Научная статья на тему 'Особенности развития и коррекции внимания у детей с задержкой психоречевого развития'

Особенности развития и коррекции внимания у детей с задержкой психоречевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харютченко Е. В., Логвинова Н. С., Бессонова Т. В.

В статье говорится об особенностях развития и коррекции функций внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психоречевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития и коррекции внимания у детей с задержкой психоречевого развития»

3. С определенным типом темперамента не связано и мнение о том, что пропаганда здорового образа жизни и занятия спортом - это очередное модное веяние, которое в скором времени заменится на нечто новое. Согласно проведенному исследованию, 78% всех респондентов придерживаются этого мнения, что можно объяснить быстрым развитием современного мира и таким же ускоренным процессом смены трендов.

4. Большая часть обучающихся с преобладанием сангвинического типа темперамента предпочитает активный отдых, а занятия спортом необходимы им для получения положительных эмоций и впечатлений. В процессе учебных занятий по физической культуре, таким студентам необходимо предлагать выполнение новых физических упражнений, но их не должно быть много. А исходя из таблицы 1, необходимы упражнения, которые не будут однообразны и являются стимулом для быстрой реакции таких студентов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что студент с любым типом темперамента обладает как положительными, так и отрицательными качествами, но несмотря на это каждому обучающемуся, независимо от личностных особенностей, можно привить положительное отношение к элективным курсам по физической культуре и к спорту в целом. Изучение особенностей темперамента студентов является важной задачей преподавателя физической культуры. На основании изучения личности студента педагог сможет реализовать индивидуальный подход на учебном занятии и определить методы работы с обучающимися. Список использованной литературы:

1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.; ФиС, 2012. - 320 с.

2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. - 2-е изд. доп. И перераб. -СПб., 2007, с. 603-604.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2016. - 583 с.

4. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко.- Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 355 с.

© Струкова Л.Г., Шапран К.В., 2019

УДК 376

Е.В.Харютченко

Педагог-психолог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Н.С.Логвинова Учитель-логопед

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

Т.В.Бессонова Учитель-логопед

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье говорится об особенностях развития и коррекции функций внимания у детей дошкольного

~ 157 ~

и младшего школьного возраста с задержкой психоречевого развития.

Ключевые слова

Внимание, коррекция, особенности развития, задержка психоречевого развития.

В любом направлении жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность. Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки. Всю важность этого аспекта могут прочувствовать дети с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться.

Прежде чем перейти к проблеме нарушения функций внимания при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.

Внимание - это избирательное и управляемое восприятие. Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.

Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них. Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Я, как психолог, считаю, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов. Особую важность данной способности отмечают и другие специалисты, работающие с детьми с проблемами в развитии, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания.

У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции что и у детей с нормой развития, но имеет некоторые особенности. Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для ребенка с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.

В настоящее время проблеме особенностей развития психических процессов и в частности внимания, в рамках нашего реабилитационного центра, отводится большое значение. Особенно это актуально применительно к детям с задержкой психического развития. Дошкольники с ЗПР - это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие [2, с. 27]. Проблема выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего. Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по ребёнку. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью - то с распределением. Если же страдают все навыки, то можно говорить про невнимательность в целом.

Обнаружить проблемы с концентрацией достаточно просто. Обычно это делается уже на первом этапе реабилитации, в ходе психолого - медико - педагогического обследования ребёнка. Диагностикой внимания занимается педиатр, психолог, логопед, дефектолог, психиатр и другие специалисты. Они исследуют общие

умственные способности, эмоционально волевую сферу. На основе результатов делается заключение и даются рекомендации по коррекции и развитию. Решение данной проблемы должно проходить в комплексе. В рамках реабилитационного процесса этим занимаются привлеченные специалисты. А вот при выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше. При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала: ^ дозированность информации; ^ наглядность; ^ многократное повторение; ^ смена вида деятельности.

Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то ребенок быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации. Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь ребёнка от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут его от занятия.

Существует большое количество методов развития и коррекции [1, с. 44]. При применении игр и упражнений на практике, я как специалист, делаю акцент на индивидуальные особенности развития и способности ребенка. Некоторые занятия проводятся только индивидуально, другие предназначены для группы детей. Главное правило - регулярное повторение однотипных заданий, требующих повышенной концентрации.

У детей с ЗПР есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Важно своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у детей с задержкой психического развития, проводить коррекционно-развивающие мероприятия. Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР является необходимой предпосылкой их успешного и гармоничного развития, обучения и воспитания. Для достижения и закрепления полученных результатов в процессе коррекционно-развивающих занятий, мы рекомендуем родителям использовать ряд игр и в домашних условиях.

Игры для развития зрительного внимания: «Сортировка», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые предметы», «Найди непохожий предмет», «Недостающие детали» («Что забыл нарисовать художник?»), «Найди тень», «Найди и вычеркни», разрезные картинки, пазлы, мозаика, нанизывание бусинок по образцу, рисование узора или орнамента по клеточкам, выкладывание фигур из палочек по образцу (конструирование).

Игры для развития слухового внимания: «Назови предметы одним словом», «Назови пару», игра с мячом: «Я знаю 5 названий животных» (птиц, игрушек, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.), «Доскажи словечко», «Скажи наоборот (противоположности)», «Ухо-нос», «Карлики и великаны», «Повторяй за мной», «Съедобное - несъедобное», «Запрещённое движение».

Список использованной литературы:

1. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога -дефектолога. М. 2004г.

2.Специальная психология / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева - М., 2005.

© Харютченко Е.В., Логвинова Н.С., Бессонова Т.В., 2019 ~ 159 ~

УДК 378

О.С. Шкиль

канд. пед. наук, доцент АмГУ, г. Благовещенск, РФ

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема внедрения системы наставничества в процесс обучения будущих специалистов, которая позволяет повысить качество профессиональной подготовки кадров с учетом запросов работодателей.

Ключевые слова:

Многоуровневая система подготовки, профессиональная компетентность, профессиональная адаптация,

наставничество, компетентностный специалист

В условиях реализации в современном профессиональном образовании многоуровневой системы подготовки кадров, ориентированной на выполнение социального заказа общества, большое внимание уделяется усилению практико-ориентированной составляющей образовательного процесса, что становится особенно актуально в поиске решения проблемы подготовки будущих специалистов для регионов. Возникает необходимость в качественной профессиональной подготовке будущих выпускников, способных не только эффективно и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность, но и успешно продвигаться по карьерной лестнице. Приоритетным становится поиск и опробирование на практике инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование компетентностного специалиста в свете реализации требований современного рынка труда, предъявляемых к профессиональной компетентности выпускников.

Как показывает педагогическая практика, одной из проблем профессионального образования является недостаточная профессиональная адаптация обучающихся к будущей профессиональной деятельности, которая начинает формироваться еще на первых этапах обучения в образовательных учреждениях и предусматривает постепенное развитие профессионального потенциала будущих выпускников, формирование профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых в выполнении задач профессиональной деятельности. Эффективным решением этого вопроса, на наш взгляд, может стать внедрение в процесс профессиональной подготовки кадров системы наставничества, реализация которой невозможна без взаимного сотрудничества вузов с бизнес-структурами.

Проблема наставничества в последнее время активно обсуждается в отечественных трудах. Ю.О. Канева и И.В. Зимина рассматривают роль и актуальность технологий наставничества в региональном аспекте [1]. В.В. Бондалетов и Е.В. Бондалетов характеризуют наставничество как метод обучения персонала [2]. В.А. Протопоповой и А.В. Тищенко разработана структурно-динамическая модель наставничества в образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования [3]. В работе О.В. Башариной представлена система наставничества и ее компоненты, типы, формы и модели наставнической деятельности как стратегического ресурса повышения качества профессионального образования [4].

Под системой наставничества мы будем понимать специфический процесс обучения в условиях производства, в ходе которого будущим специалистам не только передаются профессиональный опыт и знания, но и формируются профессиональные компетенции, необходимые для решения задач современной профессиональной деятельности с использованием инновационных технологий и методов.

Как отмечают исследователи, наставническая деятельность на современных предприятиях носит фрагментарный характер, который характеризуется отсутствием новых форм наставничества, и имеет формальный подход наставников, закрепленных за обучающимися, к выполнению своих функций [4, с. 19].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.