Научная статья на тему 'Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом'

Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5342
798
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / CREATIVITY / EMOTIONAL CREATIVITY / PERSONAL EMOTIONAL CREATIVITY / INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / INTERPERSONAL EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубина Юлия Юрьевна

Исследуется взаимосвязь эмоциональной креативности с эмоциональным интеллектом. Предполагается, что чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как черты личности, тем выше у него развита способность к управлению и пониманию эмоций других людей. В статье приводятся результаты эмпирического изучения уровней эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта и их компонентов у людей разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION BETWEEN EMOTIONAL CREATIVITY AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

The interrelation of emotional creativity and emotional intelligence is investigated in the article. It is supposed that this interrelation exists in particular the higher level of emotional creativity of the person as lines of the personality, the better ability of this person to manage and understand emotions of other people is developed. Levels of emotional creativity, emotional intelligence and their components of people of different age are empirically studied.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом»

проблемы практической психологии

Ю.Ю. Голубина

взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом

исследуется взаимосвязь эмоциональной креативности с эмоциональным интеллектом. предполагается, что чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как черты личности, тем выше у него развита способность к управлению и пониманию эмоций других людей. в статье приводятся результаты эмпирического изучения уровней эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта и их компонентов у людей разного возраста.

Ключевые слова: креативность, эмоциональная креативность, личностная эмоциональная креативность, интеллект, эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект.

Эмоциональная креативность и эмоциональный интеллект - сравнительно новые термины в психологии. Необходимость их введения была вызвана расширением социальных компонентов природы человека и тем, что в наше время социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. Несмотря на активное изучение этих специфических способностей в последние десятилетия, на сегодняшний день не существует строгой дифференцировки понятий эмоциональная креативность и эмоциональный интеллект. По мнению И.Н. Андреевой, на описательном уровне эти понятия в некоторой мере перекрывают друг друга [2]. Исследованиям психологов также препятствуют различия во взглядах на то, как рассматривать взаимоотношения интеллекта и креативности: как единую человеческую способность высшего плана, где творчество является производной от интеллекта; или наоборот, как разные способности, не зависящие друг от друга, а возможно, и

обратно пропорциональные друг другу; или в качестве разных факторов, имеющих определенную взаимосвязь [4]. В многочисленных «тренингах способностей» очень часто одни и те же упражнения предлагаются как для развития творческих, так и интеллектуальных способностей [3; 4].

Сложность составляет и широта данных понятий. Говоря об интеллектуальных способностях, мы часто, даже не задумываясь, подразумеваем под ними способности к решению сложных математических или логических задач, к усвоению научного материала, к освоению большого объема знаний в различных сферах. Но, как известно, интеллект отвечает не только за поиск и владение информацией, одной из его основных функций является приспособление человека к окружающей его действительности, т.е. применение накопленной информации на практике. А для этого мало обладать хорошей памятью и незаурядным мышлением. X. Гарднер в своей теории множественных интеллектов отрицает такое понятие, как «общий интеллект». Взамен он выделяет, по меньшей мере, семь различных интеллектов в зависимости от сферы применения. Нас интересует непосредственно внутриличностный интеллект, связанный с высоким уровнем развития знаний о себе и самопонимания [1]. В рамках последнего выделяют эмоциональный интеллект. На нем мы и остановимся подробнее.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) объединяет в себе способности отслеживать свои и чужие эмоции, чувства, понимать их и использовать эту информацию для направления мышления и принятия решений [там же]. Благодаря эмоциональному интеллекту мы замечаем и выделяем наиболее значимые для нас чувства (свои и чужие), можем их выразить, различить подлинные эмоции от их имитации, понимаем причины и следствия разных эмоций, можем управлять ими и использовать в своей деятельности. От того, насколько легко мы идентифицируем свои и чужие эмоции, как выражаем их, как справляемся с ними, зависит уровень эмоционального интеллекта [9].

Мы, базируясь на исследованиях американского психолога Дж. Эве-рилла, будем придерживаться утверждению, что эмоции (а точнее, эмоциональные синдромы, включающие в себя не только представление об эмоции, но и предписания, как человек должен вести себя и реагировать на определенную эмоцию) конструируются, главным образом, согласно социальным нормам. А значит, есть кто-то, кто их конструирует. Способность генерировать новые эмоции (отличные от нормативных), влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов называется эмоциональной креативностью (ЭК) [7]. К схожим выводам пришли и психологи когнитивного (познавательного) направления: если для решения задач на

педагогика и психология

проблемы практической психологии

эмоциональном уровне требуется какая-то способность (имеется в виду эмоциональный интеллект), то для проявления креативности в области эмоций необходимо существование такой же специальной способности, т.е. эмоциональной креативности [7]. Уровень данной способности зависит от степени новизны изменений форм стандартных эмоций, испытываемых человеком.

Исследования эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, как было упомянуто выше, находятся на ранней стадии разработки и открывают обширное поле для деятельности. В поисках взаимосвязи между способностями, вызывающими столько противоречий, нам кажется логичным обратиться внутрь себя, к самопониманию, самосозданию и саморазвитию. Это соответствует личностному подходу в психологии, рассматривающему способности как самореализацию Самости [5].

ознакомившись с представлениями о понятиях «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная креативность», определим, существует ли взаимосвязь между ними. психологи-когнитивисты на основе своей модели интеллектуальных и творческих способностей дают утвердительный ответ: эмоциональная креативность должна быть связана с эмоциональным интеллектом [7]. Дж. Эверилл предположил, что эмоциональный интеллект может быть связан с эмоциональной креативностью двумя путями. Во-первых, эмоциональная информация может способствовать более эффективному мышлению и креативности. Во-вторых, различные эмоции могут образовывать комбинации и выражаться в необычной форме [2]. Т.е. чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем сильнее выражена эмоциональная креативность.

Таким образом можно сделать вывод, что исследования в данной области не дают четкого подтверждения подобных заявлений и не отрицают их.

Целью нашей работы было изучить взаимосвязь между интеллектом как высшей когнитивной способностью и креативностью как общей творческой способностью на примере эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности.

Мы предположили, что между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью существует взаимосвязь. В частности, возможна положительная связь между показателями межличностного эмоционального интеллекта и показателями личностной эмоциональной креативности.

Для диагностики уровней эмоциональной креативности и ее компонентов мы использовали тесты эмоциональной креативности Т.Н. Березиной и Р.Н. Терещенко: 1) Тест общей эмоциональной креативности; 2) Тест-

опросник эмоциональной креативности как личностной характеристики; ая 3) Тест структуры эмоциональной креативности [6]. |о

Для диагностики уровней эмоционального интеллекта и его компо- | §

нентов использовались: 1) Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн с ^

Д.В. Люсина [8]; 2) Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0) в адаптации Е.И. Сергиенко и И.И. Ветровой [10].

В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 16 до 57 лет; 12 мужчин и 34 женщин.

С помощью тестов эмоциональной креативности были получены данные, позволяющие судить об общем уровне эмоциональной креативности у испытуемых и об уровне эмоциональной креативности как черты личности. Также были получены данные, позволяющие оценить структуру эмоциональной креативности каждого испытуемого по следующим показателям: эмоциональная продуктивность; эмоциональная гибкость; эмоциональная оригинальность; разработанность эмоций (компоненты эмоциональной креативности выделены по аналогии с характеристиками дивергентного мышления Торренса).

С помощью опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люси-на были получены данные, позволяющие судить об общем уровне эмоционального интеллекта испытуемых и об уровне таких его аспектов, как межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), понимание эмоций (своих и чужих), управление эмоциями (своими и чужими), контроль экспрессии [8]. Следует отметить, что опросник, основанный на самоотчете, измеряет эмоциональный интеллект и его аспекты скорее как личностные характеристики. И методику вряд ли можно отнести к моделям способностей.

Тем не менее, с учетом разногласий в вопросе отношения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности к способностям или к личностным характеристикам, а также дефицита стандартизированных методик по данной теме, нам кажется уместным и обоснованным использование методик, опирающихся на различные модели эмоционального интеллекта.

Для рассмотрения эмоционального интеллекта и его компонентов с точки зрения модели способностей мы обратились к русскоязычной адаптации теста MSCEIT v.2.0 [10]. С помощью методики, представленной в нашей стране Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой, были получены данные, позволяющие судить об уровне общего эмоционального интеллекта и об уровне таких его компонентов, как способность к восприятию, оценке и выражению эмоций (идентификация эмоций); способность использо-

проблемы практической психологии

вать эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности (использование эмоций в решении проблем); способность к пониманию и анализу эмоциональной информации; способность к сознательной регуляции эмоций для личностного роста и улучшения межличностных отношений (сознательное управление эмоциями).

С помощью корреляционного анализа были изучены связи между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта, полученными с помощью опросника ЭмИн (таблица 1). И отдельно рассмотрены показатели эмоциональной креативности и показатели эмоционального интеллекта, полученные с помощью теста MSCEIT v.2.0 (таблица 1).

В первом случае (таблица 1) была установлена достаточно тесная положительная связь между показателем личностной эмоциональной креативности и уровнем такой составляющей межличностного эмоционального интеллекта, как способность к управлению чужими эмоциями. Также была установлена обратная зависимость между уровнем личностной эмоциональной креативности и способностью к контролю экспрессии.

Во втором случае (таблица 2) обнаружена зависимость на уровне тенденций (уровень значимости 10%) между показателем такого компонента эмоциональной креативности, как эмоциональная оригинальность, и следующими показателями эмоционального интеллекта: способностями к идентификации эмоций, к пониманию и анализу эмоций и уровнем общего эмоционального интеллекта. Все обнаруженные связи отрицательны. Обратная связь на уровне тенденций выявлена для показателя «эмоциональная продуктивность» и способность к идентификации эмоций.

Обобщив вышесказанное, можно отметить, что методы математической статистики не выявили сколько-нибудь значимых связей между уровнем общей эмоциональной креативности как способности и показателями эмоционального интеллекта, в то время как была обнаружена достаточно тесная связь (на 1% и 5% уровнях значимости) между показателем эмоциональной креативности как черты личности и показателями эмоционального интеллекта по модели Д. Люсина. Также были выявлены обратно пропорциональные зависимости на уровне тенденций между показателями «эмоциональная оригинальность», «эмоциональная продуктивность» (отметим, что оригинальность и продуктивность в данной работе рассматриваются как компоненты эмоциональной креативности как способности) и показателями эмоционального интеллекта по модели Дж. Мэйера, п. Сэловея и Д. Карузо.

подведем итоги. Наши предположения подтвердились: между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью существует

взаимосвязь. В частности, обнаружена положительная связь между показателями межличностного эмоционального интеллекта и показателями личностной эмоциональной креативности. Чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как черты личности, тем лучше развита его способность к управлению чужими эмоциями, и наоборот.

В то же время были выявлены и ранее не предполагавшиеся закономерности. Было установлена обратная зависимость показателя личностной эмоциональной креативности от уровня развития способности к контролю экспрессии, т.е. чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как личностной характеристики, тем ниже развита способность к контролю экспрессии (т.е. к контролю проявления своих эмоций во вне), и наоборот. Были также выявлены следующие тенденции: чем сильнее развита у человека способность генерировать большое количество разнообразных чувств, тем больше трудностей он встречает при восприятии, оценке и выражении эмоций, и наоборот; чем оригинальнее, необычнее переживаемые человеком эмоции в различных ситуациях, тем сложнее ему идентифицировать эмоции, понять и проанализировать эмоциональную информацию, тем ниже общий уровень эмоционального интеллекта как способности (зависимость действует и в обратном направлении). Следует обратить внимание, что последние зависимости выявлены лишь на уровне тенденций.

по результатам исследования можно также судить о несовершенстве существующих на данный момент методик. Корреляционные связи были установлены между показателем эмоциональной креативности как личностной черты и показателями эмоционального интеллекта по модели Д. Люсина, которую, как уже говорилось ранее, трудно отнести к моделям способностей. В то же время показатели эмоционального интеллекта по модели Дж. Мэйера, п. Сэловея и Д. Карузо обнаружили связи (хотя и на уровне тенденций) с компонентами эмоциональной креативности, выделенными по аналогии с дивергентным мышлением Торренса, т.е. компонентами эмоциональной креативности как способности.

Отсутствие единых моделей эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности затрудняют исследования, а также препятствуют созданию более надежных методов исследования по данной теме. Именно разработка единой концепции, которая объединит представления об эмоциональной креативности как черте личности и как способности, а также представления об эмоциональном интеллекте в тех же плоскостях, кажется нам основной целью дальнейших работ по данному вопросу.

педагогика и психология

проблемы практической психологии

Таблица 1

Теснота связей между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта (по ЭмИн)

Показатели \ ЭК Показатели ЭИ \ И Л к а 3 ю О Личностная ЭК Продуктивность л т с о к ю и и Оригинальность Разработанность

Понимание чужих эмоций 0,032653 0,124084 - 0,020650 - 0,006980 - 0,040760 - 0,120840

Управление чужими эмоциями 0,137491 0,425056* 0,085022 0,019783 0,014742 - 0,024990

Понимание своих эмоций 0,011015 - 0,162560 - 0,004020 0,035043 0,020597 - 0,055370

Управление своими эмоциями 0,096538 0,030374 0,131020 0,110274 0,030241 0,118254

Контроль экспрессии 0,119935 - 0,360530** 0,040466 - 0,040290 0,067467 0,088893

Понимание эмоций 0,028231 - 0,019280 - 0,016030 0,017121 - 0,013980 - 0,113520

Управление эмоциями 0,171012 0,098056 0,124029 0,044241 0,050433 0,077482

Межличностный ЭИ 0,091494 0,297365*** 0,030969 0,005845 - 0,017940 - 0,088680

Внутриличностный ЭИ 0,093926 - 0,223580 0,068597 0,051378 0,051183 0,051857

Общий ЭИ (ЭмИн) 0,114089 0,044602 0,061318 0,035277 0,020556 - 0,022440

Таблица 2

Теснота связей между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта (по MSCEIT у.2.0)

Показатели \ ЭК Показатели ЭИ И т я а 3 б о Личностная ЭК Продуктивность л т с о к б и и Оригинальность Разработанность

Идентификация эмоций - 0,153285 0,072806 10,271401*** - 0,10355 - 0,27166*** - 0,03858

Использование эмоций в решении проблем 0,112921 0,101297 - 0,054219 0,07929 - 0,08798 0,06156

Понимание и анализ эмоций - 0,064482 0,193974 - 0,224199 - 0,12811 - 0,26965*** - 0,13014

Сознательное управление эмоциями 0,033752 0,194424 - 0,042771 0,01041 - 0,10461 - 0,02125

Общий ЭИ ^С!ЕТ у.2) - 0,056279 0,156156 - 0,225395 - 0,06365 - 0,25927*** - 0,04211

Примечание. * - а < 0,01; ** - а < 0,05; *** - а < 0,1 (тенденция).

Библиографический список

1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.

2. Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта // Психология. URL: /http://psixologiya.org/obshhaya/ emocii/1601-emoczionalnaya-kreativnost-i-eyo-otlichiya-ot-emoczionalnogo-mtellekta-andreeva-m.html (дата обращения: 02.05.2012).

3. Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей в процессе обучения // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2009. № 4.

4. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования //Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 7.

5. Березина Т.Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждения самости как фактор антистарения // Мир психологии. 2010. № 4.

6. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура // Психология и психотехника. 2012. № 2.

7. Валуева Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М., 2009.

8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.

9. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.

10. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство / Ред. Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. М., 2010.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.