УДК 159.9.019.2
Зияева А.А.
магистрант, кафедра возрастной и педагогической психологии Оренбургский государственный педагогический университет
(г. Оренбург, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация: в данной статье, посвященной особенности развития гендерной идентичности у подростков была предпринята попытка провести теоретический анализ данного понятия. Автором описывается актуальность исследования данной темы, рассматриваются основные взгляды и подходы к выявлению особенностей гендерной идентичности. В исследуемой работе выявляется процесс развития самопонимания, влияние различных факторов на подростков. Совокупное рассмотрение этих особенностей позволяет сформировать общее представление о проблеме.
Ключевые слова: гендер, идентичность, пол, личность, подростки, семья, школа.
Гендерная идентичность - это сложное понятие, которое включает в себя ощущение и понимание своего пола. В процессе развития гендерной идентичности у подростков возникают различные особенности, которые могут быть вызваны как биологическими, так и социокультурными факторами. Подростки начинают задавать себе вопросы о своей гендерной принадлежности, сравнивают себя с другими, экспериментируют со своим поведением и выражением. Этот процесс может быть сложным для подростка, но является необходимым шагом на пути к формированию здоровой и устойчивой гендерной идентичности. [1]
Понимание особенностей развития гендерной идентичности у подростков является ключевым для родителей, педагогов и других взрослых, которые работают с этой возрастной группой. Подростки нуждаются в
понимании, поддержке и возможности самовыражения без стигматизации или осуждения. Важно создавать безопасную и инклюзивную среду, где они могут, открыто обсуждать свои чувства, задавать вопросы и получать информацию о различных аспектах гендерной идентичности. Только так мы сможем помочь им пройти через этот сложный период жизни с чувством уверенности и самопринятия. Это важно также для создания здоровых и эмоционально стабильных отношений между подростками и их окружающими. Подростки, понимающие и принимающие свой пол, могут лучше осознавать свои потребности, чувства и желания, что способствует их общему благополучию и саморазвитию. Период подросткового развития является критическим для формирования гендерной идентичности. Гендерная идентичность - это комплексное чувство принадлежности и понимания собственного пола, включающее в себя чувство самоопределения и выражение себя через гендерную роль и выражение.
Особенности развития гендерной идентичности у подростков могут различаться в зависимости от культуры, социального окружения и индивидуальных особенностей. Некоторые подростки могут чувствовать себя несоответствующими своему биологическому полу, что может привести к появлению дисфории половой идентичности. Более распространенными явлениями являются поиск собственного стиля и выражения, эксперименты с различными ролями и осознание своих предпочтений в отношении гендера.
Открытость, понимание и поддержка со стороны родителей, учителей и других важных взрослых играют важную роль в помощи подросткам в процессе формирования своей половой принадлежности. Важно создавать безопасное и поддерживающее окружение, где подростки могут быть собой и исследовать свою индивидуальность без страха осуждения или дискриминации.
Формирование гендерной идентичности у подростков является сложным и многогранным процессом, который подвержен влиянию как биологических, так и социокультурных факторов. Биологические факторы включают гормональные изменения, которые происходят в организме подростков во
время полового созревания. Эти изменения могут влиять на формирование гендерной идентичности путем формирования сексуальных предпочтений и привлекательности к определенным гендерным ролям. [2]
Социокультурные факторы также играют важную роль в формировании гендерной идентичности у подростков. Семья, школа, друзья и медиа оказывают сильное влияние на развитие гендерных установок и ожиданий. Семейные ценности, стереотипы и ролевые модели, которыми подростки окружены, могут оказывать давление на них и формировать их представления о том, какими должны быть «мужское» и «женское» поведение.
Роль семьи и близких окружающих в развитии гендерной идентичности у подростков неоспорима. Семейная среда является первым местом, где дети усваивают свои чувства, представления о мужском и женском поведении, а также нормы, связанные с гендером. Взаимодействие с родителями, братьями и сестрами, а также другими близкими родственниками позволяет подросткам формировать свое понимание себя как мужчины или женщины.
Однако, негативные стереотипы и дискриминация, которые могут существовать в семье или окружающей среде, могут негативно повлиять на развитие гендерной идентичности у подростков и привести к возникновению проблем с самооценкой, уверенностью и психологическим благополучием. Поддержка, понимание и уважение со стороны близких и общества в целом играют важную роль в формировании здоровой и устойчивой половой самоидентификации у подростков, что способствует их полноценному развитию и благополучию.
Акцентирование внимания на уважении к индивидуальности и уникальности каждого подростка, независимо от его гендерной идентичности, способствует созданию в обществе более толерантной и поддерживающей среды для развития личности. В свою очередь, это способствует улучшению самооценки, уверенности и психологического благополучия подростков, что является ключевым для их успешного адаптирования в современном мире. Поддержка со стороны взрослых, основанная на уважении к индивидуальности
и уникальности каждого подростка, способствует созданию более толерантной и поддерживающей среды, где молодые люди могут развивать свою личность. Это, в свою очередь, способствует укреплению самооценки, уверенности и психологического благополучия подростков, что является важным фактором для успешной адаптации к современному миру. [3]
Школа и общественная среда играют важную роль в формировании гендерной идентичности у подростков. В этот период жизни подростки начинают осознавать себя как члены определенного пола и начинают искать свое место в обществе. Отношение школы к гендерной идентичности подростков может играть ключевую роль в их развитии. Некоторые школы создают поддерживающую и включающую среду, где различные формы гендерной идентичности принимаются и уважаются. Это может включать политики против дискриминации и насилия на основе пола, разнообразные образовательные программы и ресурсы, а также обучение учителей и учеников. Тем не менее, некоторые школы могут быть менее поддерживающими и предъявлять строгие ожидания в отношении гендерной идентичности. Развитие навыков эмпатии, уважения к различиям и осознание важности инклюзивности в образовании играют ключевую роль в формировании толерантного и уважительного общества. Такие практики помогут создать атмосферу взаимопонимания и уважения в образовательной среде, что сделает учебное пространство более включительным и безопасным для всех студентов. Поддержка разнообразия и уважение к гендерным различиям способствует развитию позитивного самовосприятия у подростков, а также помогает им успешно обучаться и реализовывать свой потенциал. Гендерная инклюзивность в образовании играет важную роль в формировании толерантного и уважительного общества, где каждый человек может быть принят и поддержан независимо от своей гендерной идентичности. [4]
Развитие гендерной идентичности является комплексным процессом, сопровождающим подростков на их пути к самоопределению. Однако, в
современном обществе подростки сталкиваются с рядом проблем и вызовов в формировании своей гендерной идентичности.
Во-первых, подростки могут столкнуться с негативным влиянием стереотипов и предрассудков, которые общество навязывает им. Мальчики должны быть сильными, а девочки - нежными и эмоциональными. Такие предрассудки ограничивают свободу выражения гендерной идентичности подростков и могут вызвать внутреннее напряжение и конфликты.
Во-вторых, недостаток информации и поддержки в области гендерной идентичности может стать проблемой для подростков. Они могут чувствовать себя одинокими и непонятыми, поскольку окружающие не всегда обладают достаточными знаниями о многообразии гендерных идентичностей.
В современном обществе гендерная идентичность становится одной из ключевых тем, вызывающих живой интерес и дискуссии. Особенно актуальным является изучение особенностей гендерной идентичности подростков, которые в этот период формируют свою личность и определяют свое место в обществе. [5]
Одним из факторов, который может оказывать влияние на процесс формирования гендерной идентичности у подростков, является семейное окружение. Полные и неполные семьи предлагают различные условия для развития индивидуальности ребенка, что может отразиться на его представлениях о своей гендерной принадлежности.
Гендерное самовосприятие подростков может быть существенно отличаться в зависимости от того, живут ли они в полных или неполных семьях. Исследования показывают, что подростки из полных семей обычно имеют более традиционные представления о своей гендерной роли. Они чаще придерживаются стандартных стереотипов о том, каким должен быть «настоящий мужчина» или «настоящая женщина».
В то же время, подростки из неполных семей могут более гибко относиться к своей гендерной идентичности. Они часто сталкиваются с различными образцами поведения и ролевыми моделями внутри семьи, что
способствует их осознанию того, что гендерные роли не являются строгими и неизменными.
Кроме того, неполные семьи могут создавать более поддерживающую и открытую среду для обсуждения гендерной идентичности. В таких семьях может быть больше пространства для выражения своих предпочтений и интересов без страха быть осужденным или ограниченным стандартами «правильного» поведения. Это может способствовать развитию у подростков из неполных семей более непринужденного и самосознанного подхода к своей гендерной идентичности.
В семьях, где преобладает традиционная модель гендерных ролей, подростки часто воспринимают состояние собственной гендерной идентичности, основываясь на представлениях и ожиданиях родителей и окружающих. Есть определенные конкретные роли и положения, которые отводятся мужчинам и женщинам, и влияние этого социокультурного фактора способно оказывать сильное воздействие на формирование гендерной идентичности подростков.
Однако, в семьях, где отсутствует один из родителей или в общепринятой модели гендерных ролей есть отклонения, гендерная идентичность подростков может претерпевать изменения. Например, подростки из неполных семей могут испытывать большее влияние своего одного родителя, который выполняет как женские, так и мужские роли. [6]
Следовательно, социокультурные факторы, такие как роли родителей и общественные установки, могут существенно влиять на формирование гендерной идентичности подростков из полных и неполных семейных структур. Это позволяет им осмыслить себя и определиться со своей принадлежностью к определенному полу
Практические рекомендации по поддержке развития здоровой гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей.
При поддержке родителей и близких людей подростки могут развивать здоровую гендерную идентичность, независимо от статуса семьи. Практические
рекомендации помогут родителям, педагогам и профессионалам в области здоровья подростков создать подходящую среду для развития гендерной идентичности у подростков из полных и неполных семей.
1. Открытый диалог: Важно создать открытую атмосферу, где подростки могут свободно выражать свои мысли, чувства и вопросы о гендерной идентичности. Родители и опекуны должны быть готовы выслушать и поддержать подростков, не судить и не оценивать их вопросы.
2. Приветствовать разнообразие: Родители и педагоги должны поощрять подростков и признавать их уникальность, независимо от их гендерной идентичности. Важно обучать подростков о разнообразии гендеров и о том, что каждый имеет право на свою гендерную идентичность.
3. Образцы половедения: Создание положительных образцов гендерного поведения и ролевых моделей в семье и обществе помогает подросткам формировать свою гендерную идентичность. Родители и близкие люди могут предоставить подросткам возможность увидеть разнообразие гендерных ролей и позволить им выбрать то, что соответствует их личным убеждениям.
4. Поддрежка самовыражения: Подросткам следует давать возможность выражать свою гендерную идентичность через одежду, прическу и интересы. Родители и опекуны должны поддерживать подростков в их самовыражении и не давать общественным стереотипам влиять на выборы их гендерной идентичности.
5. Образование и информация: Важно обеспечить подросткам доступ к образованию и информации о гендерном равенстве, чтобы они могли лучше понимать свою гендерную идентичность и роли в обществе. Образовательные учреждения и родители могут содействовать в этом, предоставляя информацию и возможности для обсуждения гендерных вопросов.
6. Поддержка и уважение: Важно, чтобы подростки чувствовали себя поддержанными и уважаемыми в своих гендерных выборах. Родители, друзья и общество в целом должны проявлять понимание и терпимость к разнообразию гендерных идентичностей и выражений.
7. Самопринятие и самолюбовь: Подростки должны научиться принимать и любить себя такими, какие они есть, вне зависимости от своей гендерной идентичности. Важно помогать им развивать здоровое самоощущение и принятие себя, какими бы они ни были.
8. Развитие навыков уважительного общения: Подросткам следует учиться уважать других вне зависимости от их гендерной принадлежности. Развитие уважительного общения и понимания различий поможет создать более толерантное и справедливое общество.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апарцева, А.О. Гендерная психология: учеб. пособие / А. О. Апарцева. -Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. С. 52;
2. Великанова, Л.П. Типология гендерной идентичности: монография / Л.П. Великанова, Н.Н. Кругликова - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 53 с;
3. Воронина, О. Теоретико-методологические основы гендерных исследований / О. Воронина // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. - М., 2001. - С. 13-106;
4. Анормальная психология; пер. с англ. / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека - СПб.: Питер, 2004. - 1168 с;
5. Ключко, О. И. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2024. — 404 с;
6. Хайнс, С. Может ли гендер меняться; пер. с англ. / С. Хайнс. - М.: Ад Маргинем, 2019. - 25 с.
Ziyaeva A.A.
Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia)
FEATURES OF GENDER IDENTITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENTS
Abstract: in this article, devoted to the peculiarities of the development of gender identity in adolescents, an attempt was made to conduct a theoretical analysis of this concept. The author describes the relevance of the research on this topic, examines the main views and approaches to identifying the features of gender identity. The study reveals the process of developing self-understanding, the influence of various factors on adolescents. The combined consideration of these features allows us to form a general idea of the problem.
Keywords: gender, identity, gender, personality, teenagers, family, school.