0,127 0,146 0,133 0,117 0,119 0,154 0,123 0,127

ОППМ = 24,66*** 0,238 0,241 0,435 0,643 0,638 0,242 0,438 0,637 0,456 0,441

ЯК ЯКПК = 5,05*** 1 0,152 0,328 0,528 0,532 0,167 0,346 0,526 0,342 0,436

ЯКМ = 5,31*** 0,139 1 0,362 0,556 0,549 0,132 0,374 0,562 0,355 0,448

ЯКАиН = 8,47**** 0,328 0,362 1 0,784 0,781 0,391 0,543 0,783 0,582 0,569

ЯКСР = 8,92***** 0,528 0,556 0,784 1 0,915 0,632 0,725 0,942 0,758 0,730

ЯКСМЖ = 8,84***** 0,532 0,549 0,781 0,915 1 0,605 0,731 0,959 0,745 0,727

ЯКС = 6,26*** 0,163 0,177 0,391 0,632 0,605 1 0,332 0,594 0,383 0,475

ЯКВ = 7,04**** 0,346 0,374 0,543 0,725 0,731 0,332 1 0,728 0,585 0,546

ЯКИСЖ = 9,05***** 0,526 0,562 0,783 0,942 0,959 0,594 0,728 1 0,755 0,731

ЯКП = 7,42**** 0,342 0,355 0,582 0,758 0,745 0,383 0,585 0,755 1 0,563

ОПЯК = 66,36**** 0,436 0,448 0,569 0,730 0,727 0,475 0,546 0,731 0,563 1

Примечание: уровни карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период: ** — ниже среднего; *** — средний; **** — выше среднего;

■ — высокии.

^ автономию/независимость — 8,47 (студенты желают работать самостоятельно; испытывают трудности, связанные с дисциплиной, установленными правилами и процедурами; переживают необходимость соблюдения установленных правил, процедур; рассматривают карьеру как вариант реализации собственной свободы; согласны делать карьеру собственным путем; сопротивляются многим ограничениям, организационным правилам и предписаниям; стараются сами решать проблемы; стремятся к индивидуальному стилю деятельности; ценят в работе независимость и свободу);

^ предпринимательство — 7,42 (студенты желают открыть собственное дело; ориентированы на создание новых организаций и услуг; рассматривают вершину карьеры как собственный бизнес; стремятся работать на себя);

^ вызов — 7,04 (студенты жаждут новизны, т. е. бросают вызов; желают решать неординарные задачи; настроены на победу; рассматривают карьеру как вызов собственным индивидуально-психологическим особенностям и качествам; стремятся к выполнению трудной работы, конкуренции и соревновательным моментам; считают преодоление препятствий успехом; ценят вызов, новизну и разнообразие; чувствуют себя эффективными при решении трудных задач);

3) установлен средний уровень общего показателя профессионального мастерства — 24,66:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ шанса сделать карьеру — 13,05 (студенты готовы взяться за трудные дела, отдать все время и энергию работе; иногда считают себя недооцененными; пытаются искоренить разбрасываемость по мелочам; стараются быть полезными в команде единомышленников; стремятся проявлять старательность);

^ ведущих свойств психики, способностей, склонностей поведения как социально-психологической основы совершенствования профессионального мастерства — 9,35 (студенты готовы развивать эмпатические свойства; готовы совершенствовать компоненты саморегуляции, в частности планирование; желают повысить свою сообразительность и энергичность; любят придумывать и фантазировать; отмечают у себя ситуативную

рассеянность и избыточную эмоциональность; преодолевают трудности мыслительной деятельности; стараются быть выдержанными и терпеливыми по отношению к окружающим; стремятся к межличностным отношениям; тренируют показатели самоуправления);

карьерной ориентации на служение — 6,26 (студенты достаточно открыты и общительны; ориентированы на служение; рассматривают карьеру как возможность эффективно использовать собственные таланты; стараются приносить пользу окружающим; стремятся реализовать в собственном деле важные ценности);

менеджмента — 5,31 (студенты готовы, но не испытывают острой потребности управлять окружающими, проектами и процессами; обладают ситуативными возможностями высокого дохода, лидерства и ответственности; ориентированы на интеграцию усилий окружающих и карьерный рост в наемном менеджменте; часто избегают единоличного принятия решений);

У профессиональной компетентности — 5,05 (студенты адекватно оценивают собственные профессиональные качества, но понимают недостижимость в настоящее время профессионализма; могут, но не желают постоянно управлять окружающими; не привязаны к статусу, соответствующему их мастерству; рассматривают управление как необходимое условие для карьерного роста; счастливы при самореализации в разных сферах жизнедеятельности);

4) выражен ниже среднего уровень:

У карьерного потенциала — 19,38 (студенты довольно работоспособны; иногда опускают руки, сталкиваясь с трудностями; часто ленятся и упускают ряд возможностей);

качеств личности высокопрофессионального специалиста — 15,31 (студенты иногда читают дополнительную литературу по специальности; им не всегда удается выбрать четкий план действий и правильный тон общения; они не обладают широким кругозором, не отличаются самокритичностью, недостаточно эрудирова-ны; понимают необходимость учета интересов окружающих; ситуативно дисциплинированны и ответственны; ситуативно срываются; пытаясь убедить окружающих, стараются быть более оптимистичными; стремятся быть внимательными и тактичными по отношению к окружающим;

стремятся к обдуманной и целенаправленной деятельности; часто увлекаются делом);

силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов как природной предпосылки для становления профессионального мастерства — 3,25 (студенты долго восстанавливают силы после напряженного труда; иногда их утомляет длительное присутствие окружающих; им не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности; они не отличаются высокой работоспособностью; стараются поддерживать при выполнении работы хорошее настроение; стремятся действовать быстро и решительно; с трудом концентрируют внимание на конкретном объекте).

Критерий корреляции К. Пирсона и описание связей по шкале Чеддока - Снедекора дали возможность установить связи между карьерными ориентациями студенческой молодежи в постковидный период (см. табл. 2).

1) Определена весьма высокая связь между якорями карьеры «стабильность места жительства» — «интеграция стилей жизни» (0,959); «стабильность работы» — «интеграция стилей жизни» (0,942) и «стабильность места жительства» (0,915).

2) Выявлена высокая связь между якорем карьеры «стабильность работы» и карьерной ориентацией на автономию/независимость (0,784), и карьерной ориентацией на предпринимательство (0,758), и общим показателем якорей карьеры (0,730), и карьерной ориентацией на вызов (0,725); якорем карьеры «стабильность места жительства» и карьерной ориентацией на автономию/независимость (0,781), и карьерной ориентацией на предпринимательство (0,745), и карьерной ориентацией на вызов (0,731), и общим показателем якорей карьеры (0,727); якорем карьеры «интеграция стилей жизни» и карьерной ориентацией на автономию/независимость (0,783), и карьерной ориентацией на предпринимательство (0,755), и общим показателем якорей карьеры (0,731), и карьерной ориентацией на вызов (0,728).

3) Установлена заметная связь между якорем карьеры «стабильность работы» и общим показателем профессионального мастерства (0,643), и шансом сделать карьеру (0,641), и ведущими свойствами психики, способностей,

склонностей поведения (0,632), и карьерными ориентациями на служение (0,632), менеджмент (0,556), профессиональную компетентность (0,528); якорем карьеры «стабильность места жительства» и общим показателем профессионального мастерства (0,638), и шансом сделать карьеру (0,629), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,612), и карьерными ориентациями на служение (0,605), менеджмент (0,549), профессиональную компетентность (0,532); якорем карьеры «интеграция стилей жизни» и общим показателем профессионального мастерства (0,637), и шансом сделать карьеру (0,625), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,598), и карьерными ориентациями на служение (0,594), менеджмент (0,562), профессиональную компетентность (0,526); карьерной ориентацией на автономию/независимость и карьерной ориентацией на предпринимательство (0,582), и общим показателем якорей карьеры (0,569), и карьерной ориентацией на вызов (0,543); карьерной ориентацией на вызов и карьерной ориентацией на предпринимательство (0,585), и общим показателем якорей карьеры (0,546); карьерной ориентацией на предпринимательство и общим показателем якорей карьеры (0,563).

4) Диагностирована умеренная связь между карьерной ориентацией на автономию/независимость и общим показателем профессионального мастерства (0,435), и шансом сделать карьеру (0,429), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,425), и карьерными ориентациями на служение (0,391), менеджмент (0,362), профессиональную компетентность (0,328); карьерной ориентацией на вызов и общим показателем профессионального мастерства (0,438), и шансом сделать карьеру (0,402), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,385), и карьерными ориентациями на менеджмент (0,374), профессиональную компетентность (0,346), служение (0,332); карьерной ориентацией на предпринимательство и общим показателем профессионального мастерства (0,456), и шансом сделать карьеру (0,392), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,389),

и карьерными ориентациями на служение (0,383), менеджмент (0,355), профессиональную компетентность (0.342); общим показателем якорей карьеры и карьерной ориентацией на служение (0,475), и карьерной ориентацией на менеджмент (0,448), и общим показателем профессионального мастерства (0,441), и карьерной ориентацией на профессиональную компетентность (0,436), и шансом сделать карьеру (0,422), и ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения (0,400).

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что вектор карьерных ориентаций студенческой молодежи в постковидный период представлен высоким уровнем интеграции стилей жизни, стабильности места жительства и работы; уровнем выше среднего карьерных ориентаций на автономию/независимость, вызов и предпринимательство, а также общего показателя якорей карьеры; средним уровнем ведущих свойств психики, способностей, склонностей поведения, карьерных ориентаций на менеджмент, профессиональную компетентность и служение, общего показателя профессионального

мастерства и шанса сделать карьеру; уровнем ниже среднего карьерного потенциала, качеств личности высокопрофессионального специалиста, силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

По результатам проведенного исследования установлены весьма высокая связь между интеграцией стилей жизни, стабильностью места жительства и работы; высокая связь между автономией/независимостью, вызовом, интеграцией стилей жизни, общим показателем якорей карьеры, предпринимательством, стабильностью места жительства и работы; заметная связь между автономией/независимостью, ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, интеграцией стилей жизни, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, стабильностью места жительства и работы, шансом сделать карьеру; умеренная связь между автономией/независимостью, ведущими свойствами психики, способностей, склонностей поведения, вызовом, менеджментом, общими показателями профессионального мастерства и якорей карьеры, предпринимательством, профессиональной компетентностью, служением, шансом сделать карьеру.

Литература

1. Бонкало Т. И., Полякова О. Б. Проблемы профессиональной подготовки будущих работников в условиях онлайн-обучения: опыт пандемии COVID-19. М.: НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 2022. 152 с.

2. Букова Я. С., Чикер В. А. Карьерные ориентации студентов российских ВУЗов // Мир педагогики и психологии. 2022. № 12 (77). С. 49-60.

3. Веретенникова В. Б. Карьерные ориентации студентов — будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 1. С. 36-47. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11003

4. Верещагин К. Н. Особенности карьерных ориентаций студентов // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик: материалы V Международной студенческой научно-практической очной конференции (21 апреля 2022 г.). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. С. 49-55.

5. Дейнега Н. В. Взаимосвязь факторов стресса и карьерных ориентаций студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 116-128. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

6. Елисеева А. П., Головина С. Г., Анжиганова О. Р. Сравнительный анализ карьерных ориентаций студентов, обучающихся на разных уровнях подготовки // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211). С. 535-537. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p535-538

7. Задорожникова Е. Б., Панкратова Е. В. Образовательное пространство вуза как фактор формирования карьерных ориентаций студентов (на примере ИВГУ) // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. № 3 (71). С. 18-26. DOI: 10.6060/snt.20227103.0002

8. Котова О. В. Развитие личностного потенциала студентов с учетом особенностей мотива-ционной сферы // Психология личностного и профессионального развития человека: материалы Седьмой конференции психологов образования Сибири (Иркутск, 20-21 июня 2022 г). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2022. С. 342-345. 1 CD-ROM.

9. Лесин А. М. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций студентов гуманитарных направлений подготовки // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 2. С. 170-178. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-170-178

10. Маленова А. Ю., Маленов А. А., Трушичкина Ю. А. Уровень субъективного благополучия и карьерные ориентации неработающих и работающих студентов // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы Международной научной конференции (18-21 октября 2022 г.). СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 69-70.

11. Малютина А. К. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2022. № 3. С. 96-113.

12. Мережников А. П. Особенности направленности личности, смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей у юношей и девушек первого года обучения в вузе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 341-344.

13. Морозова А. С., Найденова Е. В. Исследование изменений карьерных ориентаций у студентов психологического направления // Северо-Кавказский психологический вестник. 2022. Т. 20. № 2. С. 15-27. DOI: 10.21702/ncpb.2022.2.2.2

14. Никитенко Е. В. Карьерные ориентации в структуре профессиональной подготовки студентов // Novaum. 2022. № 37. С. 205-208. URL: http://novaum.ru/public/p2431 (дата обращения: 22.03.2023).

15. Полякова О. Б., Бонкало Т. И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65. № 5. С. 432-439. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439

16. Прохоров П. В. Карьерные ориентации и мотивация к труду студентов института физической культуры // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2. № 4. С. 32-37. DOI: 10.15826/spp.2022.4.53

17. Рахманов Р. П. Взаимосвязь карьерных и ценностных ориентаций у студентов различных направлений подготовки // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева (12-13 мая 2022 г.). М.: МГППУ 2022. С. 368-371.

18. Тихоньких В. Е. Взаимосвязь карьерных ориентаций с направленностью личности у студентов // Инновационные научные исследования в современном мире: материалы VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ (15 февраля 2022 г.). Уфа: Вестник науки, 2022. С. 35-43.

19. Ященко Е. Ф., Кожевникова А. А. Жизненные ценности, карьерные ориентации и субъективное благополучие студентов транспортного вуза // IV Бетанкуровский международный инженерный форум (30 ноября - 02 декабря 2022 г.). СПб.: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. С. 416-418. 1 CD-ROM.

20. Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. 2018. № 12. P. 958-965. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.117

21. Sokolovskaya I. E. Educational and professional motivation of students with various religious / I. E. Sokolovskaya et al. // European Journal of Science and Theology. 2020. № 16 (4). P. 169-180.

References

1. Bonkalo T. I., Polyakova O. B. Problemy' professional noj podgotovki budushhix rabotnikov v uslo-viyax onlajn-obucheniya: opyt pandemii COVID-19 [Problems of professional training of future employees in the context of online learning: the experience of the COVID-19 pandemic]. M.: NII organizacii zdravooxrane-niya i medicinskogo menedzhmenta Departamenta zdravooxraneniya goroda Moskvy'. 2022. 152 p.

2. Bukova Ya. S., Chiker V. A. Karerny'e orientacii studentov rossijskix VUZov [Career orientations of students of Russian universities] // Mir pedagogiki i psixologii [World of Pedagogy and Psychology]. 2022. № 12 (77). P. 49-60.

3. Veretennikova V. B. Kar'erny'e orientacii studentov — budushhix pedagogov doshkol'ny'x obrazo-vatel'ny'x organizacij [Career orientations of students — future teachers of preschool educational organizations] // Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal «Koncept» [Scientific and Methodological Electronic Jjournal "Concept"]. 2023. № 1. P. 36-47. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11003

4. Vereshhagin K. N. Osobennosti kar'erny'x orientacij studentov [Features of career orientations of students] // Integraciya psixologo-pedagogicheskix nauk i aktual'ny'x obrazovatel'ny'x praktik: materialy' V Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj ochnoj konferencii (21 aprelya 2022 g.) [Integration of psychological and pedagogical sciences and actual educational practices: materials of the V International student scientific and practical full-time conference (April 21, 2022)]. Kirov: Mezhregional'ny'j centr innova-cionny'x texnologij v obrazovanii, 2022. P. 49-55.

5. Dejnega N. V. Vzaimosvyaz' faktorov stressa i kar'erny'x orientacij studentov [Relationship between stress factors and career orientations of students] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo uni-versiteta. Seriya: Psixologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences]. 2021. № 3. P. 116-128. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128

6. Eliseeva A. P., Golovina S. G., Anzhiganova O. R. Sravnitel'ny'j analiz kar'erny'x orientacij studentov, obuchayushhixsya na razny'x urovnyax podgotovki [Comparative analysis of career orientations of students studying at different levels of training] // Ucheny'e zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta]. 2022. № 9 (211). P. 535-537. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p535-538

7. Zadorozhnikova E. B., Pankratova E. V. Obrazovatel'noe prostranstvo VUZa kak faktor formiro-vaniya kar'erny'x orientacij studentov (na primere IVGU) [Educational space of the university as a factor in the formation of career orientations of students (on the example of IVGU)] // Sovremenny'e naukoemkie texnologii. Regional'noe prilozhenie [Modern High Technologies. Regional Application]. 2022. № 3 (71). P. 18-26. DOI: 10.6060/snt.20227103.0002

8. Kotova O. V. Razvitie lichnostnogo potencíala studentov s uchetom osobennostej motivacionnoj sfery' [The development of the personal potential of students, taking into account the peculiarities of the motivational sphere] // Psixologiya lichnostnogo i professional'nogo razvitiya cheloveka: materialy' Sed'moj konferencii psixologov obrazovaniya Sibiri. Irkutsk, 20-21 iyunya 2022 g. [Psychology of personal and professional development of a person: materials of the Seventh Conference of Psychologists of Education in Siberia. Irkutsk, June 20-21, 2022]. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2022. P. 342-345. 1 CD-ROM.

9. Lesin A. M. Vzaimosvyaz' cennostej i kar'erny'x orientacij studentov gumanitarny'x napravlenij podgotovki [The relationship of values and career orientations of students of humanitarian areas of training] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2021. Vol. 31. № 2. P. 170-178. DOI: 10.35634/2412-9550-2021-31-2-170-178

10. Malenova A. Yu., Malenov A. A., Trushichkina Yu. A. Uroven' sub''ektivnogo blagopoluchiya i kar'erny'e orientacii nerabotayushhix i rabotayushhix studentov [The level of subjective well-being and career orientations of non-working and working students] // Anan'evskie chteniya - 2022. 60 let social'noj psixologii v SPbGU: ot istokov — k novy'm dostizheniyam i innovaciyam: materialy' mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (18-21 oktyabiya 2022 g.) [Ananiev Readings - 2022. 60 years of social psychology at St. Petersburg State University: from the origins to new achievements and innovation: Proceedings of the international scientific conference (October 18-21, 2022).]. SPb.: Skifiya-print, 2022. P. 69-70.

11. Malyutina A. K. Osobennosti kar'erny'x orientacij studentov na zavershayushhem e'tape obuche-niya [Peculiarities of career orientations of students at the final stage of education] // Psixologiya i pedagogika v Kry'mu: puti razvitiya [Psychology and Pedagogy in Crimea: Ways of Development]. 2022. № 3. P. 96-113.

12. Merezhnikov A. P. Osobennosti napravlennosti lichnosti, smy'slozhiznenny'x orientacij i ix vzai-mosvyazej u yunoshej i devushek pervogo goda obucheniya v vuze [Peculiarities of personality orientation, life-meaning orientations and their relationships among boys and girls of the first year of study at a university] // Ucheny'e zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Uchenye Zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta]. 2017. № 12 (154). P. 341-344.

13. Morozova A. S., Najdenova E. V. Issledovanie izmenenij kar'erny'x orientacij u studentov psixolo-gicheskogo napravleniya [Study of changes in career orientations among students of the psychological direction] // Severo-Kavkazskij psixologicheskij vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin]. 2022. Vol. 20. № 2. P. 15-27. DOI: 10.21702/ncpb.2022.2.2.2

14. Nikitenko E. V. Kar'erny'e orientacii v strukture professional'noj podgotovki studentov [Career orientations in the structure of professional training of students] // NovaUm.Ru. 2022. № 37. P. 205-208. URL: http:// novaum.ru/public/p2431 (date of access: 22.03.2023).

15. Polyakova O. B., Bonkalo T. I. Specifika fiziologicheskogo stressa naseleniya, naxodyashhegosya v samoizolyacii iz-za pandemii COVID-19 [The specifics of the physiological stress of the population in self-isolation due to the COVID-19 pandemic] // Zdravooxranenie Rossijskoj Federacii [Healthcare of the Russian Federation]. 2021. Vol. 65. № 5. P. 432-439. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439.

16. Proxorov P. V. Kar'erny'e orientacii i motivaciya k trudu studentov instituta fizicheskoj kul'tury' [Career orientations and motivation for work of students of the Institute of Physical Culture] // Aktual'ny'e voprosy' sportivnoj psixologii i pedagogiki [Actual issues of sports psychology and pedagogy]. 2022. Vol. 2. № 4. P. 32-37. DOI: 10.15826/spp.2022.4.53.

17. Raxmanov R. P. Vzaimosvyaz kar'erny'x i cennostny'x orientacij u studentov razlichny'x napravlenij podgotovki [The relationship of career and value orientations among students of various areas of training] // Social'naya psixologiya: voprosy' teorii i praktiki: materialy' VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pamyati M.Yu. Kondrat'eva (12-13 maya 2022 g.) [Social psychology: theory and practice: materials of the VII International scientific and practical conference in memory of M.Yu. Kondratiev (May 12-13, 2022)]. M.: MGPPU, 2022. P. 368-371.

18. Tixonkix V. E. Vzaimosvyaz' kar'erny'x orientacij s napravlennost'yu lichnosti u studentov [The relationship of career orientations with the orientation of personality among students] // Innovacionny'e nauchny'e issledovaniya v sovremennom mire: materialy' VII Vserossijskogo konkursa nauchno-issledovatel'skix rabot (15 fevralya 2022 g.) [Innovative scientific research in the modern world: materials of the VII All-Russian competition of research works (February 15, 2022)]. Ufa: Vestnik nauki, 2022. P. 35-43.

19. Yashhenko E. F., Kozhevnikova A. A. Zhiznenny'e cennosti, kar'erny'e orientacii i sub''ektivnoe blagopoluchie studentov transportnogo VUZa [Life values, career orientations and subjective well-being of students of a transport university] // IV Betankurovskij mezhdunarodny'j inzhenerny'j forum (30 noyabrya -02 dekabrya 2022 g.) [IV Betancourt International Engineering Forum (November 30 - December 02, 2022)]. SPb.: FGBOU VO PGUPS, 2022. P. 416-418. 1 CD-ROM.

20. Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. 2018. № 12. P. 958-965. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.117

21. Sokolovskaya I. E. Educational and professional motivation of students with various religious / I. E. Sokolovskaya et al. // European Journal of Science and Theology. 2020. № 16 (4). P. 169-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.