на имеющиеся возможности и необходимость работы над собой. При определённой работе с данной группой игроков можно улучшить лидерские качества и развить необходимые способности, тем более что они сами должны состояться в дальнейшем как тренеры и обучать этим способностям своих подопечных.
Четверо баскетболистов имеют результат ниже среднего, им явно не хватает ни опыта, ни возможностей, ни способностей к лидерству. Это хорошие и добросовестные исполнители, которые также нужны команде. И лишь у двоих испытуемых данные качества только нарабатываются и находятся на низком уровне. Эти спортсмены ведомые и зависимые от ситуации и окружения, хотя с определёнными спортивными способностями и требуют должного внимания в своём совершенствовании.
Таким образом, проведенные исследования позволили выйти на более качественные взаимоотношения как внутри самой команды на основе принятия и доверия друг другу, помогли тренеру оптимально распределить роли и амплуа среди спортсменов и выбрать направления индивидуального совершенствования функций каждого спортсмена. Это позволило команде повысить результативность игровой деятельности. Команда впервые стала лидером студенческой лиги в городе и области и сумела попасть в призеры на всероссийских студенческих соревнованиях среди физкультурных вузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спортивная команда функционирует эффективнее, если распределение функций в команде соответствует характеру спортивной деятельности и личностным особенностям игроков. Нацеленность команды на определенный результат и разумное взаимодействие в соответствии с личностными возможностями спортсменов наиболее эффективно для спортивного совершенствования. Наличие лидера, отвечающего формальным и неформальным требованиям, позволяет более быстрому формированию команды и спортивной эффективности.
Интенсивность использования лидерских функций в значительной степени зависит от характера задач, стоящих перед командой, складывающейся спортивной ситуации и напряженности деятельности. Существует некий оптимум между степенью успешности деятельности команды в напряженной ситуации и интенсивностью осуществления лидерских функций.
Студентам, готовящемся стать тренерами и руководителями спортивной деятельности сначала формальных команд (групп начальной и базовой подготовки), а затем и спортивных команд любого уровня важно самим обладать необходимыми свойствами и способностями в управленческой сфере и проявлять усилия в совершенствовании своей личности.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2022
УДК 37.015.3
ВЛИЯНИЕ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Ирина Ивановна Киютина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Якубенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Александровна Алексютина,
кандидат педагогических наук, доцент, Евгений Александрович Алешин, аспирант, Елена Васильевна Левичева, кандидат филологических наук, доцент, Сергей Анатольевич Дайнеко, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени
академика И.Г. Петровского, Брянск
Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического исследования влияния самооэффективно-сти на выраженность карьерных ориентаций у студентов университета - будущих специалистов. Выявлено, что большинство студентов университета характеризуются средним уровнем самоэффективности, достаточно уверенны в своих силах и способностях, в большинстве случаев могут применять на практике полученные знания и готовы совершать конкретные осознанные действия с целью контроля ситуации. При этом наиболее характерными для студентов являются карьерные ориентации уровней «Служение», «Интеграция стилей жизни», «Автономия» и «Стабильность места работы». Статистический анализ полученных данных с использованием коэффициента корреляций Пирсона позволил также выявить положительную корреляционную связь между уровнями карьерной ориентации «Стабильность места жительства», «Вызов» и уровнем самоэффективности.
Ключевые слова: якоря карьеры, самоэффективность, карьерные ориентации, корреляция.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p461-467
INFLUENCE OF SELF-EFFICACY ON THE SEVERITY OF CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE SPECIALISTS Irina Ivanovna Kiyutina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Nikolaevna Yakubenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Aleksandrovna Aleksyutina, candidate of pedagogical sciences, docent, Evgeni Alexandrovich Aleshin, the post-graduate student, Elena Vasilyevna Levicheva, the candidate of philology, docent, Sergei Anatolyevich Dayneko, the senior teacher, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky
Abstract
In the article the results of the empirical research of influence of self-efficacy on expressiveness of career orientations at students of the university - future experts are presented. It is revealed that most of students of the university are characterized with the average level of self-efficacy, they are rather confident in the forces and abilities, in most cases the gained knowledge can be put into practice and they are ready to make specific conscious actions for the purpose of control the situation. At the same time career orientations of the Service, Integration of Lifestyles, Autonomy and Stability of the Place of Work levels are the most characteristic of students. The statistical analysis of the obtained data with use of coefficient of correlations of Pearson allowed to reveal also positive correlation communication between levels of career orientation "Stability of the residence", "Call" and self-efficacy level.
Keywords: career anchors, self-efficacy, career orientations, correlation.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблем, связанных с рассмотрением феномена карьеры, не вызывает сомнения. На сегодняшний день карьера, карьерные установки являются центром внимания многих исследователей, и в первую очень, это - выявление детерминант, которые влияют на выбор, развитие карьеры и ее успешное осуществление у будущих специалистов.
Успешное профессиональное становление способствует максимальному раскрытию способностей личности, как профессионала, и тем самым позволяет выстроить успешную карьеру. Практика показывает, что большинство студентов, обучаясь в вузе, не имеют четких представлений о своем будущем в профессии, показывают низкий уровень знаний в области технологий профессионального и карьерного роста, не владеют всеми умениями и навыками их применения в практической деятельности.
Карьера воспринимается студентами в широком смысле слова и описывается, как профессиональное развитие субъекта, и как развитие личности [3].
Барашева Т.Д. в своих исследованиях изучала особенности карьерных установок студентов первого курса и выпускников гуманитарных специальностей вуза пришла к выводам о том, что к факторам, влияющим на карьерные ориентации будущих специалистов, можно отнести половые различия, особенности учебно-профессиональной деятель-
ности и общую уверенность в собственных возможностях [2].
Одна из актуальных проблем современной психологии карьеры - это определение факторов, влияющих на ее результативность. Сафонова М.В. на основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей к факторам, которые оказывают влияние на успешность построения карьеры, отнесла: образованность; системность и аналогичность мышления; коммуникативные навыки и умения; высокий уровень саморегуляции - как умение управлять своим состоянием; развитость самоконтроля, стрессоустойчивость; деловую направленность; умение решать нестандартные проблемы; сформированную «Я -концепцию» [6].
О влияние самоэффективности на успешность построения карьеры первым обратил внимание А. Бандура, определяя самоэффективность как способность управлять событиями, воздействующими на жизнь» [1].
Исследования Е. Могилевкина показали, что высокая самоэффективность, в том случае если она связана с верой в успех, к этому успеху и приводит [5].
Интересные результаты были получены Е.А. Митициной и Н.В. Ивановой в исследовании карьерных ориентаций специалистов с высоким уровнем самоэффективности. Проведенное ими эмпирическое исследование частично подтвердило предположение о влияние самоэффективности на стремление к карьерному росту [4].
В целом самоэффективность личности представляет собой отношение к себе, как к человеку, способному достичь успеха в том или ином виде деятельности, она подразумевает осознанную способность справляться со специфическими и сложными ситуациями. При этом самоэффективность влияет на поведение человека, что подтверждается практическими исследованиями [1].
Современная действительность предъявляет высокие требований к качеству выполнения профессиональной деятельности, что определяет актуальность изучения влияния уровня самоэфективности на выраженность карьерных ориентаций студентов - будущих специалистов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель данного исследования: изучение взаимосвязи карьерных ориентаций с уровнем самоэффективности личности студента.
Объект исследования: карьерные ориентации студентов.
Предмет исследования: карьерные ориентации студентов с различным уровнем самоэффективности.
Гипотеза исследования: самоэффективность оказывает влияние на выраженность карьерных ориентаций у студентов - будущих специалистов.
Методики исследования: методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); методика «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварц, М. Ерусалем); коэффициент корреляции Пирсона.
Выборка из 108 студентов Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского (67 девушек и 41 юноша в возрасте от 18 до 22 лет).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Экспериментальное исследование взаимосвязи карьерных ориентаций с уровнем самоэффективности личности студента проводилось нами в несколько этапов.
На первом этапе изучались особенности карьерных ориентаций студентов университета с использованием методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).
Анализ полученных результатов показал, что наиболее характерна для испытуемых карьерная ориентация «Служение» (7,2593 балла из 10). Несколько меньшие показатели получены по таким карьерным ориентациям, как «Интеграция стилей жизни» (6,6344
балла из 10), «Автономия» (6,6481 балла из 10) и «Стабильность места работы» (6,5556 баллов из 10). На последнем месте находится карьерная ориентация «Стабильность места жительства» (4,2778 балла из 9).
Высокий уровень выраженности характерен для таких карьерных ориентаций, как «Служение», «Интеграция стилей жизни», «Автономия», «Стабильность места работы»; средний уровень выраженности характерен для карьерных ориентаций: «Профессиональная компетентность», «Менеджмент», «Вызов», «Предпринимательство»; низкий уровень - для карьерной ориентации «Стабильность места жительства».
Анализ выраженности карьерных ориентаций, среди студентов-юношей и студентов-девушек показал. Для студентов-юношей характерен высокий уровень выраженности таких карьерных ориентаций как: «Автономия» (6,8537 балла), «Служение» (7,0976 балла), «Стабильность места работы» (6,8049 балла); средний уровень характеризует такие карьерные ориентации, как «Предпринимательство» (6,3415 балла), «Менеджмент» (5,8537 балла), «Вызов» (5,8293 балла), «Профессиональная компетентность» (5,3659 балла) и «Интеграция стилей жизни» (6,4878 балла); низкий уровень карьерных ориента-ций у студентов-юношей, как и в целом по всей выборке испытуемых, представлен карьерной ориентацией «Стабильность места жительства» (4,8780 балла).
Для студентов-девушек (далее, студенток) характерен высокий уровень выраженности таких карьерных ориентаций, как «Служение» (7,3582 балла) и «Интеграция стилей жизни» (6,8209). Большинство карьерных ориентаций среди студенток выражено на среднем уровне: карьерные ориентации «Предпринимательство» (6,1791 балла), «Менеджмент» (6,2537 балла), «Вызов» (5,8507 балла), «Профессиональная компетентность» (5,3284 балла), «Автономия» (6,5224 балла) и «Стабильность места работы» (6,4030 балла). Низкий уровень карьерных ориентаций у студенток представлен карьерной ориентацией «Стабильность места жительства» (3,9104 балла).
Результаты теста «Якоря карьеры» показали, что среди студентов наиболее выражены следующие карьерные ориентации. Сильнее всего выражена карьерная ориентация «Служение». В данном случае студенты больше ориентированы на определенные провозглашенные общественные ценности, чем на имеющиеся собственные способности, которые необходимы для реализации себя в профессиональном плане. Это указывает на то, что большинство студентов, в первую очередь хочет видеть результат своей деятельности, даже если он не имеет материального эквивалента - главное, чтобы этот результат приносил пользу людям. При построении карьеры они стремиться получить возможность максимально эффективно использовать свои таланты, опыт достижения общественно значимой цели. Они не будут работать в той организации, цели которой враждебны их целям и ценностям. Кроме того, студенты, ориентированные на служение, общительны, но в тоже время консервативны.
Высокий уровень выраженности карьерной ориентации «Интеграции стилей жизни» отражает стремление студентов уравновешивать потребности человека, семьи, карьеры. Они стремятся к равновесию в системе «карьера-семья-жизнь», но карьера для них важна только в том случае, если она не нарушает их традиционный стиль жизни. В поведении они демонстрируют комфортность.
Высокий уровень выраженности характеризует и карьерную ориентацию «Автономия». То есть, студенты экспериментальной выборки в большей степени стремятся получить возможность самостоятельно работать, самим устанавливать время и место работы. Карьеру они рассматривают как способ реализации собственной свободы, и ограничения в отношении их свободы могут оттолкнуть их даже от работы, которая им в принципе интересна. Данный результат исследования свидетельствует о выраженном стремлении будущих специалистов строить карьеру независимым, индивидуальным путем.
Очень важна для студентов, принявших участие в эксперименте, и такая карьерная ориентация, как «Стабильность места работы». Они мечтают найти работу с низкой вероятностью увольнения и возможностью заключения долгосрочного контракта, заинтересованы в предоставлении работодателем различных социальных гарантий, однако при этом и ответственность за свой карьерный рост они также перекладывают на работодателя. Можно утверждать, что высокий уровень карьерной ориентации «Стабильности места работы» характерен для студентов с достаточно низким уровнем притязаний.
Исследование показало, что достаточно редко рассматриваются студентами в качестве условия успешного построения карьеры ориентации «Стабильность места жительства» и «Профессиональная компетентность».
Низкий уровень выраженности карьерной ориентация «Стабильность места жительства» у большинства опрошенных студентов указывает на высокий уровень их мобильности, готовность сменить место жительства, если это поможет получить новую работу, продвинуться по карьерной лестнице.
Карьерная ориентация «Профессиональная компетентность» так же имеет низкий уровень выраженности среди студентов, принявших участие в эксперименте. Это свидетельствует о том, что высокий уровень профессионального мастерства, собственные способности большинство студентов не считают важным и необходимым условием для построения карьеры, либо не планируют в будущем в обязательном порядке работать по профессии, которую получают в университете.
На втором этапе экспериментальной работы нами было выполнено исследование уровня самоэффективности личности студентов университета с использованием методики «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварца, М. Ерусалема, которое позволило получить охарактеризованные ниже результаты.
Проведенное тестирование испытуемых показало, что для большинства студентов экспериментальной выборки характерен средний уровень самоэффективности личности -64,8%, у 20,4% испытуемых выявлен высокий уровень самоэффективности, для 14,8% студентов характерен низкий уровень самоэфективности. Результаты теста «Шкала общей самоэфективности» свидетельствуют о том, что в группе испытуемых преобладает средний уровень самоэффективности, а студенты, в принципе, достаточно уверенны в своих силах и способностях, в большинстве случаев могут применять на практике полученные знания и готовы совершать конкретные осознанные действия с целью контроля ситуации.
Некоторые студенты, принявшие участие в исследовании, продемонстрировали высокий уровень самоэффективности, они готовы решать сложные, трудные задачи, очень целеустремлены, сохраняют оптимистический настрой в любых жизненных ситуациях. Причем, чем сложнее ситуация, тем больше усилий они прилагают для решения проблем.
Также были выявлены испытуемые с низким уровнем самоэффективности. Практика показывает, что в работе с такими студентами нужно быть доброжелательными, стараться поддерживать их в ситуации неуспеха в учебной деятельности, чтобы не провоцировать депрессивное состояние, повышение уровня тревожности, снижение самооценки будущего специалиста.
В группе студентов-юношей, прошедших тестирование, получены следующие результаты: 68% испытуемых показали средний уровень самоэффективности, при этом высокий и низкий уровень самоэффективности выражены в указанной группе примерно одинаково: высокий уровень составляет 17%, низкий уровень - 15%. Среди большинства студентов-девушек преобладает также средний уровень самоэффективности - 62,7%, высокий уровень характеризует самоэффективность у 22,3% испытуемых, и только для 15% студенток характерен низкий уровень самоэффективности.
На заключительном этапе рассматриваемого эксперимента для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что самоэффективность оказывает влияние на выраженность карьерных ориентаций у студентов, был проведен расчет коэффициента корреляции Пирсона.
Анализ результатов расчета коэффициента корреляции Пирсона позволил выявить значимую корреляционную связь между показателем карьерной установки «Стабильность места жительства» и самоэффективностью (r=-0,237**, p=0,007), карьерной установкой «Вызов» и самоэффективностью (r=0,176*, p=0,034), а также карьерной установкой «Интеграция стилей жизни» и самоэффективностью (r=0,198*, p=0,020).
В то же время, необходимо отметить наличие недостаточно сильной корреляционной положительной связи между показателем карьерной установки «Менеджмент» и самоэффективностью (r=0,142, p=0,071). Возможно, данная связь может быть подтверждена на большем объеме выборки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ полученных результатов проведенного исследования показал, что наиболее характерна для студентов экспериментальной выборки карьерная установка «Служение», несколько меньшие показатели получены по таким карьерным ориентациям, как «Интеграция стилей жизни», «Автономия» и «Стабильность места работы». На последнем месте находится карьерная ориентация «Стабильность места жительства».
Среди большинства студентов преобладает средний уровень самоэффективности личности. Таким образом, полученные эмпирические результаты указывают на то, что уровень самоэффективности, как качество личности, оказывает положительное влияние на карьерные ориентации будущих специалистов, что подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - Санкт-Петербург : Евразия, 2000. - 318 с.
2. Барышева Т.Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей / Т.Д. Барышева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1 (8). - С. 51-55.
3. Жданова С.Ю. Особенности представлений студентов о карьере / С.Ю. Жданова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4(7). - С. 102-105.
4. Митицина Е.А. Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности / Е.А. Митицина, Н.В. Иванова // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. - 2008. - № 5. - С. 121-125.
5. Могилевкин Е. Личностные факторы и карьера / Е. Могилевкин // Прикладная психология и психоанализ. - 1998. - № 2. - С. 23-33.
6. Чикер В.А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры / В.А. Чикер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 80-90.
REFERENCES
1. Bandura, A. (2000), Theory of social learning, Eurasia, St. Petersburg.
2. Barysheva, T.D. (2012), "Monitoring of professional attitudes and career orientations of students of humanities", Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology, No 1 (8), pp. 51-55.
3. Zhdanova, S.Yu. (2011), "Features of students' ideas about career", Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology, No. 4(7), pp. 102-105.
4. Miticina, E.A. (2008), "Career orientations of specialists with a high level of self-efficacy in professional activity", Bulletin of the Pskov State Pedagogical University. Series: Social-humanitarian and psychological-pedagogical sciences, No. 5, pp. 121-125.