I СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Н.В. Угрюмова*
Аннотация. Рассматриваются различные современные представления об эмоциональном интеллекте (Е1) и эмоциональной креативности (ЕС). В результате анализа литературы был сделан вывод о том, что эмоциональная креативность — более широкое понятие, чем Е1. В отличие от последнего она предполагает новизну эмоциональной реакции. Различия отмечаются и в подходе к обработке эмоциональной информации. Если Е1 скорее относится к конвергентному интеллекту, то ЕС основывается на дивергентном интеллекте. Взаимосвязи Е1 и ЕС в общем соответствуют взаимосвязям между когнитивным интеллектом и когнитивной креативностью.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная креативность, психология, современные представления.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.92
CURRENT CONCEPTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND EMOTIONAL CREATIVITY IN PSYCHOLOGY
N.V. Ugryumova
Abstract. In this paper, we consider a variety of modern concepts of emotional intelligence (EI) and emotional creativity (EC). An analysis of the literature concluded that emotional creativity — a broader concept than EI. In contrast to the latter it involves novelty emotional reactions. Marked differences in the approach to the treatment of emotional information. If EI is rather a convergent Intellect, the EC is based on divergent intelligence. Relationship EI and EC in general correspond to the links between cognitive intelligence and cognitive creativity.
Keywords: emotional intelligence, emotional creativity, psychology, modern ideas.
Научная специальность 19.00.01 — Общая психология; психология личности; история психологии
Вначале следует сказать пару слов о том, что из себя представляет эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность. Понятие эмоциональный интеллект ввели в научный обращение в 1990 г. Зарубежные психологи P. Salovey и J.D. Mayer для определения характерных черт человеческой психики: умение разбираться в своих эмоциях, сопереживать и понимать людей (что обычно называют эмпатией), и способность стабилизировать собственные чувства. В 1995 г. под тем же названием вышла в свет нашумевшая книга доктора Daniel Goleman преподавателя Гарварда. В ней автор довольно убедительно доказывает, что жизненный успех человека определяется не столько пресловутым коэффициентом умственного развития (IQ), сколько особенностями разума, которые называются эмоциональным интеллектом (EQ). Наиболее явно EQ проявляется в искусстве общения, доброжелательности, тактичности, умении быстро оценить ситуацию и соответствующим образом отреагировать на нее.
Пример. Когда Goleman предложил директору исследовательского центра Bell Labs озвучить список тех кто по его мнению были лучшими сотрудниками, в их рядах оказались не обладатели сверхвысокого IQ (каких в компании было немало), а обычные талантливые инженеры, приятные в общении, надежные в сотрудничестве, популярные в собственном коллективе и за его пределами и получающие наибольшее количество электронных посланий. Успех таких сотрудников легко объясним: они коммуникабельны и всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь коллег в сложных рабочих ситуациях. Чего не скажешь о гениальных, но, увы, социально неэффективных «волках-одиночках», предпочитающих самостоятельно трудиться над поиском правильных решений.
Понятие эмоциональной креативности является новым, и используется для обозначения интегральной характеристики эмоциональной сферы и целостной личности обеспечивающей продуктивно-творческий характер профессиональной деятельности, с одной стороны,
© Угрюмова Н.В., 2013
* УГРЮМОВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА,
аспирант кафедры общей и возрастной психологии Московский институт экономики, политики и права Контакты: Климентовский пер., д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184 E-mail:nata1626@gmail.com
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
и предотвращение профессиональных деструкций личности с другой стороны. Определенное сочетание наиболее важных эмоциональных, интеллектуальных, волевых, ценностных и духовно-нравственных качеств личности создает предпосылки для успешного творческого разрешения профессиональных ситуаций. Эту совокупность и является эмоциональной креативностью, в этом определении понятие эмоционального интеллекта, широко используемое в психологических исследованиях (D. Gole-man, M. Devis, Л. Станков и R. Roberts, D. Caruzo, J. Mayer, R. Sternberg, P. Salovey и др.), получает свою конкретизацию применительно к творческой личности.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ
Первое на что стоит обратить внимание это круг вопросов, обсуждаемых в современных научных работах по эмоциональному интеллекту, прежде всего, представления о его природе и структуре.
В последние десять лет эмоциональный интеллект (EI) притягивает огромный интерес академического психологического общества. Вначале представление об эмоциональном интеллекте в большей степени относилось к популярной психологии, тем не менее, академическая психология также утвердила его как немаловажный конструкт, владеющий большим пояснительным и прогностическим потенциалом. В наше время активно разрабатывается проблематика EI. Тем не менее, при внимательном рассмотрении распространенных представлений об эмоциональном интеллекте видно, что его содержание довольно неточное и широкое.
Концепция EI родилась из понятия социального интеллекта, которым занимались такие авторы, как E. Thorn-dike (1920), J. Guilford (1967), H. Eysenck (1995). Особенно приблизился к понятию эмоционального интеллекта H. Gardner, который в рамках собственной концепции множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект (Gardner, 1983). Способности, включенные им в данные понятия, обладают непосредственным отношением к EI. Таким образом, внутрилич-ностные мыслительные способности трактуется им равно как доступ к своей эмоциональной жизни, к собственным аффектам и эмоциям: умение быстро отличать эмоции, называть их, переключать в символические коды и использовать в качестве средств для осознания и управления своим поведением [5].
Ранняя и более популярная в академической психологии модель эмоционального интеллекта была предложена Peter Salovey и John Mayer, ими же был введен в психологию термин «эмоциональный интеллект». Начальный вид данной модели был предложен в 1990 г. [6]. По их данным
EI — это способность наблюдать личные и посторонние эмоции и чувства, отличать их и использовать эти данные с целью направления мышления и действий. EI трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций; 2) регуляция эмоций; 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Все виды способностей включают в себя ряд компонентов. Умение идентифицировать и формулировать эмоций делятся на два элемента, один из которых ориентирован на собственные, а второй — на чужие эмоции. Первый элемент содержит вербальный и невербальный субкомпоненты, а второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Регулирование эмоций складывается из двух частей: регулирование собственных и посторонних эмоций. Третий вид возможностей, связанный с применением эмоций в мышлении и деятельности, содержит составляющие гибкого планирования, креативного мышления, перенаправленного интереса и мотивации.
Позднее Salovey и Mayer доделали и более точно определили предложенную ими модель, что отражено в ряде их публикаций (к примеру: Mayer, Salovey, 1997; Mayer et al., 2001; Caruso, Mayer, Salovey, 2002). Данная переработанная модель базируется на представлениях о том, что эмоции включают в себя информацию о взаимосвязях человека с остальными людьми либо объектами, т.е. они «информируют» человека о характере данных связей.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Не так давно в психологии творчества стало развиваться понятие о новом конструкте — эмоциональной креативности (EC). В отличие от классических творческих способностей, она находится на уровне эмоционально окрашенного материала, т.е. в общем представлении являет собой формирование новых мыслей и идей в отношении эмоциональных явлений.
Появление понятия «эмоциональная креативность» в психологии связано с логикой развития двух независимых подходов. В области психологии эмоций понятие эмоциональной креативности зарождается как закономерное и логически необходимое следствие конструктивистского взгляда на эмоции. В социально-конструктивистской теории эмоций J. Averill ключевым является понятие «эмоциональный синдром». Эмоции, согласно J. Averill, не являются биологически запрограммированными реакциями, а конструируются социумом, и очевидно, что есть кто-то, кто отвечает за их создание. Способность влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется эмоциональной креативностью [4].
г I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Продолжая рассматривать эмоциональную креативность в двух аспектах: в широком смысле слова, как дивергентное чувствование, в этом аспекте она входит в состав всех компонентов эмоциональной сферы, и в узком смысле слова как способность; отмечается, что структура эмоциональной креативности в широком смысле слова отражает структуру эмоциональной сферы и связана с дивергентным чувствованием, которое является одной из характеристик собственно эмоций, чувств и эмоциональных черт личности. В узком смысле эмоциональная креативность является способностью, оказывается связанной с деятельностью и является основой для артистических способностей. В структуру эмоциональной креативности как способности включаются: эмоциональная продуктивность (беглость эмоций), гибкость эмоциональных переживаний, оригинальность эмоций и их разработанность.
Иная сфера, в которой возникновение определения эмоциональной креативности фактически неизбежно — это когнитивная психология. Исследование умственных и креативных процессов со времени происхождения психологии как науки занимает в ней одно из главных мест.
Определить, что такое эмоциональная креативность, можно только вместе с ответом на вопрос, что такое личность. Согласно теории С.Л. Рубинштейна, прежде всего, личность является субъектом своей жизни, т.е. ее творцом. Исходя из этого принципа, личность следует рассматривать как активную целостную систему, по определению способную к творчеству, как в отношении к самому себе, так и в отношении всего мира и других людей. Таким образом, получается, что любая личность в той или иной степени креативна. Способность креативности впервые была выделена Дж. Гилфордом, как интегральная способность, связанная с дивергентным мышлением [1]. В центре его концепции — положение эмоциональный синдром. Этот термин обозначал чувства, которые были продуктами творческой динамики. Целью творчества, целью искусства постоянно является рождение эмоций. Чувства и эмоции автора в ходе креативного действия преобразуются в творения искусства, которые тоже провоцируют эмоции публики, слушателей, читателей. Эмоциональные синдромы (emotional syndromes), по сути, являются организованными паттернами реакций, которые в обычном языке называют такими терминами как радость, горе, гнев, любовь и т.п. [3]. Задача искусства генерировать
новые эмоциональные синдромы, чтобы вызывать более сильные эмоции.
В отечественной психологии интерес к теме эмоциональной креативности был проявлен сотрудниками лаборатории психологии и психофизиологии творчества ИП РАН (Ушаков, 2005; Люсин, 2008; Валуева, 2009). В работах этих исследователей идея выделения «эмоциональной» творческой способности выдвинута по аналогии с традиционным для психологии индивидуальных различий дифференцированием способностей по операциям и содержанию. Дихотомии «интеллект — креативность», «предметное — эмоциональное содержание» задают двумерное пространство локализации соответствующих конструктов в номологической сети [2].
Ясно, что любые теории несостоятельны без экспериментального обоснования конструкта и использования измерительных процедур. В нашей стране, как и за рубежом, сходный подход к тестовой операционализации эмоциональной креативности, что позволяет выделить специфическую направленность — сравнивать EC с дивергентным мышлением. Тестовые методики на эмоциональную креативность подразумевают вербальное формирование большого количества решений к эмоциональным задачам разного рода. Согласно аналогии с субтестом «Последствия» теста E.P. Torrance, J. Averill разработал диагностическую методику «Эмоциональные последствия», в которой испытуемым нужно представить максимальное количество разнообразных последствий выдуманных ситуаций, относящихся к эмоциональным переживаниям («Какими были бы последствия, если бы люди могли улавливать каждую эмоцию других людей?»). В тесте О. Ивановой и Д.В. Ушакова нужно выдумать максимум объяснений, почему эмоциональное волнение, казалось бы, не вписывающееся в ситуацию, может быть приемлемым в ней («утром вы выходите из дома и видите, что ваша машина поцарапана. При этом вы испытываете радость»). В тесте ЭмКреа Д.В. Лю-сина тестируемый сталкивается с правдоподобной жизненной ситуацией и ему тоже необходимо предложить варианты альтернативного поведения в ней («придумайте, как можно настроить себя на успешное собеседование при приеме на работу»). Эмоциональная креативность везде сводится к словесной идейной продуктивности в задачах с выдуманными, феноменальными и реалистичными ситуациями, касающимися эмоциональных переживаний.
Литература
1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М., 1965.
2. URL://http://www.psi.webzone.ru/st/333500.htm
3. Averill J.R. Emotions as mediators and as products of creative activity. Creativity across domains: Face of muse. N.Y., 2005.
4. Averill J.R. & Thomas-Knowles C. Emotional creativity. International review of studies on emotion, London, 1991.
5. Gardner H. Frames of mind. New York: Basic Books, 1983.
6. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence Imagination, Cognition, and Personality. 1990. Vol. 9.