Научная статья на тему 'Особенности развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации'

Особенности развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОМУ СОДЕЙСТВИЮ ПРОЕКТАМ РАЗВИТИЯ / БИЗНЕС / КОНЦЕССИЯ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / GOVERNMENTS / MUNICIPAL GOVERNMENTS / THE PROGRAM FOR FINANCIAL ASSISTANCE TO DEVELOPMENT PROJECTS / BUSINESS / CONCESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Екатерина Александровна

В России и в мире на сегодняшний день активизируются отношения частного бизнеса и государства с целью решения совместных социально-экономических проблем и путей выхода из кризиса. Актуальность данной темы связана с увеличенным интересом к государственно-частному партнерству в органах государственной и муниципальной власти и деловых кругах как в ведущих странах мира, так и в Российской Федерации. На сегодняшний день становится все более очевидным тот факт, что без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса невозможно достижение стратегических целей государственной власти и обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны. Программы и стратегии, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнерство. Рассмотрены преимущества государственно-частного партнерства для государства, основные инструменты государственно-частного партнерства и организации, осуществляющие государственно-частное партнерство на территории РФ, а также примеры проектов государственно-частного партнерства. Особое внимание уделено понятию государственно-частное партнерство и его роли в развитии отечественной экономики. Предлагается ряд задач для реализации и улучшения практической деятельности государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIAN FEDERATION

In Russia and in the world today are activated between the private business and the state to address a joint socio-economic problems and ways out of the crisis. The relevance of this topic is associated with an increased interest in public-private partnerships in the state and municipal authorities and business circles, as in the leading countries and the Russian Federation. Today it is becoming increasingly obvious is the fact that interested without the partnership of the state and municipal authorities with representatives of private business it is impossible to achieve the strategic goals of the state authority and ensure high and sustainable levels of development of the country. Programs and strategies focused only on the use of budgetary funds, do not enable local authorities to carry out large-scale, strategic projects, underlying the high competitiveness of the country. The globally recognized alternative to this method of financing is the state-private partnership. Were discussed the benefits of public-private partnerships for the state, the basic tools of public-private partnerships and organizations involved in public-private partnership in Russia, as well as examples of public-private partnerships. Special attention is paid to the concept of public-private partnership and its role in the development of the domestic economy. The number of tasks for the implementation and improvement of practical activities of public-private partnership is offered.

Текст научной работы на тему «Особенности развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации»

УДК 351.712.4(075)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Екатерина Александровна ВЕТРОВА

Российский государственный университет туризма и сервиса, пос. Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, e-mail: EAVetrova@yandex.ru

В России и в мире на сегодняшний день активизируются отношения частного бизнеса и государства с целью решения совместных социально-экономических проблем и путей выхода из кризиса. Актуальность данной темы связана с увеличенным интересом к государственно-частному партнерству в органах государственной и муниципальной власти и деловых кругах как в ведущих странах мира, так и в Российской Федерации. На сегодняшний день становится все более очевидным тот факт, что без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса невозможно достижение стратегических целей государственной власти и обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны. Программы и стратегии, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнерство. Рассмотрены преимущества государственно-частного партнерства для государства, основные инструменты государственно-частного партнерства и организации, осуществляющие государственно-частное партнерство на территории РФ, а также примеры проектов государственно-частного партнерства. Особое внимание уделено понятию государственно-частное партнерство и его роли в развитии отечественной экономики. Предлагается ряд задач для реализации и улучшения практической деятельности государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственное-частное партнерство; органы государственного управления; органы муниципального управления; программа по финансовому содействию проектам развития; бизнес; концессия.

В последнее время к государственно-частному партнерству (ГЧП) проявляется повышенный интерес со стороны органов государственной власти и местного самоуправления РФ. ГЧП стало новым и модным выражением в современной управленческой практике. Особое внимание уделяется теме развития ГЧП на государственном уровне, т. к. государственно-частное партнерство позиционируется как новая технология развития экономики, и на нее возлагаются большие надежды.

Распространенный в мире термин "public-private partnership" является переводом «государственно-частное партнерство», который употребляется для любых форм сотрудничества частного бизнеса и государственной власти в зарубежных странах [1].

ГЧП - это привлечение государством частного партнера для строительства, технического обслуживания, реконструкции, модернизации, эксплуатации и предоставления услуг населению на условиях распределения рисков, ответственности, компетенций, оп-

ределяемых совокупностью нормативных актов и контрактом, действующих на момент подписания контракта.

Следует отметить, что механизм ГЧП должен быть привлекателен для обеих сторон - государства и бизнеса - с точки зрения регулирования взаимодействия и взаимных выгод.

Преимущества ГЧП для бизнеса заключается в следующем. Во-первых, стабильный выгодный бизнес на долгий срок в прежде исключительно государственных отраслях. Во-вторых, возможность привлечения заемного финансирования.

Преимущества ГЧП для государства проявляется через:

1) решение проблем;

2) более качественное выполнение государством своих обязательств перед гражданами;

3) привлечение компетенций частного партнера для выполнения государственных задач;

4) повышение эффективности использования бюджетных средств;

5) бюджетную эффективность.

Таким образом, исходя из сути ГЧП его преимуществами являются сбалансированное распределение рисков, а именно четкое распределение прав, обязанностей, ответственности.

В настоящее время основными инструментами государственно-частного партнерства, применимыми на региональном и муниципальном уровнях, являются [2]:

- привлечение денежных средств Инвестиционного фонда РФ;

- привлечение денежных средств Банка развития в лице Внешэкономбанка;

- концессионные соглашения;

- комплексное освоение территорий;

- контракты жизненного цикла;

- выпуск инфраструктурных облигаций;

- государственные гарантии и иные бюджетные механизмы.

Важным шагом с точки зрения становления ГЧП в России является создание Инвестиционного фонда РФ, значительная часть средств которого вкладывается в инфраструктурные проекты.

Финансированию из Инвестиционного фонда РФ подлежат любые инвестиционные проекты, соответствующие правилам Ин-вестфонда, получившие поддержку региональной власти для формирования заявки на получение бюджетных ассигнований [3].

Наряду с Инвестиционным фондом Российская Федерация активно работает с инфраструктурными проектами, такими как Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

В соответствии с Меморандумом Внешэкономбанк предоставляет кредиты, займы, гарантии, участие в капитале, инвестиционное консультирование. Основными направлениями инвестиционной деятельности Внешэкономбанка являются осуществление финансирования на возвратной основе, принятие решений о покупке облигаций хозяйственных обществ и об участии в уставных капиталах, в случае если хозяйственное общество реализует инвестиционные проекты [4].

Основная задача Центра ГЧП Внешэкономбанка - оказывать в целях поддержки реализацию региональных, городских или отраслевых стратегий усовершенствования

общественной инфраструктуры на условиях ГЧП органам государственного и муниципального управления.

Также Внешэкономбанк является финансовым советником Правительства РФ по анализу бюджетной, финансовой и экономической эффективности проектов, рассчитывающих на средства Инвестиционного фонда РФ. С 2010 г. Внешэкономбанк является единственным исполнителем услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд субъектов РФ по формированию инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях ГЧП (распоряжение Правительства РФ № 1372-р от 17 августа 2010 г.). В 2010 г. Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил Программу по финансовому содействию проектам развития (ФСПР).

Например, в транспортной сфере с помощью ФСПР подготовлены проекты государственно-частного партнерства в г. Москве по строительству транспортной развязки и платной многоярусной парковки на площади Тверской заставы, строительству транспорт-но-пересадочных узлов в городе Москве, созданию городской транспортной системы скоростного трамвая, строительству береговой инфраструктуры для развития речного транспорта г. Москвы. В сфере водоснабжения и водоотведения планируется строительство озонно-сорбционного блока на Северной станции водоподготовки Мосводоканала; строительство и эксплуатация производства по сжиганию илового осадка на Люберецких очистных сооружениях; строительство новых зданий и сооружений по глубокой очистке сточной воды с полной биологической очисткой с удалением биогенных элементов на территории Курьяновских очистных сооружений предприятия «Мосводоканал».

В социальной сфере подготовлены проекты по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений и по строительству объектов здравоохранения.

На сегодняшний день в России реализуется 595 проектов ГЧП, 435 из них - концессии, причем происходит резкий рост числа муниципальных концессий, их число уже составляет 359.

Из 595 проектов 194 (на 88 млрд руб.) - в коммунальной сфере, 72 (на 503 млрд) - в транспортной сфере, 163 (на 46 млрд) - в

энергетике, 166 (на 387 млрд) - в социальной сфере. Однако из 595 проектов 103 находятся в стадии инициирования, и велика вероятность того, что они не будут доведены до конца.

На сегодняшний день рынок ГЧП оценивается в 1,5 трлн руб. Причем почти вся эта цифра охватывает средства, которые уже инвестированы. При этом чуть более 800 млрд руб. - это бюджетные инвестиции.

Многие концессии в России организуются через бюджетные субсидии, таким образом инвестор пытается минимально снизить свою часть инвестиций. Данную ситуацию необходимо изменить, т. к. рынок ГЧП в России является капиталоемким и интересным для инвесторов.

Для развития многих форм ГЧП имеется масштабный потенциал, однако необходимо решить ряд принципиальны задач для его практической реализации [5-7]. Во-первых, нужно четко обосновать обеим сторонам партнерских отношений, что для эффективного ГЧП нужно учитывать интересы обеих сторон, а не рассматривать его только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней [5; 8-11]. Разобраться в особенностях российской модели взаимодействия бизнеса и государства является главной задачей. Результативное партнерство возможно только при условии полной предсказуемости и ясности стратегии будущего развития страны.

Во-вторых, необходим кардинальный прогресс в практической реализации и понимании публично-правовых функций государства. Пока законодательство РФ не выделяет специально публично-правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью [12]. Невозможно на такой основе организовать распределение правомочий между сторонами партнерства.

1. Ветрова Е.А. Основные особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 12 (128). С. 49-52.

2. Варнавский В..Т.Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. М., 2010.

3. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 № 134: постановление Правительства РФ от 23.06.2008 г. № 468. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 г. № 1007-р. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. Алексеров З.С. Проблемы административно -правового регулирования частного партнерства. М., 2013.

6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

7. О банке развития: федеральный закон от

17.05.2007 г. № 82-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от

01.03.2008 г. № 134. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Ветрова Е.А. Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 358-363.

11. Ветрова Е.А. Управление инновационным развитием региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 36-40.

12. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект. URL: https://www. rusrand. ru/public/public_7. html (дата обращения: 20.02.2015).

1. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti podderzhki malogo predprinimatel'stva na munitsipal'nom urovne v Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 12 (128). S. 49-52.

2. Varnavskiy V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii: problemy stanovleniya. M., 2010.

3. O vnesenii izmeneniy v Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 01.03.2008 № 134: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.06.2008 g. № 468. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

4. Memorandum o finansovoy politike gosudarstvennoy korporatsii "Bank razvitiya i vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti (Vneshekonombank)": rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.07.2007 g. № 1007-r. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

5. Alekserov Z.S. Problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya chastnogo partnerstva. M., 2013.

6. O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: federal'nyy zakon ot 21.07.2005 g. № 94-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

7. O banke razvitiya: federal'nyy zakon ot 17.05.2007 g. № 82-FZ. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

8. Ob utverzhdenii pravil formirovaniya i ispol'zovaniya byudzhetnykh assignovaniy Investitsionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.03.2008 g. № 134. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g., utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

10. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo vzaimodeystviya vlasti i biznesa po razvitiyu chelovecheskogo kapitala v sovremennoy Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 12 (92). S. 358-363.

11. Vetrova E.A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem regiona // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 36-40.

12. Vilisov M.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: politiko-pravovoy aspekt. URL: https://www. rusrand. ru/public/public_7. html (data obrashcheniya: 20.02.2015).

Поступила в редакцию 26.03.2015 г.

UDC 351.712.4(075)

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIAN FEDERATION Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, settlement Cherkizovo, Pushkin district, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics and Management Department, e-mail: EAVetrova@yandex.ru

In Russia and in the world today are activated between the private business and the state to address a joint socioeconomic problems and ways out of the crisis. The relevance of this topic is associated with an increased interest in public-private partnerships in the state and municipal authorities and business circles, as in the leading countries and the Russian Federation. Today it is becoming increasingly obvious is the fact that interested without the partnership of the state and municipal authorities with representatives of private business it is impossible to achieve the strategic goals of the state authority and ensure high and sustainable levels of development of the country. Programs and strategies focused only on the use of budgetary funds, do not enable local authorities to carry out large-scale, strategic projects, underlying the high competitiveness of the country. The globally recognized alternative to this method of financing is the state-private partnership. Were discussed the benefits of public-private partnerships for the state, the basic tools of public-private partnerships and organizations involved in public-private partnership in Russia, as well as examples of public-private partnerships. Special attention is paid to the concept of public-private partnership and its role in the development of the domestic economy. The number of tasks for the implementation and improvement of practical activities of public-private partnership is offered.

Key words: public-private partnerships; governments; municipal governments; the program for financial assistance to development projects; business; concession.

УДК 338.45

СТРУКТУРА ДЕТЕРМИНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Жасым Джафарович ОСМАНОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

Уделено внимание вопросу изучения состава возможных угроз экономической безопасности и их детерминирования. Изучение классификации угроз по источнику возникновения, сфере деятельности, степени сформированности, уровню объективности оценок, характеру реализации, характеру проявления, характеру возникновения и сфере формирования позволило сделать вывод о том, что данных детерминантов и параметров для классификации недостаточно и необходимо их дополнить. Дополнение производилось по параметрам характера опосредования детерминантов и уровню возникновения. По характеру опосредования рассмотрены прямые и опосредованные составляющие в системе экономической безопасности, а по уровню возникновения особое внимание уделено детерминантам макро-, мезо- и микроуровня хозяйствования. В качестве ключевых на макроуровне хозяйствования определены содержательные характеристики политических детерминант, экономических детерминант, в т. ч. цикличности развития национального хозяйства. Отдельно изучены социальные, технологические, институциональные и природно-экологические детерминанты. На мезоуровне отдельно рассмотрены составляющие системы экономической безопасности как в отраслевом, так и в территориальном аспекте. В отраслевом аспекте особое внимание уделено характеристикам ключевых сфер деятельности, поскольку уровень их экономической безопасности определяет экономическую безопасность всей территории. В качестве составляющих системы обеспечения экономической безопасности в отраслевом разрезе изучены составляющие в ресурсном аспекте (материальные, трудовые ресурсы) и в системе товарного обмена (покупатели, поставщики). Микроуровень исследования детерминантов экономической безопасности изучен с позиций рассмотрения финансовой, интеллектуально-кадровой, технико-технологической, информационной, сырьевой и управленческой составляющих, имеющих особенности для каждой сферы деятельности. В заключение сделан вывод, что содержание детерминантов экономической безопасности будет определяться особенностями сферы деятельности и внешних условий хозяйствования.

Ключевые слова: экономическая безопасность; система экономической безопасности; составляющие экономической безопасности.

Одним из важнейших аспектов исследования системы обеспечения экономической безопасности является изучение состава возможных угроз и их детерминирования. Рассмотрение понятия детерминирования актуально, поскольку в различных ситуациях угрозы экономической безопасности могут иметь положительное влияние на экономическую систему. В этом случае мы говорим о детерминантах экономической безопасности.

В данном аспекте следует обратиться к уже известным классификациям детерминантов экономической безопасности. К примеру, П.С. Моисеев предлагает детерминанты классифицировать по следующим основаниям (рис. 1).

Считаем, что представленная классификация является достаточно полной и многогранной, однако, для решения какой-либо конкретной задачи выбирается один или не-

сколько оптимальных критериев данных классификаций, но в ряде случаев данных детерминантов и параметров для классификации недостаточно, и возникает необходимость в разработке новых.

Общеизвестно, что по характеру проявления различают прямые (непосредственные) и опосредованные детерминанты. Следует отметить, что наиболее просто идентифицируются непосредственные детерминанты, хотя и опосредованные имеют большое значение, поскольку могут усилить или ослабить воздействие непосредственных детерминантов.

По характеру возникновения различают социальные, природные и антропогенные детерминанты. Следует отметить, что применительно к задаче оценки и обеспечения экономической безопасности конкретного субъекта набор детерминантов по источнику возникновения будет детализироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.