Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 1 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 1 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
УДК 159.9
Обзоры
EDN JZUSUQ
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-48-55
Гендерная идентичность подростков (обзор)
Е. В. Соколова Е. И. Николаева 1
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Статья посвящена анализу понятия «гендер» и его применению к анализу процесса идентичности подростков. Актуальность настоящей статьи обоснована важностью и сложностью такого возрастного этапа развития человека, как подростковый возраст, который занимает важное место в психологии развития личности. Переход из детской жизни во взрослую — главная цель подросткового возраста. Каждая сторона жизни подростка вынуждена измениться: новые образования в сфере психического: поведение приобретает черты сознательности, формируются тенденции социального взаимодействия. Именно в этот момент происходят изменения, которые определят все основные качества личности подростка. Особенностью формирования гендерной идентичности у подростков выступает способность определять характерные черты поведения человека и соотносить такое поведение с его полом. Целью настоящей статьи является рассмотрение процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте с определением проблем и трудностей этого процесса, с выявлением факторов, которые влияют на формирование гендерной идентичности. Для реализации поставленной цели проводится исследование понятия «гендер»: освещаются точки зрения исследователей на содержание термина. Гендерная идентичность — одна из основных характеристик личности, без которой невозможно самоопределение и самосознание человека, формирование его ценностей и установок. Представлены возможные проблемы формирования гендерной идентичности у детей подросткового возраста, а также рассматриваются факторы, способные оказать влияние на формирование гендера в подростковом возрасте. Факторами, оказывающими наибольшее влияние на процесс формирования гендерной идентичности, в настоящее время считают семью и ближайшее окружение.
Сведения об авторах
Елена Владимировна Соколова, ORCID: 0009-0009-0933-0085, e-mail: [email protected] Елена Ивановна Николаева, SPIN-код: 4312-0718, ResearcherlD: D-2869-2016, ORCID: 0000-0001-8363-8496, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Соколова, Е. В. Николаева, Е. И. (2024) Гендерная идентичность подростков (обзор). Комплексные исследования детства, т. 6, № 1, с. 48-55. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-48-55 EDN JZUSUQ Получена 3 февраля 2024; прошла рецензирование 22 февраля 2024; принята 22 февраля 2024.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Е. В. Соколова, Е. И. Николаева (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, подростковый возраст, факторы формирования гендерной идентичности, семья
Adolescent gender identity: A literature review
E. V. Sokolova E. I. Nikolaeva 1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Authors
Elena V. Sokolova,
ORCID: 0009-0009-0933-0085,
e-mail: [email protected]
Elena I. Nikolaeva, SPIN: 4312-0718, ResearcherlD: D-2869-2016, ORCID: 0000-0001-8363-8496, e-mail: [email protected] For citation: Sokolova, E. V., Nikolaeva, E. I. (2024) Adolescent gender identity: A literature review. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 1, pp. 48-55. https://doi.org/10. 33910/2687-0223-2024-6-1-48-55 EDN JZUSUQ Received 3 February 2024; reviewed 22 February 2024; accepted 22 February 2024.
Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © E. V. Sokolova, E. I. Nikolaeva (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
Abstract. The article analyzes the concept of 'gender' and its application when studying the identity formation in adolescents. Adolescence is an important and complex period in human development, and it occupies a significant place in the psychology of personality development. The main goal of adolescence is the transition from childhood to adulthood. In adolescence, every aspect of an individual's life has to change: there are new developments in the mental sphere, the behavior acquires the features of awareness, and social interaction patterns are formed. The transformations that take place during this period will determine all the basic qualities of the adolescent's personality. The formation of gender identity in adolescents is characterized by the ability to determine the characteristic features of an individual's behavior and correlate such behavior with the individual's gender. The article is to considers the process of gender identity formation in adolescence, establishing the problems and difficulties of this process as well as the factors that influence it. The author explores the concept of 'gender, citing the views of different researchers on the content of the term. Gender identity is one of the main characteristics of a person, without which a person has neither self-determination nor self-awareness, and his or her values and attitudes cannot take shape. The article describes possible problems of gender identity formation in adolescents. It also examines factors that can have a significant impact on the formation of gender in adolescence. Family and the immediate environment are currently considered to be the factors that have the greatest influence on the process of gender identity formation.
Keywords: gender, gender identity, adolescence, gender identity factors, family
В раннем детстве ребенок начинает отличать себя от других, что ведет к формированию личной идентичности, становится важнейшим структурным компонентом подростка, а потому исследование собственной идентичности способствует переходу подростка во взрослость (Arnett, Mitra 2020; Erikson 1968).
Важнейшей составляющей концептуализации подростком своей идентичности является ген-дер, который становится призмой для интерпретации собственного жизненного опыта (Almeida et al. 1998), построения нарративов, которые позволяют объединить свое прошлое, настоящее и будущее (Azmitia et al. 2023; Mitchell et al. 2021).
В психологии принято использовать термин «гендер» для подчеркивания факта, что различия в когнитивных и эмоциональных особенностях мужчин и женщин в существенной мере определяются культурной средой, в которой они воспитываются. Применяя термин «пол», исследователь акцентируется на биологических особенностях, которые отличают мужчин и женщин. «Гендер» в английском языке обозначает грамматический род (мужской, женский, средний). Во внеграмматическом значении это по-
нятие было применено американским сексологом Дж. Мани, который разграничил родовые свойства мужчины и женщины и частные сек-суально-генитальные, эротические явления. Такое разграничение было необходимым для изучения роли культуры в формировании идентичности человека (Барчунова 1998).
Антрополог Г. Рубин в статье «Обмен женщинами: заметки по поводу „политической экономии пола"» определяет «гендер» как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности» (Рубин 2000, 108). Американский социолог Э. Гидденс приводит другое определение рассматриваемому понятию: «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие „гендер" затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» (Гидденс 2005, 42-43).
Вначале 1990-х годов А. Посадская ввела в русский язык понятие «гендер». Позже данный термин начал все чаще употребляться в сфере социологии. Однако авторы использовали понятие «гендер» в разных смыслах, что стало причиной сложности единообразного понимания
и использования. Ряд авторов отождествляют понятие «гендер» со словом «женщина», другие исследователи под гендером понимают социокультурные характеристики жизнедеятельности людей, которые отличаются в разные исторические периоды и на разных территориях. Г. Г. Силласте предлагает понятие «социоген-дерные исследования», предметом которых выступает «социальный, а не личностный, или профессиональный, или должностной статус женщины» (Силласте 1994, 19). В то же время Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина рассматривают понятие «гендер» как «социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения» (Здравомыслова, Темкина 1997, 89).
В научных публикациях преобладает следующее определение: «Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе. Например, взаимоотношения с другими людьми, отношения в семье, с коллегами, личные связи, дружеские отношения. Кроме того, имеет значение, как это поведение воспринимается окружающими» (Дугин 2010, 13).
Как справедливо замечает Н. П. Фетискин, введение и использование понятия «гендер» в научный оборот решило несколько важных задач:
• избежать использования термина «пол» в его биологическом смысле при рассмотрении социальных аспектов разделения труда;
• рассматривать отношения между мужчинами и женщинами, учитывая преимущественно социальные факторы, а не биологические;
• опровергнуть постулат об исключительно природном назначении полов;
• описать роль понятия «пол» в социальных процессах, таких как деление на группы и их противопоставление (Фетискин 2015, 73).
Гендерная идентичность предполагает, что каждый человек способен соотнести свою идентичность с одним из двух полов: мужским или женским. Указанное соотнесение выражено в принятии своей идентичности на всех уровнях: физическом, социальном и психологическом. Человек чувствует себя комфортно и безопасно в сформированной гендерной идентичности, она одна из основных характеристик личности, без которой невозможно самоопределение и самосознание человека, его
ценностей и установок. Гендерная идентичность формирует систему правил поведения в обществе, взаимодействия с окружающими, определяет мотивы и потребности. Именно это оказывает влияние на психическое здоровье, качество взаимодействия с другими людьми (Николаева 2019).
В структуре гендерной идентичности выделяют три основных компонента, а именно: оценочный, когнитивный, поведенческий. Указанные компоненты необходимы для разграничения представления о себе и своем поведении в обществе. Оценочный компонент демонстрирует оценку личности путем соотнесения себя с заложенными категориями и стандартами, соответствующими представлению об идеальных психологических и поведенческих характеристиках. Для когнитивного компонента необходимо определение таких категорий, как «маскулинность» и «феминность». В соответствии с ними каждый способен идентифицировать себя с определенным полом (Фетискин 2015, 77).
Категория «маскулинность» — это совокупность определенных поведенческих и психологических черт, присущих мужскому полу; определенные представления о мужских качествах, поведении, сформированном в конкретном обществе.
Категория «фемининность» — это совокупность определенных поведенческих и психологических черт, присущих женскому полу. В обществе проявляется стереотип о женских задачах, поведении и жизненных ценностях. Помимо указанных категорий гендерная идентичность включает в себя набор некоторых стереотипных представлений, принятых в обществе. Речь идет об интересах и нормативном поведении, соответствующих определенному полу.
Поведенческий компонент содержит предполагаемое поведение в конкретной ситуации: нахождение в определенной группе людей с учетом имеющихся целей, задач и ценностей указанной группы (Eagly е! а1. 1994).
Мы уже отмечали, что гендерная идентичность являясь базовой характеристикой личности, выступает тем внутренним компонентом человека, который формируется в процессе взаимоотношения с социумом, воспитания в семье и другими критериями. Гендерная идентичность содержит два полюса, которые определяют особую психологическую и поведенческую характеристику человека. Однако гендерная идентичность также состоит из общественных стереотипов, интересов и установок конкретного общества. Исходя из этого, можно сделать
вывод, что гендерная идентичность — это внутренний компонент человека, который строится в процессе воспитания, на основе социальных установок, при непосредственном социальном контакте (Резугина 2023).
В настоящее время современное российское общество переживает социальные и культурные изменения, в том числе и гендерные, в части формирования новых стереотипных установок о роли женщин и мужчин в жизни общества и семьи. Трансформируются понятия «маскулинность» и «феминность» (Изюмская, Чаава 2021).
Наиболее восприимчивой к указанным изменениям группой оказываются подростки (СЬоиёЬигу е! а1. 2023). Трудности взросления, процесс формирования идентичности, принятие правил миропорядка усугубляются последствиями гендерных изменений и негативными явлениями социальной реальности. В тоже время подростковый возраст важен для анализа и корректировки гендерной идентичности. В этот период подросток старается активно изучать разные формы социальных контактов, искать себя и свое место в обществе, происходит осознание роли, возможностей и своей ценности.
Подростковый возраст — это время глубокого кризиса, когда происходит становление личности будущего взрослого. Позитивное разрешение кризиса зависет от того, как сливаются в единую систему психосоциальные и психосексуальные характеристики и особенности. Самоактуализация, которая представляет собой стремление к более гармоничному и реалистичному функционированию, возможна только при согласии и принятии социальных ценностей конкретного общества, а также при наличие прочных положительных межличностных взаимодействий (Реан и др. 2006).
Сформированная гендерная идентификация в подростковом возрасте позволяет проводить соотношение себя с некоторыми группами, согласно принципу гендерной общности. Подростки чаще остальных людей подвержены общественному влиянию, формированию принятия стереотипов и структуры определенного поведения. Каждый подросток в зависимости от своего социального окружения соотносит себя с некоторой группой, в которой четко определен гендер. Формирование гендерной идентичности происходит в результате поиска себя с целью удовлетворения потребности по изучению нового образа своего «Я» и исследования себя и общества. В этот период у под-
ростка происходит в том числе и половое становление. Подросток неотъемлем от развития своего окружения, и данное развитие начинается со стадии рождения человека (Райс, Должин 2010).
Проблемы тендерного самоопределения подростков всегда были актуальными для отечественной науки. Так, А. А. Филозоп считает, что «данная проблема значительно обострилась в связи со следующими современными факторами:
1) акселерация, приводящая к диссонансу между физической, половой и социальной зрелостью девочек и мальчиков;
2) изменение этики сексуальных отношений в связи с плюрализмом общественной морали;
3) активная эмансипация женщин, влияющая на формирование новых представлений о маскулинности и феминности, эталонах мужской и женской роли поведения;
4) социокультурный разрыв в признании тендерных этических норм между поколениями внутри одной семьи, затрудняющий вхождение молодых людей во взрослую жизнь и решение ими широкого круга вопросов, касающихся сферы интимных отношений личности;
5) эротизация современного искусства: кино, телевидения, эстрады и т. п.» (Филозоп 2015, 129).
Гендерные требования в различных социальных группах неопределенны и противоречивы, что усложняет гендерное самоопределение подростков, преодоление кризисов и внутри-личностных противоречий при идентификации. Эти проблемы приводят к гендерной неопределенности, которая часто проявляется в девиант-ности поведения: употребление алкоголя и наркотических веществ, суицидальные наклонности, пристрастие к виртуальному общению, играм в интернете (Almeida et al. 1998).
Девиации гендерного характера, нарушения гендерной идентичности у подростков может послужить причиной активизации устойчивых деструктивных механизмов в психике. Они, в свою очередь, меняют поведение и его эмоциональное состояние и способны привести к депрессии, избеганию старых интересов, отказу от общественных контактов, отсутствию мотивации к учебе и обесцениванию собственного будущего (Райс, Долджин 2010).
Основным фактором, влияющим на гендер-ную идентичность подростка, многие ученые называют семью. В самом деле, большую часть
времени ребенок находится среди близких и считывает те модели поведения и социальные стереотипы, которые присущи конкретной семье (Николаева 2017).
Формирование гендерных различий между мальчиками и девочками начинается в раннем возрасте. Использование в активной речи слов женского и мужского рода, а также применение взрослыми указанной лексики в отношении детей формирует первое гендерное представление о себе (Изюмская, Чаава 2021).
Среди основных факторов, оказывающих влияние на формирование гендерной идентичности, выделяют семью и ближайшее окружение. Первый этап гендерной идентификации протекает под контролем и влиянием семьи. Психологи, оценивающие семью как фактор формирования гендерной идентичности у подростка, указывают, что система отношений родителей друг с другом, а также отношения с ребенком оказывают огромное влияние. Родителями транслируются возможные модели социальных ролей и ценностных установок. Формирование маскулинности и феминности также происходит под влиянием поведения родителей. Ребенок усваивает и воспроизводит указанные характеристики в своем гендерном поведении. Наиболее важную роль в этом процессе играет роль матери. Именно от материнской фигуры зависят семейные полоролевые отношения, и любой неверный шаг способен привести к психическим нарушениям развития у подростка (Николаева 2019).
Для нормальной и успешной социализации ребенка необходимо эффективное развитие тех качеств, которые принято считать допустимыми для определенного пола. Именно гендерное воспитание решает указанную задачу. Нередко проводятся исследования по изучению факторов, влияющих на формирование гендерной идентичности у старших подростков.
Семейные традиции воспитания оказывают непосредственное влияние на формирование гендера. Так, маскулинность развивается при увеличении количества запретов и степени неразвитости родительских чувств, а феминных подростков меньше наказывают (Здравомыс-лова, Темкина 1997).
Можно считать доказанным, что стиль семейного воспитания и актуализация определенного типа характера оказывают влияние на формирование гендерной идентичности старших подростков. Поэтому в процессе оценки социально ориентированной полоролевой идентификации детей следует учитывать особенности семейной системы.
Т. В. Зеленкова, исходя из оценки различных семейных систем, формируют следующие выводы (Зеленкова 2015):
1. В подростковом возрасте при формировании гендерной идентичности преобладает ан-дрогинность.
2. Формирование гендерной идентичности у девочек происходит раньше, чем у мальчиков.
3. Формирование маскулинности в подростковом возрасте напрямую зависит от увеличения количества запретов и степени неразвитости родительских чувств, а формирование фемин-ности зависит от недостаточности наказаний со стороны родителей и чрезмерной мягкости отношений с родителями.
4. Маскулинность формируется у эмотивных подростков, феминность — у гипертимных, демонстративных, возбудимых и педантичных (Зеленкова 2015, 76).
В обществе принято считать, для того, чтобы вырастить настоящего мужчину из мальчика, нужно развивать и воспитывать следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к женскому полу, желание и способность защищать. С другой стороны, чтобы воспитать хорошую хозяйку и любящую маму, нужно развивать в девочке чуткость, заботливость, скромность, аккуратность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов.
Кроме влияния семьи важную роль в становлении гендерной идентичности играет социальный круг отношений: друзья, одноклассники, учителя. Влияние всех социальных связей имеет значение. Однако провести исследование данного фактора влияния на самоопределение подростка практически невозможно по причине меняющегося поля взаимодействия, быстротечности информационного воздействия и естественной скрытности подростков (Резу-гина 2023).
Таким образом, содержание понятия «гендер» позволяет утверждать, что его стоит рассматривать как продукт человеческой культуры. Тендерная идентичность или гендерное самоопределение представляет собой принятие себя как субъекта определенного пола во всем разнообразии отношений с окружающим миром и определяет целостную систему моральных и этических норм, ценностей, установок, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с принятыми нормами поведения (Ритцер 2002).
Подростковый возраст — важнейший в формировании гендерной идентичности. Сейчас семья считается важнейшим фактором, влияющим на гендерное становление. Однако
конкретные механизмы этого влияния еще предстоит описать.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Исследование проведено без риска для здоровья людей с соблюдением всех принципов гуманности и этических норм и соблюдением Хельсинской декларации.
Ethics Approval
The study was conducted without risk to human health in compliance with all the principles of humanity and ethical standards and in compliance with the Helsinki Declaration.
Вклад авторов
Авторы внесли одинаковый вклад в проведенное исследование, анализ собранного материала и написание статьи.
Author Contributions
All authors have made the same contribution to the research, analysis of the collected material and writing of the article.
Литература
Барчунова, Т. В. (ред.). (1998) Потолок пола: Сборник научных и публицистических статей. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 227 с.
Гидденс, Э. (2005) Социология. М.: Едиториал УРСС, 632с.
Дугин, А. Г. (2010) Лекция 12. Социология пола, постобщество. В кн.: Структурная социология. М.: Изд-во Московского государственного университета, с. 10-14.
Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. (1997) Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. В кн.: Материалы первой летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». М.: Изд-во МЦГИ, с. 85-90.
Зеленкова, Т. В. (2015) Гендерные различия в использовании активного словаря при выполнении творческого задания детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Т. 5. М.: Когито-Центр, с. 84-87.
Изюмская, С. С., Чаава, Л. М. (2021) Современный газетный дискурс: определение понятия «гендер» и коммуникативные стратегии. Евразийский союз ученых, т. 5, № 3 (84), с. 23-26. https://doi.org/10.31618/ ESU.2413-9335.2021.5.84.1299
Николаева, Е. И. (2017) Психология семьи. СПб.: Питер, 368 с.
Николаева, Е. И. (2019) Психофизиология. СПб.: Питер, 704 с.
Райс, Ф., Долджин, К. (2010) Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 816 с.
Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. (2006) Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 479 с.
Резугина, А. А. (2023) Пол, гендер и гендерные стереотипы в современном мире (постановка проблемы). Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, № 1 (49), с. 11-14.
Ритцер, Дж. (2002) Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 688 с.
Рубин, Г. (2000) Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономии» пола. В кн.: Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной (ред.). Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Дмитрий Буланин, с. 105-121.
Силласте, Г. Г. (1994) Социогендерные отношения и политическая жизнь России в период социальных трансформаций. Социологические исследования, № 3, с. 17-24.
Фетискин, Н. П. (2015) Психология гендерныхразличий. М.: ИНФРА-М, 254 с.
Almeida, R. V., Woods, R., Messineo, T. (1998) Child development: Intersectionality of race, gender, class, and culture. Journal Female and Family Therapy, vol. 10, no. 1, pp. 23-47. https://doi.org/10.1300/J086v10n01 02
Arnett, J. J., Mitra, D. (2020) Are the features of emerging adulthood developmentally distinctive? A comparison of ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 8, no. 5, pp. 412-419. https://doi.org/10. 1177/2167696818810073
Azmitia, M., Garcia Peraza, P. D., Casanova, S. (2023) Social identities and intersectionality: A conversation about the what and the how of development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 169-191. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-022756
Choudhury, S., Pi-Sunyer, B. P., Blakemore, S.-J. (2023) A neuroecosocial perspective on adolescent development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 285-307. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-011511
Eagly, A. H., Beall, A. E., Sternberg, R. J. (eds.). (2004) The psychology of gender. 2nd ed. New York; London: The
Guilford Press, 358 p. Erikson, E. H. (1968) Identity, youth, and crisis. New York: W. W. Norton Publ., 336 p.
Mitchell, L. L., Adler, J. M., Carlsson, J. et al. (2021) A conceptual review of identity integration across adulthood. Developmental Psychology, vol. 57, no. 11, pp. 1981-1990. https://doi.org/10.1037/dev0001246
References
Almeida, R. V., Woods, R., Messineo, T. (1998) Child development: Intersectionality of race, gender, class, and culture. Journal Female and Family Therapy, vol. 10, no. 1, pp. 23-47. https://doi.org/10.1300/J086v10n01 02 (In English)
Arnett, J. J., Mitra, D. (2020) Are the features of emerging adulthood developmentally distinctive? A comparison of ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 8, no. 5, pp. 412-419. https://doi.org/10. 1177/2167696818810073 (In English) Azmitia, M., Garcia Peraza, P. D., Casanova, S. (2023) Social identities and intersectionality: A conversation about the what and the how of development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 169-191. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-022756 (In English) Barchunova, T. V. (ed.). (1998) Potolok pola: Sbornik nauchnykh i publitsisticheskikh statej [The idea of gender: Collection of scientific and journalistic articles]. Novosibirsk: Novosibirsk State University Publ., 227 p. (In Russian)
Choudhury, S., Pi-Sunyer, B. P., Blakemore, S.-J. (2023) A neuroecosocial perspective on adolescent development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 285-307. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-011511 (In English) Dugin, A. G. (2010) Lektsiya 12. Sotsiologiya pola [Lecture 12. Gender sociology]. In: Strukturnaya sotsiologiya
[Sctructural sociology]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 10-14. (In Russian) Eagly, A. H., Beall, A. E., Sternberg, R. J. (eds.). (2004) The psychology of gender. 2nd ed. New York; London: The
Guilford Press, 358 p. (In English) Erikson, E. H. (1968) Identity, youth, and crisis. New York: W. W. Norton Publ., 336 p. (In English) Fetiskin, N. P. (2015) Psikhologiya gendernykh razlichij [Psychology of gender differences]. Moscow: INFRA-M
Publ., 254 p. (In Russian) Giddens, E. (2005) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS Publ., 632 p. (In Russian). Izyumskaya, S. S., Chaava, L. M. (2021) Sovremennyj gazetnyj diskurs: opredelenie ponyatiya "gender" i kommunikativnye strategii [Modern newspaper discourse: Definition of gender and communication strategies]. Evrazijskij soyuz uchenykh — Eurasian Union of Scientists, vol. 5, no. 3 (84), pp. 23-26. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.5.84.1299 (In Russian) Mitchell, L. L., Adler, J. M., Carlsson, J. et al. (2021) A conceptual review of identity integration across adulthood.
Developmental Psychology, vol. 57, no. 11, pp. 1981-1990. https://doi.org/10.1037/dev0001246 (In English) Nikolaeva, E. I. (2017) Psikhologiya sem'i [Psychology of the family]. Saint Petersburg: Piter Publ., 368 p. (In Russian) Nikolaeva, E. I. (2019) Psykhofiziologiya [Psychophysiology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 704 p. (In Russian) Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2006) Psikhologiya adaptatsii lichnosti: analiz, teoriya, praktika [Psychology of personality adaptation: Analysis, theory, practice]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 479 p. (In Russian)
Rezugina, A. A. (2023) Pol, gender i gendernye stereotipy v sovremennom mire (postanovka problemy) [Sex, gender and gender stereotypes in the modern world (problem statement)]. Rossijskad nauka i obrazovanie segodnd: problemy iperspektivy, no. 1 (49), pp. 11-14. (In Russian) Rice, F. P., Dolgin, K. G. (2010) Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent. Development,
relationships, and culture]. Saint Petersburg: Piter Publ., 816 p. (In Russian) Ritzer, G. (2002) Sovremennye sotsiologicheskie teorii [Contemporary sociological theories]. 5th ed. Saint Petersburg:
Piter Publ., 688 p. (In Russian) Rubin, G. (2000) Obmen zhenshchinami: zametki po povodu "politicheskoj ekonomii" pola [The traffic in women: Notes on the "political economy" of sex]. In: E. A. Zdravomyslova, A. A. Temkina (eds.). Khrestomatiya feministskikh tekstov. Saint Petersburg: Dmitry Bulanin Publ., pp. 105-121. (In Russian) Sillaste, G. G. (1994) Sotsiogendernye otnosheniya v period sotsial'noj transformatsii Rossii [Socio-gender relations
during the social transformation of Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 3, pp. 17-24. (In Russian) Zdravomyslova, E. A., Temkina, A. A. (1997) Sotsial'naya konstruktsiya gendera i gendernaya sistema v Rossii [Social Construction of Gender and Gender System in Russia]. In: Materialy pervoj letnej shkoly po zhenskim i gendernym issledovaniyam "Valdaj-96" [Proceedings of the first summer school on women's and gender studies "Valdai-96"]. Moscow: MTSGI Publ., pp. 85-90. (In Russian)
E. B. CoKOAOBa, E. M. HuKOAaeBa
Zelenkova, T. V. (2015) Gendernye razlichiya v ispol'zovanii aktivnogo slovarya pri vypolnenii tvorcheskogo zadaniya det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Gender differences in the use of vocabulary when performing creative tasks by children of pre-school and early school age]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti. 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: sbornikmaterialovyubilejnoj konferentsii v 5 tomax. T. 5[From origins to modern times: 130years of organizing the psychological society at Moscow University: Collection of materials of the anniversary conference in 5 vols. Vol. 5]. Moscow: Cogito-Center Publ., pp. 84-87. (In Russian)