ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ: ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА
Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент Я.С. Пильгун, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10400
Аннотация. Одним из важнейших факторов развития внешнеторговой деятельности Калужской области является фармацевтический кластер. В статье описано влияние пандемии коронавируса на социально-экономическое развитие фармкластера в 1 квартале 2020 года включающая в себя: внесение нормативных поправок в законодательную базу в связи с пандемией, переход торговли в онлайн режим, статистические данные экспорта и импорта за 1 квартал, а также изменения в маркировке фармпродукции.
Ключевые слова: пандемия, фармацевтический кластер, инновации, международное сотрудничество, онлайн торговля.
Калужская область является примером положительного опыта построения современной благоприятной среды для применения инновационных технологий в производственной сфере, что положительно влияет как на привлечение инвестиций, так и на развитие международных связей. Особую роль в развитии региона играет фармацевтический кластер, который переживает серьезнейшие трансформации в условиях внешних вызовов, одним из которых стала пандемия коронавируса.
Благодаря развивающейся транспортно-логистической системе внешнеторговые потоки региона возрастают. Экспорт увеличивается за счет увеличения поставок в страны СНГ, импорт растет за счет ввоза товаров из стран ближнего зарубежья. Регион относится к областям с отрицательным сальдо торгового баланса, но это не мешает активно сотрудничать с торговыми партнерами, особое значение для области имеет Китай [1].
Регион характеризуется сформированными промышленными развитым пригородным сельским хозяйством, наличием мощного научно-технического и производственного потенциала и научно-исследовательских учебных заведений (г. Обнинск), кластерами в области автомобильной промышленности и фармацевтики.
Фармкластер Калужской области характеризуется высокой инновационной активностью и продолжает оставаться одной из самых зарегулированных отраслей в России. В регионе производятся 139 наименований лекарственных средств. Рост объемов производимой продукции предприятиями кластера существенно превышает рост российского рынка лекарственных средств и рост всех других отраслей промышленности региона [2].
При этом на темпах развития кластера не могут не отражаться проблемы отечественной Фарминдустрии. Так, например, наращивание экспорта для отечественного фармпрома должно ускориться в разы, согласно стратегии развития «Фарма-2030». Однако отсутствие инвестиций в инновации, несоответствие процессов производства и клинических испытаний международным стандартам не позволяют выйти отечественным лекарствам на международную арену.
Россию все еще можно назвать практически чистым импортером лекарственных препаратов, так как импорт превышает экспорт в 13 раз, о чем свидетельствуют данные компании Deloitte.
Импорт фармсубстанций в Россию по итогам I квартала 2020 года обновляет рекорды. По итогам 1 кв. 2019 г. поставки активных фармацевтических ингредиентов
(далее - АФИ) демонстрировали весьма внушительные темпы роста. Относительно 1 кв. 2019 г. денежный объём поставок вырос на 62% (в рублях) и достиг величины 41,2 млрд руб. (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки, с НДС). Натуральная динамика хоть и отставала от денежной, но тоже была весьма высокой, здесь отрасль продемонстрировала +26% прирост. Суммарно с начала года в Россию было ввезено 3,4 тыс. тонн АФИ.
Разница в отношении натуральной и денежной динамики поставок сама по себе наталкивает на мысль о существенном росте цен. Несмотря на объективные технологические проблемы, натуральный объём импорта АФИ из Китая и Индии в Россию не только не сократился, но и демонстрировал выраженную положительную динамику. В частности, поставки из Китая, по сравнению с 1 кв. 2019 г., выросли на 30% (в тоннах), отгрузки из Индии прибавили 19%. При этом динамика цен по этим странам носила разнонаправленный характер, китайское сырьё подорожало в среднем на 8,2%, индийское напротив подешевело почти на 12%. Ассортимент поставок за период, естественно, изменился, но по сопоставимым позициям динамика цен всё же была отрицательной - дешевело сырьё как в отношении поставок из Китая, так и из Индии.
Максимальный прирост поставок в натуральном выражении по итогам 1 кв. 2020 г. продемонстрировала Малайзия, отгрузки АФИ из этой страны в Россию выросли за год более чем в 50 раз. В текущем году из этой страны импортировалось всего три наименования, все они представлены глюкокортикостероидами. Максимальные объёмы приходились на дексаметазон и бетаметазон, первый закупался компанией «Эллара», второй импортировался в интересах «Аркихин».
Второй результат, с точки зрения натуральной динамики поставок АФИ, продемонстрировала Венгрия, 9,6% относительно 1 кв. 2019 г. Из этой страны в Россию поставлялось 7 наименований АФИ, максимальный объём приходится на магния и калия аспарагинат, причём 92% объёма приобретало российское предприятие «Ге-
деон-Рихтер» в Подмосковье, остальной объём поставлялся на предприятие «Со-текс».
Предусматривалось, что объем экспортной выручки предприятий кластера «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина» в Калужской области к 2024 году вырастет в два раза и достигнет $160 млн. и в соответствии со стратегией к 2030 году экспорт отечественных препаратов должен будет вырасти примерно в пять раз по сравнению с показателем 2018 года, до $3,8 млрд., а поставки за рубеж медицинских изделий за этот же период должны увеличиться в десять раз, до 39 млрд рублей [2].
Одним из основных экспортеров Калужского фармкластера является компания «Листон», которая поставляет медицинское оборудование в 35 стран мира, а работает более чем в 50 странах. Тем не менее, данный ориентир не мешает системному сотрудничеству с зарубежными коллегами. Калуга сотрудничает с французским кластером Eurobiomed и немецким Bavaria. Кроме того, достигнута договоренность о научно-техническом сотрудничестве с одним из самых мощных в Европе фармкластером - MediconValley.
Однако, следует отметить, что пандемия коронавируса, безусловно, стала одной из главных тем начала этого года, что несомненно вносит свои коррективы в темпы экономического развития как всей страны, так и регионов.
Пришлось оперативно вносить коррективы в нормативную базу. Такие поправки как: отмена правила «третьего лишнего» при осуществлении госзакупок, онлайн торговля рецептурными препаратами, на данный момент, имеют временный характер. Для других же законов, кризис и пандемия стали катализатором в их принятии и рассмотрении, например, таких как: обращение лекарственных средств, онлайн торговля, демонополизация аптечных сетей и сокращение маркетинговых бюджетов.
Из-за того что пандемия коронавируса стала глобальным трендом, сфера розничной торговли стала стремительно трансформироваться. Прежде всего, это повлия-
ло на трансформацию ОТС препаратов в БАДы, оффлайн каналы продаж в онлайн, в том числе были задействованы и не аптечные каналы, сокращение фронт-маржи и отток маркетинговых бюджетов в будущем, а также переход, а в дальнейшем и уход рынка в онлайн, что влечет за собой трансформацию стратегий и каналов продвижения в цифровые формы.
В 1 квартале 2020 года наблюдается влияние пандемии на аптечные продажи, на работу медицинского и фармацевтического персонала, работу производств, а так же регуляторных органов.
Дать точные прогнозы спонтанного влияния сложно, но уже можно отметить, что весь представленный год фармацевтический рынок будет развиваться в условиях пандемии. На данный момент это выражается, прежде всего, в переходе рынка в онлайн режим, в котором прослеживается в бронировании лекарств и БАДы в интернет-аптеках.
Высокий спрос на лекарства онлайн в условиях социальных удаленных контактов вызвал необходимость разрешить продажу безрецептурных медикаментов в сети. На время эпидемии было предложено снять запрет и с онлайн продаж рецептурных препаратов, который будет действовать до 31 декабря 2020 года. Разрешение дистанционной торговли лекарствами стало одним из самых обсуждаемых событий 1 квартала 2020 года и 17 марта Президент РФ подписал соответствующий указ, а Госдума приняла закон, где были приняты поправки в ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом [3].
Внесение выше перечисленных изменений послужило некой точкой отсчета для принятия необходимых мер, регулирующих законность дистанционной продажи лекарств, но, не смотря на это, есть опасения, что излишние регулирование может привести к серым схемам в работе и к дефициту лекарств в аптеках. Данные проблемы всесторонней коммуникации фар-
мацевтического сектора с регуляторными органами может осложнить принятие законодательных инициатив.
Во-первых, это коснулось маркировки. Начнем с того, что такое маркировка. Маркировка - это специальный криптографический код, который наносят на упаковку лекарственных препаратов для считывания информации и возможностью отследить движение любого лекарства от производителя до покупателя. Согласно постановлению РФ от 31.12.2019 №1954: с 1 июля 2020 года, должна стартовать всеобщая маркировка лекарственных средств, что означает, что все участники фармацевтического рынка должны зарегистрироваться в информационной системе маркировки. После чего необходимо получить регистратор выбытия (устройство фиксирует, что препарат выбыл из оборота). Что касается больниц и поликлиник, им необходимо подать заявку на получение прибора оператору системы Центру развития перспективных технологий и Производителям и импортерам. С 1 июля немаркированные препараты не смогут выпускать в оборот [4].
Активное внедрение новых технологий управления, применение цифровых платформ при осуществлении таможенного контроля, коррективы в осуществлении госзакупок - все это не может не повлиять на работу предприятий фармкластера в регионе.
В связи с развитием пандемии, акценты в 1 квартале 2020 перместились с маркировки, инспектирования и аудита фарм-предприятий - на влияние на них корона-вируса и обвала рубля. Производственные мощности настраивают на выпуск средств индивидуальной защиты, производство субстанций для противовирусных лекарств и диагностических систем.
В итоге, начало 2020 года для фармацевтического кластера стало переломным и сложным, повлекшим за собой не прогнозируемое влияние из-за эпидемии ко-ронавируса и девальвацию рубля, что, безусловно, отразится на аптечных продажах и законодательных инициативах регуляторов в области торгового оборота.
Библиографический список
1. Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Якунина М.В. Современные подходы к региональному развитию: отечественный и зарубежный опыт // Экономика и предпринимательство. - 2019. - №1 (102). - С. 306-309.
2. Алексеева Е.В., Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Кондрашова И.В. Эффективная модель инновационного развития региона: политика стимулирования предпринимательства // Modern Economy Success. - 2019. - №3. С. 95-98.
3. Система обеспечения законодательной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/285949-7 (дата обращения: 10.05.2020)
4. ФЗ-425 от 28.12.2017 «Об обращении лекарственных средств» (ред. от 27.12.2019). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71846624/ (дата обращения: 10.05.2020).
FEATURES OF KALUGA PHARMACEUTICAL CLUSTER DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF EXTERNAL CHALLENGES: CORONAVIRUS PANDEMIC
T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Y.S. Pilgun, Student
Tsiolkovsky Kaluga State University
(Russia, Kaluga)
Abstract. One of the most important factors in the development of Kaluga region's foreign trade activity is the pharmaceutical cluster. The article describes the impact of the coronavirus pandemic on the socio-economic development of the pharmaceutical cluster in the 1st quarter of 2020, including: regulatory amendments to the legislative framework in connection with the pandemic, the transition of trade to online mode, export and import statistics for the 1st quarter, as well as changes in the labeling ofpharmaceutical products.
Keywords: pandemic, pharmaceutical cluster, innovation, international cooperation, online trade.