проблемы практической психологии
Ю.Ю. Голубина
взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом
исследуется взаимосвязь эмоциональной креативности с эмоциональным интеллектом. предполагается, что чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как черты личности, тем выше у него развита способность к управлению и пониманию эмоций других людей. в статье приводятся результаты эмпирического изучения уровней эмоциональной креативности, эмоционального интеллекта и их компонентов у людей разного возраста.
Ключевые слова: креативность, эмоциональная креативность, личностная эмоциональная креативность, интеллект, эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект.
Эмоциональная креативность и эмоциональный интеллект - сравнительно новые термины в психологии. Необходимость их введения была вызвана расширением социальных компонентов природы человека и тем, что в наше время социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. Несмотря на активное изучение этих специфических способностей в последние десятилетия, на сегодняшний день не существует строгой дифференцировки понятий эмоциональная креативность и эмоциональный интеллект. По мнению И.Н. Андреевой, на описательном уровне эти понятия в некоторой мере перекрывают друг друга [2]. Исследованиям психологов также препятствуют различия во взглядах на то, как рассматривать взаимоотношения интеллекта и креативности: как единую человеческую способность высшего плана, где творчество является производной от интеллекта; или наоборот, как разные способности, не зависящие друг от друга, а возможно, и
обратно пропорциональные друг другу; или в качестве разных факторов, имеющих определенную взаимосвязь [4]. В многочисленных «тренингах способностей» очень часто одни и те же упражнения предлагаются как для развития творческих, так и интеллектуальных способностей [3; 4].
Сложность составляет и широта данных понятий. Говоря об интеллектуальных способностях, мы часто, даже не задумываясь, подразумеваем под ними способности к решению сложных математических или логических задач, к усвоению научного материала, к освоению большого объема знаний в различных сферах. Но, как известно, интеллект отвечает не только за поиск и владение информацией, одной из его основных функций является приспособление человека к окружающей его действительности, т.е. применение накопленной информации на практике. А для этого мало обладать хорошей памятью и незаурядным мышлением. X. Гарднер в своей теории множественных интеллектов отрицает такое понятие, как «общий интеллект». Взамен он выделяет, по меньшей мере, семь различных интеллектов в зависимости от сферы применения. Нас интересует непосредственно внутриличностный интеллект, связанный с высоким уровнем развития знаний о себе и самопонимания [1]. В рамках последнего выделяют эмоциональный интеллект. На нем мы и остановимся подробнее.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) объединяет в себе способности отслеживать свои и чужие эмоции, чувства, понимать их и использовать эту информацию для направления мышления и принятия решений [там же]. Благодаря эмоциональному интеллекту мы замечаем и выделяем наиболее значимые для нас чувства (свои и чужие), можем их выразить, различить подлинные эмоции от их имитации, понимаем причины и следствия разных эмоций, можем управлять ими и использовать в своей деятельности. От того, насколько легко мы идентифицируем свои и чужие эмоции, как выражаем их, как справляемся с ними, зависит уровень эмоционального интеллекта [9].
Мы, базируясь на исследованиях американского психолога Дж. Эве-рилла, будем придерживаться утверждению, что эмоции (а точнее, эмоциональные синдромы, включающие в себя не только представление об эмоции, но и предписания, как человек должен вести себя и реагировать на определенную эмоцию) конструируются, главным образом, согласно социальным нормам. А значит, есть кто-то, кто их конструирует. Способность генерировать новые эмоции (отличные от нормативных), влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов называется эмоциональной креативностью (ЭК) [7]. К схожим выводам пришли и психологи когнитивного (познавательного) направления: если для решения задач на
педагогика и психология
проблемы практической психологии
эмоциональном уровне требуется какая-то способность (имеется в виду эмоциональный интеллект), то для проявления креативности в области эмоций необходимо существование такой же специальной способности, т.е. эмоциональной креативности [7]. Уровень данной способности зависит от степени новизны изменений форм стандартных эмоций, испытываемых человеком.
Исследования эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, как было упомянуто выше, находятся на ранней стадии разработки и открывают обширное поле для деятельности. В поисках взаимосвязи между способностями, вызывающими столько противоречий, нам кажется логичным обратиться внутрь себя, к самопониманию, самосозданию и саморазвитию. Это соответствует личностному подходу в психологии, рассматривающему способности как самореализацию Самости [5].
ознакомившись с представлениями о понятиях «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная креативность», определим, существует ли взаимосвязь между ними. психологи-когнитивисты на основе своей модели интеллектуальных и творческих способностей дают утвердительный ответ: эмоциональная креативность должна быть связана с эмоциональным интеллектом [7]. Дж. Эверилл предположил, что эмоциональный интеллект может быть связан с эмоциональной креативностью двумя путями. Во-первых, эмоциональная информация может способствовать более эффективному мышлению и креативности. Во-вторых, различные эмоции могут образовывать комбинации и выражаться в необычной форме [2]. Т.е. чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем сильнее выражена эмоциональная креативность.
Таким образом можно сделать вывод, что исследования в данной области не дают четкого подтверждения подобных заявлений и не отрицают их.
Целью нашей работы было изучить взаимосвязь между интеллектом как высшей когнитивной способностью и креативностью как общей творческой способностью на примере эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности.
Мы предположили, что между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью существует взаимосвязь. В частности, возможна положительная связь между показателями межличностного эмоционального интеллекта и показателями личностной эмоциональной креативности.
Для диагностики уровней эмоциональной креативности и ее компонентов мы использовали тесты эмоциональной креативности Т.Н. Березиной и Р.Н. Терещенко: 1) Тест общей эмоциональной креативности; 2) Тест-
опросник эмоциональной креативности как личностной характеристики; ая 3) Тест структуры эмоциональной креативности [6]. |о
Для диагностики уровней эмоционального интеллекта и его компо- | §
нентов использовались: 1) Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн с ^
Д.В. Люсина [8]; 2) Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0) в адаптации Е.И. Сергиенко и И.И. Ветровой [10].
В исследовании приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 16 до 57 лет; 12 мужчин и 34 женщин.
С помощью тестов эмоциональной креативности были получены данные, позволяющие судить об общем уровне эмоциональной креативности у испытуемых и об уровне эмоциональной креативности как черты личности. Также были получены данные, позволяющие оценить структуру эмоциональной креативности каждого испытуемого по следующим показателям: эмоциональная продуктивность; эмоциональная гибкость; эмоциональная оригинальность; разработанность эмоций (компоненты эмоциональной креативности выделены по аналогии с характеристиками дивергентного мышления Торренса).
С помощью опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн Д.В. Люси-на были получены данные, позволяющие судить об общем уровне эмоционального интеллекта испытуемых и об уровне таких его аспектов, как межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ), внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), понимание эмоций (своих и чужих), управление эмоциями (своими и чужими), контроль экспрессии [8]. Следует отметить, что опросник, основанный на самоотчете, измеряет эмоциональный интеллект и его аспекты скорее как личностные характеристики. И методику вряд ли можно отнести к моделям способностей.
Тем не менее, с учетом разногласий в вопросе отношения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности к способностям или к личностным характеристикам, а также дефицита стандартизированных методик по данной теме, нам кажется уместным и обоснованным использование методик, опирающихся на различные модели эмоционального интеллекта.
Для рассмотрения эмоционального интеллекта и его компонентов с точки зрения модели способностей мы обратились к русскоязычной адаптации теста MSCEIT v.2.0 [10]. С помощью методики, представленной в нашей стране Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой, были получены данные, позволяющие судить об уровне общего эмоционального интеллекта и об уровне таких его компонентов, как способность к восприятию, оценке и выражению эмоций (идентификация эмоций); способность использо-
проблемы практической психологии
вать эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности (использование эмоций в решении проблем); способность к пониманию и анализу эмоциональной информации; способность к сознательной регуляции эмоций для личностного роста и улучшения межличностных отношений (сознательное управление эмоциями).
С помощью корреляционного анализа были изучены связи между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта, полученными с помощью опросника ЭмИн (таблица 1). И отдельно рассмотрены показатели эмоциональной креативности и показатели эмоционального интеллекта, полученные с помощью теста MSCEIT v.2.0 (таблица 1).
В первом случае (таблица 1) была установлена достаточно тесная положительная связь между показателем личностной эмоциональной креативности и уровнем такой составляющей межличностного эмоционального интеллекта, как способность к управлению чужими эмоциями. Также была установлена обратная зависимость между уровнем личностной эмоциональной креативности и способностью к контролю экспрессии.
Во втором случае (таблица 2) обнаружена зависимость на уровне тенденций (уровень значимости 10%) между показателем такого компонента эмоциональной креативности, как эмоциональная оригинальность, и следующими показателями эмоционального интеллекта: способностями к идентификации эмоций, к пониманию и анализу эмоций и уровнем общего эмоционального интеллекта. Все обнаруженные связи отрицательны. Обратная связь на уровне тенденций выявлена для показателя «эмоциональная продуктивность» и способность к идентификации эмоций.
Обобщив вышесказанное, можно отметить, что методы математической статистики не выявили сколько-нибудь значимых связей между уровнем общей эмоциональной креативности как способности и показателями эмоционального интеллекта, в то время как была обнаружена достаточно тесная связь (на 1% и 5% уровнях значимости) между показателем эмоциональной креативности как черты личности и показателями эмоционального интеллекта по модели Д. Люсина. Также были выявлены обратно пропорциональные зависимости на уровне тенденций между показателями «эмоциональная оригинальность», «эмоциональная продуктивность» (отметим, что оригинальность и продуктивность в данной работе рассматриваются как компоненты эмоциональной креативности как способности) и показателями эмоционального интеллекта по модели Дж. Мэйера, п. Сэловея и Д. Карузо.
подведем итоги. Наши предположения подтвердились: между эмоциональным интеллектом и эмоциональной креативностью существует
взаимосвязь. В частности, обнаружена положительная связь между показателями межличностного эмоционального интеллекта и показателями личностной эмоциональной креативности. Чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как черты личности, тем лучше развита его способность к управлению чужими эмоциями, и наоборот.
В то же время были выявлены и ранее не предполагавшиеся закономерности. Было установлена обратная зависимость показателя личностной эмоциональной креативности от уровня развития способности к контролю экспрессии, т.е. чем выше у человека уровень эмоциональной креативности как личностной характеристики, тем ниже развита способность к контролю экспрессии (т.е. к контролю проявления своих эмоций во вне), и наоборот. Были также выявлены следующие тенденции: чем сильнее развита у человека способность генерировать большое количество разнообразных чувств, тем больше трудностей он встречает при восприятии, оценке и выражении эмоций, и наоборот; чем оригинальнее, необычнее переживаемые человеком эмоции в различных ситуациях, тем сложнее ему идентифицировать эмоции, понять и проанализировать эмоциональную информацию, тем ниже общий уровень эмоционального интеллекта как способности (зависимость действует и в обратном направлении). Следует обратить внимание, что последние зависимости выявлены лишь на уровне тенденций.
по результатам исследования можно также судить о несовершенстве существующих на данный момент методик. Корреляционные связи были установлены между показателем эмоциональной креативности как личностной черты и показателями эмоционального интеллекта по модели Д. Люсина, которую, как уже говорилось ранее, трудно отнести к моделям способностей. В то же время показатели эмоционального интеллекта по модели Дж. Мэйера, п. Сэловея и Д. Карузо обнаружили связи (хотя и на уровне тенденций) с компонентами эмоциональной креативности, выделенными по аналогии с дивергентным мышлением Торренса, т.е. компонентами эмоциональной креативности как способности.
Отсутствие единых моделей эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности затрудняют исследования, а также препятствуют созданию более надежных методов исследования по данной теме. Именно разработка единой концепции, которая объединит представления об эмоциональной креативности как черте личности и как способности, а также представления об эмоциональном интеллекте в тех же плоскостях, кажется нам основной целью дальнейших работ по данному вопросу.
педагогика и психология
проблемы практической психологии
Таблица 1
Теснота связей между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта (по ЭмИн)
Показатели \ ЭК Показатели ЭИ \ И Л к а 3 ю О Личностная ЭК Продуктивность л т с о к ю и и Оригинальность Разработанность
Понимание чужих эмоций 0,032653 0,124084 - 0,020650 - 0,006980 - 0,040760 - 0,120840
Управление чужими эмоциями 0,137491 0,425056* 0,085022 0,019783 0,014742 - 0,024990
Понимание своих эмоций 0,011015 - 0,162560 - 0,004020 0,035043 0,020597 - 0,055370
Управление своими эмоциями 0,096538 0,030374 0,131020 0,110274 0,030241 0,118254
Контроль экспрессии 0,119935 - 0,360530** 0,040466 - 0,040290 0,067467 0,088893
Понимание эмоций 0,028231 - 0,019280 - 0,016030 0,017121 - 0,013980 - 0,113520
Управление эмоциями 0,171012 0,098056 0,124029 0,044241 0,050433 0,077482
Межличностный ЭИ 0,091494 0,297365*** 0,030969 0,005845 - 0,017940 - 0,088680
Внутриличностный ЭИ 0,093926 - 0,223580 0,068597 0,051378 0,051183 0,051857
Общий ЭИ (ЭмИн) 0,114089 0,044602 0,061318 0,035277 0,020556 - 0,022440
Таблица 2
Теснота связей между показателями эмоциональной креативности и показателями эмоционального интеллекта (по MSCEIT у.2.0)
Показатели \ ЭК Показатели ЭИ И т я а 3 б о Личностная ЭК Продуктивность л т с о к б и и Оригинальность Разработанность
Идентификация эмоций - 0,153285 0,072806 10,271401*** - 0,10355 - 0,27166*** - 0,03858
Использование эмоций в решении проблем 0,112921 0,101297 - 0,054219 0,07929 - 0,08798 0,06156
Понимание и анализ эмоций - 0,064482 0,193974 - 0,224199 - 0,12811 - 0,26965*** - 0,13014
Сознательное управление эмоциями 0,033752 0,194424 - 0,042771 0,01041 - 0,10461 - 0,02125
Общий ЭИ ^С!ЕТ у.2) - 0,056279 0,156156 - 0,225395 - 0,06365 - 0,25927*** - 0,04211
Примечание. * - а < 0,01; ** - а < 0,05; *** - а < 0,1 (тенденция).
Библиографический список
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.
2. Андреева И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта // Психология. URL: /http://psixologiya.org/obshhaya/ emocii/1601-emoczionalnaya-kreativnost-i-eyo-otlichiya-ot-emoczionalnogo-mtellekta-andreeva-m.html (дата обращения: 02.05.2012).
3. Березина Т.Н. Развитие когнитивных способностей в процессе обучения // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2009. № 4.
4. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования //Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 7.
5. Березина Т.Н. Творческая активность в структуре самоотношения и утверждения самости как фактор антистарения // Мир психологии. 2010. № 4.
6. Березина Т.Н., Терещенко Р.Н. Эмоциональная креативность личности: определение и структура // Психология и психотехника. 2012. № 2.
7. Валуева Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М., 2009.
8. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
9. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
10. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство / Ред. Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова. М., 2010.
педагогика и психология