Список литературы:
1. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. - Харьков; СПб., 2001.
2. Мамиева И.В. Вариации на тему женской судьбы: поэзия М. Будаевой // Вопросы литературы и фольклора. Сб. науч. ст. Вып. V - Владикавказ, 2011.
3. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти и сексуальности. - М., 1996.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОГО ТЕННИСА В 1939 - КОНЕЦ 1980-Е ГГ.
© Нечаев С.В.*
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассмотрена практика организации иркутского тенниса в послевоенный период до конца 1980-х гг. Показан исторический процесс замедления темпов развития регионального тенниса в силу специфической милитаризации физкультурно-спортивной деятельности, и его прерывание в период Великой отечественной войны. Освещена деятельность и названы имена иркутских энтузиастов в деле развития регионального тенниса, что привело к середине 1950-х гг. к периоду расцвета. Указаны узловые проблемы материально-технического и кадрового плана в 1970-80-е гг.
Ключевые слова Великая отечественная война, иркутский спорт, теннис, политика, физическая культура.
В конце 1930-х гг. международная обстановка осложнилась. Все отчетливее наблюдалась реальная угроза со стороны агрессоров на политическом горизонте. Все попытки западных держав добиться умиротворения не давали позитивных результатов. Советское руководство в преддверии будущих военных сражений проводило активную работу по подготовке своих вооруженных сил и населения к надвигающейся войне. Понимая, что война неизбежна, правительство создало военно-физкультурные отделы.
IX пленум Центрального комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи от 1939 г. принял постановление «Об оборонной и физкультурной работе в комсомольских организациях» [1, с. 105]. Предпринятые меры были необходимы для усиления работы молодежных коллективов по военно-спортивному воспитанию комсомольцев.
В это время большое внимание стало уделяться прикладным видам спорта, таким как стрельба, мотокросс, прыжки с парашютом, бокс, плавание и
* Соискатель.
т.п. Все это послужило тому, что на первый план выходили милитаризированные виды спорта, а теннис ушел на задворки в системе физической культуры и воспитания.
Таким образом, некогда популярный теннис потерял свою привлекательность в предгрозовое время, потому что не было фанатов этого вида спорта.
С наступлением войны (1941-1945 гг.) физкультурная деятельность в Иркутской области была подчинена всенародному призыву: «Все для фронта, все для победы!» [2, с. 123]. Все физкультурные и спортивные организации Иркутска и области перестроили свою работу на военный режим.
В первые годы Великой Отечественной войны теннисные корты в Иркутске практически полностью прекратили свою работу. Некоторые теннисисты перешли в оборонно-массовые виды спорта, такие как лыжи, стрельба, альпинизм, большая часть теннисистов ушла на фронт.
Февраль 1943 г. был ознаменован коренным переломом в ходе войны победой советских войск в Сталинградской битве, весь мир убедился в неминуемом поражении А. Гитлера. В СССР началось заметное оживление спортивно-массовой работы. После завершения Великой Отечественной войны народы всех континентов постепенно возвращались к привычной мирной жизни. Были возобновлены областные и городские соревнования. Первый послевоенный теннисный сезон был открыт на летней площадке центрального стадиона и начался с проведения традиционного майского турнира [3].
Тем не менее заниматься развитием игры в регионе было некому. Новое поколение теннисистов отсутствовало, а немногочисленная группа прежних спортсменов распалась.
Однако в 1946 г. ситуация изменилась. Старший преподаватель Иркутского медицинского института В.П. Пхайко взялся за развитие тенниса в Иркутской области. Теннис стал культивироваться в медицинском институте, на базе кафедры физического воспитания была введена дисциплина «теннис». По свидетельству ветерана иркутского тенниса А.Г. Янушевича, именно он возглавил иркутский теннис в послевоенные годы [4].
К концу 1946 г. общее число физкультурников в области превысило 54 тыс., из них свыше 20 тыс. состояли членами добровольных спортивных организаций, в них культивировались 24 вида спорта, в том числе и теннис [5]. Таким образом, возобновилась прежняя модель физкультурной работы через распространение тенниса в добровольных спортивных организациях. Несмотря на позитивные сдвиги, энтузиазм в возобновлении работы по развитию тенниса заметно поубавился, и связано это было с рядом причин. Во-первых, спортивное руководство, не имея образования и опыта работы в этой сфере, не смогло четко организовать планомерный процесс дальнейшего развития тенниса. Во-вторых, война и сталинские репрессии нанесли серьезный удар по физкультурным кадрам. Наконец, в-третьих, за-
вышенные требования руководства и плановость о непременном повышении количества активных спортсменов, в том числе теннисистов, способствовали припискам в отчетах и негативно сказывались на развитии тенниса.
На фоне вялотекущего развития физкультуры в Иркутской области теннис переживал кризис. Отсутствовал системный подход в развитии тенниса. Проблемы, накопившиеся с годами, привели теннис в регионе к упадку. Численность спортсменов сократилась, соревнования проводились крайне редко. Так и не был построен закрытый теннисный корт, поэтому спортсмены вынуждены были прерывать занятия осенью, а начинать лишь весной, теряя наработанный опыт за длительный зимний отпуск. При таких условиях развитие тенниса носило стихийный характер.
Сложившаяся ситуация стала меняться только в конце 1940-х гг., когда в Иркутск приехал теннисист О.М. Налетов. По мнению А.Г. Лебедева, председателя областной федерации тенниса в 1991-2011 гг. «теннис, как вид спорта, открыл для Иркутска Олег Михайлович Налетов, приехавший в наш город из Свердловска. Пришел на корт в домашних тапочках и ... обыграл всех своих соперников. Именно с его легкой руки взяли в руки ракетку многие наши земляки. Сборная команда Приангарья под его руководством принимала участие во всероссийских турнирах» [6].
Становление тенниса началось с консолидации усилий всех любителей тенниса в г. Иркутске. Налетов организовал учебно-тренировочную группу для всех желающих, стал обучать технике и тактике игры в теннис.
Уже в 1952 г. команда иркутских спортсменов приняла участие в первенстве Советского Союза по теннису, проходившем в г. Тбилиси. Основными действующими игроками тех лет были О.М. Налетов, главный архитектор города Иркутска Б.М. Кербель, артист В.В. Косов, Г. Меерович, М. Сиб-рина, В. Мишин, А. Высоцкий [7]. Несмотря на невысокие результаты иркутских спортсменов, Налетов продолжил работу в этом направлении. К середине 1950-х гг. добровольными спортивными организациями, объединяющими иркутских теннисистов, стали ДСО «Авангард», «Буревестник», «Динамо», «Спартак».
К концу 1950-х гг. в иркутском теннисе появились новые теннисисты, игравших на более высоком уровне, впервые была сформирована сборная команда по теннису Иркутской области. В те годы высокие спортивные достижения показывали В. Кузаков, Л. Шаповалова, М. Лужнова, М. Запрудно-ва, Т. Запруднова, И. Охотников, Ю. Корбух, О. Макаров, С. Кульков и др.
В 1959 г. сборная команда по теннису Иркутской области в составе О.М. Налетова, А. Макарова, С. Кулькова, М. Запрудновой, Т. Запрудновой, В. Федоровой и тренера А. Высоцкого участвовала в первенстве РСФСР в г. Новосибирск (31 мая - 8 июня 1959 г.) [8]. А в 1961 г. в Новосибирске команда Иркутской области заняла первое место в командном зачете на соревнованиях городов Сибири [9].
Таким образом, к концу 1950-х гг. наметилась позитивная тенденция развития тенниса в Иркутском регионе, в которой ключевым и связующим звеном стал энтузиазм любителей тенниса, выразившийся в системности подхода, а также адаптации игры среди широких слоев населения.
В начале 1960-х гг. результаты иркутских теннисистов так стремительно росли вверх, что сборная команда по теннису Иркутской области 1960 г. заняла второе место во 2-й группе на первенстве РСФСР [10].
В то время многие теннисисты получили разряды, впервые появились судьи по теннису. Одним из самых квалифицированных судей был иркутянин И. Козырев. Он принимал активное участие не только в городских и областных соревнованиях, но и в деятельности судейской коллегии на междугородних соревнованиях. Доказательством этому служит распоряжение № 296 от 4 августа 1964 г., согласно которому Козырев был командирован на первенство РСФСР по теннису в г. Хабаровск на период с 5 по 14 августа [11].
В середине 1960-х гг. сборная команда Иркутской области регулярно принимала участие во Всесоюзной спартакиаде РСФСР. В 1965 г. иркутские спортсмены попали в финал 3-й Летней спартакиады народов РСФСР [12].
В конце 1960-х гг. теннис в Иркутской области стал очень популярным видом спорта, что привело к формированию новой команды перворазрядников по теннису. Наивысшие спортивные результаты показали О. Ячменев, С. Ильин, О. Питиримов, В. Носовицкий, Т. Тарасенко и другие. По данным сводного отчета за 1969 г., количество занимающихся только в одном ДСО «Буревестник» составило 21 человек [13].
Таким образом, в 1950-60-е гг. сложилась стройная и надежная организационная форма подготовки теннисистов региона, спортивного резерва, в том числе и для спорта высших достижений.
В начале 1970-х гг. в иркутском теннисе наметился незначительный спад, сопровождавшийся отсутствием притока в теннис молодежи, застоем тренерского корпуса, сужением круга теннисистов и т.п. Как отмечал ветеран иркутского тенниса А.Г. Янушевич, «теннис был бесплатной игрой. В Иркутске проводились всего пять-десять турниров за летний сезон» [14]. Разыгрывались первенство Иркутска (1971 г.), турнир, посвященный Всесоюзному дню физкультурника (1973 г.), однако к середине 1970-х гг. положение тенниса стало резко ухудшаться, в его развитии наступил длительный перерыв, продолжающийся вплоть до начала 1981 г.
К середине 1970-х гг. теннис переживал тяжелое время. Конкретных шагов в развитии тенниса не предпринималось, он перестал быть массовым видом спорта, турниры не проводились, а на теннисном корте играл только ограниченный контингент спортсменов. Требовалось создание единой региональной спортивной организации (федерации тенниса), которая могла бы объединить усилия спортсменов и организаторов, внедрить и разработать условия для дальнейшего развития иркутского тенниса, а также увеличить
численность занимающихся посредством встраивания его в общий физкультурный процесс.
Пробелы и организационные огрехи в иркутском теннисе были обусловлены тем, что в эти годы отсутствовала надлежащая преемственность среди игроков и тренеров традиций, сложившиеся десятилетиями, также не выявился тип спортсмена-фанатика, энтузиаста, который самостоятельно и бескорыстно агитировал бы за теннис, был готов идти на некоторые жертвы ради спорта.
В 1978 г. в соответствии с критическими указаниями Иркутска облспорт-комитет разработал конкретный перспективный план качественного улучшения всего комплекса физкультурно-спортивной работы.
По инициативе спорткомитета ДСО «Труд» совместно с областным спортивным комитетом Иркутской области возобновилось проведение областных и городских теннисных состязаний. Так, в 1980 г. прошли соревнования, посвященные открытию XXII Олимпийских игр, в одиночном и парном разрядах [15]. В мае 1981 г. состоялся турнир, посвященный открытию летнего теннисного сезона, в июне того же года было разыграно личное первенство Иркутска, а в августе проведено первенство по теннису, приуроченное к Всесоюзному дню физкультурника [16]; были организованы первенство Иркутска, первенство Иркутской области, а также турнир, посвященный Дню Победы. Эти соревнования прочно закрепились в календарном плане спортивных мероприятий облспорткомитета Иркутской области и проходили ежегодно вплоть до распада СССР.
Активизация теннисной жизни требовала расширения существующей теннисной инфраструктуры. Поэтому в 1984 г. был построен новый грунтовый теннисный корт при Иркутском научном центре СО АН СССР [17]. В строительстве теннисного корта приняла участие группа теннисистов: В.М. Никитин, Ю.П. Хороших, А.Г. Янушевич и многие другие [18].
Популярность тенниса привела к расширению его географических границ по региону: теннис стал развиваться в Бодайбо, Ангарске, Братске, в иркутских соревнованиях стали принимать участие теннисисты из Северо-байкальска.
Появилось новое поколение игроков, активно принимающих участие в теннисной жизни региона. Наиболее перспективными спортсменами 1980-х гг. были Д.М. Крупицкий, М.М. Матвеев, Л.Т. Шаповалова, В.А. Кузнецов, И.О. Налетов, Т.Б. Шеметова, Н.Н. Пологрудов, С.С. Аршипова, Т.З. Зурбанова, З.Т. Попова. Большой приток желающих в теннис предопределил создание на базе центрального стадиона «Труд» и Иркутского научного центра СО АН СССР клубов для любителей тенниса [19].
Еще одним важным событием в иркутском теннисе стало проведение в 1987 г. показательных теннисных матчей дружбы с делегацией японской молодежи, которую принимали члены клуба советско-японской дружбы «Кэн-
рокуэн». Гости прибыли из префектуры Фукуи [20]. Таким образом, к концу 1980-х гг. теннис вновь приобрел популярность в Иркутской области.
В 1980-е гг. выработался механизм спортивной работы, в которой важную роль сыграло советское руководство при непосредственном участии спортсменов-любителей. Тем не менее спортивная направленность тенниса в эти годы не «проникла» во все составляющие системы физического воспитания. В отличие от других видов спорта (гимнастики, борьбы, легкой атлетики, лыжного и конькобежного спорта), внедряющихся в школьную программу физического воспитания, систему работы комплекса ГТО, теннис был ориентирован и обслуживал интересы узкого круга людей, что тормозило его развитие в деле профессионализации.
Развитие иркутского тенниса в рассматриваемый период продемонстрировало, что пропаганда тенниса в регионе осуществлялась не через государственные механизмы власти, а существенную роль в этом сыграли иркутские энтузиасты. К середине 50-х гг. XX в. количество занимающихся теннисом увеличилось до рекордных показателей, окончательно сформировалась секционная и турнирная деятельность. Наметилась системность и регулярность спортивно-массовой работы, что привело к позитивной динамике. Таким образом, на 1950-60-е гг. пришелся расцвет иркутского тенниса.
В 70-е гг. XX в. в Иркутском регионе произошел резкий спад интереса к теннису. Причиной этого стало ослабление административного контроля над развитием тенниса в регионе. А отсутствие преемственности поколений, традиций, принципов работы в теннисной среде привело к сужению круга играющих, снижению спортивных показателей, что продемонстрировало глубину кризиса, поразившего иркутский теннис. Так, проблемы материально-технического оснащения остались нерешенными, давно назревшая потребность создания теннисной федерации, которая могла бы консолидировать теннисную общность, а также конструктивно выстраивать отношения с региональными и местными органами власти, не была удовлетворена. Кроме того, развитию тенниса в регионе мешала его закрытость и изолированность. Теннисная жизнь иркутян не выходила за пределы области. Необходимо было совершенствовать систему подготовки теннисистов во взаимодействии с Федерацией тенниса СССР.
Список литературы:
1. Шохирев В. В. Спортивные организации и массовое физкультурное движение Иркутской области в конце XIX - середине XX вв.: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04: утв. 06.07.05. - Улан-Удэ, 2006. - С. 105.
2. Там же. - С. 123.
3. Вост.-Сиб. правда. - 1943. - 19 июня.
4. Стенограмма интервью с А.Г. Янушевичем // Личный архив С.В. Нечаев.
5. ГАНИИО. Ф. р-127. Оп. 1. Д. 182. Л. 28.
6. Евтюхов Н. «Иркутская весна» вас встретит во дворце // СМ номер один. - 1994. - 24 марта.
7. Вост.-Сиб. правда. - 1955. - 2 авг.
8. ГАИО. Ф. р 2826. Ед. хр. 6. Л. 210.
9. Там же. Ед. хр. 1. Л. 87.
10. Там же. Ед. хр. 90. Л. 14.
11. Там же. Ед. хр. 8. Л. 124.
12. Там же. Ед. хр. 8. Л. 150.
13. Там же. Ед. хр. 203. Л. 32.
14. Стенограмма интервью с А.Г. Янушевичем // Личный архив С.В. Нечаев.
15. Грамоты // Личный архив А.Г. Янушевича.
16. Там же.
17. Стенограмма интервью с А.Г. Лебедевым // Личный архив С.В. Нечаев.
18. Там же.
19. Игра для души // Вост.-Сиб. правда. - 1986. - 20 сент.
20. Моя Иркутская область (1937-2007) / С.И. Гольдфарб [и др.]. - Иркутск: Оттиск, 2007. - С. 371.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ИНДУСТРИИ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
© Чшиева М.Ч.*
Институт истории и археологии РСО - Алания, г. Владикавказ
В статье анализируется роль нефтяного фактора в развитии советской нефтепромышленности, а также формы и методы управления советской экономикой, сопровождавшиеся массовым экспортом СССР своих невозобновляемых источников энергии, и прежде всего нефти.
Ключевые слова Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция, Западно-Тзбукское месторождение, Урало-Поволжский регион, экстенсивные формы управления нефтегазовым комплексом страны.
От решений, принимаемых государством в энергетической сфере, зависит развитие всех основных отраслей экономики, а в условиях нашей страны и успешность проводимых социально-экономических реформ, поддержание ее обороноспособности. Поэтому для современной России, вопросы, связанные с нефтяным фактором, являются жизненно важными, так как про-
* Научный сотрудник, кандидат исторических наук, доцент.