Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ / САМОКОНТРОЛЬ / КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ / КОРРЕЛЯЦИЯ / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин А.В., Калоша А.И., Киютина И.И., Сорокина М.М., Моисеев Н.В.

В работе представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня социального самоконтроля на выраженность карьерных установок у студентов перспективных направлений подготовки в университете: «Информационная безопасность», «Таможенное дело» и «Психология». Статистический анализ полученных результатов исследования с использованием коэффициента корреляций Пирсона позволил авторам выявить положительную корреляционную связь между уровнем самоконтроля и карьерными ориентациями «Автономия», а также «Стабильность места работы». Анализ результатов расчета критерия Крускала - Уоллиса показал, что распределение уровней карьерной ориентации «Вызов», «Служение», «Менеджмент» не являются одинаковыми для студентов перспективных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SELF-CONTROL AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CAREER ATTITUDES AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN PROMISING AREAS OF TRAINING

The article presents the results of the empirical study of the influence of the level of social selfcontrol on the severity of career attitudes among students of promising areas of training at the university: "Information security", "Customs" and "Psychology". Statistical analysis of the obtained research results by using the Pearson correlation coefficient allowed the authors to identify the positive correlation between the level of self-control and career orientations "Autonomy", as well as "Stability of the workplace". Analysis of the results of calculation of the Kruskal - Wallis criterion showed that the distribution of career orientation levels "Challenge", "Service", "Management" are not the same for students of promising areas of training.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

3. Eliseeva, E.V., Petukhova, L.P., Stepchenko, T.A., Koltunov, P.S. and Sergutina, E.A. (2015), "The results of the study of some individual psychological determinants of the personal potential of student youth", In the world of scientific discoveries. Social and humanitarian sciences, No. 11-1 (71), pp. 572-580.

4. Burykina, M.Yu. (2015), Pedagogy and psychology today: monograph. Book 4, Logos, Stavropol.

5. Petukhova, L.P., Eliseeva, E.V., Mezentseva, I.A. and Seregina, N.V. (2016), "Empirical studies of gender and motivational determinants of personal self-development of university students", Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology, No. 50 (4), pp. 349-359.

6. Pchegatluk, A.A. (2015), "Locus of control in modern psychology", International Student Scientific Bulletin, No. 5-2, pp.7-16.

7. Tokareva, V.B. (2020), "Locus of control as a metacognitive process of professional activity of the subject", Yaroslavl State University. Humanities series, No. 1 (51), pp. 134-138.

Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.08.2022

УДК 37.015.3

СОЦИАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Александр Владиславович Савин, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Калоша, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна Киютина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Михайловна Сорокина, доктор физико-математических наук, доцент, Николай Васильевич Моисеев, кандидат физико-математических наук, доцент, Сергей Валентинович Чиспияков, кандидат физико-математических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня социального самоконтроля на выраженность карьерных установок у студентов перспективных направлений подготовки в университете: «Информационная безопасность», «Таможенное дело» и «Психология». Статистический анализ полученных результатов исследования с использованием коэффициента корреляций Пирсона позволил авторам выявить положительную корреляционную связь между уровнем самоконтроля и карьерными ориентациями «Автономия», а также «Стабильность места работы». Анализ результатов расчета критерия Крускала - Уоллиса показал, что распределение уровней карьерной ориентации «Вызов», «Служение», «Менеджмент» не являются одинаковыми для студентов перспективных направлений подготовки.

Ключевые слова: якоря карьеры, самоконтроль, карьерных ориентации, корреляция, различия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p484-489

SOCIAL SELF-CONTROL AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CAREER ATTITUDES AMONG UNIVERSITY STUDENTS IN PROMISING AREAS OF

TRAINING

Alexander Vladislavovich Savin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alexander Ivanovich Kalosha, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Ivanovna Kiyutina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Mikhailovna Sorokina, the doctor of physical and mathematical sciences, docent, Nikolai Vasilievich Moiseev, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Sergey Valentinovich Chispiyakov, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Bryansk State University named after Academi-

cian I. G. Petrovsky

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the influence of the level of social self-control on the severity of career attitudes among students of promising areas of training at the university: "Information security", "Customs" and "Psychology". Statistical analysis of the obtained research results by using the Pearson correlation coefficient allowed the authors to identify the positive correlation between the level of self-control and career orientations "Autonomy", as well as "Stability of the workplace". Analysis of the results of calculation of the Kruskal - Wallis criterion showed that the distribution of career orientation levels "Challenge", "Service", "Management" are not the same for students of promising areas of training.

Keywords: career anchors, self-control, career orientations, correlation, differences.

ВВЕДЕНИЕ

Для современного российского общества характерны кардинальные изменения в различных сферах общественной жизни. Напрямую они коснулись и системы высшего образования страны. Среди основных задач, которые призван решать современный вуз, стоит задача формирования личности студента - будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем общенаучных и профессиональных компетенций. Современный студент должен быть готов принимать решения в отношении своего профессионального становления и отвечать за последствия принятого решения [6].

Карьера - это сложное социально-психологическое явление, которое охватывает все сферы жизнедеятельности человека, это процесс профессионального и личностного развития и профессионального роста субъекта, содержащий значительные изменения жизненного пути человека в целом [2, 3, 4, 5].

Среди внутренних факторов карьерного роста большинство исследователей называют высокий уровень саморегуляции: умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость. Самоконтроль, как способность к регуляции функционального состояния, является профессионально важной особенностью.

Проблема волевой регуляции и волевые качества личности как объект исследования рассматривалась Иванниковым В.А., Монроз А.В. Исследователями выявлены различия в уровне выраженности волевых качеств личности в зависимости от вида деятельности [7]. В исследовании М.В. Бакунович, Н.Л. Станкевич самоконтроль рассмотрен, как базовый элемент профессиональной компетентности будущих ИТ-специалистов. Для профессиональной деятельность специалистов в области информационных технологий характерны высокие эмоциональные и интеллектуальные перегрузки, монотонность трудовой деятельности. Поэтому именно умение осуществлять самоконтроль является одним из условий их профессиональной успешности [1].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель данного исследования: изучение взаимосвязи особенностей карьерных установок с уровнем социального самоконтроля.

Объект исследования: карьерные установки студентов университета.

Предмет исследования: карьерные установки студентов с различным уровнем самоконтроля. Гипотеза исследования: Социальный самоконтроль оказывает влияние на выраженность карьерных установок у студентов университета перспективных направлений подготовки. Методики исследования: методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); тест социального самоконтроля Снайдера; коэффициент корреляции Пирсона; критерий Крускалла-Уоллиса.

Экспериментальная выборка 50 студентов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского перспективных направлений подготовки «», «Психология» (32 девушки и 18 юношей в возрасте от 18 до 22 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе эмпирического исследования авторами изучены особенности карьерных ориентаций студентов университета перспективных направлений подготовки: «Информационная безопасность», «Таможенное дело», «Психология» с использованием методики «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).

Анализ результатов карьерных ориентаций студентов направления подготовки «Таможенное дело» показал высокий уровень выраженности таких карьерных установок, как: «Служение» (7,3111 балла), «Интеграция стилей жизни» (6,7333 балла), «Стабильность места работы» (6,7333 балла), «Менеджмент» (6,5778 баллов), «Вызов» (6,6222 балла), «Предпринимательство» (6,6222 балла); средний уровень выраженности характеризует такие карьерные ориентации, как «Автономия» (6,2 балла); низкий уровень карьерных ориентаций у студентов направления подготовки «Таможенное дело» представлен карьерной ориентацией «Профессиональная компетентность» (5,5111 балла) и «Стабильность места жительства» (4,2667 балла).

Анализ результатов карьерных ориентаций студентов направления подготовки «Психология» показал высокий уровень выраженности таких карьерных установок, как: «Служение» (7,9 балла), «Автономия» (7 баллов), «Интеграция стилей жизни» (6,8065 балла); средний уровень выраженности характеризует такие карьерные ориентации, как «Менеджмент» (6,1290 балла), «Стабильность места работы» (6,2258 балла), «Предпринимательство» (6,4516 балла): низкий уровень карьерных ориентаций у студентов направления подготовки «Психология» представлен карьерной ориентацией «Профессиональная компетентность» (5,3871 балла), «Стабильность места жительства» (4,4516 балла) и «Вызов» (5,2581 балла).

Анализ результатов карьерных ориентаций студентов специальности «Информационная безопасность» показал высокий уровень выраженности таких карьерных установок как: «Автономия» (6,9375 балла), «Служение» (6,5625 балла), «Стабильность места работы» (6,6250 балла) и «Интеграция стилей жизни» (6,5313 балла): средний уровень характеризует такие карьерные ориентации, как «Предпринимательство» (5,5 балла), «Менеджмент» (5,4063 балла), «Вызов» (5,3125 балла); низкий уровень выраженности карьерных ориентаций у студентов направления подготовки «Информационная безопасность» характерен для карьерных установок «Профессиональная компетентность» (5,0625 балла) и «Стабильность места жительства» (4,125 балла).

Для студентов специальности «Таможенное дело» наибольшие показатели характеризуют карьерные ориентации: «Служение», «Интеграция стилей жизни», «Стабильность места работы». Низкие показатели выраженности характерны для карьерных установок «Профессиональная компетентность» и «Стабильность места жительства».

Для студентов направления подготовки «Психология» наибольшая выраженность характерна для таких карьерных ориентаций, как «Служение», «Автономия» и «Интеграция стилей жизни». Низкие показатели выраженности характерны для карьерных установок «Вызов» и «Стабильность места жительства».

У студентов направления подготовки «Информационная безопасность» приоритеты в выборе карьерных ориентаций представлены следующим образом: высокие показатели для карьерных установок «Автономия», «Стабильность места работы» и «Служение»; низкие показатели для карьерных установок «Профессиональная компетентность» и «Стабильность места жительства».

Результаты проведенного анализа позволяют нам сделать вывод о том, что различий в отношении значимости карьерной ориентации «Стабильность места жительства» между студентами в зависимости от специфики учебно-профессиональной деятельности нет. Этот факт подтверждается и результатами статистического анализа полученных данных с помощью критерия Краскала-Уоллиса - различий не выявлено. В тоже время, мы можем отметить, что студенты-психологи и студенты направления «Информационная

безопасность» на более высокие позиции ставят карьерную ориентацию «Автономия», что объясняется, по нашему мнению, особенностями выбранной профессии: и для психолога, и для специалиста по информационной безопасности очень важна возможность самостоятельного выполнения работы, независимость в решении профессиональных задач.

Студенты же направления подготовки «Таможенное дело» на более высокую позицию ставят карьерную ориентацию «Вызов» и большинство социальных ситуаций рассматривают с позиции успеха - неуспеха, выигрыша - проигрыша, что не противоречит специфике их будущей профессиональной деятельности.

Для проверки статистической значимости различий в выраженности карьерных ориентаций студентов в зависимости от специфики учебной профессиональной деятельности мы использовали критерий Краскала-Уоллиса. Результаты расчета критерия показали, что распределение уровня карьерной ориентации «Вызов» не является одинаковым для студентов разных направлений подготовки (значение критерия 0,000, уровень значимости 0,05); распределение уровня карьерной ориентации «Служение» также отличается для студентов разных направлений подготовки (значение критерия 0,01, уровень значимости 0,05); распределение уровня карьерной ориентации «Менеджмент» не является одинаковым для студентов разных направлений подготовки (значение критерия 0,013, уровень значимости 0,05).

На втором этапе эмпирического исследования авторами изучены особенности уровня самоконтроля студентов университета перспективных направлений подготовки: «Информационная безопасность», «Таможенное дело», «Психология» с использованием методики «Шкала социального самоконтроля Снайдера». В результате проведенного тестирования было выявлено, что у 71,3% студентов экспериментальной выборки показатель самоконтроля выражен на среднем уровне, показатели в пределах высоких значений (высокий уровень) имеют 28,7% студентов, испытуемых с низкими показателями самоконтроля не выявлено.

Результаты исследования по методике «Шкала социального самоконтроля Снайде-ра» для разных перспективных направлений подготовки в университете показали, что среди студентов направления подготовки «Таможенное дело» уровень самоконтроля у 82% выражен на среднем уровне, показатели в пределах высоких значений (высокий уровень) имеют 18% студентов, низкий уровень не характерен ни для одного студента.

Среди студентов направления подготовки «Психология» показатель уровня самоконтроля у 45% выражен на высоком уровне, показатели в пределах средних значений (средний уровень) имеют 55% студентов.

В результате тестирования на определение уровня самоконтроля среди студентов направления подготовки «Информационная безопасность» было выявлено, что большинство студентов 72% имеют средние показатели и 28% высокие показатели.

Результаты теста «Шкала социального самоконтроля» показали, что для большинства студентов характерен средний уровень самоконтроля. Это указывает на то, что данные студенты искренны в проявлении своих эмоций, они учитывают в своем поведение мнение других.

Сравнительный анализ результатов уровня самоконтроля у студентов различных направлений подготовки показал, что специфика учебной деятельности оказывает влияние на уровень самоконтроля. Так, например, для направления подготовки «Таможенное дело» нами зафиксирован самый высокий процент студентов со средним уровнем самоконтроля, более скромные показатели у студентов направления «Информационная безопасность», а менее всего студентов со средним уровнем самоконтроля отмечены для направления «Психология», но в тоже время среди будущих психологов больше всего студентов с высоким уровнем самоконтроля. Это объясняется очевидно тем, что профессиональная деятельность требует от психолога постоянного контроля своего поведения, эмоций, верного выбора необходимой модели поведения.

Вывод о том, что распределение уровня самоконтроля не является одинаковым для студентов разных направлений подготовки, был подтвержден и в результате статистического анализа экспериментальных данных с помощью критерия Краскала-Уоллиса (значение критерия 0,035, уровень значимости 0,05).

Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что социальный самоконтроль оказывает влияние на выраженность карьерных установок у студентов перспективных направлений обучения, нами был проведен расчет коэффициента корреляции Пирсона.

Результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона выявили значимую корреляционную связь между карьерной ориентацией «Автономия» и самоконтролем в общении (r=0,317**, p=0,001), карьерной ориентацией «Стабильность места работы» и самоконтролем в общении (r=0,251**, p=0,004). В то же время мы можем отметить наличие отрицательной корреляционной связи между карьерной ориентацией «Профессиональная компетентность» и уровнем социального самоконтроля (r=-0,145, p=0,067). Возможно, данная связь может быть подтверждена на большем объеме выборки.

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что уровень самоконтроля оказывает влияние на выраженность таких карьерных ориентаций, как «Автономия» и «Стабильность места работы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках поставленной цели исследования было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи особенностей карьерных установок с уровнем социального самоконтроля у студентов перспективных направлений подготовки университета.

Сравнительный анализ результатов уровня самоконтроля у студентов различных направлений подготовки показал, что специфика учебной деятельности оказывает влияние на уровень самоконтроля. У студентов направления подготовки «Таможенное дело» отмечен самый высокий процент студентов со средним уровнем самоконтроля, он немного меньше у студентов специальности «Информационная безопасность». Менее всего студентов со средним уровнем самоконтроля у студентов направления «Психология», но в тоже время среди психологов больше всего студентов с высоким уровнем самоконтроля.

Результаты статистического анализа результатов исследования показали, что распределение уровня карьерных ориентаций «Вызов», «Служение», «Менеджмент» и распределение уровня самоконтроля не являются одинаковыми для студентов разных направлений подготовки.

Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что и социальный самоконтроля оказывают влияние на выраженность карьерных установок у студентов перспективных направлений обучения мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Результаты проведенного статистического анализа показали, что уровень самоконтроля оказывает влияние на выраженности таких карьерных ориентаций, как «Автономия», «Стабильность места работы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакунович М.Ф. Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IT-специалистов / М.Ф. Бакунович, Н.Л. Станкевич // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 4 (93). - С. 681-695.

2. Барышева Т.Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей / Т.Д. Барышева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1 (8). - С. 51-55.

3. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста / О.О. Богатырева // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 92-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.