ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
И.А. Боброва, канд. пед. наук, доцент О.В. Чурсинова, канд. психол. наук
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)
Аннотация. В данной статье рассматриваются понятие, структура, сензитив-ный период эмоциональной креативности, ее особенности развития в подростковом возрасте, в повышении стрессоустойчивости и саморегуляции обучающихся, а также ее роль в эффективном взаимодействии подростков с окружающим миром.
Ключевые слова: креативность, эмоции, дивергентное мышление, эмоциональный синдром, креативная личность.
В современном обществе к формированию творческой, самостоятельной, открытой новому опыту, способной находить решения в нестандартных ситуациях, с творческим отношением к действительности личности предъявляются завышенные требования. Творческий, креативный человек, способный разглядеть необычное в обычных вещах ценится во всех сферах жизнедеятельности.
В связи с этим перед образованием ставятся новые и особо важные задачи, одной из которых является воспитание и обучение, способствующее полноценному развитию личности, ее творческих устремлений, адаптации человека к различному окружению, динамично меняющейся социально-экономической ситуации. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией образовательной деятельности, акцентом на исследовательскую деятельность обучающихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить пристальное внимание на формирование креативности не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности [1].
Креативность рассматривается как внутренний потенциал, определенный ресурс человека.
Карл Роджерс под креативностью понимал способность человека находить новые, нестандартные способы
решения имеющейся проблемы или новые способы ее выражения [2].
Одним из важнейших условий актуализации этой способности является наличие самообладания и уверенности в себе.
Дж. Гилфорд креативность рассматривает как интегральную способность к генерации идей, придумыванию и творению нечто нового, непосредственно связанную с дивергентным мышлением
[3].
Дивергентное мышление - это мышление в разных направлениях, оно характеризуется порождением множества различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе креативности.
В настоящее время большой интерес у исследователей вызывает проблема эмоциональной креативности. В отличие от классических творческих способностей, она находится на уровне эмоционально окрашенного материала, т.е. в общем представлении являет собой формирование новых мыслей и идей в отношении эмоциональных явлений.
Данное понятие введено Дж. Эйв-риллом, в рамках конструктивистской теории эмоций. Автор рассматривает эмоциональную креативность как способность переживать и выражать новые оригинальные эмоции [3].
Во главу своей концепции Дж. Эйв-рилл ставит понятие эмоциональный синдром. Под этим термином автор по-
нимает эмоции, которые являются продуктами творческой активности. Цель творчества всегда заключается в генерации эмоций. Эмоции автора в процессе творческого акта преобразуются в произведения искусства (картины, фильмы), которые в свою очередь вызывают эмоции зрителей, слушателей, читателей.
Эмоциональные синдромы представляют собой организованные паттерны таких реакций как гнев, любовь, горе, восторг и др.
Эмоции, согласно Дж. Эйвриллу, не являются биологически запрограммированными реакциями, а конструируются социумом. Способность влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется эмоциональной креативностью [4].
У разных людей эмоциональная креативность проявляется в различной степени. Одни люди способны лишь необычным и особенно эффективным образом выражать и переживать эмоции в рамках уже существующих эмоциональных синдромов. Для других людей характерен более высокий уровень эмоциональной креативности, проявляющийся в модификации стандартных эмоций. Другими словами, наиболее креативные люди способны сами создавать новые формы эмоций, меняя правила и представления, на которых эти эмоции основаны.
В структуре эмоциональной креативности Дж. Эйврилл выделяет несколько уровней:
низший уровень характеризуется наиболее эффективным использованием уже существующих эмоций, созданных внутри культуры;
средний уровень сопровождается видоизменением стандартных эмоций для эффективного удовлетворения потребностей человека или группы людей;
высший уровень проявляется в развитии новых форм эмоций, основанных на изменениях в верованиях и нормах.
Андреева И.Н. рассматривает эмоциональную креативность по отношению к эмоциональному интеллекту, однако автор убеждена, что эмоциональ-
ная креативность является более широким понятием, чем эмоциональный интеллект, так как предполагает новизну эмоциональной реакции. Эмоциональный интеллект связан с конвергентным мышлением, в то время как эмоциональная креативность опирается на дивергентное мышление [5].
В качестве основных структурных компонентов эмоциональной креативности И.Н. Андреева выделяет:
- подготовленность (формирование способности к пониманию эмоциональных переживаний);
- новизну (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции);
- эффективность/аутентичность (умение выражать эмоции искренне и искусно).
Власова О.И. характеризует эмоциональную креативность как способность к аутентичному и эффективному переживанию эмоций. При этом эмоциональная креативность является частью общей эмоциональной одаренности, проявляющейся в непринуждённости и нестандартности выражения эмоций, но с учётом ситуации и уместностью эмоционального поведения [6].
Угрюмова Н.В. рассматривает эмоциональную креативность в двух аспектах: в широком смысле слова, как дивергентное чувствование, в этом аспекте она входит в состав всех компонентов эмоциональной сферы, и в узком смысле слова как способность, связанную с деятельностью и являющуюся основой для артистических способностей.
В структуру эмоциональной креативности как способности Н.В. Угрюмова включает: эмоциональную продуктивность (беглость эмоций), гибкость эмоциональных переживаний, оригинальность эмоций [7].
Необходимо отметить, что эмоциональная креативность обуславливает положительные или, наоборот, отрицательные последствия того или иного эмоционального состояния. Эмоционально креативная личность любое эмоциональное состояние способна на-
править в творческое русло, а также эффективно противостоять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям [7].
Сензитивным периодом развития креативности несомненно является подростковый возраст. С одной стороны у подростков проявляется творческая активность, с другой стремление к самовыражению и самостоятельности в решении проблем.
В подростковый период показатели креативности возрастают, но, как правило, под воздействием определенных социально-психологических факторов и в результате создания благоприятных условий. Анализ условий креативности в подростковом возрасте в контексте их связи с процессом адаптации к новым или изменяющимся условиям обучения показывает, что система школьного обучения в некоторых случаях может блокировать, а не выявлять креатиность учеников. В ряду внешних факторов, мешающих развитию креативности, исследователи называют отсутствие поддержки среди окружения (родителей, учителей, друзей), недостаточное материальное обеспечение и т.п.
Важным условием в развитии креативности подростка является реализация им своей индивидуальности, поскольку раскрытие творческих возможностей школьника зависит от его внутреннего потенциала, понимания им своих способностей, то есть своего «Я» в форме самосознания. Рост всех показателей креативности ребенка происходит именно в период подросткового возраста. Причем больше всего растут показатели скорости, гибкости, оригинальности. Однако, указанный рост возможен только в результате постоянного развития данных показателей и под воздействием благоприятных социальных и психологических условий. При этом на рост показателей креативности могут повлиять: специфичность информации, получаемой ребенком, объем знаний внешнего (предметного) мира, а также
взаимоотношения с определенной социальной группой и уровень развития самосознания школьника.
Эффективное развитие эмоциональной креативности в процессе обучения в средней школе возможно при целенаправленном влиянии на творческие процессы в целом, а также обеспечении условий благоприятной обогащенной креативной образовательной среды -внешних и внутренних факторов и исключении действия барьеров и препятствий творчества. При этом организация обогащенной образовательной среды определяется как обеспечение совокупности условий, связанных с материально-техническим и программно-методическим обеспечением образовательной деятельности, а также с созданием условий творческого комфортного взаимодействия обучающихся между собой, с учителями, родителями; использованием разных методов и средств активизации деятельности, которая обеспечивает творческое развитие личности и т.п. [8].
Значительные изменения проявляются и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка трудно управляемы и полярны, бурно проявляются. Им присуща страстность, вспыльчивость, раздражительность, неумение контролировать свои эмоции, резкость в поведении. При ощущении малейшей несправедливости по отношению к себе подростки способны легко «взорваться», несмотря на дальнейшие сожаления по поводу своей несдержанности. На данном возрастном этапе важно направить и поддержать развитие ребенка в нужном русле.
Таким образом, развитие эмоциональной креативности играет важную роль для эффективного функционирования личности в окружающем мире, повышая стрессоустойчивость и возможности саморегуляции, за счет тесно связи эмоций с поведенческими и когнитивными структурами личности.
Библиографический список
1. Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Том 7. - №1. http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN115.pdf (доступ свободный).
2. Мартыненко Е.В., Матвиенко В.В. Понятие и концептуальные основы креативности как творческие способности индивида: структура одаренности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №5. - С. 410-414.
3. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура // Психология и психотехника. - 2012. - № 2. -С. 43-50.
4. Averill J. R. Emotional creativity: Toward «spiritualizing the passions» // Handbook of positive psychology / Ed. by C.R. Snyder, S.J. Lopez. New York: Oxford University Press, 2002. P. 172-185.
5. Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта // Вюник Чершпвського державного педагогичного ушверситету. -Черншв: ЧДПУ. - 2006. - Випуск 41. - Том
6. Власова О.1. Психолопя сощальних здiбностей: структура, динамша, чинники розвитку: Монографiя. - К.: «Кшвський ушверситет», 2005.- 308 с.
7. Угрюмова Н. В. Психологические условия развития эмоциональной креативности у педагогов // Психологические науки. - 2014. - №1. - С.41-44.
8. Барабаш О.Ю. Особенности проявления творческих способностей подростков в обогащенной образовательной среде // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2013. - №4. - С. 30-38.
PECULIARITIES OF TEENAGERS EMOTIONAL CREATIVE WORK
DEVELOPMENT
I.A. Bobrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor O.V. Chursinova, candidate of psychological sciences
Stavropol regional institute for the development of education, advanced training and retraining of educators (Russia, Stavropol)
Abstract. This article is about the notion, structure, sensitive period of emotional creative work, it s development of people peculiarities in their teens who are raising the keeping their balance under enormous stress at their work and learners self-regulation, and as well as it s role on effective interaction between teenagers and surroundings.
Keywords: creativity, emotions, divergent thinking, emotional syndrome, creative personality.