Научная статья на тему 'Особенности развития эмоционального словаря детей седьмого года жизни'

Особенности развития эмоционального словаря детей седьмого года жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковалькова Светлана Ивановна, Галеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоционального словаря детей седьмого года жизни»

22. Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост. В.И.Ма-линин, Ф.А.Фрадкин - Москва: Просвещение, 1989. - С. 52.

23. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? //

Стандарты и мониторинг в образовании. 2002, март-апрель. С.58.

24. Шпет Г.Г. Философские этюды. - М. - 1994.- с. 105.

25. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе. Ярославль, 1994. - С. 68.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ

СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ковалькова Светлана Ивановна

Студентка Педагогического института ИГУ г. Иркутск

Галеева Елена Владимировна

Старший преподаватель Педагогического института ИГУ г. Иркутск

При изучении принципов развития словаря эмоций многие зарубежные и отечественные авторы останавливаются на вопросе о предпосылках и условиях данного развития. Некоторые зарубежные психологи рассматривают в качестве предпосылки появления способности к вербализации собственных переживаний адекватное эмоциональное развитие и соответствующий эмоциональный опыт ребенка. С точки зрения отечественной психологии контекстом развития словаря эмоций является деятельность общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Так, М.И. Лисина рассматривала зависимость способности ребенка - дошкольника использовать в своей речи слова, вербализирующие эмоции от уровня общения и его формы. В качестве условия развития словаря эмоций, безусловно, можно рассматривать и адекватное возрастное речевое развитие ребенка.

Осознание дошкольниками своих эмоциональных переживаний осуществляется параллельно и во взаимодействии с речевым развитием. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме целостного переживания ситуации, затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, в конечно итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства. В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, причины, вызвавшие эмоцию, межличностные отношения, намерение осуществить определенные действия. По мнению Н. В. Соловьевой, способность осознавать явления языковой и речевой действительности, а также представления об эмоциональном состоянии развиваются у детей дошкольного возраста во взаимосвязи. Ориентация в словах, обозначающих различные эмоциональные состояния, дает возможность точно выражать их в слове, тоньше дифференцировать, а также способствует развитию самопонимания, эмпатических качеств личности дошкольника.

Возрастные нормы усвоения словаря эмоций определяет этап онтогенеза, в котором ребенок начинает понимать названия эмоций и активно использовать их для обозначения тех или иных эмоциональных переживаний. (М.И. Яшина, Е.И. Ставцева).

Таким образом, общая возрастная динамика развития эмоционального словаря у детей характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций - младший дошкольный возраст к вербальному структурированному обозначению через обобщенные понятия характерный детям старшего дошкольного возраста. Появление в словаре детей старшего дошкольного возраста слов, описывающих эмоциональные состояния, расширяет вербальные возможности ребенка: отмечается количественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче.

Следовательно, формирование словаря эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания, можно отнести к ряду новообразований дошкольного детства. (О.В. Гордеева). О.В. Гордеева в своем исследовании рассматривала следующие средства осознания эмоций: название значений эмоциональных переживаний (словарь эмоций), содержание значений эмоциональных переживаний, структуру значений эмоциональных переживаний.

По данным зарубежных исследований (И. Брезер-тон, Д. Бигли, Д. Риджвей), начало приобретения и использования слов, обозначающих эмоции, приходится на возраст около 18-20мес. с последующим быстрым ростом их числа в течении 3-го года жизни. К семи годам, по мере того как ребенок осваивает действительность логически и расчленено и, постигая мыслеоформляющие возможности языка, его сообщения становятся богаче и разнообразнее как по содержанию, так и по речевому оформлению. При этом ребенок широко использует как вербальные, так и невербальные средства общения, обычно не скрывая своего стремления эмоционально воздействовать на окружающих. И о своем желании и нежелании вступая в контакт, ребенок все чаще и чаще сообщает вербально. (Н.И. Леп-ская).

В проведенном совместно исследовании И. Брезер-тон и Д. Бигли определили слова, используемые детьми в старшем возрасте для описания своих эмоций, имеют отношение к счастью (счастливый), развлечению (развлекаться, хорошо проводить время), любви (нравиться, любить), гордости (гордый), удивлению (удивленный), соответствию моральным нормам (быть хорошим, быть плохим), печали (печальный), страху (пугать, испуганный), гневу (злой, сердитый), отвращению (неряшливый), общему позитивному или негативному чувству (мне хорошо, мне плохо, мне лучше, чувствую себя прекрасно).

Н.Д. Былкина и Д.В. Люсин считают, что изучение онтогенеза системы знаний об эмоциях состоит в утверждении ее постепенного расширения и усложнения. Под расширением понимается повышение информированности ребенка в эмоциональной сфере и увеличение количества понятий, в которых осмысливаются эмоции (словаря эмоций), что происходит за счет дифференцирования первоначальных глобальных аффектов «приятное - неприятное». Усложнение этой системы выражается в усложнении характера связей между ее составляющими, в частности, разрушении жесткой сцепленности между представлениями той или иной эмоции.

Понятие овладение словарем эмоций, по мнению Г. Любиной, включает в себя:

1. Овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова

дают возможность "прояснить", определить желания, цели, ощущения и самоощущение ("сердцу выразить себя", как сказал поэт).

2. Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.

3. Освоение большого пласта "волшебных слов", т. е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.

4. Умение делать комплименты, т. е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.

5. Умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать "язык тела".

Таким образом, сохранение выявленных закономерностей для развития словаря эмоций у детей определяется с учетом темпа и особенностей протекания индивидуального развития, а также при условии включения развития словаря эмоций в общий контекст речевого развития ребенка и структуру общения с взрослым.

На основе изученной литературы можно констатировать, что словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями, но с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, границы «эмоциональных понятий» становятся более четкими, так как дети младшего дошкольного возраста применяют один и тот, же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем дети старшего возраста.

Таким образом, с точки зрения отечественной психологии (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) развитие эмоционального словаря нельзя рассматривать без включения в развитие осознания ребенком эмоциональных переживаний и его самосознания в целом. Такое осознание формируется в контексте различных отношений ребенка с миром, определяющих развитие эмоциональной сферы.

Соответственно, делаем вывод: Осознание дошкольниками своих эмоциональных переживаний осуществляется параллельно и во взаимодействии с речевым развитием. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме целостного переживания ситуации, затем эти переживания отделяются от ситуации через речь, в конечно итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства.

Общая возрастная динамика развития эмоционального словаря у детей характеризуется переходом от вербального неструктурированного обозначения эмоций -младший дошкольный возраст к вербальному структурированному обозначению через обобщенные понятия характерный детям старшего дошкольного возраста.

Появление в словаре детей старшего дошкольного возраста слов, описывающих эмоциональные состояния, расширяет вербальные возможности ребенка: отмечается количественный рост словаря эмоций, описание детьми своего эмоционального состояния происходит намного легче.

Следовательно, формирование словаря эмоций как совокупности вербальных обозначений эмоциональных состояний, которые служат средством их осознания, можно отнести к ряду новообразований дошкольного детства. (О.В. Гордеева).

К семи годам, по мере того как ребенок осваивает действительность логически и расчленено и, постигая мыслеоформляющие возможности языка, его сообщения становятся богаче и разнообразнее как по содержанию, так и по речевому оформлению. При этом ребенок широко использует как вербальные, так и невербальные средства общения, обычно не скрывая своего стремления эмоционально воздействовать на окружающих. И о своем желании и нежелании вступая в контакт, ребенок все чаще и чаще сообщает вербально. (Н.И. Лепская).

Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями, но с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, границы «эмоциональных понятий» становятся более четкими, так как дети младшего дошкольного возраста применяют один и тот, же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем дети старшего возраста.

Развитие эмоционального словаря нельзя рассматривать без включения в развитие осознания ребенком эмоциональных переживаний и его самосознания в целом. Такое осознание формируется в контексте различных отношений ребенка с миром, определяющих развитие эмоциональной сферы.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Мир психологии. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.

2. Галеева Е.В., Галкина И.А. психолингвистические аспекты вербализации эмоций посредством эмо-тивной лексики у детей дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 43-44.

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2004. -160с.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: 1т. Психическое развитие ребенка. - М., 1986.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Курмашева Асель Баймуратовна

Преподаватель отдела нерерывного профессионального развития и доказательной медицины, г. Актобе

Кулмуринова Индира Дауыловна

Магистр, преподаватель отдела нерерывного профессионального развития и доказательной медицины, г. Актобе АННОТАЦИЯ

Рассматривается проблема профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей, которая приобретает особую актуальность в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов.

Ключевые слова: успешность; многоаспектность; профессиональная деятельность; коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.