Научная статья на тему 'Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте'

Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
795
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нелипа Любовь Николаевна

Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте»

Л.Н. Нелипа РЕЧЕВЫЕ АКТЫ ЭМПАТИВНОГО ТИПА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ АКТЕ

Данная статья посвящена речевым актам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В ней даётся определение понятию эмпатии и рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях науки.

Традиционно в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием «эмпатия».

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого [19]. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность ‘прогуляться в ботинках’, ‘влезть в шкуру’ или ‘увидеть ситуацию глазами’ другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание» и другие.

Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Вместе с тем можно выделить несколько основных линий развития представлений об эмпатии.

По нашему мнению, в исследованиях по проблемам эмпатии выделяются два основных направления: когнитивное и эмотивное. В первом случае эмпатия рассматривается как способ понимания другого человека, направленный на анализ другой личности (Р.Б. Карамуратова, 1965), как «умственная коммуникация», как «способность понимать структурирование мира другим без принятия его позиции» (G. Mead, 1934), т.е.

как чисто интеллектуальный процесс. Эмпатия при таком подходе определяется как осмысление внутренней жизни другого человека, как вид чувственного познания. В рамках данного направления существует тенденция, рассматривающая эмпатию как интуитивное познание эмоционального состояния другой личности.

Представители другого направления трактуют эмпатию как эмоциональное состояние, возникающее у субъекта при виде переживаний другого человека (Т.И. Пашукова, 1985). Эмпатия в этом случае рассматривается как аффективное явление, суть которого состоит в проникновении в аффективные ориентации другого чело века, в сочувствии переживаниям этого человека, в способности приобщиться к его эмоциональной жизни, разделить его эмоциональное состояние, то есть это то, что Н.Н. Обозов называет «эмпати-ческим отреагированием» (Н.Н. Обозов, 1979).

Анализ вышеуказанных исследований делает очевидным вывод, что дифференцировка эмпатии как процесса производится с учетом преобладания в ней одного из двух компонентов: когнитивного, эмоционального. Преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности характерно для адекватного понимания другой личности. Доминирование эмоционального компонента в эмпатии говорит о преимущественно эмоциональном отклике одной личности на переживания другой.

Естественно, существует и «компромиссный» подход, в соответствии с которым эмпатия содержит когнитивный и аффективный компоненты и может ситуативно проявляться как в познавательной, так и в аффективной сферах (G. Gladstein, 1983). Более того, ряд исследователей отмечает, что дихотомия когнитивной и аффективной эмпатии ложна, оба вида неизбежно влияют друг на друга, либо, в принципе, сами термины неточны и описательны (C. Duan & C. Hill, 1996).

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан гуманистической психологией,

в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим - в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.

К. Роджерс определял эмпатию как «способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает...».

На таком понимании роли эмпатии базируется клиенто-центрированный подход к психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание клиента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Оно очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности. Иногда даже намерение понять может «вылечить». Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные, неясные высказывания больного, поощряет его больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого.

С точки зрения гуманистической психологии именно слушание с пониманием (слышание) лечит, а не объяснение, интерпретация, как, например, в психоанализе.

Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания - слышания, подтверждения (А.У Хараш).

Впоследствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель и т.д. К. Роджерс говорит об эмпатии как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. Фасилитатором, т.е. способствующим процессу (личностного роста, учения, общения), может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и учитель, родитель, супруг.

Завершая описание вклада гуманистической психологии в развитие представлений об эмпатии, можно сказать, что утвердившееся к середине 1960-х гг. представление об аффективно-когнитивной природе процесса эмпатии было дополнено, а на наш взгляд, и углублено введением коммуникативного компонента.

К. Роджерс, С. Труакс определяют коммуникативный компонент как способность передавать

партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации. С. Дэниш, Н. Каган говорят о способности отслеживать и описывать внутренний мир другого в понятных для него словах. Т. Киф в свою модель эмпатического процесса включает этап точной передачи другому возникших по его поводу чувств в вербальной и невербальной формах. Н.Н. Обозов в своей иерархической структурно-динамической модели называет коммуникативный компонент эмпатии действенным или поведенческим. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (Н.Н. Обозов, 1979). Такое расширенное и углубленное понимание эмпатии означает, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии.

Акт эмпатии может состояться только тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, видите, слышите. И это он может узнать по тому, что вы говорите, делаете, по вашей мимике, пантомимике, жестам, не говоря уже о конкретных поступках.

Профессор психологии Университета Лайоне в Чикаго автор ряда книг по психологическому консультированию и профессиональному тренингу консультантов Дж. Иган замечает, что если присутствии и слушание - это навыки, которые позволяют консультанту установить связь с миром клиента, то эмпатия - это навык, который позволяет консультанту передать клиенту ясным языком своё понимание мира. Поскольку эмпатия - это навык, то это то, чему можно научиться. Сообщение понимания не обязательно предполагает выражение посредством слов. Имея достаточно времени, люди могут создать то, что он называет «эмпатическими отношениями», в которых понимание сообщается с помощью разнообразных, едва уловимых, невербальных способов. Иногда единственного взгляда, брошенного одним супругом другому, втянутому в нежелательную для него беседу, бывает достаточно, чтобы передать всю глубину понимания. Взгляд говорит: «Я знаю, что ты чувствуешь себя пойманным, что ты не хочешь ранить чувства другого человека. Я чувствую, что внутри тебя происходит борьба. Я знаю, что тебе хотелось бы чтобы я избавил тебя от этого, если я могу сделать это тактично». Люди с эмпатическими отношениями, выражают эмпатию посредством действий. Рука, обнимающая плечи человека, кото-

рый только что потерпел поражение, поглаживание по голове ребёнка, кивание головой в подтверждении понимания услышанного, внимательный проникновенный взгляд и добрая улыбка могут передать поддержку и эмпатию.

Адекватная эмпатия вызывает у человека чувство, что его услышали, поняли ту или иную лич-ностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило, приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.

Наблюдение переживаний другого может привести к эмпатии как заражению эмоциями другого. Подобное может происходить в различных ситуациях: в диаде «мать-ребенок», в любовных отношениях, в группе, в толпе и т.п.

В своей обзорной статье C. Duan and C. Hill (1996) отмечают, что термин «эмпатия» описывается в соответствии с тремя различными подходами.

Во-первых, эмпатия определяется как черта личности или общая способность «понимать переживания другого человека» или «осознавать чувства других людей». Эмпатия определяется как «эмпатическая диспозиция», «интерперсональная ориентация», «способность реагировать на чувства другого человека» и «диспозициональ-ная эмпатия». Подобного подхода к эмпатии придерживались как представители психотерапии и психоанализа (D. Buie, S. Danish & N. Kagan, R. Dymond, B. Easser, R. Hogan, C. Rogers, F. Sawyer,), так и исследователи в сфере социальной психологии и психологии развития (J. Aron-freed, N. Feshbach, M. Davis, R. Kestenbaum, E. Farber & L. Sroufe, G. Mead). Имплицитно в этих взглядах содержится представление, что некоторые индивиды являются более эмпатийными, чем другие, как по генетическим, так и по онтогенетическим основаниям.

Во-вторых, эмпатия определяется как ситуативное когнитивно-аффектное состояние. С этой точки зрения эмпатия определяется как «замещающая» реакция по отношению к реакциям другого человека, а также ощущение внутреннего мира другого как своего собственного мира. Имплицитно для такого ситуационного подхода то, что безотносительно уровня развития эмпатии, эмпатическое переживание определено ситуацией. Очевидно, что такой подход находится в сфере интересов психотерапии при оценке эмпатии терапевта в течение сессий. Социальные психологи также заинтересованы в таком подходе, так как он позволяет манипулировать эмпати-

ей при исследовании ее роли в таких процессах, как альтруизм и атрибуция.

В-третьих, эмпатия определяется как многофазовый процесс переживания. Здесь переживание эмпатии рассматривается от момента к моменту, и оцениваются процессы, включенные в продуцирование эмпатического состояния. Различные модели «состояний» показывают, что терапевт в состоянии терапевтической эмпатии проходит через ряд этапов. В циклической модели G. Barrett-Lennard (1981) определены три фазы эмпатии: эмпатическое резонирование, выражение эмпатии, полученная эмпатия. Процесс «временного проживания» C. Rogers (1975) включает 1) ощущение внутреннего мира клиента и 2) сообщение клиенту об этом ощущении. Двухшаговая эмпатия в психоанализе H. Kohut (1984) включает понимание и объяснение, а многошаговый межличностный процесс G. Gladstein (1983) -эмоциональное заражение, идентификацию и принятие роли. Клиническая ценность такого подхода велика, но эмпирическая операционали-зация эмпатии как многофазового феномена ограничена. Как и многие другие теории состояний, многофазовая эмпатия сложна для оценки. Таким образом, теории, определяющие эмпатию как процесс, включающий множество состояний, остаются скорее описательными, чем объяснительными.

C. Duan and C. Hill (1996) считают, что указанные подходы выражают собой три различных феномена, имеющих эмпатию в качестве общего корня: диспозициональную эмпатию, эмпатичес-кое переживание и эмпатический процесс. Такое видение поможет уменьшить путаницу, возникшую вокруг дефиниции эмпатии.

В межличностной коммуникации эмпатия -это средство вежливости. Попытка проникнуть во внутренний мир другого несёт послание уважения. Эмпатия является также ненавязчивым средством помощи клиенту в исследовании себя и своей проблемной ситуации. В конечном итоге она действует как своего рода смазочный материал, эмпатия поощряет и облегчает диалог.

Такое представление об эмпатии раскрывает широкие возможности для развития эмпатии через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свой-

ства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т.П. Гавриловой и

Н.Н. Обозова. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийнос-ти, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность и эгоцентричность.

Широко известны разработанные К. Роджерсом и другие методы эмпатического (активного) слушания. На их основе создаются специальные программы обучения навыкам эмпатии психотерапевтов, учителей, родителей, супругов. Имеется также много данных о применении методики А. Мехрабиана для учителей (С.Б. Борисенко, К.В. Вербова, ГВ. Парамей). Методика С.Б. Борисенко «Закончи ситуацию» была создана специально для исследования педагогической эмпатии.

В результате анализа понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психолого-педагоги-ческой литературе мы пришли к выводу, что за этими понятиями могут скрываться очень разные содержания, иногда даже противоположные их первоначальному смыслу.

Нами же эмпатия рассматривается как свойство личности, проявляющееся в ситуациях общения и взаимодействия, в которых актуализируется гуманистическая направленность. Эмпатия проявляется в понимании внутреннего мира человека, эмоциональном приобщении к его жизни.

Цель эмпатии в том, чтобы помочь клиенту почувствовать себя понятым, и в том, чтобы помочь ему сдвинуться с места. Важно не просто сопереживать с человеком какие- то его чувства и эмоции, а характером своего сопереживания затушёвывать негативные эмоциональные проявления индивидуума, например, такие как тревогу, вину или утрату объекта. Эмпатия - это всегда двусторонние отношения, ролевые распределения в них будут зависеть от перлокуции речевого акта. Выражая соболезнование, сочувствуя или сопереживая, говорящий проникается настроением партнёра по коммуникации, разделяя с ним его отрицательное психическое состояние. Как правило, такое общение носит либо официально-деловой характер, когда начальник выража-

ет соболезнование своему подчинённому по поводу смерти одного из членов его семьи, либо дружеский характер. С фонетической точки зрения, данные речевые акты можно отнести к мягким увещеваниям с мало интенсивной, плавно изменяющейся мелодикой.

Речевые действия, выраженные глаголами успокаивать, поддерживать, одобрять, мирить, подбодрить, совершаются говорящим без соотнесения себя с позицией слушающего. Данные речевые акты выполняют воспитательную функцию (учитель, тренер-ученик, родитель-ребёнок), помогают снять тревожные и болезненные состояния (врач-пациент). Авторитарная модальность такого речевого взаимодействия выражается в проникновенности, убедительности, аргументированности речи говорящего. В завершении следует сказать о том, что описание просодической структуры эмпативных иллокутивных актов стилистически не дифференцировано.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Психология общения. - М.; Воронеж, 1996.

2. Борисенко С.Б. Методы диагностики и формирования эмпатии у учителей: Автореф. дис. . канд. наук. - Ворошиловград, 1988.

3. Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестн. МГУ - 1990. - .№2. - С. 66-70.

4. Вопросы психологии познания и общения. -Краснодар, 1985.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психол. - 1975. - №2. - С. 147-158.

6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. наук. - М., 1977.

7. ГиппенрейтерЮ.Б., Карелина Т.Д., Козлова Е.И. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993. - №3.

8. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. дис. . канд. наук. - Тбилиси, 1984.

9. Карамуратова Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогичес-

ком процессе: Автореф. дис. . канд. наук. -Алма-Ата, 1984.

10. Кохут X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Рос-сохина. - М.: Институт психологии РАН, 2000.

11. Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. . канд. наук. - М., 1989.

12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. - М., 1994.

13. Сарджвеладзе Н.И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред.

А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Т. 3. - Тбилиси, 1978. - С. 485-490.

14. Duan C. & Hill C.E. The current state of empathy research // Journal of Counseling Psychology. - 1996. - V 43. - №>3. - Р. 261-274.

15. Barrett-Lennard G.T. The Empathy Cycle: Refinement of Nuclear Concept // Journal of Counseling Psychology. -1981. -№28. -Р. 91-100.

16. Egan G. The skilled helper. Pacifik Grove, Ca; Brooks/ Cole. - 1988.

17. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy development training, consequences. - New Jersy; London, 1985. - 287 p.

18. Kohut H. How Does Analysis Cures? - The University Chicago Press, 1984.

19. Mead G. Mind, Self and Society. - Chicago: University of Chicago Press, 1934.

А.В. Пашкова СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ О ПОНЯТИЙНОЙ СПЕЦИФИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Постигая мир, в котором мы живем, подвергая его рациональному анализу и эмпирическому изучению, необходимо стремиться к онтологической ясности. К. Джерджен, профессор психологии колледжа Свартмора (США), один из главных представителей постмодернистского направления в психологии, основатель так называемой теории социального конструкционизма, пишет о необходимости четко разделять предметы, иначе мышление станет туманным, а исследование может оказаться беспочвенным. Ясность в этих вопросах нужна также для профессиональной эффективности. Строгое разделение областей исследования и целей различных профессий позволит избавиться от лишних усилий и способствует движению науки вперед. В этом контексте различение социального и психологического, межличностного и социального, создает условия для сосуществования продуктивных и дополняющих друг друга дисциплин исследования.

Однако с изменением развития научного знания в XX в. обнаружилась ограниченность подобной «страсти к порядку». Различные направления, заявляя свои права на территории реального, изолируются от соседних областей знания. Когда же эксперты из оппозиционных течений пытаются сотрудничать, их модели часто оказы-

ваются несовместимыми. Кроме того, любая ограниченная научная теория пытается включить в сферу своих исследований и объяснить человеческую деятельность в целом. На взгляд Джерд-жена [4], в конце XX века обозначился стремительный рост числа междисциплинарных областей знания (гендерные исследования, исследования сред, исследования культуры, гомосексуальные исследования и др.), наблюдается всеобщее недовольство традиционными дисциплинарными границами. Урбанистическая социология начинает сближаться с антропологией, социальная психология - с социальной лингвистикой, психология - с эволюционной биологией, культурная антропология - с литературным анализом. Но, что еще важнее, считает Джерджен, это то, что различные интеллектуальные течения последних сорока лет всерьез поставили под вопрос любые попытки разделения областей исследования.

Деррида [1] и другие исследователи анализируют любое высказывание не как нечто самостоятельное, а как зависящее от длительной истории употребления языка, в который оно включено. Рассматривать значение слова как прозрачное -значит, по их мнению, отрицать его историю, вытеснять всю его обширную сеть взаимозависимостей и препятствовать возможности его творческого и разностороннего применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.