УДК 159.9.075
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ)*
Данная статья посвящена анализу результатов исследования эмпатии на этапе выбора и получения профессии (на примере старшеклассников и студентов-психологов). Эмпатия представлена как составляющая социальной креативности, с одной стороны, и как триединство эмоционального, рационального и поведенческого её компонентов, с другой.
Ключевые слова: эмпатия, социальная креативность, этапы профессионализации личности.
В. Ю. Писарева
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки психолога. Новые стандарты высшего профессионального образования фокусируют внимание преподавателей на общекультурных и профессиональных компетенциях, которыми должны обладать выпускники, то есть знаний, умений и навыков недостаточно для успешной работы начинающего психолога. Речь идет о формировании личности психолога, которая является одной из важных составляющих в работе профессионала, на этапе обучения в вузе.
Бесспорно, что процесс профессионального общения психолога и клиента характеризуется достаточно высокой степенью неопределённости, сложности, непредсказуемости, неполнотой и противоречивостью условий. Отсюда понятно, что это взаимодействие - неизбежно творческий процесс, требующий от психолога проявления социальной креативности.
В психологической литературе доминируют исследования, посвященные анализу креативности в сфере деятельности «человек - предмет» [2; 5; 7; 8; 9; 10; 16; 17; 20; 23; 24; 25; 26 и др.]. Кроме того, существует тенденция к автоматическому переносу результатов исследования креативности, полученных на предметном материале, в область взаимоотношений людей. Нами поддерживается критика Б.Ф.Ломова о необоснованности полного отождествления знаний об индивидуальной деятельности человека в мире вещей и в мире людей [14].
По нашему мнению, понятие «социальная креативность» охватывает продуктивные процессы, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в социальной сфере жизни людей, в политике, в образовании, в управлении и т. п. Или, другими словами, социальная креативность - это способность к гибкой организации новых форм социального взаимодействия.
На основе изучения психологической литературы был сделан вывод, что креативность в сфере общения наряду с общими характеристиками обладает рядом отличительных особенностей от предметной креативности: по содержанию [19], уровню сложности решаемых задач [22], происхождению [21], динамике развития [11], функциональному пространству [1] и др.
Одной из составляющих социальной креативности наряду с когнитивными, мотивационными, коммуникативными и экзистенциальными параметрами, является
* Работа выполнена в рамках конкурса грантов 2012 года для реализации краткосрочных проектов по направлениям развития науки, технологий и техники «Инициатива» в НИУ «БелГУ», проект ВКГИ 015-2012.
эмоциональный компонент, который обнаруживается в способности понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека. К. Роджерс считал эмпатическое понимание одним из необходимых условий, способствующих созидательному творчеству. Таким образом, эмпатия направлена на поддержание эмоционального фона в условиях проявления социального творчества. Однако на современном этапе развития психологической науки не описаны особенности эмпатии в структуре социальной креативности, чему решено уделить внимание в нашей работе.
Изучению феномена эмпатии посвящено значительное число психологических исследований [3; 4; 6; 20 и др.]. В нашей работе мы опираемся на понимание эмпатии как интегративного свойства личности, объединяющего три подструктуры - аффективную (эмоциональное соучастие в переживаниях других людей), когнитивную (способность индивида распознавать эмоциональные состояния другого и адекватно их интерпретировать), поведенческую (умение проявлять помогающее альтруистическое поведение в ответ на переживания другого). Или, говоря проще, эмпатия проявляется в единстве трёх её составляющих - умении понять другого человека, вчувствоваться в его переживания, оказать помощь и поддержку.
Роль развития тех качеств, которые являются профессионально важными, особенно велика в период юности, когда интенсивно развиваются жизненные перспективы, новые взгляды на отношения между людьми, на себя самого. Кроме того, личностной задачей оптанта (то есть выбирающего профессию) является оформление специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности реалистического представления о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные решения. Старшеклассник - ещё не представитель профессии, однако, он совершает большую внутреннюю работу по осознанию деятельности специалиста определенно профиля: его функциональных обязанностей, образа жизни, профессионально важных качеств.
В период получения профессии, когда человек стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебнопрофессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью понимания закономерностей развития эмпатии как компонента социальной креативности на этапе оптации и в процессе обучения профессии «психолог». Зная эти закономерности, можно разработать программу психологического сопровождения развития обозначенного качества.
Цель исследования: установить различия или их отсутствие между компонентами эмпатии у старшеклассников и студентов-психологов.
Для достижения цели исследования был использован метод измерения, реализуемый с помощью конкретного психодиагностического инструментария. Уровень развития эмпатии определялся нами на основе измерения трех его составляющих с помощью методик: «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и
Н. Эпштейн) [13]; «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В. А. Лабунская) [13]; «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко) [18].
На основании названных параметров всех испытуемых можно разделить на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем развития эмпатии.
В группу с высоким развитием эмпатии, условно названную нами «группой вы-сокоэмпатийных», вошли юноши и девушки, у которых все три показателя имеют
максимальное значение относительно других испытуемых (эмоциональный отклик -более 50 баллов; уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии - более 94 баллов; установки, способствующие возникновению эмпатических действий, - 4 - 6 баллов). В группу со средним уровнем развития эмпатии («среднеэмпатийные») вошли испытуемые, у которых два из заданных показателей имеет высокие значения. И группу с низким уровнем развития эмпатии («группа низкоэмпатийных») составили все остальные.
Таким образом, мы получили следующие результаты: из всех обследованных только 4 % старшеклассников и 7,7 % студентов-психологов могут быть отнесены к «группе высокоэмпатийных». Лишь для небольшой части юношей и девушек характерно эмоционально отзываться на переживания другого, обладать устойчивой системой знаний, способствующей распознанию эмоциональных состояний, и совершать адекватные действия, направленные на помощь и поддержку.
«Группа среднеэмпатийных» (её составляют 23 % обследованных старшеклассников и 42,3 % обследованных студентов, обучающихся профессии «психолог») обладает достаточной способностью эмоционально отзываться на переживания другого. Вошедшие в неё высоко сензитивны к переживаниям других людей, способны к безошибочному распознаванию эмоциональных состояний окружающий, и чаще всего совершают адекватные ситуации эмпатические действия и поступки. Хотя в некоторых случаях возможно бездействие.
«Группа низкоэмпатийных» отличается недостаточной способностью возникновения адекватных эмоциональных реакций на положительные или отрицательные переживания других людей, ограниченной способностью верно понимать чувства и эмоции окружающих, значительным количеством установок, блокирующих проявления соответствующих ситуации эмпатических действий. В неё вошли 73 % всех опрошенных, учащихся в школе, и 50 % опрошенных, учащихся в вузе.
Установленный нами факт свидетельствует о низкой степени развития эмпатии среди юношей и девушек, что может быть объяснено нарастанием темпоритма жизни современного человека ещё на этапе обучения в школе и, как следствие, необходимостью уделять первостепенное внимание внешней, а не духовной стороне повседневности, а также популярностью циничного, высокомерного, эмоционально холодного образа среди юношества и молодёжи. Кроме того, в рамках семьи, общества также скорее равнодушие, центрация на себе, собственной жизни и собственных переживаниях становятся социальной нормой.
С целью установления различий между уровнями развития эмпатии внутри каждой выборки (старшеклассники, студенты) поочерёдно была проведена обработка данных с помощью критерия Крускала-Уоллиса. Что касается старшеклассников, такие различия на высоком уровне значимости (при р<0,01) обнаружены по параметрам: эмоциональный отклик (Нэ=9,8б7), установки, способствующие эмпатическому поведению (Нэ=11,26), уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии (Нэ=9,82б). Соответственно, вывод о различиях в уровне развития эмпатии внутри группы подтвердился по всем её компонентам.
Что касается выборки студентов, статистически значимые различия (при р<0,01) обнаружены по такому компоненту эмпатии, как установки, способствующие эмпатическому поведению (Нэ=20,6), на достоверном уровне значимости (при р<0,05)- по уровню развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии (Нэ=6,451). Получается, вывод о достоверности различий по уровням развития эмпатии внутри выборки студентов, обоснован.
С целью установления различий по отдельным составляющим эмпатии на разных этапах профессионализации (оптанта и адепта) был проведён сравнительный анализ между двумя выборками с помощью и-критерия Манна-Уитни. Удалось зафиксировать статистически значимые по параметрам: установки, способствующие эм-патическому поведению (Ш=798), способность к распознанию эмоциональных состо-
яний объекта эмпатии (Ш=699,5) при степени значимости р<0,01. На достоверном уровне значимости зафиксированы различия по параметру «эмоциональный отклик» (иэ=1209,5 при степени значимости р<0,05).
Зафиксированные тенденции свидетельствуют о том, что, во-первых, вывод о различиях по уровням развития эмпатии и в группе старшеклассников, и в группе студентов обоснован. Во-вторых, группы старшеклассников и студентов-психологов различаются между собой по уровню развития всех компонентов эмпатии, это означает, что у студентов-психологов эмоциональный отклик, способность распознавать эмоциональные состояния объекта эмпатии, установки, способствующие эмпатическому поведению, более развиты по сравнению со старшеклассниками. Однако, несмотря на установленные положительные тенденции, нельзя сказать, что эмпатия как компонент социальной креативности находится на оптимальном уровне развития будущих психологов. Половина опрошенных студентов вовсе не обладают способностью к сопереживанию, а значит, и к новым нестандартным формам поведения в профессиональном общении. Установленные факты подтверждают актуальность обозначенной проблемы и подчёркивают необходимость продолжения исследований по данной теме.
Список литературы
1. Банюхова А. Е. Возможности развития социальной креативности студентов/ Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19 - 21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. ред. Л. А.Цветкова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.
2. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? - М.: ИФРАН, 1993.
3. Бодалев А. А., Ковалев Т. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. - № 5, 6 (1992).
4. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах / Под ред. Б. Д. Карвасарского, В. А. Мурзенко, 1995.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.
7. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.13. - М., 1996.
8. Гагай В. В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Монография. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004.
9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита, 1995.
10. Козленко В. Н. Проблема креативности личности/ / Психология творчества. - М., 1990.
11. Ильиных А. Е. Социальная креативность личности: психологическая структура. Известия Саратовского университета. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3, 2011.
12. Климов Е. А. О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Уч. пособие. — М.: МПСИ, 2006.
13. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю.Забродин. - М.: Наука, 1989.
15. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2006.
16. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003.
17. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989.
18. Попель А. А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. . канд. психол. наук. Нижний Новгород,. 2005.
19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. - Самара: издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - С. 486 - 490.
20. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М: Изд-во ЭКСМЩ-Пресс, 2001.
21. Тюрьмина Н. А. Креативность с сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 1997.
22. Чичук Е. Ю. Социальная креативность как компонент самореализации личности в социономической деятельности//Научно-информационный журнал «Человек. Сообщество. Управление». - Краснодар: Кубанский государственный университет. Специальный выпуск -№ 1., 2006.
23. Guilford J. P. Intelligence creativity and their educational implications. - San Diego (Calif.): Knapp, LC, 1988.
24. Torrance E. P. Education and the creative potential. - Mineapolis: Univ. of Minnesota press, 1997.
25. Torrance E. P. The creativity personality and the ideal pupil. Teacher Collage Record, 1983.
26. Mednick M. T., Mednick S. A., Jung C. Continual association as a function of level of creativity and type of verbal stimulus. Journal of Abnormal and Social Psicyjljge, 1984.
FEATURES OF EMPATHY AS PART OF THE SOCIAL CREATIVITY AT SEPARATESTAGES OF PERSONALITY PROFESSIONALIZATION (ON THE EXAMPLE OF PSYCHOLOGY STUDENTS)
Belgorod National Research University
V. Yu. Pisareva
This article analyzes the results of the study of empathy when selecting and obtaining the profession (for example senior and psychology students). Empathy is presented as a component of social creativity, on the one hand, and as the trinity of emotional, behavioral and management of its components, on the other.
e-mail:
Keywords: empathy, social creativity, stages of professionalization of the
individual.