Научная статья на тему 'Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС'

Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / электронная торговля / экономическое развитие / цифровая экономика / цифровизация / международная торговля / пандемия / экономическое сотрудничество / BRICS / e-commerce / economic development / digital economy / digitalization / international trade / pandemic / economic cooperation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александра Геннадьевна Коваль, Мария Юрьевна Евдокимова

За последнее десятилетие электронная торговля стала новым ключевым видом международной торговли, который способствует процессам цифровизации экономики. В каждой стране электронная торговля развивается разными темпами и имеет свои особенности. Исследование на основе сравнительного анализа выявляет, с какими вызовами сталкиваются страны БРИКС в сфере электронной торговли. В условиях пандемии электронная торговля в государствах альянса стремительно растет, однако связанные с ней социальноэкономические проблемы стали остро проявляться. В рамках БРИКС существует ряд задач по развитию транспортной инфраструктуры, правового регулирования, а также программ регионального развития для выравнивания цифрового разрыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of E-commerce Development in BRICS States

Over the past decade, e-commerce has become a key new type of international trade that is contributing to digitalization of the economy. In each country, e-commerce is developing at a diff erent pace and has its own features. Th e study, based on comparative analysis, identifi es the challenges faced by BRICS countries in e-commerce. In the context of the pandemic, e-commerce is growing rapidly in countries of the alliance, but the associated socio-economic challenges have become acute. Within BRICS, there are a number of objectives for the development of transport infrastructure, legal regulation and regional development programmes to bridge the digital gap.

Текст научной работы на тему «Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС»

Особенности развития электронной торговли

в странах БРИКС*

Александра Геннадьевна КОВАЛЬ,

кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9), кафедра мировой экономики - доцент, E-mail: a.koval@spbu.ru, Мария Юрьевна ЕВДОКИМОВА, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная,

д. 7-9) - магистрант, E-mail: mariya.evdokimova.2012@gmail.com

УДК 004.738.5 : 339(81+470+540+510+68) ББК 65.39(7Бра+2Рос+5Инд+5Кит+6Южн) К-563

DOI: 10.24411/2072-8042-2020-00093

Аннотация

За последнее десятилетие электронная торговля стала новым ключевым видом международной торговли, который способствует процессам цифровизации экономики. В каждой стране электронная торговля развивается разными темпами и имеет свои особенности. Исследование на основе сравнительного анализа выявляет, с какими вызовами сталкиваются страны БРИКС в сфере электронной торговли. В условиях пандемии электронная торговля в государствах альянса стремительно растет, однако связанные с ней социально-экономические проблемы стали остро проявляться. В рамках БРИКС существует ряд задач по развитию транспортной инфраструктуры, правового регулирования, а также программ регионального развития для выравнивания цифрового разрыва.

Ключевые слова: БРИКС, электронная торговля, экономическое развитие, цифровая экономика, цифровизация, международная торговля, пандемия, экономическое сотрудничество.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Академии общественных наук Китая в рамках научного проекта № 19-51-93009.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

Alexandra Gennadyevna KOVAL,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Saint Petersburg State University (7-9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russia), Department of World Economy - Associate Professor, E-mail: a.koval@spbu.ru; Maria Yuryevna EVDOKIMOVA,

Saint Petersburg State University (7-9 Universitetskaya Emb., St. Petersburg 199034, Russia) -Master student, E-mail: mariya.evdokimova.2012@gmail.com

Features of E-commerce Development in BRICS States*

Abstract

Over the past decade, e-commerce has become a key new type of international trade that is contributing to digitalization of the economy. In each country, e-commerce is developing at a different pace and has its own features. The study, based on comparative analysis, identifies the challenges faced by BRICS countries in e-commerce. In the context of the pandemic, e-commerce is growing rapidly in countries of the alliance, but the associated socio-economic challenges have become acute. Within BRICS, there are a number of objectives for the development of transport infrastructure, legal regulation and regional development programmes to bridge the digital gap.

Keywords: BRICS, e-commerce, economic development, digital economy, digitalization, international trade, pandemic, economic cooperation.

Современные торговые отношения претерпевают сегодня существенные изменения. Одной из характерных тенденций данных преобразований является развитие электронной торговли (e-commerce). Электронная торговля вносит значимый вклад в процессы цифровизации национальных экономик стран мира1. Цифрови-зация, безусловно, не ограничивается развитием электронной торговли и связана с внедрением цифровых технологий в международном производстве и сотрудничестве2, однако именно электронная торговля подталкивает государства к рассмотрению вопросов национального и наднационального регулирования в области цифровой экономики и разработке стратегий сотрудничества в данной сфере.

Пристальное внимание к данной форме международной торговли наблюдается как со стороны международных организаций, таких как Всемирная таможенная организация (ВТамО) и Всемирная торговая организация (ВТО)3, так и со стороны региональных объединений4. Международное академическое сообщество, в свою

** The reported study was funded by RFBR and CASS according to the research project № 19-51-93009.

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

очередь, предлагает теоретические концепции к анализу электронной торговли как на основе классической теории торговли, так и применяя новые научные подходы5.

С точки зрения видов транзакций, электронная торговля может быть разделена на несколько категорий: бизнес для бизнеса (B2B), бизнес для клиентов (B2C), бизнес для правительств (B2G), правительство для правительств (G2G), и клиенты для клиентов (C2C)6. Следует отметить, что данные категории развиваются разными темпами, так, например, сегмент В2В доминирует над B2C7. Однако независимо от категории, электронная торговля имеет ряд преимуществ. К ним относятся: снижение транзакционных издержек, повышение качества и эффективности торговли, автоматизация процессов, облегчение коммуникаций, а также более эффективная адаптация к меняющимся экономическим реалиям. Тем не менее, несмотря на большое количество преимуществ, существует немало проблем. Угрозы возникают как за счет появления новых вредоносных технологий, так и за счет расширения и усложнения самих цифровых сервисов8. Отсутствие цифровой связи в некоторых частях мира, неадекватная нормативно-правовая база, институциональные слабости, недостаточные инвестиции и неразвитость инфраструктуры являются ключевыми барьерами на пути эффективного развития электронной торговли.

Электронную торговлю можно анализировать в русле концепций сетевой экономики и цифровой экономики. Сетевая экономика представляет собой сложную структуру, частью которой является электронный бизнес. В него входят такие компоненты, как электронная коммерция, электронные частные закупки, электронные государственные закупки, электронное обслуживание заказчиков, деловых партнеров, служащих, влиятельных лиц9. Электронная торговля как часть сетевой экономики приносит новые значительные возможности для ведения бизнеса: компании могут оперировать качественно новыми, улучшенными методами работы, снизить издержки, найти новые рынки сбыта, а также быть более оперативными в принятии управленческих решений.

Цифровая экономика - это еще одна важная концепция для понимания электронной торговли. Два аспекта цифровой экономики - электронная торговля и информационные технологии - растут и изменяются с огромной скоростью, что приводит к новым бизнес-процессам. Примером является шеринговая экономика (sharing economy), которая предполагает специфическую модель бизнеса на основе использования информационных технологий и онлайн-платформ для формирования специальных сервисов обслуживания потребителей10. Еще одним направлением электронной торговли является использование криптовалюты11.

Электронная торговля является одной из ключевых дискуссионных тем в рамках БРИКС. В 2017 году в целях более эффективной работы над этим вопросом была подписана «Инициатива БРИКС по сотрудничеству в области электронной торговли» и создана Рабочая группа БРИКС по электронной торговле12. Рабочая группа координирует межгосударственное сотрудничество в данной сфере на

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

основе результатов совместных исследований. Рабочая группа проводит периодические встречи с Контактной группой БРИКС по торгово-экономическим вопросам (CGETI), которые направлены на обмен информацией, подготовку «дорожных карт» сотрудничества и выработку соответствующих рекомендаций. Страны БРИКС отмечают необходимость в развитии электронной торговли, в том числе обсуждают возможность создания сети модельных электронных портов - логистических хабов, которые будут способствовать ускорению процедур торговли и введению электронного таможенного документооборота13.

Усиление внимания к вопросам регулирования электронной торговли и сотрудничества в данной сфере, в том числе в рамках БРИКС14, произошло на фоне резкого роста объемов данного вида торговли, обусловленного пандемией коронавируса (COVID-19). Так, по данным компании ACI Worldwide, только в мае 2020 года объем транзакций электронной коммерции увеличился на 23 процента по сравнению с маем 2019 года15. В результате пандемии и режима самоизоляции потребители стали все чаще совершать покупки через Интернет, использовать социальные сети, интернет-телефонию и телеконференции. При этом обострились некоторые проблемы, связанные с кибербезопасностью, манипулированием цен, обманной деловой практикой и т.д. Более того, стал увеличиваться цифровой разрыв между государствами16. В связи с этим возникает необходимость более пристального изучения особенностей развития электронной торговли в странах БРИКС и выявления проблемных сфер и перспективных направлений в данной области, что является целью настоящего исследования.

Факт прогрессивного развития электронной торговли, особенно на рынках развивающихся стран, становится неоспоримым. Китай является безусловным лидером. По данным доклада ЮНИДО о развитии электронной коммерции за 2018 год, среди стран БРИКС Китай является крупнейшим рынком розничной торговли через Интернет, насчитывающим 470 млн онлайн-потребителей17. В таблице 1 представлены некоторые ключевые показатели развития электронной торговли в странах БРИКС.

Таблица 1

Проникновение Интернета и доходы от электронной торговли в БРИКС в 2019 г.

Страна Показатель Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Проникновение Интернета (% от общего населения) 68 81 49 61 55

Доходы от электронной коммерции, млрд долл. 16 22 50 (данные 2018 г.) 867 4

Источник: Основано на данных Statista, https://www.statista.com/

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

82

Уровень проникновения Интернета в странах БРИКС отличается, лидером по этому показателю является Россия, в которой данный показатель достигает 81% от общей численности населения. Наиболее отсталой страной среди стран БРИКС по уровню проникновения Интернета является Индия с показателем 49%. Однако, несмотря на отставание по уровню проникновения Интернета, Индия на сегодняшний день представляет собой самую быстрорастущую страну БРИКС по темпам роста электронной торговли. Ожидается, что доходы Индии от электронной коммерции резко вырастут, увеличиваясь на 51% в год, что является самым высоким показателем в мире18. Правительство Индии уделяет большое внимание и прилагает все усилия для цифровизации всех сфер жизни. Индия демонстрирует впечатляющие результаты, хотя все еще далека от Китая.

Китай является не только лидером среди стран БРИКС, но и мировым лидером. В 2020 году глобальный рынок электронной коммерции перешагнет порог в 2 трлн долл.19. Сдвиг из США и Европы в Китай и Юго-Восточную Азию был вызван ростом числа азиатских потребителей, получающих доступ к электронной коммерции благодаря растущей покупательной способности и проникновению Интернета, особенно на мобильные устройства. Экономический и политический кризис в Бразилии стал причиной отставания по некоторым показателям электронной торговли среди стран БРИКС. Так, по выручке от электронной торговли Бразилия опережает только ЮАР. Тем не менее, Бразилия продолжает развивать эту сферу, и трансграничная электронная торговля растет быстрыми темпами. В 2017 году выручка от трансграничной электронной торговли увеличилась на 17% по сравнению с 2015 годом и на 38% по сравнению с 2014 годом20. Более того, Бразилия является одним из драйверов электронной торговли в латиноамериканском регионе21. Что касается электронной торговли в ЮАР, стоит отметить, что она только начинает набирать обороты. В ЮАР, как и в остальных странах БРИКС, активно разрабатываются и внедряются государственные программы и стратегии по развитию цифровой экономики в целом, и электронной торговли в частности22.

Электронная торговля способствует увеличению объемов трансграничной торговли и платежей и дает больше возможностей для выхода на новые рынки, в том числе для малых и средних предприятий. Однако, несмотря на широкий спектр преимуществ электронной торговли, каждая страна БРИКС сталкивается с определенными трудностями. У пяти стран есть как свои собственные проблемы, так и общие вызовы. В таблице 2 показаны некоторые достижения и трудности в развитии электронной торговли БРИКС.

Интересно отметить, что в 2015 году среди стран БРИКС лидирующую позицию по использованию ИКТ в формате В2В занимала Южно-Африканская Республика. Остальные члены имеют примерно одинаковые значения по этому показателю, однако Индия немного отстает. Данный показатель свидетельствует о достаточно

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

83 ^

активном использовании технологий в бизнесе среди рассматриваемых стран. Точ -но так же показатель использования Интернета в В2С показывает примерно одинаковые значения в государствах БРИКС. Он говорит о том, что бизнес достаточно активно продает свои товары и услуги потребителям через Интернет.

В области правового регулирования стоит выделить следующие особенности. В России и Бразилии таможенные процедуры, связанные с ввозом и вывозом товаров, недостаточно эффективны, что создает дополнительные барьеры для развития электронной коммерции. Более того, таблица 2 демонстрирует, что не все страны БРИКС имеют необходимую законодательную базу для защиты данных и потребителей в Интернете. Тем не менее, следует подчеркнуть, что все государства альянса имеют нормативно-правовую базу по предупреждению киберпреступности.

Таблица 2

Особенности развития электронной торговли в странах БРИКС

———Страна Показатель ———^^ Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Применение ИКТ в В2В * (2015 г.) 4.6 4.8 4.1 4.9 5.3

Использование Интернета в В2С**(2015 г.) 5.0 5.1 4.2 5.3 4.6

Бремя прохождения таможенных процедур*** (2015 г.) 2.9 3.6 4.3 4.2 4.0

Правовая основа защиты прав потребителей при совершении Интернет-покупок (2016 г.) Имеется Нет Нет Имеется Имеется

Правовая база для защиты данных / конфиденциальности онлайн (2016 г.) Проект Имеется Имеется Нет Проект

Правовая основа предупреждения киберпреступности (2016 г.) Имеется Имеется Имеется Имеется Имеется

Примечания к таблице:

* В какой степени предприятия используют ИКТ для совершения сделок с другими предприятиями [1 = вовсе нет; 7 = в значительной степени].

** В какой степени предприятия используют Интернет для продажи своих товаров и услуг потребителям [1 = вовсе нет; 7 = в значительной степени].

*** Насколько эффективны таможенные процедуры [1 = вовсе не эффективны; 7 = крайне эффективны].

Источник: WITS. E-commerce Indicator. 2020, URL: https://wits.worldbank.org/analytical-data/e-trade

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

Рассмотрим теперь более подробно, с какими основными проблемами сталкиваются отдельные страны БРИКС при развитии электронной торговли. Несмотря на динамику роста, существуют серьезные проблемы, с которыми сталкивается бразильская электронная торговля. Среди стран БРИКС Бразилия имеет самые высокие налоги на открытие компании, что создает проблемы для ведения бизнеса, так как 67% прибыли изначально облагается налогом23. Компаниям приходится иметь дело с местной бюрократией и отсутствием единых правил налогообложения. Импортируемые товары проходят специальную процедуру, и достаточно существенное время тратится на подготовку документов. Другая проблема - плохая транспортная инфраструктура, что вызывает проблемы с безопасностью и сроками доставки. Кроме того, в бразильской электронной торговле не хватает квалифицированных работников.

Рассматривая ситуацию в России, следует отметить, что электронная коммерция широко распространена только в крупных городах. Российские покупатели по-прежнему предпочитают наличные платежи, которые доминируют над онлайн-платежами24. Более того, они предпочитают вносить оплату после получения товара, и многие предпочитают посмотреть товар перед покупкой. Быстрая доставка также востребована, однако это не всегда возможно из-за неразвитой инфраструктуры в некоторых регионах, а также отсутствия необходимой сети складов.

Электронная торговля в Индии также сталкивается с рядом проблем. Многие потребители не имеют банковских карт и не знакомы с онлайн-покупками и цифровыми платежами. Что касается способа оплаты, то почти 45% онлайн-покупате-лей, как сообщается, предпочитают оплату наличными при доставке, а не кредитные (16%) или дебетовые (21%) карты25. Кроме того, подключение к Интернету нестабильно и остается недоступным для некоторой части населения Индии. Другой важной проблемой является то, что цифровые платежи связаны с рядом проблем, касающихся безопасности данных. В настоящее время конфиденциальная информация плательщиков часто раскрывается и подвергается мошенничеству, что, в свою очередь, приводит к финансовым потерям и ухудшению репутации компаний, работающих онлайн.

Электронная торговля в Китае, несмотря на высокие темпы развития, сталкивается с такими вызовами, как отсутствие общей системы безопасности, нарушение прав интеллектуальной собственности, незаконная торговля и мошенничество. Раскрытие и перепродажа личной информации наносит серьезный ущерб возможностям устойчивого развития электронной торговли. Кроме того, неравномерное развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий приводит к цифровому разрыву между различными регионами Китая и контрасту между уровнями цифрового развития предприятий в разных отраслях промыш-ленности26.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

85 ^

В Южной Африке существует целый ряд проблем, связанных с переходом на цифровое вещание и внедрением электронной торговли. Несмотря на растущее использование Интернета, многие люди все еще неграмотны и не имеют необходимых для этого ресурсов. Стоимость использования Интернета является одной из самых высоких в Африке. Кроме того, электронная торговля сопряжена с трудностями, обусловленными недостаточным финансированием, сложным доступом на рынок и неадекватными управленческими навыками. Препятствием также является отсутствие системы электронных платежей между иностранными юридическими лицами27.

Таким образом, с одной стороны, в странах БРИКС растет количество Интернет-пользователей и онлайн-покупателей, многие компании используют Интернет и ИКТ для ведения и улучшения бизнеса, динамично растут доходы от электронной коммерции и появляются новые возможности. С другой стороны, государства сталкиваются с определенными барьерами в развитии электронной торговли: инфраструктурными, правовыми, социальными и т.д.

Пандемия СОУГО-19 еще раз подчеркнула необходимость развития цифровых технологий. Страны БРИКС столкнулись с экономическими проблемами, вызванными коронавирусом, режимом самоизоляции и другими защитными мерами, и для борьбы с ними рассматриваются возможности сотрудничества и координации действий. Так, 28 апреля 2020 состоялось внеочередное онлайн-совещание глав внешнеполитических ведомств государств БРИКС28. В ходе встречи министры обсудили влияние кризиса, вызванного вспышкой СОУГО-19, а также пришли к выводу о необходимости решения проблем и вызовов коллективным путем, с использованием многосторонних форматов сотрудничества. Более того, представители государств обменялись мнениями о возможных совместных мерах в формате БРИКС по сдерживанию СОУГО-19 и решению вопросов, связанных с финансовыми, торговыми, экономическими и социальными последствиями пандемии29. 7 мая состоялась онлайн-встреча министров здравоохранения стран БРИКС, в ходе которой участники договорились выделить 15 млрд долл. Новому банку развития (НБР), с тем чтобы он мог создать специальный кредитный инструмент для поддержки возрождения экономик и оказания помощи в покрытии чрезвычайных расходов, связанных с реагированием на коронавирусную пандемию30.

Безусловно, пандемия принесла значительный ущерб экономикам стран БРИКС, однако также появились и новые возможности, прежде всего они коснулись онлайн-бизнеса и электронной торговли. Согласно исследованию 8упареош, в Бразилии рост онлайн-продаж в январе и феврале достиг 17%, за которым последовало увеличение на 38% в марте и на 60% в апреле, в мае выросли на 155% по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года31. Во время режима самоизоляции, многие компании перешли на формат онлайн-работы, а также существенно возросло количество онлайн-покупок. По данным исследования компании АёуаП^Ьор, в

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

России в апреле открылось на 99,02% интернет-магазинов больше по сравнению с январем-мартом 2020 г.32. Более того, средний месячный оборот лидеров среди российских онлайн-магазинов в апреле вырос на 23,91% по сравнению с мартом 2020 г. и примерно на 36% от этого же периода прошлого года.

В Индии местные компании зарегистрировали 45-50-процентный рост онлайн-продаж в первые две недели марта по сравнению с тем же периодом в феврале, Amazon и Flipkart сообщили об увеличении заказов в два-три раза33. В то же время компания китайский рынок онлайн-продуктов может рассчитывать на рост на 62,9% в 2020 году по сравнению с ростом на 29,2% в прошлом34. Пандемия также послужила толчком для ускоренного внедрения электронной торговли в Южной Африке, за время режима самоизоляции число покупателей онлайн выросло на 37%35. Однако, несмотря на рост количества онлайн-продаж, увеличения числа компаний, работающих онлайн, рост доходов от электронной коммерции, пандемия обострила существующие в странах проблемы развития электронной торговли. Они связаны с недостаточным законодательным регулированием, отсутствием необходимой транспортной инфраструктуры, разным технологическим развитием регионов стран. Более того, защитные меры по предотвращению распространения COVID-19 нанесли серьезный удар таким онлайн-секторам, как продажа билетов, путешествия, бронирование отелей, услуги транспорта. Государствам БРИКС предстоит серьезная работа по устранению последствий кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

В ближайшее время глобальная электронная торговля будет перемещаться на развивающиеся региональные рынки. Таким образом, электронная торговля в странах БРИКС может послужить одним из драйверов экономического развития. Бразилия является региональным лидером в области электронной коммерции, а розничная торговля через Интернет продолжает расти. Для Российской Федерации развитие отечественных платформ электронной торговли и растущая трансграничная электронная торговля открывают широкие возможности для экономики. Быстроразвивающаяся экономика Индии улучшает условия для электронной торговли. Китай, в свою очередь, является одним из мировых лидеров в области электронной торговли. Электронная торговля в ЮАР только начинает развиваться, однако уже показывает многообещающие результаты. Пандемия коронавируса вызвала бурный рост объемов электронной торговли в странах, но в то же время обнажила имеющиеся проблемы в дальнейшем развитии.

Страны БРИКС сегодня сталкиваются с серьезными вызовами. Среди них - отсутствие нормативно-правовой базы и механизмов регулирования, недоступность Интернета, неосведомленность и недоверие к электронным типам сотрудничества, а также проблемы с логистикой и инфраструктурой при совершении онлайн-по-купок и неэффективные таможенные процедуры. Особо стоит отметить проблему цифрового разрыва, в том числе с точки зрения регионального развития. Подводя

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

итог, следует подчеркнуть, что каждое государство обладает огромным потенциалом в области электронной торговли, что ставит перед БРИКС множество возможностей и задач. Анализируя перспективы, стоит отметить растущее число малых и средних предприятий, использующих Интернет и ИКТ для осуществления деятельности электронной торговли. В связи с этим, существует возможность создания единого портала БРИКС для МСП, который облегчит и сделает более эффективным развитие электронной торговли. Государствам объединения также важно разработать общий подход к решению проблем и координацию действий в данной сфере. Создание совместной онлайн-платформы для государственных ведомств стран БРИКС позволило бы ввести единый документооборот, обеспечить обмен данными, опытом и технологиями развития электронной торговли, а также упростить административные процедуры, способствовать внедрению передовых технологий. К тому же, в рамках БРИКС крайне актуальным остается создание общих инструментов регулирования электронной торговли и обеспечение мер информационной безопасности. Странам альянса необходимо более тесно сотрудничать для преодоления правовых, инфраструктурных, технических и социальных барьеров.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Brynjolfsson E., Kahin B. Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. MIT Press, 2002, P. 4.

2 Шуйский В.П. Международная торговля в условиях цифровизации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019, №7. C. 17-18.

3 Подробнее: Гаврюшин О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №6. C. 112-114.

4 Pasadilla G. O. E-commerce provisions in RTAs: Implications for negotiations and capacity building // ESCAP ARTNeT Working Paper Series. - 2020. -No. 192, URL: https://www. unescap.org/sites/default/files/AWP192%20Pasadilla%20Gloria_2.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Koval A., Trofimenko O. Theoretical concepts of trade policy development and analysis: Evolution and modern challenges in the context of the international trading system transformation // St Petersburg University Journal of Economic Studies. - 2020. - № 36(1). P. 37.

6 Zheng Q. Introduction to E-commerce. Springer. 2009. P.24

7 Стрелец И. А., Чебанов С. В. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения - 2020. - T. 64. Вып. №1 С.17

8 Скрипкин К. Г. Цифровизация экономики: содержание и основные тенденции // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2019. - № 6. С. 175

Дятлов, С.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: монография / С.А. Дятлов, В.П. Марьяненко, Т.А. Селищева. - С-Пб: Астерион, 2008. С.30

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

10 Воронцовский А.В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2020 - Т.36. Вып.2. С. 207.

11 Подробнее: Захаров А.Н., Чехранова Т.А. Тенденции развития электронной торговли в международной практике // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019.

- №6. С. 104.

12 7th Meeting of the BRICS Trade Ministers Statement, 2017 //URL: http://old.economy. gov.ru/en/home/press/news/20170208002

13 Ульянова Е. Электронная торговля в странах БРИКС - один из ключевых драйверов экономического роста // НКИ БРИКС, 2018, URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/5b-4cdcd062726905316c0000

14 BRICS countries pledge further cooperation in e-commerce, IPR // Xinhua News, 24.07. 2020, URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-07/24/c_139237635.htm

15 ACI, ACI Worldwide. "81 Percent Rise in May Retail eCommerce Sales, ACI Worldwide Research Reveals". 2020. https://www.aciworldwide.com/news-and-events/press-releas-es/2020/june/81-percent-rise-in-may-retail-ecommerce-sales-aci-worldwide-research-reveals

16 E-commerce, trade and the COVID-19 pandemic // WTO Information note, 2020, URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf

17 BRICS Plus e-commerce development report in 2018 // UNIDO & SASS, 2018, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2019-10/BRICS_Plus_E-Commerce_Develop-ment_Report_in_2018.pdf

18 India Brand Equity Foundation, Indian e-commerce industry analysis, 2020, URL: https://www.ibef.org/industry/ecommerce-presentation

19 Statista Digital Market Outlook, E-Commerce report 2020, URL: https://www.statista. com/study/42335/ecommerce-report/

20 De Lima G.A. National report on e-commerce development in Brazil. 2017, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2017-10/WP_14.pdf

21 Коваль А.Г., Андрианова Е.К. Перспективы развития цифровой экономики в МЕРКОСУР // Латинская Америка. - 2020. - №3. С. 20.

22 Подробнее: Ткаченко И.Ю. Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018.

- №5. С.101.

23 BRICS Plus e-commerce development report in 2018, UNIDO & SASS, 2018, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2019-10/BRICS_Plus_E-Commerce_Develop-ment_Report_in_2018.pdf

24 Sadyki M. National Report on E-Commerce Development in Russia, 2017, URL: https://www.unido.org/api/opentext/documents/download/9920890/unido-file-9920890

25 Rajasekar S., Agarwal S. A Study On Impact OfE-Commerce On India's Commerce, 2016, URL: https://www.journalijdr.com/sites/default/files/issue-pdf/5153.pdf

26 Status, Opportunities and Challenges ofBRICS e-commerce, UNIDO & ITC, 2017, URL: http://www.intracen.org/publication/Status-Opportunities-and-Challenges-of-BRICS-e-com-merce/

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

27 Гусарова C.A. Развитие электронной торговли в странах БРИКС. //Экономические науки, 11(156). 2017 С.45

28 BRICS,Russia-2020,URL: https://brics-russia2020.ru/news/20200428/390145/0-vneo-cherednom-soveschanii-glav-vneshnepoliticheskikh-vedomstv-gosudarstv-BRIKS-v-formate. html

29 Klomegah K. Five-member BRICS Works Out Ways to Combat the COVID-19 Pandemic. IDN, 2020, URL: https://www.indepthnews.net/index.php/sustainability/health-well-be-ing/3572-five-member-brics-works-out-ways-to-combat-the-covid-19-pandemic

30 COVID-19 Hits Hard, But Challenges BRICS. Modern Diplomacy, 2020, URL: https:// moderndiplomacy.eu/2020/05/23/covid-19-hits-hard-but-challenges-brics/

31 LABS. Brazil: E-commerce sales soar 155% in May. 2020 URL: https://labs.ebanx. com/en/notes/brazil-e-commerce-sales-soar-155-in-may/

32 Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 20192020 год. AdvantShop, 2020, URL: https://www.advantshop.net/blog/common/analitika-po-on-lain-prodazham-v-period-karantina

33 Stiftung H.B. Profiteering from the pandemic: How India's lockdown paved the way for big e-commerce disaster capitalism. 2020 URL: https://eu.boell.org/en/2020/06/19/profiteer-ing-pandemic-how-indias-lockdown-paved-way-big-e-commerce-disaster-capitalism

34 Global Risk Insights. COVID-19: China's e-commerce.2020 URL: https://globalriskin-sights.com/2020/05/covid-19-chinas-e-commerce/

35 TMO Contributor. COVID-19 fastracks online shopping in South Africa. 2020 URL: https://themediaonline.co.za/2020/05/covid-19-fastracks-online-shopping-in-south-africa/

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Воронцовский А. В. Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2020 - Т.36. Вып.2. С. 189-216

2. Гаврюшин О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №6. С. 107-115

3. Гусарова C.A. Развитие электронной торговли в странах БРИКС. Экономические науки 11(156). 2017 С. 43-46

4. Дятлов, С. А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование: монография / С.А. Дятлов, В.П. Марьяненко, Т.А. Селищева. - С-Пб: Астерион, 2008. - 416 с.

5. Захаров А.Н., Чехранова Т.А. Тенденции развития электронной торговли в международной практике // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №6. С. 102-105

6. Коваль А.Г., Андрианова Е.К. Перспективы развития цифровой экономики в МЕР-КОСУР // Латинская Америка. - 2020, №3. С. 18-32

7. Скрипкин К. Г. Цифровизация экономики: содержание и основные тенденции // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2019, № 6. С. 167-187

8. Стрелец И. А., Чебанов С. В. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения, 2020. - T. 64. Вып. №1, С. 15-25.

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

9. Ткаченко И.Ю. Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018, №5. С. 99111

10. Шуйский В.П. Международная торговля в условиях цифровизации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - №7. С. 7-20

11. Ульянова Е. Электронная торговля в странах БРИКС - один из ключевых драйверов экономического роста // НКИ БРИКС, 2018, URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/5b-4cdcd062726905316c0000

12. BRICS Plus e-commerce development report in 2018 // UNIDO & SASS, 2018, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2019-10/BRICS_Plus_E-Commerce_Develop-ment_Report_in_2018.pdf

13. Brynjolfsson E., Kahin B. Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. MIT Press, 2002. - 372 p.

14. De Lima G.A. National report on e-commerce development in Brazil. 2017, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2017-10/WP_14.pdf

15. Koval A., Trofimenko O. Theoretical concepts of trade policy development and analysis: Evolution and modern challenges in the context of the international trading system transformation // St Petersburg University Journal of Economic Studies. - 2020. - № 36(1). P. 27-48

16. Pasadilla G. O. E-commerce provisions in RTAs: Implications for negotiations and capacity building // ESCAP ARTNeT Working Paper Series. - 2020. -No. 192, URL: https://www. unescap.org/sites/default/files/AWP192%20Pasadilla%20Gloria_2.pdf

17. Statista Digital Market Outlook, E-Commerce report 2020, URL: https://www.statista. com/study/42335/ecommerce-report/

19. Zheng Q. Introduction to E-commerce. Springer. 2009. - 517 p.

BIBLIOGRAPHY:

1. Voronczovskij A.V Cifrovizaciya e'konomiki i ee vliyanie na e'konomicheskoe razvitie i obshhestvennoe blagosostoyanie // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. E'konomika. -2020 - T.36. Vy p 2. S. 189-216

2. Gavryushin O.Yu. Novy'e napravleniya razvitiya transgranichnoj e'lektronnoj torgovli // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2019. - №6. S. 107-115

3. Gusarova C.A. Razvitie e'lektronnoj torgovli v stranax BRIKS. E'konomicheskie nauki 11(156). 2017 S. 43-46

4. Dyatlov, S.A. Informacionno-setevaya e'konomika: struktura, dinamika, regulirovanie: monografiya / S.A. Dyatlov, V.P. Mar'yanenko, T.A. Selishheva. - S-Pb: Asterion, 2008. - 416 s.

5. Zaxarov A.N., Chexranova T.A. Tendencii razvitiya e'lektronnoj torgovli v mezhdu-narodnoj praktike // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2019. - №6. S. 102-105

6. Koval' A.G., Andrianova E.K. Perspektivy' razvitiya cifrovoj e'konomiki v MERKOS-UR // Latinskaya Amerika. - 2020. - №3. S. 18-32

7. Skripkin K. G. Cifrovizaciya e'konomiki: soderzhanie i osnovny'e tendencii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. E'konomika. — 2019, № 6. S. 167-187

8. Strelecz I. A., Chebanov S. V. Cifrovizaciya mirovoj torgovli: masshtaby', formy', pos-ledstviya // Mirovaya e'konomika i mezhdunarodny'e otnosheniya - 2020. - T. 64. Vy'p. №1 S. 15-25.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

91 Q

9. Tkachenko I.Yu. Vozmozhnosti nadnacionaTnogo regulirovaniya cifrovoj e'konomiki v stranax BRIKS // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2018. - №5. S. 99-111

10. Shujskij V.P. Mezhdunarodnaya torgovlya v usloviyax cifrovizacii mirovoj e'konomiki // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2019. - №7. S. 7-20

11. Ulyanova E. Elektronnaya torgovlya v stranax BRIKS - odin iz klyuchevyx dra-jverov e'konomicheskogo rosta // NKI BRIKS, 2018, URL: http://www.nkibrics.ru/posts/ show/5b4cdcd062726905316c0000

12. BRICS Plus e-commerce development report in 2018 // UNIDO & SASS, 2018, URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2019-10/BRICS_Plus_E-Commerce_Develop-ment_Report_in_2018.pdf

13. Brynjolfsson E., Kahin B. Understanding the Digital Economy: Data, Tools, and Research. MIT Press, 2002. - 372 p.

14. De Lima G.A. National report on e-commerce development in Brazil. 2017, URL: htt-ps://www.unido.org/sites/default/files/2017-10/WP_14.pdf

15. Koval A., Trofimenko O. Theoretical concepts of trade policy development and analysis: Evolution and modern challenges in the context of the international trading system transformation // St Petersburg University Journal of Economic Studies. - 2020. - № 36(1). P. 27-48

16. Pasadilla G. O. E-commerce provisions in RTAs: Implications for negotiations and capacity building // ESCAP ARTNeT Working Paper Series. - 2020. -No. 192, URL: https://www. unescap.org/sites/default/files/AWP192%20Pasadilla%20Gloria_2.pdf

17. Statista Digital Market Outlook, E-Commerce report 2020, URL: https://www.statista. com/study/42335/ecommerce-report/

19. Zheng Q. Introduction to E-commerce. Springer. 2009. - 517 p.

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.